Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальная структура и ее восприятие современниками. Политическая культура средневековой Европы



В начальный период средних веков земельная собственность распределялась между феодалами, церковью и крестьянскими общинами. Земли свободных крестьянских общин постепенно присоединялись к землям светских или церковных феодалов под разными предлогами вместе с живущими на них крестьянами. Так шло закабаление ранее свободных крестьян, которые к XI в. попали в разную степень наследственной личной и экономической зависимости. За пользование землей крестьянин должен был отдавать часть урожая феодалу (а церкви 1/10 всего производимого в хозяйстве), работать на барской пашне или в мастерских, молоть хлеб на барской мельнице, участвовать в различных работах, защищать его земли в случае военной опасности. Процесс освобождения крестьян от крепостной зависимости в разных государствах имел разные сроки.

Первыми стали освобождаться французские крестьяне с XII в. - времени крестовых походов.

В Англии с XV в. крестьяне в связи с огораживанием земель становились лично свободными.

В Норвегии крестьяне вообще не знали крепостной зависимости. В других государствах освобождение придет лишь в XIX в.

Поскольку земля являлась главной ценностью, она и служила мерилом богатства и средством расплаты короля с феодалами, феодала - с вассалами. Вассал мог служить нескольким феодалам. Оплатой за службу были земля, конь и доспехи. Оружие и лошадь стоили очень дорого. В XIII в. воинская экипировка среднего качества (меч, щит, латы, шлем, конь, седло) были эквивалентны более чем четырем поместьям, либо 25 отличным волам, либо 250 овцам, либо 250 четвертям пшеницы. Как на Востоке, так и на Западе существовал определенный кодекс чести воина-рыцаря. Его преданность королю, императору, феодалу была беззаветной, считалась нравственным долгом, воспевалась в песнях (" Песень о Роланде", песни о Гильоме Оранжском). Жизнь феодалов-рыцарей сопровождалась множеством сословных привычек: раздачей захваченного во время набегов добра, устройством богатых пиров, презрительным отношением к скаредности и экономии, поклонением " прекрасной даме", участием в турнирах и пр. В рыцари готовились с детства, проходя школу рыцарского воспитания.

Воины-рыцари, они же феодалы, противостояли огромной массе безоружных крестьян. В обыденном сознании средневековых людей человек, одетый в воинские доспехи, защитник своего народа, символически воспринимался как повторяющий деяния Христа, погибшего за народ. Крестьянин же, пашущий землю, согласно Библии, делал это в качестве наказания за первородный грех, становился символом грешного, проклятого человечества.

Важным моментом в социально-политической культуре Средних веков в Западной Европе следует считать появление сословных представительных органов. Их зарождение связано с появлением свободных, самоуправляемых городов и в связи с этим независимого от феодала слоя населения - купцов и ремесленников, объединенных в цеха и гильдии. Представители цехов входили в городскую систему самоуправления, решая вопросы городского хозяйства, налоговых сборов и др. Для решения общегосударственных вопросов стали созывать собрания представителей разных сословий (Испания - с XII в.; Англия - XIII в.; Франция - XIV в.; Нидерланды - с XV в. и т.п.).
Невозможно представить себе социальную жизнь Средневековья без института церкви. Церковь представляла собой независимое, самостоятельное целое во всех феодальных государствах в Европе и Азии.
В Европе в 1054 г. произошло разделение церквей: на католическую церковь на Западе, православную церковь - на Востоке Европы. Они существовали в рамках не государственности, а авторитарно-монархических организаций. Все высшие католические священнослужители назначались - Ватиканом, православные - Константинополем. Власть пап и патриархов считалась выше Вселенских соборов (собраний высшего духовенства). Церковь была своего рода государством в государстве. Она имела собственные земли с прикрепленными к ним крестьянами, мастерские, позже мануфактуры, свою казну и свои законы. Она оказывала огромное влияние на всю идейную и политическую жизнь средневековых государств. Это часто приводило к столкновениям интересов светских и духовных владык. Религиозные мотивы часто играли главную роль в захватнических войнах. Так, в XI-XIII вв. были осуществлены так называемые крестовые походы западноевропейских феодалов на Восток якобы для освобождения " гроба Господня" и " Святой земли" от " неверных" (мусульман). Точное количество походов не известно, но в истории нашли описание 8 походов. В этих походах участвовало и большое число крестьян, искавших лучшей доли. На Востоке крестоносцы (люди, носившие плащ с нашитым крестом) столкнулись с новой верой - мусульманством (исламом).

Ислам возник в VII в н.э. в Аравии в период перехода арабов на стадию классового общества и образования Арабского государства и в буквальном переводе означал " покорность". Вероучение ислама изложено в Коране, который, согласно мусульманскому преданию, был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через ангела Джебраила. Богопочитание выражается в исламе в молитве, посте и паломничестве. В раннем же Средневековье в исламе выделились две ветви ислама - суннизм и шиизм. С VII-VIII вв. арабские завоевания распространились на жителей регионов, входивших в Византию (Сирия, Египет) на соседние с ними территории, арабские завоеватели дошли до Испании, подвергая насильственной исламизации покоренные народы. В результате в круг арабской культуры вошли и те духовные достижения, которыми обладали покоренные народы: философия, математика, астрономия, медицина и др. Обогатился язык, словесность приобрела новые черты. Возникший в IX в. суфизм - мистико-аскетическое течение внутри ислама - излагал свое учение в поэтической форме. Арабские ученые продвинули на Запад сочинения индийских математиков, их систему чисел. В итоге крестовых походов европейская культура обогатилась многими достижениями Востока, к ней вернулась греческая наука в арабских переводах, достижения сельского хозяйства, мореплавания, военного дела. Свой след арабская культура оставила и в архитектурных памятниках, особенно в Испании, где возник особый мавританский стиль.
Проводником религиозных взглядов и политики Ватикана были монашеские ордена. Практика отшельничества возникла в конце Древнего периода, когда многобожие стало уступать место новым монотеистическим религиям. Первым в мировой практике монашеским поселением была буддистская монашеская община (VI-V вв. до н.э.), затем появляются раннехристианские отшельники (III в. н.э.), пустынножители, общинножители в Египте. В Средние века происходит расцвет монастырских коммун, совместно ведущих хозяйство, общие трапезы, имевших общий доход от треб, церковной десятины и т.д. Монастыри превращаются в культурно-хозяйственные центры, где переписываются рукописи, ведутся теологические диспуты, подспудно разрабатываются и научные взгляды. Зачастую тяжелый физический труд возлагался на послушников или прикрепленных к монастырям крестьян, монастырских работников. Это было характерно для католических, православных, буддистских и других монастырей. Существовали и нищенствующие монашеские ордена: францисканцев, доминиканцев, кармелитов и др. Церковь вела непримиримую борьбу с ересями и свободомыслием. Суды инквизиции в Европе с особой жестокостью действовали в Испании.

2.1.3.4. Духовная культура средневековой Европы. Христианство. Система образования

В средневековой духовной культуре существовало множество разных субкультур. Как уже говорилось, существовала рыцарская культура, культура городская, культура крестьянская. Не одинаковыми были и религиозные взгляды, поскольку в эти века еще продолжались этнические передвижения и народы разных регионов находились на разных уровнях культурно-исторического развития. Это предопределило существование двух поэтапных процессов в приобщении к идеологии христианства: начальном - христианизации, т.е. крещении и формальном принятии веры, и длительном процессе - евангелизации, т.е. принятие самого учения. Неверно представлять себе Средневековье однозначно монотеистическим. Монотеизм - это своего рода цель, к которой стремились, потому что единая вера, будь то католицизм или православие, буддизм или ислам, сплачивала разноплеменные, разноязыкие массы, жившие в условиях феодальной раздробленности, экономического упадка, плохого питания, частых войн, голодовок и эпидемий. Объединение в религиозные общины и приходы, предписанное в учении частое посещение церкви, мечети, молельного дома (трижды в день: к заутрене, обедне, вечере) ставили каждого человека, его семью под контроль церкви. Исповеди и проповеди оказывали влияние на сознание безграмотных людей, привязывая их к религии нерасторжимыми узами.
В эпоху феодализма окончательно оформляются три основные мировые религии:

1. христианство,

2. буддизм,

3. ислам.

Главным в христианстве, базирующемся на Библии, является учение о мифическом богочеловеке Иисусе Христе сыне Божьем, который был рожден от непорочного зачатия, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо. В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми. На формирование идеологии христианства заметное влияние оказали восточные культы, иудейско-греческая философия, поздний стоицизм. Процесс формирования христианской догматики растянулся на несколько столетий. В результате появились представления о троице, первородном грехе, боговоплощении, крещении, причастии и другие догматы. В Средние же века христианство распалось на православие, католицизм, протестантизм.

Образование в средние века - удел немногих. В целом считается, что это бесписьменная эпоха. Вся масса бытовой, профессиональной и другой информации запоминается и заучивается. Письменность была распространена среди небольшого круга лиц. Интерес к образованию в раннесредневековый период в Европе отмечается в VII в. при дворе короля Карла Великого. Этот период получил название " Каролингского Возрождения".
В XII - XIII вв. В Европе открываются с папского благословения университеты, в которых были факультеты: теологический, медицинский, философский. Позже появляются факультеты права. Университеты живут по правилам монастырей: преподаватели дают обед безбрачия, преподавание ведется на латыни, материальная база - отправление церковных обрядов и сборы с крестьян, приписанных к этим землям. Данные по Лейпцигскому университету свидетельствуют о том, что в XV - начале XVI вв. из 100 человек, записавшихся на слушание лекций, через два года экзамен держали 30 человек, а к выпускному экзамену явилось всего 6 человек. В городах и при монастырях создавались школы. Полные образовательные программы включали два основных цикла - изучение тривиума (грамматика, риторика, диалектика как искусство спора) и квадриума (арифметика, астрономия, музыка, геометрия). В условиях бесписьменности основной массы населения активно развивалось устное творчество: легенды, исторические песни, сказания о деяниях королей - Карле Великом, короле Артуре, Александре Македонском, о подвигах мучеников и святых (" Эдда", " Песнь о Нибелунгах", " Песнь о Роланде" и др.). В XII - XIII вв. в Западной Европе расцветает волнодумное, антиаскетическое музыкально-поэтическое творчество вагантов. Так называли бродячих студентов, низших духовных чинов, школяров. Развитие архитектуры и изобразительного искусства ускоряется и обогащается к концу Средних веков. Так, романский стиль сменяется готическим. Устремленные к небу ажурные соборы демонстрируют идею связи человека с богом, его возвышением. Внутреннее убранство соборов зависело от особенностей веры. Частью художественной культуры этого периода является театральное искусство. Его истоки находятся в сельских обрядах. Деревенское население по языческим обычаям продолжало праздновать конец зимы, приход весны, праздники урожаев плясками, ряжением, олицетворением явлений природы. Бродячие актеры (жонглеры - во Франции, шпильманы - в Германии, кукеры - в Болгарии, франты - в Польше и т.п.) ведут бродячий образ жизни, объединяются в ватаги. С IX в. в католической церкви появляется ритуал чтения в лицах различных эпизодов из жизни Христа и Марии, что закладывает основы литургической драмы. Среди жанров театрального искусства известны миракли (чудеса) - инсценировки на библейские темы с показом чудес, совершенных святым (" Игра о святом Николае" ), мистерии, фарсы (социальная критика с использованием элементов маскарадности), комедии дель арте (в Италии комедии с участием масок). В эпоху Возрождения театральное искусство обогащается драматургически, архитектурно, актерски и жанрово. Строятся специальные театральные здания, привлекаются силы литераторов: в Англии - Шекспир, в Испании - Сервантес, Лопе де Вега, Кальдерон и др.

Особый период в поздней Средневековой культуре ряда европейских стран, особенно Италии, связан с эпохой Возрождения. Исторической задачей деятелей новой культуры было восстановление преемственной связи с высокоразвитой культурой Античности. Творцами ренессансной культуры были выходцы из самых разных социальных слоев, ее идейной основой явился гуманизм - светски-рационалистическое мировоззрение, которое освобождало сознание от сословно-корпоративных, церковно-схоластических пут.

Гуманисты подвергли критике схоластическое богословие. Они содействовали тому, что границы религиозной мысли расширились и " очистились" от церковного предания. Благодаря использованию античных источников усилилась светская, а иногда и языческая линия в религиозных рассуждениях и художественных произведениях. Гуманисты обличали нравы духовенства, институты католической церкви (монашество и папство). Разница между гуманистической критикой духовенства и самокритикой духовных лиц на церковных соборах в том, что первые критиковали эти институты с точки зрения попрания человеческого достоинства, а вторые - с целью улучшить нравы духовенства. Гуманисты положили начало исследованию (филологическому и историческому) текстов Ветхого и Нового Завета. Они поставили в центр внимания не идею первородного греха, падения и спасения души, а идею земного предназначения человека, возможность его творческого совершенствования с помощью деятельности в обожествленном мире. Они заложили основы новых художественно-стилевых и идейных принципов искусства в разных его видах (литературе, театре, живописи, скульптуре, архитектуре). Крупнейшие гуманисты эпохи Возрождения - Петрарка, Данте, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Эразм Роттердамский, Д.Бруно, Ф. Рабле, Монтень, Коперник, Шекспир и многие другие - сыграли важную роль в формировании светского мировоззрения. Подводя итог духовного развития эпохи Возрождения, известный мыслитель XIX в. Ф. Энгельс заметил: " Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености" 1.

Культурно-историческое развитие в Средние века оставило в наследство следующим этапам: этническое обогащение евроазиатского ареала; опыт культурного развития в рамках ограниченных и закрытых этнотерриториальных сообществ (город, цех, родоплеменные образования и т.п.); детальную проработку технологических процессов ручного производства в разных видах труда; утверждение монотеизма и связанных с ним форм художественно-культурной деятельности (иконопись, мозаика, архитектура, музыка, книжная миниатюра и др.); итоги великих географических открытий как условий взаимовлияния культур; труды и идеалы гуманистов и др.


Поделиться:



Популярное:

  1. I.3. Кинокультура и культура слова: отношение противостояния
  2. II ГЛАВА. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА УЗБЕКИСТАНА XXI ВЕКА
  3. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  4. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 781–799.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь