Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетие
Октябрьская революция 1917 г. положила начало переходу к новой системе общественных отношений, к новому типу культуры. Последствия этого перехода необычайно сложны. В его ходе была разрушена не только политическая надстройка дворянского общества, но и все то, что составляло ее стержень - дворянская культура - гордость мировой культуры XIX и начала XX вв. В начале XX в. В.И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. К особенностям культуры того времени, отражающим идеологический и практический опыт социалистического строительства, а также своеобразные культурные нормы, образцы и формы творческой деятельности, можно отнести нижеперечисленные особенности. Утверждение в качестве первоосновы формирования новых социокультурных ценностей учения марксизма-ленинизма и научной концепции дарвинизма. Марксизм стал духовным стержнем советской цивилизационной системы и служил теоретическим инструментом для формулирования доктрины, которая отражала проблемы российской действительности; Активное использование культуры в уничтожении социального неравенства. Программное положение большевиков, утвержденное на VIII съезде РКП(б) - " открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда", начало реализовываться сразу после Октября 1917 г. Огромный размах приобрела национализация культуры. Уже в 1917 г. перешли в собственность и распоряжение народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции С.С. Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева. В процессе национализации многое от неразумения и некультурности за ценности не принималось, многое растаскивалось, расхищалось и уничтожалось. Вместе с тем создавались и новые музеи (изящных искусств при МГУ, мебели (Александровский дворец Нескучного сада), быта 40-х гг. XIX в., Морозовского фарфора, живописи культуры, различные антирелигиозные музеи). Активно участвовала в этом процессе и Советская власть. Всего только с 1918 по 1923 гг. возникло 250 новых музеев. Ттрудовое воспитание, школы стало инструментом создания новой культуры. Коренные изменения коснулись, в первую очередь, системы школьного образования. Положение о единой " трудовой школе" от ноября 1918 г. ликвидировало все атрибуты старой школы: экзамены, уроки, задания на дом, ученическую форму. Управление школой передавалось в руки " школьного коллектива", куда входили все ученики и школьные работники - от учителя до сторожа. Слово " учитель" отменялось, он становился " шкрабом". В 1918 г. на съезде работников народного просвещения было сказано: " Мы должны из детей...сделать настоящих коммунистов". В 1919 г. принимается декрет, подписанный Лениным, " О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". В нем записано, что " все население в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте; уклоняющиеся привлекаются к уголовной ответственности". Следует отметить, что для обучения широко использовались самые передовые для того времени педагогические теории (Дж. Дьюи, И. Павлова). Однако овладение знаниями всегда рассматривалось как обучение грамоте коммунизма. С целью увеличения пролетарской прослойки среди студентов с 1919 г. образуются " рабфаки": . На VIII съезде партии было четко сказано, что нет Усилилось влияние идеологии на искусство, художественное творчество таких форм искусства, которые не связаны с идеями коммунизма. В 1918 г. состоялась I Всероссийская конференция организаций Пролеткульта, где были выработаны методы и пути создания советской культуры. Основные принципы программы: художник независим от партии и государства, новую культуру можно создать лишь через разрушение старого (" сжечь Рафаэля, разрушить музеи" ). Однако с конца 1920 г. Пролеткульт и другие учреждения культуры (библиотеки, синематограф, театры и др.) национализируются и подчиняются Наркомпросу. Относительную самостоятельность сохраняют лишь представители ЛЕФа (Левый фронт искусства) (см. Терминологический словарь) - литературно-художественного объединения, теоретическими установками которого являлись: создание " действительно революционного искусства", примат " литературы факта" над вымыслом, поиски новых форм художественной выразительности Нарастала активная пропаганда новых социокультурных ценностей (агитпоезда Троцкого; массовые театрализованные представления - " Мистерии освобожденного труда", где участвовали 2 тысячи актеров и 35 тысяч зрителей; монументальное строительство - было открыто более 40 памятников). Ряд художников (К. Юон, М. Греков, И. Грабарь) уже в 1919 г. создали картины, посвященные Красной Армии. Представители творческой интеллигенции, перешедшие на сторону советской власти, получали повышенный паек и социальные льготы, что было немаловажно в условиях гражданской войны, когда право на паек имели только представители пролетариата. С 1920 г. вводится звание " Народный артист республики". Одними из первых его получили М.Н. Ермолова, К.С. Станиславский, Л.В. Собинов. Отечественная культура в первое послеоктябрьское десятилетие. Как в политико-экономическом, так и в социокультурном отношении советская власть уже после победы в гражданской войне в полной мере столкнулась с жестким выбором: либо допустить в той или иной степени частную собственность, хозяйственную многоукладность и капиталистическое производство, а значит, и элементы плюрализма в политической и духовной жизни, либо создать новую тотальную систему регуляции. Краткий период нэпа был отмечен продолжающейся конфронтацией двух общественных сил и " двух культур". В 20-е гг. началось планомерное осуществление культурной политики партии, при которой любая философская или иная система идей, которая выходила за пределы марксизма в его ленинском варианте, квалифицировалась как " буржуазная", " помещичья", " клерикальная" и признавалась контрреволюционной и антисоветской, то есть опасной для самого существования нового политического строя. Идейная нетерпимость стала основой официальной политики советской власти в сфере идеологии и культуры. В абсолютизации классового аспекта в художественной культуре особо выделялись две творческие организации - Пролеткульт и РАПП (см. Терминологический словарь). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы