Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В научной литературе политическая культура чаще всего определяется как совокупность ориентации, ценностей, верований, установок.
«Особенность политической культуры заключается в том, — пишет, например, К. С. Гаджиев, — что она представляет собой не политику или политический процесс в их реальном воплощении, а комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики, всей политической жизни, законах и правилах их функционирования». Английские политологи Р. Карр и М. Бернстейн определили политическую культуру как установочную и поведенческую матрицу, в пределах которой расположена политическая система», как «способ политического поведения социальной группы и природу политических верований и ценностей ее членов». Вместе с тем высказана и третья точка зрения. В частности, Р. Такер «наряду с элементами сознания в содержание культуры включает и «признанные образцы поведения». Политическая культура — это, с одной стороны, созданный и накопленный человечеством в процессе общественно-исторической практики, политический опыт, зафиксированный в обычаях, традициях, идеях, представлениях, оценках, установках, а с другой стороны, — качественно определенный уровень деятельности по воспроизводству и производству политической жизни. Политическая культура включает в себя, прежде всего, политическое сознание, которое,.как и все другие формы сознания, представлено двумя основными уровнями: теоретическим и обыденным. Сюда включаются доминирующие в обществе, в социальных общностях типичные, укоренившиеся представления, идеи, убеждения о разных аспектах политической жизни -общества, о политической власти, политических институтах, учреждениях, организациях и т. д. Вместе с тем неотъемлемыми элементами политической культуры являются также характерные для данного общества, социальной общности политические ценности, ценностные ориентации. Существенным элементом политической культуры являются также типичные для данного общества, социальной общности политические установки. Структура политической культуры не исчерпывается элементами политического сознания. Вместе с ними она включает в себя и поведенческий аспект, проявляющийся в виде образцов, стереотипов политического поведения. Образцы и стереотипы политического поведения закрепляются и передаются в традициях. Политические представления, ценности, установки и поведение, составляющие в совокупности политическую культуру, являются относительно самостоятельными ее элементами. Однако они не существуют отдельно друг от друга. В реальной действительности они тесно взаимосвязаны, переплетаются друг с другом. При этом одни и те же установки, ценностные ориентации и т. д. у разных людей, их различных общностей проявляются по-разному. Способом существования политической культуры является поведение. «Но воплощенная в поведении культура есть еще и отношение к аналогичным воплощениям другого индивида или другой группы. В политике это отношение бывает одновременно и отношением власти, господства, конфликта, согласия, совместных действий и мн. др. (Политология: Энциклопедический словарь. — М., 1993. — С. 265—266). Одновременно антикоррупционная культура строится на базе правовой культуры. Правовая культура – это обусловленная субъективным уровнем развития общества разновидность общей культуры, которая представляет собой меру освоения и использования накопленных тем или иным обществом правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению. Сущность правовой культуры – мера освоения правовых ценностей, накопленных обществом, и их использования различными людьми. При этом «мера» здесь – диалектическое единство качественных и количественных характеристик рассматриваемого явления. Надо заметить, что правовая культура функционирует в органическом взаимодействии и переплетении с другими ее областями и сферами (экономической, политической, нравственной (этической), религиозной, эстетической и т.д.), испытывая на себе их обратное воздействие, которое нередко является определяющим.
Правовая культура не только многоплановое, многофункциональное явление общественной жизни, но и многоуровневое образование. Оно включает в себя правовую культуру общества, социальных групп, а также отдельного гражданина. В целом же правовая культура включает в себя ценностную оценку правовых норм, институтов, отраслей, юридических процессов и др.; она отражает качественное состояние правовой жизни страны; является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании; составляет часть общей культуры; во многом зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей; служит предпосылкой формирования правового государства. И в этом качестве она выстраивается на базе общей политической культуры. В этом контексте можно говорить о некой структуре правовой культуры, включающей в себя такие части, как: знания о праве; отношение к праву; навыки правового поведения. Таким образом, человек, обладающий высокой правовой культурой, должен ориентироваться в праве, законодательстве, обладать позитивным достаточным уровнем правосознания, правильно применять нормы права в разных ситуациях. Это касается в немалой степени ситуаций, связанных с противодействием коррупционным рискам. По мнению многих теоретиков права, правовая культура проявляется на трех уровнях: обыденном, профессиональном и теоретическом. Обыденный уровень правовой культуры касается повседневной жизни каждого человека, и он не поднимается до каких-то теоретических обобщений; он активно используется людьми в повседневной жизни при реализации своих прав. Профессиональный уровень правовой культуры касается людей, занимающихся юридической деятельностью профессионально, этому уровню свойственна высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правового регулирования. Теоретическая правовая культура предполагает не только высокий уровень знания права, но и понимания его целей, задач, механизма действия, факторов, воздействующих на эффективность норм права и т.д. Для нас особенно важно понимание сущности и сформированность в качестве основы антикоррупционного поведения правовой культуры личности. Правовая культура личности характеризуется: определенным уровнем знания со стороны личности норм права; позитивным правосознанием этой личности, т.е. уважением ею права; ее поведением, основанным на уважении права. Отсюда следует, что правовая культура личности – это единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения. Каждый из нас является частью и включен во взаимодействие с множеством социальных групп. Групповая правовая культура присуща отдельным социальным группам, и прежде всего юристам, зависит от правосознания данной группы и испытывает на себе влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовой ориентации отдельных личностей. Например, самостоятельную часть данной групповой правовой культуры составляет правовая культура молодежи, которая складывается в основном в учебных заведениях, но и в других сферах тоже, например, в неформальных объединениях; правовая культура военных, ученых, предпринимателей и т.д. Правовая культура общества – это составная часть созданных самим обществом духовных ценностей; она охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием средств правового регулирования общественных отношений. Она зависит от уровня правосознания общества, состояния и совершенства законодательства, прочности законности и правопорядка. Она связана также с общим уровнем культуры населения и взаимодействует с моральной, нравственной, эстетической, художественной и иными видами культуры населения. Государство и общество заинтересованы в формировании действенной системы правовой культуры граждан, поскольку это обеспечивает воспитание и функционирование такой стороны политической и правовой культуры, как антикоррупционная. Антикоррупционная культура включает совокупность опыта, знаний, навыков, способности к самоорганизации, связанные с антикоррупционной деятельностью. Интеграция понятий антикоррупционная культура (неприятие коррупции и культура) позволяет определить смыслы ценностей культуры: правовой, нравственной, социальной и экономической. Антикоррупционная культура находится на пересечении этих пространств. Формирование антикоррупционной культуры граждан позволяет сформировать целостность мировоззрения личности. Антикоррупционная культура - это состояние развития личности, которое характеризуется отношением к проблемам обеспечения снижения уровня коррупционной ситуации, как в личном окружении, так и в обществе. Также это социальный процесс, направленный на реализацию таких условий существования и деятельности в социуме, становления и развития таких стереотипов поведения, при которых коррупция становится недопустимым явлением. С психолого-педагогической точки зрения - это интегральное качество личности, которое определяет готовность и направленность на развитие потребности в приобретении специальных научных правовых знаний, постоянного совершенствования умений, навыков реализации неприятия коррупции, формирования определенных компетенций. Антикоррупционная культура является составной частью общей культуры и носит регулятивный характер, нацеленный на конкретный результат - обязательное выполнение личностью норм поведения в обществе, что, по сути, является нравственной позицией. Отсутствие антикоррупционной культуры приводит к снижению культуры социума, снижению уровня индивидуальных ценностей и деформирует процесс профессиональной карьеры. Человечество уже давно осознало, что сдерживать преступность только с помощью применения наказания к преступникам невозможно. Поэтому оно пришло к выводу о том, что предупреждение преступлений и иных правонарушений есть истинная цель не только большинства наук криминального цикла, но и всей правоохранительной деятельности государства и общества, а также всей системы воспитания гражданина. В отечественной и зарубежной науке под предупреждением преступности, в том числе и коррупции, как одного из специфичных ненасильственных видов преступности принято понимать систему мер государственного и общественного воздействия на причины и условия (факторы, детерминанты) преступности в целях их последующей нейтрализации. Субъектами предупредительного воздействия на преступность, в том числе и коррупции, принято считать совокупность органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц (государственных и муниципальных служащих), представителей общественных организаций и граждан, целенаправленно осуществляющих на различных уровнях и в различных масштабах руководство, планирование мероприятий по предупреждению преступлений, управление этими мероприятиями или их непосредственную реализацию или ее обеспечение. Для одних субъектов функция предупреждения коррупции в обществе является лишь вспомогательной, тогда как для других она является главной или одной из основных. По этому основанию субъекты предупреждения коррупции можно условно разделить на две самостоятельные группы: государственные и негосударственные. Особое место среди субъектов предупреждения коррупции в обществе занимают средства массовой информации. СМИ как органы, производящие массовую информацию, способны позитивно повлиять на социально-психологический климат в обществе и целенаправленно воздействовать как на общественное мнение и деятельность политических и общественных организаций, так и на поведение любого без исключения человека. Кроме того, общенациональные скандалы, связанные с коррупцией в высших органах государственной власти, по мнению американского исследователя Ф. Вогла, резко повышают уровень осведомленности общества о ключевых проблемах в этой области и могут стимулировать конструктивные изменения в борьбе с коррупцией. Это особенно ярко проявилось на протяжении последнего десятилетия ХХ века, когда каждая из ведущих промышленно развитых стран прошла через скандалы, связанные с коррупцией на национальном уровне. Журналистские расследования и публичные разоблачения в средствах массовой информации высших должностных лиц, произошедшие в самых богатых государствах мира, превратили коррупцию в один из важнейших вопросов их внутренней политики. Такие публикации, как правило, получали сильную поддержку общественности этих государств в целенаправленном противодействии коррупции и консолидировали общество на более последовательные шаги по ее преодолению или модернизацию политической системы. Однако журналисты должны не только собирать факты о проявлениях коррупции, но и адекватно их интерпретировать. Деятельность журналистов должна сочетаться с правдивостью, честностью и способностью беспристрастно и ответственно освещать не только факты коррупции, но и антикоррупционные инициативы. Для этого необходимо повышение уровня профессионализма журналистов, которые должны знать ее основные причины, концентрацию, вредоносность, степень распространенности. Формирование антикоррупционной культуры в современном обществе как наиболее эффективной антикоррупционной меры представляет собой длительный по времени и многоаспектный социальный процесс, тесно связанный с формированием политической и правовой культуры общества, скорых результатов от которого ожидать невозможно, да и не нужно. Для этого необходимо развернуть широкую систему правового и политического просвещения населения, включающего в себя обучение антикоррупционному поведению в разных сферах жизни общества всех ее субъектов. Такое направленное воздействие на общественное сознание создает условия для повышения эффективности противодействия коррупционному поведению. Вместе с тем следует отметить, что просвещение может дать положительный эффект при достаточном количестве научных и методических разработок, которых в современном обществе не много, но они все-таки имеются. Под антикоррупционной культурой можно также понимать качество личности, включающее знания о пагубности коррупции для благосостояния и безопасности общества; это состояние индивида, который не просто не желает мириться с проявлениями коррупции, а стремится к устранению этого явления. Антикоррупционная культура – это определенные ценностные установки и способности, направленные на проявление активной жизненной позиции относительно коррупции. Антикоррупционная культура каждого человека и общества в целом отражает гражданскую активность и содействует реализации прав, безопасности и правовой защиты. Воспитание такого типа культуры приведет к формированию уважения к демократическим правовым институтам, строгому соблюдению законности. Важнейшей чертой антикоррупционной идеологии должна стать нацеленность на формирование в общественном сознании моральных ценностей, национальной гордости и самосознания народа. Антикоррупционное воспитание в том числе обучающихся в образовательных организациях не может быть рассчитано на быстрое получение ожидаемого результата. Это - долговременный, стратегический, но и самый эффективный по своим возможным последствиям антикоррупционный проект. Речь, в конечном счете, идет о формировании поколения граждан, не приемлющих коррупционные схемы человеческих взаимоотношений и потому лишающих коррупцию питательной почвы. Формирование антикоррупционного мировоззрения предполагает решение ряда задач в процессе преподавания: =дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях этого явления; =сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма; =сформировать комплекс знаний, в коррупциогенных ситуациях обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами; =стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения. Современное общество предъявляет высокие требования к профессиональной подготовленности студентов. В сложившихся условиях актуальна потребность в антикоррупционной реализации разнообразных видов деятельности, понимания личностью целей и последствий своих действий для социума. Это означает, что одной из важнейшей целей образовательного процесса является формирование у будущих специалистов мышления, основанного на принципе безусловности неприятия коррупции при решении любых профессиональных и личностных задач. Следовательно, возникает необходимость в формировании особого вида культуры, учитывающего особенности деятельности человека в современных условиях антикоррупционной культуры. Конечно, государственные органы власти обращают пристальное внимание к формированию нетерпимости к коррупции в обществе, но в образовательных учреждениях, по большей части, это носит стихийно-разрозненный характер, проявляющийся в проведении одноразовых мероприятий, в различных формах - чтений лекций, встреч с представителями правоохранительных органов, проведения собраний, флешмобов и конкурсов. Как раз введение систематического курса по основам антикоррупционной культуры служит задаче восполнить многие проблемы в антикоррупционном воспитании. Рядом российских ученых предложены критерии диагностики антикоррупционной культуры студентов. Для нас интересно попытаться при рассмотрении данной таблицы самостоятельно определить собственный уровень существующей и задачи формирования оптимальной антикоррупционной культуры.
С помощью данных критериев возможно определить уровень готовности субъектов педагогического процесса к предупреждению коррупционных ситуаций. В результате педагогической подготовки к предупреждению коррупционных ситуаций лицами молодежного возраста осуществляется становление антикоррупционной культуры у студентов, опираясь на повышение уровня развитости личности и социума. Важно, чтобы сформировалась устойчивая мотивация к неприятию коррупции, которая является важным аспектом профессиональной готовности.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1922; Нарушение авторского права страницы