Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекционный материал в кратком изложении.



М. М. Предовская

Культурология

Учебное пособие

Санкт-Петербург 2015

М. М. Предовская. Культурология. Учебное пособие/ ФГОУ ВПО «НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург». 2015

Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».

Учебное пособие по дисциплине «Культурология» федерального компонента цикла ГСЭ – общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин - составлена в соответствии с ФГОС третьего поколения для бакалавров 1 курса факультета экономики, управления и права ФГОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» по направлениям подготовки высшего образования42.03.01 – Реклама и связи с общественностью, а так же 49.03.01 – «Физическая культура», 49.03.02 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)», 51.03.05 – «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Главное содержание пособия: лекции, план, структура, основные и рекомендованные материалы, необходимые студенту для работы на семинарах и для самостоятельного освоения курса.

 

Рецензенты: к.ф.н., доцент Литвинский В.М. (СПбГУ), д.с.н. Росенко С.И.

 

ФГОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург». 2015 (с)

Оглавление

Введение. 4

Основные задачи курса: 6

Лекционный материал в кратком изложении. 7

Раздел 1. Предмет культурологи. 7

Тема 1. Предмет, задачи и основные понятия культурологии. 7

Раздел 2. Теория культуры. 9

Тема 2. Развитие представлений о культуре. 10

Тема 3. Европоцентризм и концепции локальных цивилизаций. 11

Раздел 3. История культуры. 17

Тема 3. Первобытная культура. 17

Тема 4. Культура Древнего мира. 19

Тема 5. Культура Средних веков. 22

Тема 7. Культура Нового Времени. 26

Тема 8. Культура ХХ века. 28

Семинарские занятия и задания к ним. 30

Семинар 1. 30

Семинар 2. 31

Семинар 3. 32

Семинар 4. 33

Семинар 5. 34

Семинар 6. 35

Семинар 7. 36

Семинар 8. 37

Семинар 9. 38

Семинар 10. 38

Самостоятельная работа студента. 39

Тестирование на текущих контролях. 39

Доклады для семинарских занятий. 40

1. Доклад по источникам: 41

Доклады по темам: 42

Доклады по дополнительной литературе: 44

Критерии оценки доклада: 47

Рефераты. 48

Требования к оформлению рефератов: 49

Темы для рефератов: 53

Критерии оценки реферата. 55

Первый рубежный контроль: 56

Критерии оценки РК-1. 56

Вопросы для рубежного контроля. 56

Промежуточный контроль – зачет. 57

Типовые вопросы к зачету. 57

Семинарские занятия для заочного отделения и задания к ним.. 59

Семинар 1. 60

2. Семинар (2 часа) 60

Самостоятельная работа студента. 61

Самостоятельная работа с материалом дисциплины. 61

Контрольная работа. 68

Тестирование на текущих контролях. 75

Ознакомительный план-опросник к зачету: 77

III. Дополнительные задания. 87

Для студентов, не набравших 20 баллов и не получивших допуск к зачету. 87

Реферативный конспект научного текста: 87

Реферат-конспекты. 87

Критерии оценки реферат-конспекта. 89

Письменная работа. 89

Критерии оценки письменной работы. 91

Для студентов, допущенных к зачету, но не набравших в сумме 50 баллов. 92

Задания для самоконтроля. 92

Тестовые задания из банка тестовых заданий. 92

Рекомендуемые учебники и литература: 111

Справочная литература: 111

Рекомендуемые учебники: 111

Рекомендуемая литература. 112

Рекомендуемая литература (дополнительная) 113

Рекомендуемые веб-ресурсы: 116

Краткий понятийный словарь. 117

 

 

Введение

Новый государственный стандарт переносит значительную часть нагрузки по освоению предмета на самостоятельную, внеаудиторную работу студентов, в то время как основной задачей преподавателя становится контроль и оценка успешности этой работы. Данное учебное пособие предназначено для того, чтобы студент мог наиболее эффективно провести самостоятельную работу и получить максимальные баллы по всем видам контроля.

В издании приводится изложение материалов, разбираемых на лекционных и семинарских занятиях, технологические карты дисциплины, списки заданий и методические пояснения к ним, а так же планы проведения семинарских занятий.

Все это позволяет студенту выбрать для себя наиболее оптимальный способ набора баллов в течение семестра и своевременно подготовить все задания, необходимые для сдачи зачета.

Основными целями курса «Культурология» является систематизация знаний, ранее полученных студентом, создание представлений о культуре – как о закономерном, внутренне логичном и последовательно развивающемся процессе. Что позволяет так же дать бакалаврам знания и умения, которые потребуются им в профессиональной деятельности.

Через изучение теоретических основ культурологии, освоение специфического и общегуманитарного категориального аппарата, осознание общих закономерностей, сходств и особенностей различных видов, уровней, форм культуры, достигается структуризация исторических и гуманитарных знаний, полученных студентом ранее, и создается база для приобретения новых.

Курс «Культурология» призван расширить представления студентов о культуре в двух аспектах:

-о мире культуры в целом – как о сложной системе, обладающей собственными законами, закономерностями, причинно-следственными связями.

-о конкретных проявлениях культуры, значимых для обыденной жизни любого человека: искусстве, религии, языке, морали, культуре повседневности и т.д. И об их месте в культуре как системе.

Таким образом, освоение курса существенно для достижения духовной зрелости, формирования представлений о социальных и общечеловеческих проблемах с научных позиций, для развития умения считаться с плюрализмом мнений и ценностей, столь важных для современного мира.

Основные задачи курса:

· Формирование общих знаний историко-философских истоков культурологии как науки, ее основных методологических подходов к проведению исследований;

· Формирование понимания основных подходов к сущности культуры, ее места и роли в жизни человека и общества;

· Упорядочивание общих представлений об исторических формах культуры, их возникновении и развитии, способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта;

Семестр разбит на 3 модуля: лекционный блок, первый блок семинарских занятий (1-6) и второй блок семинарских занятий (8-10), содержащие текущие контроли самостоятельной работы.

Промежуточный рейтинг студентов определяется на 7-ом семинарском занятии по расписанию, после написания контрольной работы и прохождения первого рубежного контроля.

Итоговый рейтинг студентов определяется путем суммирования результатов промежуточных рейтингов.

Аудиторные занятия по дисциплине «Культурология» в осеннем семестре запланированы в форме лекционных занятий (16 часов), которые проводятся один раз в неделю по 2 или 4 часа; и в форме семинарских занятий (10 часов), которые проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Лекционный материал в кратком изложении.

Функции культуры.

Под «функцией» подразумевается предназначение культуры, ее роль в социальной системе.

1. Адаптивная функция: культура рассматривается как средство адаптации человека к окружающей его, природной и социальной среде, компенсации его недостаточности.

2. Коммуникативная: культура как источник формирования условий и средств человеческого общения, как условие и результат этого общения. Культура создает и сохраняет коммуникативные средства, такие как язык, письменность, знаковые системы, позволяет опредмечивать и распредмечивать смыслы, создает поведенческие стратегии, то есть образцы поведения, которым следуют или избегают.

3. Интегративная: культура объединяет социальные и этнические группы, обеспечивает единство государства через единство ценностей и бытовых привычек.

4. Социализационная: культура обеспечивает включение индивида в жизнь общества, усвоение им опыта, знаний, ценностей, норм поведения, обычаев и традиций, необходимых для исполнения социальной роли. Задает долговременные стратегии поведения в обществе: к примеру, определяет, какие виды профессиональной деятельности являются как более, так и менее желанными, в качестве обеспечивающих социальный и имущественный статус людей, их получивших.

5. Компенсаторная или рекреативная: культура создает и регулирует способы отдыха, выделяет те, которые общество считает элитными или общедоступными. Создает общее отношение к отдыху как необходимому, возможному или осуждаемому способу проведения времени.

 

Раздел 2. Теория культуры.

Второй раздел дисциплины «Культурология» предназначен для ознакомления студентов с теоретическими основами науки. С историей ее возникновения и становления, с ее понятийным аппаратом, основными теоретическими концепциями и методами анализа. Лекции дают общие представления и закладывают базу для более подробного самостоятельного изучения культурологических концепций представленных авторов.

Европоцентризм – мировоззренческая установка, в соответствии с которой культура Европы, принятые в ней ценности и духовный уклад являются мерилом мировой культуры и цивилизации. Еще в Древней Греции эллины противопоставляли себя «варварам», не говорившим по-гречески и придерживавшимся иных обычаев. В Средние века христианская религиозная картина мира закрепляет это разделение на верующих и не верующих, язычников, которых необходимо обращать в истинную веру и обучать правильному, европейскому образу жизни и взглядам на мир. Великие географические открытия к Новому времени закрепляют в сознании европейцев представления о том, что Европа является передовой страной с точки зрения развития культуры и науки, а остальные страны – «недоразвиты», «отстают» и нуждаются в помощи европейской цивилизации.

В XIX веке в рамках европоцентризма формируются «линейные» концепции развития культуры, которые предполагают, что человечество имеет одну, общечеловеческую культуру и движется в одном направлении по пути прогресса. В этом движении Европа исполняет роль лидера, а остальные страны, отставая, но проходя те же стадии развития, раньше или позже догонят ее. И в итоге будет существовать одна единая, общечеловеческая культура, созданная на базе европейски обычаев и ценностей. Эту точку зрения на культуру разделял Гегель, предполагавший, что история движется однонаправлено от начала истории к её концу

Раздел 3. История культуры.

Традиционная культура - устойчивая, малодинамичная культура, главной особенностью которой будет ориентация на воспроизведение устоявшегося поколениями образа жизни и способов действия, а так же подозрительность по отношению к любым нововведениям.

К традиционным культурам могут быть отнесены цивилизации Древнего Китая, Древней Индии, Шумера, Ассирии, Древнего Египта, Древней Греции, Американских индейцев и Австралийских аборигенов, а так же культуру средневековой Европы.

Однако, при всем кажущемся разнообразии, у всех этих культур есть ряд характерных общих черт:

- неизменное повторение из поколения в поколение обычаев, традиций, ритуалов, особенностей религиозных воззрений, социальных структур и повседневного быта.

- сложности с принятием новшеств и перемен в любой области жизни.

- доминирование мифологического или религиозного способа объяснения мира.

Древняя Греция.

Культура Древней Греции открывает для человечества особое отношение к самому человеку. Ее часто называют «антропоцентрической». Даже восприятие космоса как упорядоченного мироздания, с определенного момента связываться с телесностью человека, которая будет считаться микрокосмом, подчиняющимся тем же законам, что и макрокосм.

Отсюда стремление гармоническому развитию личности, к «калокагатии» - равновесию материального, физического и духовного, нравственного. В медицине водится понятие меры – диетика во всех областях человеческой деятельности: от еды до сексуальности.

Греческая цивилизация создает не только основу европейского искусства, но так же и научного мышления, открывает основные разделы как гуманитарных, связанных с человеком (философия, история, психология), так естественных (физика, химия, биология, астрономия, география, геология) и точных наук (математика, геометрия). Именно в это время человечество переходит от мифологического, к рациональному объяснению мира.

Возникает особое устройство общины – город-государство Полис, как единство близлежащих домохозяйств, а позднее и торгово-ремесленных поселений, управляемое совместным волеизъявлением свободных граждан, который определяет светский характер культуры в целом.

Античная демократия воплощает такую черту греческой культуры, как агонистичность – соревновательность, которая будет проявляться как в политике, так и в диалектике, и в Олимпийских играх.

Древний Рим

Древний Рим можно рассматривать как особую цивилизацию, а можно – как заключительный этап Античности, потому что, несмотря на долгую, весьма насыщенную политическую и военную историю, Рим по большей части заимствует у греков духовную культуру: мифологию, искусство, науку, литературу.

Всего за несколько столетий политическая жизнь Рима проходит путь от городов-полисов до Империи.

Римское гражданское право, архитектура (дороги, акведуки, термы), литература и философия, христианство и сама латынь составляют то наследие, «романское начало», которое составить основу культуры европейского средневековья.

Основные понятия: атоновское возрождение, полис, калокагатия, антропоцентризм, антропоморфизм, зооморфизм, гармония, мера, агон, индивидуализм, базилика, акведук, амфитеатр, термы, софистика, стоицизм, эпикурейство,

Критицизм XVII в.

Новая научная рациональность, развивающаяся в противовес ко все еще существующей в Университетах схоластической науке Средних веков, начинает вытеснять христианскую картину мира. Гелиоцентризм, Великие географические открытия, создание единой механико-математической картины мира – постепенно подтачивают ранее незыблемые представления о мироустройстве.

Одновременно с тем, как в Англии происходит первая буржуазная революция, во Франции монархия как форма правления достигает своего расцвета – абсолютизма при Людовике XIV. Аристократическое статусное потребление противопоставляется буржуазно-капиталистической рациональной экономии.

Этикет и народная культура.

Просвещение XVIII в. характеризуется утверждением рационального познания и верой в способности человеческого разума. Важнейшую мировоззренческую роль начинает играть философия, обобщая все новые и новые данные, получаемые разными науками и выстраивая новое представление о мироустройстве и месте в нем человека. Французская Энциклопедия как первая попытка сделать знания, собранные человечеством, общедоступными.

Начинается изучение этики, экономики, психологии, зарождается педагогика. Развиваются опытные и описательные дисциплины: физика, биология, географии, медицина. Рождаются концепции прав и обязанностей человека как гражданина, правового государства, первые социальные утопии.

Великая Французской революция и Первая Империя на рубеже веков окончательно меняет историю Европы, создавая условия для миграции, взаимопроникновения европейских культур через переселение их носителей.

XIX в. - расцвет буржуазной культуры и начало её кризиса.

Утверждение капитализма как социального строя, буржуазной демократии и суверенитета личности проявляется как в науке (концепция естественного происхождения видов Дарвина) и философии (Кант, Гегель, Ницше), так и в повседневной жизни – через активный рост средств массовой информации (газеты, телеграф, телефон) и массовой культуры.

Новая научно-техническая революция и общий научный оптимизм приводят к углублению кризиса религии, и зачастую подмену веры в Бога верой во всемогущество науки и прогресса, утопизм научных идеалов.

Основные понятия: научная революция, барокко, классицизм, ампир, романтизм, индивид, личность, индивидуальность,

Тема 8. Культура ХХ века.

В ХХ веке Европа проходит путь от индустриальной до постиндустриальной культуры. Заканчивается эпоха, когда историю творила толпа, наступает век масс.

На смену разделению культуры на элитарную (аристократическую) и народную, приходит разделение на элитарную (духовную) и массовую (потребительскую).

Суть массовой культуры состоит не в ее распространенности в широких слоях населения, а в ее непосредственной связи с массовым материальным производством. Ее продукты однотипны и требуют постоянного спроса, чтобы распространяться и окупать собственное производство. И поэтому требования к ним ниже, чем к артефактам и явлениям культуры элитарной: они развлекательны, не дороги, понятны, не требуют серьезных предварительных знаний или долгого обучения, чтобы ими пользоваться.

Конец XIX – начало XX века характеризируется распространением новых видов искусства: фотографии и кинематографа. Возникающие благодаря техническому развитию, они сказываются на восприятии человеком не только информации, но и культурных категорий, таких как пространство и время, телесность и т.д.

Вальтер Беньямин описывает эти процессы в своем эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», в котором говорит о том, что тиражирование репродукций путем фотокопирования в итоге приводит к тому, что человек теряет способность видеть уникальность как «ауру» оригинального произведения искусства. Можно заметить, что утрата этой способности потом распространяется с восприятия предметов на восприятие людей.

Технологические скачки, произошедшие после Мировых войн, завершают тенденцию, наметившуюся еще в конце XIX века: наука становится мировой.

Рост промышленности после II Мировой Войны создает условия для стремительного развития массового производства и формирования потребительского общества, которое уже в конце 50-х – начале 60-х подвергается критике: Г. Маркузе, Т. Адорно и М. Хоркхаймер, позднее Э. Тоффлер, Ж. Бодрийяр и т.д.

К концу ХХ века глобализационные процессы становятся все более ярко выраженными: большинство стран мира оказываются связанными между собой не только политически, но и экономически, культурно и т.д.

Компьютеризация повседневной жизни так же сказывается на культуре и человеке. Изменяются способы восприятия и работы с информацией, которая становится все доступнее. Знание как обладание информацией постепенно заменяется знанием, как способностью быстро ее получить извне.

Все более распространяющееся, входящее в повседневные практики опосредованное общение через Интернет так же приводит к значительным изменениям в культурной идентичности пользователей, что отражается и на их представлениях об основных культурных универсалиях.

Основные понятия: модерн, тираж, аура, копия, подделка, репродукция, постмодерн, футурошок, массовая культура, массовое производство, элитарная культура, СМИ, идентичность.

 

Семинарские занятия и задания к ним.

Семинар 1.

На первом семинаре может быть проведено тестирование исходных знаний студентов. Тест, состоящий из 20 вопросов уровня, который студент был обязан получить в рамках школьной программы, охватывает все разделы курса «Культурология». Основная его задача показать студенту его текущий уровень знаний и научиться заполнять карты тестирования для текущих контролей.

Тестирование исходного уровня носит ознакомительный характер и не оценивается в баллах. Распределяются темы для докладов и рефератов.

Темы для обсуждения:

1. Мир культуры - мир ценностей.

2. Человек культурный и человек образованный. Смысл образования.

3. Культурология: раздел дисциплин (философия, психология, этнография, социология) или самостоятельная дисциплина.

4. Культурно-исторический архив и культурные константы (пространство, время, телесность и т.д.)

5. Неприрывность и преемственность культурного процесса. Необходимость представлений о культурных системах прошлого, для осознания настоящего и прогнозирования будущего.

6. Значение ментальности как типа культуры.

Литература:

1. Драч Г.В. Культурология. Ростов н/Д.: Феникс, 2009.

2. Драч Г.В., Штомпель О.М., Штомпель Л.А., Королев В.К Культурология., Питер, 2011.

3. А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. Культурология. Теория культуры М.: Юнити-Дана, 2012.

4. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

5. Ороев Н.А., Папченко Е.В. Понятийный словарь по культурологии. Таганрог: ТРТУ, 2005.

 

Семинар 2.

Текущий контроль 1.

Темы для обсуждения:

1. Европоцентристские культурологические концепции.

2. Теория идеальных типов Макса Вебера.

3. Теория Н. Я. Данилевского. «Россия и Европа».

4. Игровая концепция культуры Й. Хёйзинга

5. О. Шпенглер о культуре и цивилизации. «Закат Европы»

6. Концепция «Вызова» и «Ответа» А. Тойнби

Темы для докладов:

1. Формационная теория культуры К. Маркса.

2. Теория идеальных типов Макса Вебера.

3. Игровая концепция культуры Й. Хёйзинга

4. О. Шпенглер о культуре и цивилизации. «Закат Европы»

5. «Постижение Истории» А. Тойнби

6. Любые другие темы из списка «Доклады по источникам»

Литература:

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. – М., 2013

2. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2014.

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2011.

4. А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. Культурология. Теория культуры М.: Юнити-Дана, 2012.

5. Тойнби А. Постижение истории. Сборник. М.2010.

6. Хёйзинга Й. Homo ludens (Человек играющий). М, 2007

7. Шпенглер О. Закат Европы. М., 2009.

8. Корф Г. Критика теорий культуры Макса Вебера и Герберта Маркузе М., 1975

 

Семинар 3

Текущий контроль 2.

Темы для обсуждения:

1. Археологический и этнографический методы реконструкции картины мира.

2. Мифологическое мышление - особенности и значение.

3. Шаманизм и магия.

Темы для докладов:

1. Анимизм и Фетишизм

2. Обряды, ритуалы и церемонии.

3. Психология первобытной культуры.

4. Магия симпатическая и контагиозная. Фрейзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии.

5. Тайлор Э.Б. Первобытная культура.

6. Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре.

7. Фрейд З. Тотем и Табу.

Литература:

1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. - М.: Высшая школа. 1999

2. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М., 2013

3. Леви-Брюль. Л. Первобытное мышление. – М, 2012.

4. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 2008.

5. Лоренц К. Агрессия. М., 2009.

6. Малиновский Б. Магия, наука, религия. М., 1998.

7. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 2012.

8. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.-М.: Наука, 1987.

9. Тернер В. Символ и ритуал. М.”Наука”.1983

10. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989

11. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М. 2005.

12. Фрейд З. Тотем и Табу. СПб, Азбука, 2013.

13. Фрейзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М. 2012

Семинар 4.

Текущий контроль 3.

Темы для обсуждения:

1. Наука Египта и ее влияние на развитие европейской культуры.

2. Греческая философия, как основа европейской науки.

3. Римское гражданское право.

Темы для докладов:

1. Мифология древнего Египта. Миф об Осирисе: бог умирающий и воскресающий.

2. Атоновское Возрождение: культурно-религиозный переворот Эхнатона.

3. Книга Мертвых и магические ритуалы

4. Античный город: повседневная жизнь в полисе.

5. Содержание понятий «катарсис» и «калокагатия».

6. Семья в древней Греции.

7. Спарта: особенности жизни, культуры и воспитания.

8. Семья в Древнем Риме

9. Фуко М. Использование удовольствий.

10. Доклады по соответствующей тематике дополнительной литературе.

Литература:

1. Античность как тип культуры (Отв. ред. Лосев А.). М.1983.

2. Бонар А. Греческая цивилизация /Пер. с англ.: В 3 т.- М.: Искусство, 1992.

3. Гиббон Э. История упадка и крушения Римской империи. – М, 2008.

4. Древние цивилизации. Под. ред. Бонгард-Левина М.1989.

5. Кнабе Г.С. Быт и история в античности. М., 2012

6. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира. М.1993.

7. Культура Древнего Рима: в 2 т.-М.: Наука, 1985.

8. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима М. 1990

9. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. Лениздат, 2013

10. Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта /Пер. с пол.- М.: Искусство, 1983.

11. Монтэ П. Египет Рамсесов: Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов / Пер. с фр.- М.: Наука, 1989.

12. Рак И.В. Мифы Древнего Египта.- СПб.: Петро-Риф, 1993.

13. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М. 2005.

Семинар 5.

Текущий контроль 4.

Темы для обсуждения:

1. Средневековая бытовая культура и христианская религия.

2. Символизм средневекового мира.

3. Священная Инквизиция.

Темы для докладов:

1. Рыцарь как воин и придворный. Куртуазная культура.

2. Символизм в Средние века

3. Тело как плоть искушающая и умертвляемая

4. Медицина и культура: жизнь и смерть, больные, умирающие, мертвые.

5. Чудесное в средневековой Европе

6. Охота на ведьм и средневековая демонология.

7. Инквизиция

8. Доклады по соответствующей тематике дополнительной литературе.

Литература:

1. Бахтин М.М. Ф.Рабле и народная смеховая культура Средних веков и Ренессанса. М.1990.

2. Бицилли П. М Элементы средневековой культуры. С.Пб 1995

3. Городская культура: Средневековье и начало нового времени. - Л.: Наука, 1986.

4. Гуревич А.Я.Категории средневековой культуры. М.: 1984.

5. Дюби Ж. Европа в Средние века. Смоленск 1994.

6. Ле Гофф. Герои и чудеса средних веков. М. 2012.

7. Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. - М., 2012.

8. Ле Гофф Ж. Другое средневековье. Екатеринбург, 2000.

9. Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века (пер. Е.Лебедевой). — М.: Текст, 2008

10. Марков Б. В. Храм и Рынок: человек в пространстве культуры. СПб 1999

11. Эко У. Заметки на полях «Имени Розы». М., 2012

Семинар 6.

Текущий контроль 5.

Темы для обсуждения:

1. Антропоцентризм.

2. Изменение культурной парадигмы. Переход к инновационному типу культуры.

3. Значение формирования протестантской этики.

4. «Разволшебствование мира».

5. Рационализм как культурная стратегия.

6. НТР, наука, экономика и политика.

7. Романтизм, реализм и смерть Бога.

8. Доклады по соответствующей тематике дополнительной литературе.

Темы для докладов:

1. Человек как соавтор бога у неоплатоников Возрождения

2. Особенности реформации в учении М. Лютера

3. Особенности реформации в учении Кальвина. Концепция предопределенности.

4. Влияние этики протестантизма на развитие Европейской и Американской культуры.

5. Доклады по соответствующей тематике дополнительной литературе.

Литература:

1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999.

2. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л.1990

3. Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры. С.Пб 1996

4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. – М., 2013

5. Городская культура: Средневековье и начало нового времени. - Л.: Наука, 1986.

6. Культура эпохи Возрождения и Реформации. М.1981.

7. Ле Гофф Ж. Другое средневековье. Екатеринбург, 2000.

8. Марков Б. В. Храм и Рынок: человек в пространстве культуры. СПб., 1999.

9. Хёйзинга Й. Осень средневековья. М.2013

Семинар 7.

Рубежный контроль 1

Контрольная работа.

Семинар 8.

Темы для обсуждения

1. Модерн - многообразие и кризисность.

2. Новая парадигма искусства и культуры.

3. Великие потрясения середины века и их влияние на мировую культуру.

4. Массовое общество и его критика. Массовая и элитарная культуры. Взаимодействие и противоречия.

5. Культурная идентичность в современном мире.

Темы для докладов:

1. Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости.

2. Понятие «Постмодерна».

3. Массовая культура и массовый человек.

4. Доклады по соответствующей тематике дополнительной литературе.

Литература:

1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости.

2. Бодрийяр Ж В тени молчаливого большинства или конец социального. Екатеринбург, 2000

3. Бодрийяр Ж. Системы вещей. М., 2001

4. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2011

5. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.1996

6. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М., 1998

7. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. М., 2013.

8. Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 2003.

9. Московичи С. Век толп. М., 2011

10. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2008

 

Семинар 9.

Темы для обсуждения:

1. Культура России. История и современность.

2. Россия - многонациональное государство: от Империи к Федерации.

3. Традиция и культурные заимствования. Проблема сохранения и воспроизведения культурного наследия и национальной самобытности. Проблема Восток-Запад.

Темы для докладов:

1. Быт и традиции русского дворянства

2. Истоки и смысл русского коммунизма

3. Доклады по соответствующей тематике дополнительной литературе.

Литература:

1. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.-М.: Наука, 1987.

2. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репр. воспр. 1880 г.-М.: Автор, 1992.

3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (ХVШ-начало ХIХ века).-СПб.: Искусство, 2008.

1. Лотман Ю.М. Культура и взрыв.М.1992.

2. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2011.

Семинар 10.

Подведение итогов, повторение всего пройденного материала.

Доклады по дополнительной литературе.

Самостоятельная работа студента.

При изучении «Культурологии» на самостоятельную работу студента выделено 36 часов. Именно самостоятельная работа предъявляется и оценивается преподавателем на семинарских занятиях.

Рефераты.

Реферат (от лат. rеfеrо - докладываю, сообщаю) — краткое изложение научной проблемы, результатов научного исследования, содержащихся в одном или нескольких произведениях идей и т. п.

Реферат как форма учебной деятельности представляет собой письменное рассуждение на определенную тему на основе обзора нескольких научных источников.

Основная цель реферата как задания – подготовить студентов к проведению собственного научного исследования в дальнейшем и к правильному его оформлению в соответствии с требованиями.

Задача студента заключается в следующем:

1) Найти подходящую научную или научно-популярную литературу по теме;

2) Проработать ее, отбирая только существенную для раскрытия темы информацию;

3) Продемонстрировать способность систематизировать и обобщать данные, выстраивать логику изложения информации, делать выводы;

4) Аргументировать свое мнение, оценки, выводы;

5) Корректно, в соответствии со стандартами, указывать источники информации, автора излагаемой точки зрении;

6) Правильно оформлять научную работу (постраничные или концевые ссылки, список использованной литературы, рисунки, таблицы).

Самостоятельность студента при написании реферата проявляется в выборе источников для раскрытия темы, конкретной информации из источников, способа группировки и обобщения информации, структуры изложения, а также в обосновании выбора темы, в оценке ее актуальности, практического и теоретического значения, в выводах.

Требования к оформлению рефератов:

Общий объём работы - 15—30 страниц печатного текста (с учётом титульного листа, содержания и списка литературы) на бумаге формата А4, на одной стороне листа, 14 кеглем с полуторным интервалом.

Реферат должен содержать:

титульный лист,

оглавление,

введение,

основную часть (разделы, части),

выводы (заключительная часть),

приложения,

пронумерованный список использованной литературы (не менее 3-х источников, не считая учебников) согласно ГОСТу.

Оформление титульного листа:

1. название учебного заведения.

2. наименование кафедры, на которую представляется контрольная работа.

3. название (тема) реферата.

4. фамилия, имя и отчество автора.

7. номер курса и группы.

8. обозначение семестра, учебного года.

 

Реферат является научной работой и к его оформлению предъявляются такие же требования, как к научной работе. Они регламентируются государственными стандартами, в частности:

· ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание

· ГОСТ 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

· ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов

Некоторые общие положения ГОСТов: Цитирование двух или более источников под одним номером, или одного и того же источника под разными номерами не допускается.

Во всех источниках необходимо указывать фамилии и инициалы всех авторов.

Ссылки на книги должны содержать следующую обязательную информацию: фамилия и инициалы авторов, название книги, город, год издания.

Ссылки на статьи в журналах должны содержать следующую обязательную информацию: фамилия и инициалы авторов, название статьи, название журнала, год, том (если указан), номер, страницы (первая и последняя, разделенные тире).

Ссылки на сборники должны содержать следующую обязательную информацию: фамилия и инициалы авторов, название сборника, город, год, том (если указан).

Ссылки на электронные ресурсы удаленного доступа должны содержать следующую обязательную информацию: название ресурса, режим доступа, дата обращения.

Выравнивание осуществляется по центру или по левому краю.

Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно двум междустрочным интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Расстояния между строками заголовка принимают таким же, как и в тексте. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту (титульный лист и оглавление включают в общую нумерацию). На титульном листе номер не проставляют. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

В инициалах авторов между именем и отчеством пробел не ставится.

Однотомная книга одного автора:

Глазунов В.А. Пространственные механизмы параллельной структуры. М.: Наука, 1991.

Однотомная книга двух авторов:

Мельников Г.Н., Вороненко В.П. Проектирование механосборочных цехов: учебник для студентов машиностроит. специальностей вузов. М.: Машиностроение, 1990.

Однотомная книга трех авторов:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.198 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь