Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел 1. Предмет культурологи.



 

Первый раздел представляет студентам специфику культурологии, как науки, ее отличие от Мировой художественной культуры в частности, описывает ее предмет и задачи.

 

Тема 1. Предмет, задачи и основные понятия культурологии.

 

Исследования культуры имеют глубокие исторические и философские корни. Ими, в аспектах связанных с основной сферой интересов, занимаются многие науки: философия, археология, этнография, психология, история, социология и т.д. Но как самостоятельная отрасль научного знания культурология, формируется в последней четверти ХХ века.

Существуют три взгляда на культурологию:

1. Культурология может рассматриваться как комплекс дисциплин, изучающих культуру с целью понять ее в историческом развитии и социальном функционировании, а так же создать систему знаний о культуре.

2. Культурология может рассматриваться как раздел дисциплин, изучающих, в том числе и культуру. То есть как наука о смыслах и значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени.

Или же

3. Культурология может признаваться самостоятельной дисциплиной, исследующей закономерности и особенности возникновения, развития и существования культуры.

Предметом изучения культурологи является культура во всем своем многообразии.

Существует более тысячи разнообразных авторских определений понятия " культура", которые можно подразделить на несколько групп, в зависимости от того, на какой смысловой аспект делается основной акцент.

Основные группы определений понятия " культура":

1. Антропологические – культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей противостоящий природе.

2. Археологические – культура это вещи, в которых воплощены следы духовной деятельности.

3. Дидактические – культура это то, чему человек научился, а не унаследовал генетически.

4. Исторические – культура это продукт истории, сохраняющий и передающий опыт, а так же позволяющий его накапливать.

5. Нормативные - культура это нормы и правила, регулирующие жизнь людей.

6. Символические - культура это системы употребления и правильной расшифровки символов.

7. Социологические – культура это фактор интеграции общества, система средств, регулирующих общественную жизнь.

8. Этнографические – культура это комплекс обычаев, верований, особенностей труда и быта определенного этноса.

Функции культуры.

Под «функцией» подразумевается предназначение культуры, ее роль в социальной системе.

1. Адаптивная функция: культура рассматривается как средство адаптации человека к окружающей его, природной и социальной среде, компенсации его недостаточности.

2. Коммуникативная: культура как источник формирования условий и средств человеческого общения, как условие и результат этого общения. Культура создает и сохраняет коммуникативные средства, такие как язык, письменность, знаковые системы, позволяет опредмечивать и распредмечивать смыслы, создает поведенческие стратегии, то есть образцы поведения, которым следуют или избегают.

3. Интегративная: культура объединяет социальные и этнические группы, обеспечивает единство государства через единство ценностей и бытовых привычек.

4. Социализационная: культура обеспечивает включение индивида в жизнь общества, усвоение им опыта, знаний, ценностей, норм поведения, обычаев и традиций, необходимых для исполнения социальной роли. Задает долговременные стратегии поведения в обществе: к примеру, определяет, какие виды профессиональной деятельности являются как более, так и менее желанными, в качестве обеспечивающих социальный и имущественный статус людей, их получивших.

5. Компенсаторная или рекреативная: культура создает и регулирует способы отдыха, выделяет те, которые общество считает элитными или общедоступными. Создает общее отношение к отдыху как необходимому, возможному или осуждаемому способу проведения времени.

 

Раздел 2. Теория культуры.

Второй раздел дисциплины «Культурология» предназначен для ознакомления студентов с теоретическими основами науки. С историей ее возникновения и становления, с ее понятийным аппаратом, основными теоретическими концепциями и методами анализа. Лекции дают общие представления и закладывают базу для более подробного самостоятельного изучения культурологических концепций представленных авторов.

Тема 2. Развитие представлений о культуре.

В отличие от такой дисциплины как «Мировая художественная культура», культурология имеет дело не только с искусством, но и с повседневной жизнью людей во всех ее проявлениях, которые не относятся к природному, чисто биологическому аспекту его существования. Таким образом, культурология имеет дело с культурно- историческим архивом – как всей суммой достижений человечества за всю его историю, включающий в себя как духовные, так материальные и бытовые аспекты бытия.

Культуру можно исследовать как динамическое, развивающееся и изменяющееся явление, и как неподвижное, застывшее в определенный момент, статическое явление.

Методы анализа на основе вычленения культурных констант или культурных универсалий - позволяют не только исследовать статическое состояние культуры за фиксированный период времени, но и динамическое: то есть проследить и оценить происходящие в ней со временем изменения, обнаружить в них закономерности и, значит, создать предпосылки для достоверного прогнозирования будущего.

Культурная универсалия, категория или константа – это событие или явление, отношение к которому будет с необходимостью возникать у человека в любую эпоху в любой культуре. К культурным константам можно отнести такие категории как пространство, время, тело, смерть и т. д. Отслеживая изменения отношения к ним за определенный период, или сравнивая имеющиеся отношения в разных культурах или в разные времена, можно делать выводы об изменениях, происходящих в конкретной культуре или о сходстве и различии разных культур.

Пример динамического анализа культурной константы через восприятие времени:

1. Циклическое время мифологического сознания – бесконечно повторяет свои циклы.

2. Эсхатологическое время христианского мира, имеющее начало и конец. Оно началось с грехопадения и закончится Вторым Пришествием и Страшным Судом.

3. Векторная временность Нового Времени. Возникший естественным образом и развивавшийся эволюционно мир переходит от биологической эволюции, к бесконечному научному прогрессу.

4. Фрагментированная, распадающаяся временность ХХ века. Новые технологии исчисления времени с одной стороны повышают значимость даже доли секунды, но с другой обесценивают настоящее, в пользу иллюзорного будущего, в котором сосредоточены ожидания человека.

Пример анализа культурной категории, через отношение к телесности:

1. Телесность в культуре Древнего Египта: тело воскресающее.

2. Телесность в Античной культуре: тело как микрокосм. Гармония и диетика.

3. Телесность как плоть умерщвляемая.

4. Новое время: тело как механизм.

5. ХХ век: тело конструируемое.

Пример сравнительного анализа культурной константы:

1. Самоубийство, считающееся тяжким грехом в культурах, опирающихся на христианскую религию.

2. Сеппуку - как очищающий или искупительный ритуал, при котором самурай доказывает силу духа, характеризующий специфическое отношение к смерти в культуре Японии.

 

Тема 3. Европоцентризм и концепции локальных цивилизаций.

Европоцентризм – мировоззренческая установка, в соответствии с которой культура Европы, принятые в ней ценности и духовный уклад являются мерилом мировой культуры и цивилизации. Еще в Древней Греции эллины противопоставляли себя «варварам», не говорившим по-гречески и придерживавшимся иных обычаев. В Средние века христианская религиозная картина мира закрепляет это разделение на верующих и не верующих, язычников, которых необходимо обращать в истинную веру и обучать правильному, европейскому образу жизни и взглядам на мир. Великие географические открытия к Новому времени закрепляют в сознании европейцев представления о том, что Европа является передовой страной с точки зрения развития культуры и науки, а остальные страны – «недоразвиты», «отстают» и нуждаются в помощи европейской цивилизации.

В XIX веке в рамках европоцентризма формируются «линейные» концепции развития культуры, которые предполагают, что человечество имеет одну, общечеловеческую культуру и движется в одном направлении по пути прогресса. В этом движении Европа исполняет роль лидера, а остальные страны, отставая, но проходя те же стадии развития, раньше или позже догонят ее. И в итоге будет существовать одна единая, общечеловеческая культура, созданная на базе европейски обычаев и ценностей. Эту точку зрения на культуру разделял Гегель, предполагавший, что история движется однонаправлено от начала истории к её концу


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Предмет, метод и специфика административного права как отрасли права
  2. I. СОЦИОЛОГИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА
  3. II. Цели, задачи и предмет деятельности
  4. Анализ учебной программы по предмету «Физическое воспитание» для высших учебных заведений.
  5. Брак и семья как социальные институты. Предмет социологии семьи.
  6. Бросок клюшки или любого предмета в пределах игровой площадки
  7. В развитом рыночном хозяйстве земля является предметом купли- продажи.
  8. Введение. Предметная область
  9. ВЗГЛЯДЫ НА ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  10. Вопрос - Что является предметом изучения и задачи науки «Безопасность жизнедеятельности? Покажите актуальность проблем безопасности?
  11. Вопрос 1. предмет и цели оценки бизнеса. Имущество предприятия как предмет оценки.
  12. Вопрос 10: «Предметные функции менеджмента, виды управленческой деятельности».


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь