Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 5. Культура Средних веков
Средние века – период, который находится между закатом античной культуры и возрождением ее элементов в ранее Новое время.В основе культуры этого периода лежит диалог наследия античности и «варварских» культур франков, бриттов, саксов, готов и других племен Европы. Основные черты культуры: - Феодализм – условная собственность на землю. Король наделял нижестоящих в иерархии титулов феодалов переходящим по наследству правом пользоваться и распоряжаться «феодом» (землей с крестьянами), взамен получая их помощь в войне или иное участие в придворной жизни - Теоцентризм – доминирование религиозной картины мира во всех областях жизни. Время, пространство, телесность, отношение к смерти формируются через призму христианской догматики. - Традиционализм – ориентированность на устоявшиеся формы поведения во всех областях жизни - Символизм - стремление к метафорическому истолкованию всего, с чем сталкивается человек. А так же догматизм и идейная нетерпимость. Мир представляется как устроенный по одному и тому же иерархическому образцу: небесная иерархия воспроизводилась как в церковной (Папа Римский, кардиналы, епископы и т.д.), так и в светской (король, герцоги, графы, бароны и т.д.), в цеховой структуре (Великий Мастер, мастера, подмастерья, ученики) и даже в представлениях об устройстве ада. Человек - рассматривается как представитель своего сословия, с рождения до смерти занимающий одно место в рамках иерархической системы, к которой относится. В соответствии с христианскими представлениями тело воспринимается как грешная и искушающая душу плоть, которую ради духовной посмертной жизни необходимо обуздывать и умертвлять. Такой взгляд сказывается на всех аспектах повседневной жизни: от медицины до церковной обрядовости, от науки до придворной медицина, религия, мировосприятие. Культура элитарная (аристократическая) и народная. Идея религиозно-общественного единства мира как основа европоцентрического мировоззрения. Особенности средневековой науки: схоластическая философия, алхимия, медицина. Основные понятия: теоцентризм, феодализм, феод, сословия, катехизис, католицизм. Тема 6. Изменение культурной парадигмы: Возрождение и Реформация. Инновационная культура - динамичная, ориентированная на будущее, на максимально быстрое внедрение новейших изобретений и открытий, культура, зачастую недооценивающая или обесценивающая прошлое и традиции. Инновационной считается культура Европы с начала Нового времени. Необходимые для ее наступления предпосылки формируются в Возрождении и явственно проявляют себя в Новое время. Парадигма - совокупность установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая некоторым сообществом, на основе которой формируются представления об устройстве мира у большинства его членов. Возрождение можно считать отдельным культурным периодом или последним этапом Средних Веков, особенностью европейской культуры или обязательной стадией развития любой цивилизации. Но именно в эпоху Возрождения закладывается основа новой культурной парадигмы, а старая - традиционная – начинает постепенно разрушаться. После тысячелетнего доминирования клерикальной культуры, начинает развиваться и светская. Быстрый рост городов в Италии приводит к тому, что у горожан – художников и ремесленников, возникают новые взгляды на мир и свое место в нем, на пространство и время, на отношения человека и бога, и эти идеи из художественной, ремесленной среды проникают в аристократическую, но, в отличие от Реформации, не находят широкого отклика в народе. Гуманизм (humanitas – человеческая природа, человеческое достоинство) начинает связывать ценность человека не с происхождением, не с древностью рода, а с личными качествами и талантами, которые ему удается реализовать. Антропоцентризм - вытесняет из центра обсуждаемой проблематики проблемы связанные с богом и божественным, замещая их человеком. Особое отношение к античности как возрождение интереса к античному наследию и прежде всего литературе, поддерживает эту переориентацию на изучение человека. И через отношение к нему античности – стремится изменить существующее современное. Платонизм как основа философии Возрождения, отношения к жизни, смерти, красоте и познанию. Переосмысление учения Платона об эйдосах. Северное или Заальпийское Возрождения. Влияние античной культуры в Нидерландах и Германии, где ярче всего проявляется самобытность Северного возрождения - незначительно и весьма опосредованно. И, несмотря на то, что и оно связанно с развитием городской, торгово-ремесленной культуры, но направляется не на развитие светской культуры, а именно в религиозное русло: на борьбу за реформирование католической церкви. Основополагающим фактом для начала Реформации принято считать перевод Библии с латыни на немецкий язык, осуществленный Мартином Лютером. Критикуя католическую церковь, практику индульгенций и институт Папства, Лютер переносит акцент на формирование индивидуального религиозного сознания. Основные принципы: 1. Спасение достигается не молитвой, откупом или ритуалом, а только личной верой. 2. Священное Писание – единственный источник истины. 3. Каждый человек имеет право самостоятельно читать и осознавать Священное Писание, что и составляет часть его трудов по достижению личного спасения. Во Франции и в Швейцарии в большей степени распространилось учение Ж. Кальвина, последователей которых назвали чаще гугенотами, и только позднее кальвинистами. Основной идеей этого учение является полный суверенитет и абсолютная власть Бога. Из которой следуют два наиважнейших вывода: 1. На Бога никакое влияние оказать невозможно: ни молитва, ни покаяние, ни какая-либо другая форма диалога или уговоров, не способны изменить его решение. 2. Богу уже известно разрешение судьбы каждого человека, кто предопределен к спасению, а кто – к гибели ( в духовном смысле) и ни воля, ни вера, ни образ жизни конкретного человека не может сказаться на этом решении. Реформация создает новую этику, в которой, по мнению М. Вебера, следует искать истоки как менталитета буржуазно – капиталистической культуры, так и современной массовой культуры в целом. Основные понятия: филология, антропоцентризм, гуманизм, гелиоцентризм, неоплатонизм, индульгенция, учение о предопределении, таинства и обрядность. Тема 7. Культура Нового Времени. Инновационная культура – культура, ориентированная на освоение и скорейшее внедрение нового знания, умения и опыта, зачастую в ущерб традиционному образу жизни. Развитие городов, торговли, производства и промышленности, появление мануфактуры и позднее заводов, связывает получение прибыли с поиском и внедрением новых технологий, с поиском новых товаров или созданием новых вещей, которые будут востребованы покупателем. Материальная культура Европы за триста лет Нового времени развивается значительно активнее, чем за всю предыдущую историю человечества. Критицизм XVII в. Новая научная рациональность, развивающаяся в противовес ко все еще существующей в Университетах схоластической науке Средних веков, начинает вытеснять христианскую картину мира. Гелиоцентризм, Великие географические открытия, создание единой механико-математической картины мира – постепенно подтачивают ранее незыблемые представления о мироустройстве. Одновременно с тем, как в Англии происходит первая буржуазная революция, во Франции монархия как форма правления достигает своего расцвета – абсолютизма при Людовике XIV. Аристократическое статусное потребление противопоставляется буржуазно-капиталистической рациональной экономии. Этикет и народная культура. Просвещение XVIII в. характеризуется утверждением рационального познания и верой в способности человеческого разума. Важнейшую мировоззренческую роль начинает играть философия, обобщая все новые и новые данные, получаемые разными науками и выстраивая новое представление о мироустройстве и месте в нем человека. Французская Энциклопедия как первая попытка сделать знания, собранные человечеством, общедоступными. Начинается изучение этики, экономики, психологии, зарождается педагогика. Развиваются опытные и описательные дисциплины: физика, биология, географии, медицина. Рождаются концепции прав и обязанностей человека как гражданина, правового государства, первые социальные утопии. Великая Французской революция и Первая Империя на рубеже веков окончательно меняет историю Европы, создавая условия для миграции, взаимопроникновения европейских культур через переселение их носителей. XIX в. - расцвет буржуазной культуры и начало её кризиса. Утверждение капитализма как социального строя, буржуазной демократии и суверенитета личности проявляется как в науке (концепция естественного происхождения видов Дарвина) и философии (Кант, Гегель, Ницше), так и в повседневной жизни – через активный рост средств массовой информации (газеты, телеграф, телефон) и массовой культуры. Новая научно-техническая революция и общий научный оптимизм приводят к углублению кризиса религии, и зачастую подмену веры в Бога верой во всемогущество науки и прогресса, утопизм научных идеалов. Основные понятия: научная революция, барокко, классицизм, ампир, романтизм, индивид, личность, индивидуальность, Тема 8. Культура ХХ века. В ХХ веке Европа проходит путь от индустриальной до постиндустриальной культуры. Заканчивается эпоха, когда историю творила толпа, наступает век масс. На смену разделению культуры на элитарную (аристократическую) и народную, приходит разделение на элитарную (духовную) и массовую (потребительскую). Суть массовой культуры состоит не в ее распространенности в широких слоях населения, а в ее непосредственной связи с массовым материальным производством. Ее продукты однотипны и требуют постоянного спроса, чтобы распространяться и окупать собственное производство. И поэтому требования к ним ниже, чем к артефактам и явлениям культуры элитарной: они развлекательны, не дороги, понятны, не требуют серьезных предварительных знаний или долгого обучения, чтобы ими пользоваться. Конец XIX – начало XX века характеризируется распространением новых видов искусства: фотографии и кинематографа. Возникающие благодаря техническому развитию, они сказываются на восприятии человеком не только информации, но и культурных категорий, таких как пространство и время, телесность и т.д. Вальтер Беньямин описывает эти процессы в своем эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», в котором говорит о том, что тиражирование репродукций путем фотокопирования в итоге приводит к тому, что человек теряет способность видеть уникальность как «ауру» оригинального произведения искусства. Можно заметить, что утрата этой способности потом распространяется с восприятия предметов на восприятие людей. Технологические скачки, произошедшие после Мировых войн, завершают тенденцию, наметившуюся еще в конце XIX века: наука становится мировой. Рост промышленности после II Мировой Войны создает условия для стремительного развития массового производства и формирования потребительского общества, которое уже в конце 50-х – начале 60-х подвергается критике: Г. Маркузе, Т. Адорно и М. Хоркхаймер, позднее Э. Тоффлер, Ж. Бодрийяр и т.д. К концу ХХ века глобализационные процессы становятся все более ярко выраженными: большинство стран мира оказываются связанными между собой не только политически, но и экономически, культурно и т.д. Компьютеризация повседневной жизни так же сказывается на культуре и человеке. Изменяются способы восприятия и работы с информацией, которая становится все доступнее. Знание как обладание информацией постепенно заменяется знанием, как способностью быстро ее получить извне. Все более распространяющееся, входящее в повседневные практики опосредованное общение через Интернет так же приводит к значительным изменениям в культурной идентичности пользователей, что отражается и на их представлениях об основных культурных универсалиях. Основные понятия: модерн, тираж, аура, копия, подделка, репродукция, постмодерн, футурошок, массовая культура, массовое производство, элитарная культура, СМИ, идентичность.
Семинарские занятия и задания к ним. Семинар 1. На первом семинаре может быть проведено тестирование исходных знаний студентов. Тест, состоящий из 20 вопросов уровня, который студент был обязан получить в рамках школьной программы, охватывает все разделы курса «Культурология». Основная его задача показать студенту его текущий уровень знаний и научиться заполнять карты тестирования для текущих контролей. Тестирование исходного уровня носит ознакомительный характер и не оценивается в баллах. Распределяются темы для докладов и рефератов. Темы для обсуждения: 1. Мир культуры - мир ценностей. 2. Человек культурный и человек образованный. Смысл образования. 3. Культурология: раздел дисциплин (философия, психология, этнография, социология) или самостоятельная дисциплина. 4. Культурно-исторический архив и культурные константы (пространство, время, телесность и т.д.) 5. Неприрывность и преемственность культурного процесса. Необходимость представлений о культурных системах прошлого, для осознания настоящего и прогнозирования будущего. 6. Значение ментальности как типа культуры. Литература: 1. Драч Г.В. Культурология. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 2. Драч Г.В., Штомпель О.М., Штомпель Л.А., Королев В.К Культурология., Питер, 2011. 3. А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. Культурология. Теория культуры М.: Юнити-Дана, 2012. 4. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 5. Ороев Н.А., Папченко Е.В. Понятийный словарь по культурологии. Таганрог: ТРТУ, 2005.
Семинар 2. Текущий контроль 1. Темы для обсуждения: 1. Европоцентристские культурологические концепции. 2. Теория идеальных типов Макса Вебера. 3. Теория Н. Я. Данилевского. «Россия и Европа». 4. Игровая концепция культуры Й. Хёйзинга 5. О. Шпенглер о культуре и цивилизации. «Закат Европы» 6. Концепция «Вызова» и «Ответа» А. Тойнби Темы для докладов: 1. Формационная теория культуры К. Маркса. 2. Теория идеальных типов Макса Вебера. 3. Игровая концепция культуры Й. Хёйзинга 4. О. Шпенглер о культуре и цивилизации. «Закат Европы» 5. «Постижение Истории» А. Тойнби 6. Любые другие темы из списка «Доклады по источникам» Литература: 1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. – М., 2013 2. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2014. 3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2011. 4. А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. Культурология. Теория культуры М.: Юнити-Дана, 2012. 5. Тойнби А. Постижение истории. Сборник. М.2010. 6. Хёйзинга Й. Homo ludens (Человек играющий). М, 2007 7. Шпенглер О. Закат Европы. М., 2009. 8. Корф Г. Критика теорий культуры Макса Вебера и Герберта Маркузе М., 1975
Семинар 3 Текущий контроль 2. Темы для обсуждения: 1. Археологический и этнографический методы реконструкции картины мира. 2. Мифологическое мышление - особенности и значение. 3. Шаманизм и магия. Темы для докладов: 1. Анимизм и Фетишизм 2. Обряды, ритуалы и церемонии. 3. Психология первобытной культуры. 4. Магия симпатическая и контагиозная. Фрейзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. 5. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. 6. Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. 7. Фрейд З. Тотем и Табу. Литература: 1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. - М.: Высшая школа. 1999 2. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М., 2013 3. Леви-Брюль. Л. Первобытное мышление. – М, 2012. 4. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 2008. 5. Лоренц К. Агрессия. М., 2009. 6. Малиновский Б. Магия, наука, религия. М., 1998. 7. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 2012. 8. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.-М.: Наука, 1987. 9. Тернер В. Символ и ритуал. М.”Наука”.1983 10. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989 11. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М. 2005. 12. Фрейд З. Тотем и Табу. СПб, Азбука, 2013. 13. Фрейзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М. 2012 Семинар 4. Текущий контроль 3. Темы для обсуждения: 1. Наука Египта и ее влияние на развитие европейской культуры. 2. Греческая философия, как основа европейской науки. 3. Римское гражданское право. Темы для докладов: 1. Мифология древнего Египта. Миф об Осирисе: бог умирающий и воскресающий. 2. Атоновское Возрождение: культурно-религиозный переворот Эхнатона. 3. Книга Мертвых и магические ритуалы 4. Античный город: повседневная жизнь в полисе. 5. Содержание понятий «катарсис» и «калокагатия». 6. Семья в древней Греции. 7. Спарта: особенности жизни, культуры и воспитания. 8. Семья в Древнем Риме 9. Фуко М. Использование удовольствий. 10. Доклады по соответствующей тематике дополнительной литературе. Литература: 1. Античность как тип культуры (Отв. ред. Лосев А.). М.1983. 2. Бонар А. Греческая цивилизация /Пер. с англ.: В 3 т.- М.: Искусство, 1992. 3. Гиббон Э. История упадка и крушения Римской империи. – М, 2008. 4. Древние цивилизации. Под. ред. Бонгард-Левина М.1989. 5. Кнабе Г.С. Быт и история в античности. М., 2012 6. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира. М.1993. 7. Культура Древнего Рима: в 2 т.-М.: Наука, 1985. 8. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима М. 1990 9. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. Лениздат, 2013 10. Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта /Пер. с пол.- М.: Искусство, 1983. 11. Монтэ П. Египет Рамсесов: Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов / Пер. с фр.- М.: Наука, 1989. 12. Рак И.В. Мифы Древнего Египта.- СПб.: Петро-Риф, 1993. 13. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М. 2005. Семинар 5. Текущий контроль 4. Темы для обсуждения: 1. Средневековая бытовая культура и христианская религия. 2. Символизм средневекового мира. 3. Священная Инквизиция. Темы для докладов: 1. Рыцарь как воин и придворный. Куртуазная культура. 2. Символизм в Средние века 3. Тело как плоть искушающая и умертвляемая 4. Медицина и культура: жизнь и смерть, больные, умирающие, мертвые. 5. Чудесное в средневековой Европе 6. Охота на ведьм и средневековая демонология. 7. Инквизиция 8. Доклады по соответствующей тематике дополнительной литературе. Литература: 1. Бахтин М.М. Ф.Рабле и народная смеховая культура Средних веков и Ренессанса. М.1990. 2. Бицилли П. М Элементы средневековой культуры. С.Пб 1995 3. Городская культура: Средневековье и начало нового времени. - Л.: Наука, 1986. 4. Гуревич А.Я.Категории средневековой культуры. М.: 1984. 5. Дюби Ж. Европа в Средние века. Смоленск 1994. 6. Ле Гофф. Герои и чудеса средних веков. М. 2012. 7. Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. - М., 2012. 8. Ле Гофф Ж. Другое средневековье. Екатеринбург, 2000. 9. Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века (пер. Е.Лебедевой). — М.: Текст, 2008 10. Марков Б. В. Храм и Рынок: человек в пространстве культуры. СПб 1999 11. Эко У. Заметки на полях «Имени Розы». М., 2012 Семинар 6. Текущий контроль 5. Темы для обсуждения: 1. Антропоцентризм. 2. Изменение культурной парадигмы. Переход к инновационному типу культуры. 3. Значение формирования протестантской этики. 4. «Разволшебствование мира». 5. Рационализм как культурная стратегия. 6. НТР, наука, экономика и политика. 7. Романтизм, реализм и смерть Бога. 8. Доклады по соответствующей тематике дополнительной литературе. Темы для докладов: 1. Человек как соавтор бога у неоплатоников Возрождения 2. Особенности реформации в учении М. Лютера 3. Особенности реформации в учении Кальвина. Концепция предопределенности. 4. Влияние этики протестантизма на развитие Европейской и Американской культуры. 5. Доклады по соответствующей тематике дополнительной литературе. Литература: 1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999. 2. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л.1990 3. Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры. С.Пб 1996 4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. – М., 2013 5. Городская культура: Средневековье и начало нового времени. - Л.: Наука, 1986. 6. Культура эпохи Возрождения и Реформации. М.1981. 7. Ле Гофф Ж. Другое средневековье. Екатеринбург, 2000. 8. Марков Б. В. Храм и Рынок: человек в пространстве культуры. СПб., 1999. 9. Хёйзинга Й. Осень средневековья. М.2013 Семинар 7. Рубежный контроль 1 Контрольная работа. Семинар 8. Темы для обсуждения 1. Модерн - многообразие и кризисность. 2. Новая парадигма искусства и культуры. 3. Великие потрясения середины века и их влияние на мировую культуру. 4. Массовое общество и его критика. Массовая и элитарная культуры. Взаимодействие и противоречия. 5. Культурная идентичность в современном мире. Темы для докладов: 1. Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости. 2. Понятие «Постмодерна». 3. Массовая культура и массовый человек. 4. Доклады по соответствующей тематике дополнительной литературе. Литература: 1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости. 2. Бодрийяр Ж В тени молчаливого большинства или конец социального. Екатеринбург, 2000 3. Бодрийяр Ж. Системы вещей. М., 2001 4. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2011 5. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.1996 6. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М., 1998 7. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. М., 2013. 8. Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 2003. 9. Московичи С. Век толп. М., 2011 10. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2008
Семинар 9. Темы для обсуждения: 1. Культура России. История и современность. 2. Россия - многонациональное государство: от Империи к Федерации. 3. Традиция и культурные заимствования. Проблема сохранения и воспроизведения культурного наследия и национальной самобытности. Проблема Восток-Запад. Темы для докладов: 1. Быт и традиции русского дворянства 2. Истоки и смысл русского коммунизма 3. Доклады по соответствующей тематике дополнительной литературе. Литература: 1. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.-М.: Наука, 1987. 2. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репр. воспр. 1880 г.-М.: Автор, 1992. 3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (ХVШ-начало ХIХ века).-СПб.: Искусство, 2008. 1. Лотман Ю.М. Культура и взрыв.М.1992. 2. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. 3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2011. Семинар 10. Подведение итогов, повторение всего пройденного материала. Доклады по дополнительной литературе. Самостоятельная работа студента. При изучении «Культурологии» на самостоятельную работу студента выделено 36 часов. Именно самостоятельная работа предъявляется и оценивается преподавателем на семинарских занятиях. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 896; Нарушение авторского права страницы