Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Профессия типа «Человек - Знаковая система» и «Человек - Художественный образ»



Зеленые листья, колеблемые ветром, обращены к солнцу. Для большинства людей это приятная среда для прогулки, отдыха. Для живописца это частый и излюбленный объект изображения. Писатель может использовать это как средство создания обстановки некоторых событий человеческой жизни, передачи своего отношения к этим событиям. Настроение, вызываемое зрелищем весенней листвы, освещенной солнцем, или, наоборот, темного леса, передают некоторые музыкальные произведения. Линии, контуры и форма листьев послужили основой для орнаментов и лепных украшений многих архитектурных сооружений, а также ассоциируются с некоторыми инженерными сооружениями.

Но если к зеленым листьям подходит человек, которого в данный момент не волнуют ни красота листвы, ни ее благотворное действие на настроение людей, то этот человек ученый-исследователь, он хочет видеть невидимое, он хочет узнать, что происходит в зеленом листе под действием солнечных лучей. Сколько ни смотри на лист, этого не узнаешь.

С чем имеет дело исследователь? Прежде всего, это система сложившихся в науке понятий, формулировок. Он должен в ней разобраться, отделить то, что непротиворечиво и согласуется с фактами, от того, что противоречиво или не соответствует фактам. Далее, он должен мысленно построить более стройную систему понятий, формулировок, разработать стратегию и тактику ее экспериментальной проверки, провести эту проверку и уточнить сложившуюся ранее систему понятий, формулировок, общих законов. Основной материал, с которым должен уметь действо-вать исследователь, это не то, что может видеть сторонний человек (не экспериментальное оборудование, не колбы, не пробирки и т.п.), а система отвлеченных понятий. С ними надо действовать, как с реальностями.

Не все люди одинаково успешно могут и любят выделять из наблюдаемых фактов общие понятия, правила, законы и оперировать, действовать с ними «в уме». Точно так же, не все люди умеют и любят ориентироваться в реальной сложной жизненно-практической обстановке или в мире художественных образов, с их неповторимым своеобразием, обилием подробностей, деталей, нюансов, не укладывающихся в общие рамки, законы, формулы. В подобных случаях не имеет смысла ставить вопрос: «А какого типа люди лучше? » Общество нуждается и в тех, и в других, каждый нужен на своем месте, при своем деле.

Научная деятельность направлена на то, чтобы, исключив случайности, детали, выявить закономерное, общее. Наука всегда в той или иной мере схематизирует, анализирует изучаемую жизнь, представляет ее в виде отвлеченных знаковых систем, теоретических моделей.

Художественная деятельность, в отличие от научной, дает представление о мире, о жизни в виде типизированных конкретных, насыщенных деталями образов. Художник (в широком смысле слова, т.е. не обязательно живописец, но и писатель, и скульптор, и актер, и музыкант и др.), как и ученый-исследователь, тоже должен уметь видеть и замечать то, что другие еще не заметили или не оценили, и показать это людям средствами своего искусства. Смотрят на мир все, но, как известно, не все все замечают, хотя думают, что замечают, все. Общественная роль науки и искусства представить людям то, что не лежит на поверхности и не для всех очевидно, «не приходит в голову».

Основные формы подготовки научных кадров осуществляются на основе высшего образования.

Виды занятий типа «Человек Художественный образ» можно, с одной стороны, подразделить по принципу исторически сложившихся и обособившихся видов художественного отображения действительности (литература, музыка, театр, кино, изобразительное искусство живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство), с другой стороны, иногда можно выделять занятия исполнительского, конструктивного (композиторского) и познавательного типа. Это деление относительно отчетливо в музыке (композитор исполни-
тель музыкальный критик искусствовед) и в области театра (драматург режиссер актер литературно-театральный критик). Вполне очевидно, что мера творческого подхода к делу, как и везде, зависит здесь не от занимаемой должности, а от личных качеств творящего. Справедлива пословица «не место человека красит, а человек место».

Подготовка высококвалифицированных работников искусства осуществляется в специальных средних и высших учебных заведениях музыкальных, театральных, художественных училищах и училищах декоративно-прикладного искусства, в консерваториях, театральных и художественных институтах, в институте кинематографии.

 

Мотивы и волевые качества

Мотив – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

Психологи выявили несколько мотивов, которые влияют на успешность в учебной деятельности. Это познавательные и социальные мотивы.

Познавательные мотивы – это познавательные интересы, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Социальные мотивы – это потребность в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, потребность ученика занять определенное место в системе доступных ему обществен-ных отношений. Социальные мотивы учения могут побуждать деятельность посредством сознательно поставленных целей и принятых решений.

Также выделяют мотивацию достижения и волевые качества личности. Рассмотрим эти понятия подробней.

Мотивация – это психологическое состояние человека, которое включает в себя желания, влечения и желание удовлетворить некую потребность. Для успешной учебы необходимо формировать мотивацию достижения.

Мотивация достижения – это стремление человека к достижениям, результатам в своей учебной деятельности. Мотивация достижения делится на внешнюю - учусь, не потому что интересно, а потому что это нужно, и внутреннюю - учусь, потому что интересно, мне нравится учиться.

Волевые качества личности непосредственно влияют на учебную деятельность.

К волевым качествам относятся:

Целеустремленность - это подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности для ее достижения, планомерное, неуклонное осуществление цели.

Настойчивость - одно из необходимых условий успешного достижения цели. Направлено на то, чтобы неуклонно, вопреки трудностям добиваться успехов даже при средних способностях. Настойчивость развивается под влиянием воспитания и самовоспитания, стремления доводить начатое дело до конца, готовности приложить усилия, чтобы подчинить свое поведение будущему результату, иногда вопреки непосредственно действующим в настоящую минуту побуждениям.

Самостоятельность - подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям.

В процессе самостоятельной работы учащийся выступает как активная творческая личность, как созидатель своей культуры, эрудиции, образования, готовности к будущей деятельности. Активность личности учащегося проявляется в постановке целей самостоятельной работы, ее планировании, определении способов, самомобилизации и самоконтроле, оценке результатов.

Самостоятельность требует интенсивного мышления, решения различных познавательных задач, ведения записей, осмысливания и запоминания учебной и другой информации.

В современных условиях возросло значение ответственности самого учащегося как за свою учебную деятельность, так и за развитие своего кругозора, знаний, как конкретно-предметных, так и общего содержания.

Центральным условием эффективности самостоятельности является глубокое осознание ее целей и способов, осознание самого себя как личности, которая сама направляет, организует и контролирует процесс учения, устанавливает, исходя из современных требований к специалисту, положительные его стороны и недостатки.

Дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Положительное отношение к обязанностям, чувство ответственности за свое поведение, знания о целях и задачах деятельности, умение управлять собой в соответствии с предъявляемыми требованиями, навыки и привычки соблюдения установленного порядка.

Развитие дисциплинированности личности учащегося обычно проходит ряд этапов.

Первый этап широкое развитие дисциплинированности, связанное с адаптацией к условиям обучения в школе или вузе, вхождением в новую социальную роль.

Второй этап специализированное развитие дисциплинированности, связанное с овладением нормами и правилами учебной деятельности, накоплением соответствующего опыта.

Третий этап упрочение, связанное с установками на старательное учение, с более глубоким пониманием значения личной дисциплины.

Выдержка (самообладание) - это способность постоянно контролировать свое поведение. Позволяет человеку сдерживать активность, мешающую достижению цели, владеть собой.

Самоорганизация – осознаваемая особенность воли и интеллекта, реализуется через упоря-дочивание деятельности и поведения.

Одним из показателей развития самоорганизации является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т.д.) индивидуальным особенностям личности. Несовпадение избранной профессии и имеющихся способностей, принятие стиля жизни и деятельности, не обеспеченных личными качествами, общественным положением, - все это отсутствие или слабая самооргани-зация личности.

Решительность - это способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению.

Каждый человек может оказаться в условиях, когда его немедленные, инициативные действия могут иметь большое значение для успеха общего дела. Решительность ярко проявляется в деятельности, когда поступок связан с известным риском и необходимостью выбора из несколь-ких альтернатив. Решительность означает также способность брать на себя ответственность за принятие решения, своевременность действий. Нравственная оценка решительных поступков зависит от их конкретного социального содержания.

Самообладание внутренняя сознательно-волевая регуляция, способность человека осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях. Для развития самообладания имеет значение определенный режим жизни и деятельности, систематические разумные требования к себе.

Факторы формирования воли также делятся на внешние и внутренние.

Внешние факторы формирования воли:

- личность окружающих должна быть волевой;

- нужна средняя степень опеки и контроля, опеки и помощи.

- должны быть даны упражнения на планирование деятельности и взятие ответственности на себя;

- упражнение на самообладание в конфликтных ситуациях;

- должна быть последовательность усложнения действий от простого к сложному;

- учитель должен оценивать волевое поведение ученика и хвалить его в случае принятия решения или иного проявления воли.

Внутренние факторы формирования воли:

- развитие определенного уровня мировоззрения, идеалов и устремлений;

- нравственность и чувство долга;

- ясность, конкретность целей, которые человек ставит перед собой, и понимание способов их достижения;

- эмоциональность;

- правильное соотношение далеких и близких мотивов.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1396; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь