Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура процесса воспитания



 

Воспитание в основных чертах сохраняет ту же структуру, что и целостный педагогический процесс. Напомним, что объекты педагогической науки не есть непосредственное отражение реальности. Они суть результаты определенных процессов обобщения, схематизации, идеализации. Идеальное представление о процессе воспитания реализовать чрезвычайно трудно, поэтому реальный воспитательный процесс во многом отличается от идеального представления о нем.

Цели воспитания. Как и в любой социальной системе, системообразующим компонентом воспитательного процесса является его цель, идеальный образ желаемого будущего результата. Как уже отмечалось выше, сложность педагогических целей состоит в том, что они отражают два взаимосвязанных вектора педагогического процесса: ориентацию на общество и конкретного человека. Этот важнейший аспект цели воспитания часто трактуется слишком односторонне и потому неверно: воспитание может служить только средством развития индивидуальности, интересы общества не должны мешать этому процессу; либо наоборот, воспитание ориентировано, прежде всего, на интересы общества, на формирование тех личностных качеств растущего человека, которые востребованы в данном обществе.

Важнейшая задача педагогики найти равновесие целей на оси «человек-общество». Каждый педагог и каждый воспитанник предстает как неповторимая, уникальная личность, со своеобразным набором качеств, со своими особенностями Я-концепции, мотивационной сферы, со своим индивидуальным набором ценностей, с доминированием определенных целей. Цели, задаваемые в педагогическом процессе обществом, проходят через каждую конкретную личность и модифицируются сообразно особенностям этой личности, а также с учетом конкретной ситуации. Внешняя по отношению к личности (как педагога, так и воспитанника) цель определенным образом воспринимается и включается уже в измененном виде в ее внутреннюю структуру. Происходящие в современном мире изменения порождают разные факторы, влияющие на педагогическую деятельность. На некоторые из них учитель может влиять, усиливая или ослабевая влияние, на другие – нет. Современный учитель оказался в поле пересечения разных интересов и от учителя сегодня требуется большое мужество, чтобы остаться верным своей профессии, центральной задачей которой всегда являлась задача содействия развитию сущностных сил человека, а сегодня решение этой задачи объективно превращается в необходимое условие выживания человечества.

Цель процесса воспитания, как и цель целостного педагогического процесса, рассматривается как согласованная цель разных уровней: уровня государства, общества, семьи, школы, личности. Если цель педагогического процесса - это ориентир для определения путей содействия раскрытию потенциала человека (ученика, воспитанника), его качеств, особенностей, позитивного преобразования его личности для наиболее полной реализации в жизни, обществе, профессии, то общую цель воспитания можно рассматривать как формирование ценностного отношения воспитанника к действительности.

Цели, предлагаемые обществом, формулируются в обобщенном виде. Для государства современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации[58].

Если обратиться к международным документам, то в них подчеркивается, что целями образования на протяжении всей жизни являются: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить. В данном случае речь идет о становлении компетенций личности: социальных, коммуникативных, поликультурных. В оригинальном тексте это сформулировано так:

« • Научиться делать, с тем, чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справиться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе…

• Научиться жить вместе, воспитывая понимание другого и ощущение взаимозависимости, осуществлять общие проекты и быть готовым к урегулированию конфликтов в условиях уважения ценностей плюрализма, взаимопонимания и мира.

• Научиться жить, с тем, чтобы содействовать расцвету собственной личности и быть в состоянии действовать, проявляя независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность. Для этого в области образования не следует пренебрегать ни одной из потенциальных возможностей каждого индивидуума: памятью, способностью к размышлению, эстетическим чувством, физическими возможностями, способностями к коммуникации...»[59].

Другими словами, подчеркивается, что обучение имеет социальный характер, который позволяет детям открывать и обогащать взаимоотношения с другими людьми, приобретать основы знаний и навыков. Этот процесс должен начинаться в дошкольном возрасте и осуществляться в различных формах в зависимости от конкретной ситуации, однако, в нем обязательно должны участвовать семья и общество.

Семья заинтересована в здоровом, благополучном, образованном и воспитанном человеке, который будет успешен в работе и счастлив в семье. Это тоже обобщенная формулировка целей семейного воспитания. В действительности цели семьи весьма разнообразны, порой неопределенны и неясны самим родителям. Кроме того, цели семейного воспитания могут быть как позитивны, так и негативны для ребенка.

Целеполагание в воспитании специфично. Цели воспитания существуют на уровне школы, класса, группы и отдельных учащихся. Более того, цели воспитания отдельных учеников имеют как общее (социальный компонент), так и особенное (индивидуальный компонент).

Обобщенные цели воспитания предполагают постановку целей более конкретных. В качестве целей разные авторы (Л.И.Божович, Е.В.Бондаревская, З.И.Васильева, Т.Е.Конникова, А.В.Мудрик, Н.Д.Никандров, М.И.Рожков и др.) рассматривают воспитание:

· интегративных качеств личности (нравственные, интеллектуальные, волевые, эмоциональные);

· ведущих ценностных отношений (к природе, обществу, человеку, Родине, труду, к самому себе);

· мотивов деятельности и поведения (познавательные, деловые, коммуникативные, социальные, мотивы саморазвития и самореализации);

· направленности и позиции личности.

 

ЗАДАНИЕ

Сравните цели воспитания, сформулированные в представленных ниже двух текстах. Что в них общего? Чем обусловлены различия? Какие формулируют авторы цели воспитания? Какие теоретические выводы подтверждают результаты сравнения?

Текст 1. Е.В. Бондаревская выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Это объясняется тем, что смысловые новообразования (смыслы) могут быть найдены только в культуре. «Мы рассматриваем ребенка как человека культуры, поскольку в любом возрасте он имеет свою жизненную историю, интегрирован в определенную культурную среду, обладает в разной степени выраженными свойствами субъектности, самореализуется в свободно избираемых видах деятельности, находится в процессе саморазвития и самоутверждения своей индивидуальности. Однако, личность ребенка еще не завершена, многое в ней только намечено, а многое еще не успело проявиться, это не целостная духовная структура, она находится в состоянии самостроительства, поиска собственного «лика» и личностных смыслов своего бытия… Обретение смыслов – суть бытия человека. Человек не придумывает смыслы, он их находит среди ценностей жизни… и культуры… Воспитание есть работа со смыслами, ценностями, системой ценностно-смысловых отношений личности… Это означает, что воспитание, претендующее на управление развитием личности, должно иметь целью и главным предметом воспитательной деятельности ценностно-смысловое развитие ребенка»[60].

Текст 2. Другой подход, изложен в концепции руководителя авторского коллектива О.С. Газмана. «Выдвинутая цель – обеспечить каждому школьнику базовое образование и культуру как основу для жизненного самоопределения. Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах: «Здоровье»; «Учение»; «Общение»; «Досуг»; «Семья». При этом реализация программ происходит с обеспечением процессов самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, которые выступают важнейшими компонентами саморазвития личности и становятся основными направлениями педагогической работы».[61]

Содержание воспитания

 

Содержание воспитания – это специфический опыт человечества, наполняющий духовно-нравственный мир личности. Для характеристики этого содержания рассмотрим ценности и идеалы.

Ценность – это объект, который мы оцениваем. Оценка же есть интеллектуально-эмоциональный акт, являющийся результатом нашего оценочного отношения к этому объекту. Ценностью может быть как явление внешнего мира (чувство, предмет, событие, поступок и т.п.), так и факт сознания (идеал, образ, идея, научная концепция). Следует различать два аспекта ценностей. Первый означает социальную, человеческую значимость объектов действительности. В этом смысле различают материальные и духовные ценности, ценности потребления и созидания и т.д. Второй аспект – отношение субъекта к предметам и явлениям реальности, выраженное его ценностными ориентациями, социальными установками, качествами личности. В теории и практике воспитания важно учитывать, что только признаваемая в результате оценки ценность, осознаваемая и переживаемая в качестве таковой, способна выполнить функцию ориентира при формировании человеком решения о том или ином поведении[62].

В те или иные моменты человеческой жизни на первый план выходят разные ценности. Как справедливо отметил С. Л. Рубинштейн, " ценности - это не то, за что платим, а то, ради чего живем". А ради чего мы живем? Что является самым ценным в жизни? Интересны в этом смысле результаты изучения ценностных ориентаций современных Санкт-Петербургских старшеклассников.

 

По материалам исследований…   Наиболее важными (доминирующими) ценностями выпускники на протяжении нескольких лет исследования (с 1993 по 2007 г.г.) считают здоровье, семью, друзей, интересную работу, отношения с близким человеком. Наименее ценимы на протяжении всех лет исследования – власть и отдых. Молодые люди «ориентируются на круг проблем, значимых на этапе жизненного самоопределения. Поиск своего Я тесно сопряжен с ориентацией на поддержку ближайшего окружения, обеспечивающего внутреннюю гармонию и защищенность, при возрастающей роли материального фактора и вере в собственные силы. Поиск своего места в жизни предполагает решение личностно-значимых проблем. При этом забота о глобальных проблемах (будущее государства, общества) отодвигается на второй план. Так, только 22% выпускников 2007 г. считает, что в жизни надо ставить трудные и высокие цели, а вот с утверждением, что необходимо ставить определенные цели, но реальные и посильные, согласились уже 74% школьников. Вера в собственные силы, надежда на себя, на свои способности – отличительная особенность поколения, вступающего в жизнь. Более 60% выпускников назвали самостоятельность и независимость в числе наиболее авторитетных качеств, которые определяют успех человека в жизни. При этом образование как самостоятельная ценность вообще не фигурирует в ответах, но рассматривается практически каждым выпускником как необходимое условие достижения успеха в жизни (так называемые инструментальные ценности). Следует обратить внимание, что в слагаемых авторитета честность и принципиальность оценивается не намного выше, чем умение выкрутиться из любой ситуации, а школьная успеваемость стоит на последнем месте и ценится значительно меньше, чем хорошие связи. Для большинства выпускников успешность ассоциируется с благополучной личной жизнью и хорошей работой. Таким образом, можно сказать, что мир ценностей выпускников отражает жизненные реалии, расставляющие на свои места и эрудицию, и школьные успехи, и хорошие связи. В этом контексте независимость, самостоятельность, целеустремленность далеко не всегда наполняются гуманистическим смыслом. Ориентация «на себя» определяет и отдаленные планы молодых людей в их взаимоотношениях с обществом: значительная часть хотела бы жить за границей (более 30%). Опубликовано: Социальный портрет выпускника петербургской школы («Выпускник-2007»): По материалам исследования динамики ценностных ориентаций выпускников петербургской школы: 1993-2007 г.г. /Под ред. С.Г.Вершловского. – СПб.: Фонд поддержки образования, 2007.

ЗАДАНИЕ

Прокомментируйте приведенные исследовательские данные, выскажите своё мнение о ценностях современных школьников.

Обратите внимание на то, что Вы утверждаете; какие доводы поддерживают Ваше утверждение; какие факты поддерживают Ваши доводы; какие возражения Вы признаете и как отвечаете на них.

В современных условиях наиболее сложной и важной задачей воспитания является задача подготовки человека к жизни в соответствии с основной ценностью демократического общества – свободой личности. Причем, свобода должна сочетаться с готовностью и способностью человека к саморегуляции поведения, в противном случае она может превратиться в насилие над другими членами общества.

 

Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

По мнению современных мыслителей-гуманистов нужен глобальный этический стандарт как руководство человеческими действиями. Его цель в том, чтобы оградить каждого человека на планете от разрушительного воздействия происходящих вокруг процессов: «от подозрительности, непонимания, дискриминации, предрассудков, изгнания и нападений». Чтобы вместо этого он был «благословлен уважать, прощать, относиться с терпимостью, учиться и помогать друг другу». Предполагается, что основой такой Глобальной Этики должно стать уважение к Жизни и признание права каждого на жизнь.[63]

В 1995 году Организация Объединенных Наций приняла «Декларацию принципов терпимости» - основополагающий международный документ, в котором не только провозглашаются принципы человеческого единения в современном и будущем мире, но и указаны пути реализации этих принципов. В Декларации раскрыта сущность ключевого понятия человеческих взаимоотношений - толерантность (терпимость). Как указано в документе, «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность - это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Это, прежде всего активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека».

«...Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости, - подчеркивается в Декларации, - является воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи... Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях»[64].

 

Б.П. Битинас считает, что наиболее общее личностное образование, выражающее сущность содержания воспитания, - это воспитание духовности, как меры совершенства личности. Сегодня духовность часто понимается в контексте религиозного воспитания, в контексте религии. Все чаще и все громче звучат призывы о необходимости духовно-нравственного воспитания, имея в виду обязательное изучение основ православия в школе. В экспериментальном порядке в школе появилась дисциплина «Основы религиозных культур и светской этики». Хотя, по мнению О. Н. Смолина и О. Е. Горькавой «… вопреки распространенному мнению, абсолютное большинство граждан России не могут быть отнесены к православным в строгом смысле этого слова. Хотя, согласно некоторым опросам, таковыми признают себя свыше 50 % всего населения, более глубокие исследования показывают, что преобладающей религиозно-философской ориентацией населения является синкретизм, включающий в себя, наряду с элементами православия, причудливую смесь верований и суеверий (экстрасенсы, инопланетяне, астрология, реинкарнация, фрагменты энерго-информационных концепций и т.п.), со строго православной точки зрения представляющихся, скорее, ересью и подвергаемых критике официальными идеологами русской православной церкви». По мнению авторов статьи ««дуэт» духовности и нравственности в данном контексте может рассматриваться как «дань» православию и ведет к превращению православия в чисто ритуальную форму поведения..»[65].

Напомним также, что, согласно Закону РФ «Об образовании», в нашей стране церковь отделена от государства и школы. Поэтому заслуживает внимания, на наш взгляд, мысль О.Н. Смолина о том, что духовность может интерпретироваться «как исторически сформировавшийся тип культурной ориентации, при котором неутилитарные (человеческие, “постматериальные”) ценности занимают высокое (или даже ведущее) место в ценностной иерархии общества и человека. Именно такой тип ориентации был характерен для российской культуры, причем как в досоветский, так и в советский периоды, для деятелей культуры различных политических направлений и религиозных верований».

Итак, основной вопрос, возникающий при определении содержания воспитания, это вопрос о выборе системы ценностей.

В проектировании содержания процесса воспитания можно выделить несколько уровней. Наиболее высокий уровень включает ценности и идеалы: общечеловеческие ценности (Мир, Земля, Любовь, Дружба, Труд, Человек), ценности общественные (Свобода, Справедливость, Совесть, Долг и т.п.), ценности того или иного слоя общества (группы), профессионального сообщества (Ответственность, Исполнительность, Компетентность и т.п.) и т.д. Далее представлены идеалы (общества, группы, сообщества), традиции, ритуалы и пр., т.е. то, что создает культурное лицо человечества и отдельных обществ, то, что развивается, изменяется, преобразуется и передается во времени, от поколения к поколению, позволяя воспроизвести человечество и человека. Это содержание составляется фундамент и основу воспитания.

Далее следуют ценности, связанные с познанием реальности. Они в большей мере отражены в материале учебных предметов в виде фактов, явлений, понятий, закономерностей, законов, научных принципов и т.д. Это содержание осваивается преимущественно на уроках, в процессе обучения.

Следующий уровень это - уровень внутреннего мира человека – это то, что человек знает о себе (мера самоосознания); эмоциональный, мотивационный, нравственно-смысловой потенциал человека как основания его жизнедеятельности. Наиболее глубинный пласт содержания этого уровня составляет жизненная философия человека.

Затем следует уровень моделей поведения человека. Это случаи достаточно стандартного позитивного проявления поведения человека, которые обычно называют общественно одобряемые или, как минимум, приемлемые. Необходимо отметить, что модели поведения могут быть более традиционными (часто используемые и встречающиеся в поведении), менее традиционными (необходимость проявления которых несравненно меньше), а также связанными с необходимостью необычных, возможно, острых проявлений (действий, отношений) человека в возникающих ситуациях. Последнее обычно называется ситуационным поведением.

В современном воспитательном процессе особое значение приобретает содержание, помогающее человеку осмыслить себя, других, быстро меняющуюся реальность для принятия решений, общественно, личностно и профессионально значимых.

Таким образом, построение содержания воспитания требует от педагога не только широкой образованности, осознанной мировоззренческой позиции, но и способности понимать внутренний мир другого человека, ребенка, умения согласовывать собственную личностную позицию с ценностями растущего человека и требованиями общества.

Отдельный пласт содержания воспитания составляет семейное воспитание. В семье ребенок осваивает первые (семейные) ценности, традиции, стиль и особенности общения, модели поведения, систему отношений людей (разного возраста, поколений), приобретает привычки, навыки, способы преодоления проблем, трудностей, получает первый опыт эмоционально-нравственного восприятия других и мира. Как подчеркивалось в разделе 3, именно семья является наиболее сильным фактором воспитания в микросреде растущего человека.[66]

Необходимо сказать и о содержании самовоспитания, которое является, по сути, целью и вершиной воспитательного процесса. В самом общем виде самовоспитание включает осознание и формулирование человеком целей, задач, планов, перспектив своей личной, образовательной, будущей профессиональной жизни. К самовоспитанию относятся задачи и действия человека, связанные с совершенствованием себя, особенностей своего поведения, своей деятельности. Существует достаточно обширный раздел воспитания, который посвящен различным аспектам организации самовоспитания[67].

Особый характер приобретает содержание, сфокусированное в педагогике перевоспитания. Она представляет собой воспитательную деятельность с трудными, педагогически запущенными детьми и подростками, которая имеет свою специфику.

ЗАДАНИЕ

Составьте коллаж из вырезанных картинок, рисунков, фраз, цитат, слов, букв и т.п., который бы давал наглядное представление о какой-либо ЦЕННОСТИ как основе содержания воспитания в «идеальной», на Ваш взгляд, школе. Отразите в любых символических картинках, надписях, моделях, изображениях цели такой школы, содержание её деятельности, взаимоотношения педагогов и воспитанников, события и традиции, которые будут способствовать присвоению этой базовой ценности школьниками.

Проведите экспертизу работ друг друга по оценке содержания коллажей, не забудьте дать оценку общего впечатления от продуктов вашей работы.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. СИСТЕТЕХНИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ
  2. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  3. I.3. ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО : НЕДООЦЕНКА ВОСПИТАНИЯ
  4. I.4. СЕМЬЯ И ШКОЛА : ОТСУТСТВИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ
  5. III.5. Анализ урока с учетом закономерностей процесса мышления
  6. V этап. Сестринский анализ эффективности проводимого сестринского процесса.
  7. V) Построение переходного процесса исходной замкнутой системы и определение ее прямых показателей качества
  8. Автоматическое регулирование процесса
  9. Автоматическое регулирование процесса сварки электронным лучом
  10. Анализ гематологических параметров крови, их изменения в ходе инвазионного процесса
  11. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОго ПРОЦЕССА
  12. Анализ предполагаемого технологического процесса с точки зрения охраны окружающей среды и условий труда


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1665; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь