Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Темы сообщений и мультимедиапрезентаций



1. Брак и семья. Положение женщины в древнегерманском обществе.

2. Верования древних германцев.

3. Военное дело и оружие древних германцев.

4. Повседневная жизнь древних германцев.

5. Одежда и украшения древних германцев.

6. Римская империя и варвары.

7. Мифология древних германцев.

8. Общественный строй варваров и его эволюция в освещении А.И. Неусыхина и А.Я. Гуревича.

Методические рекомендации для подготовки
к практическим занятиям

Основная цель занятия – формирование у студентов представлений об уровне развития древнегерманского общества и основных тенденциях его развития во времена, предшествовавшие их переселению на территорию Западной Римской империи.

Основными источниками, содержание которых должно быть тщательно проанализировано студентами и систематизировано в соответствии с планом в ходе практических занятий по этой теме, являются отрывки, посвященные германцам, из «Записок о галльской войне» Гая Юлия Цезаря и из книги Публия Корнелия Тацита «Германии» (или «О происхождении германцев и местонахождении Германии»). Давая общую характеристику источников, студент должен обратить особое внимание на авторство, время и цели их написания. Это поможет определить, насколько можно доверять содержащимся в них сведениям. Необходимо актуализировать материал из курса «История Древнего мира», касающийся времени, когда которое жили авторы рассматриваемых произведений, вспомнить их биографии и попытаться определить, в чем могли проявиться их субъективизм и тенденциозность при характеристике германского общества. Следует также обратить внимание на то, откуда Цезарь и Тацит черпали свои сведения о германцах.

Изучение хозяйства древних германцев надо начать с характеристики природных и климатических условий на территории, где они обитали. Студент должен найти в источниках сведения о земледелии, скотоводстве, ремесле и характере обмена в древнегерманском обществе. Характеризуя земледелие, следует ответить на следующие вопросы:

– каков был его характер;

– какие использовались системы земледелия и способы обработки земли;

– какие использовались орудия труда;

– какие выращивались сельскохозяйственные культуры?

Особое внимание надо обратить на то, что сегодня в вопросе о хозяйстве древних германцев сведения, содержащиеся в письменных источниках, и данные археологии существенно расходятся. Сравнив между собой эти материалы, надо сделать обоснованный вывод о роли и соотношении в хозяйстве древних германцев его различных отраслей. Следует учитывать, что по этому вопросу археологические материалы позволяют сделать более объективные выводы, нежели письменные источники.

По вопросу о землевладении и землепользовании сведения, свидетельства античных авторов могут быть истолкованы по-разному, в связи с этим в научной литературе по этому вопросу встречаются разные точки зрения, с которыми студент должен познакомиться и выявить суть разногласий. В связи с этим этот вопрос будет обсуждаться в форме учебной дискуссии. При подготовке к дискуссии в первую очередь рекомендуется обратить внимание на следующие публикации, включенные в список рекомендованной литературы: статьи С.А. Васютина, Я.Д. Серовайского, а также статьи А.И. Неусыхина и А.Я. Гуревича из первого тома «Истории крестьянства в Европе: эпоха феодализма».
Проработав с особой тщательностью материалы письменных источников и рекомендованную литературу, студент должен попытаться обосновать собственную позицию по этой проблеме. Для этого рекомендуется ответить на следующие вопросы:

– древние германцы были кочевниками, полукочевниками или вели оседлый образ жизни;

– какой тип поселения у них преобладал;

– кто можно считать основной хозяйственной единицей древнегерманского общества;

– каков был порядок наследования у древних германцев;

– как осуществлялось наделение германцев землей;

– кому принадлежала земля;

– можно ли говорить о формировании у германцев частной или семейной собственности на землю;

– насколько можно доверять данным письменных источников по этому вопросу;

– каковы данные археологии о землепользовании и землевладении древних германцев?

Полученные студентами в ходе занятий представления о системе землевладения и землепользования у древних германцев позволят сделать вывод о том, что собой представляла их родо-племенная и общинная организация во времена Цезаря и Тацита и включиться в дискуссию по следующим вопросам:

– какова была роль рода и племени в древнегерманском обществе;

– к какому виду можно отнести древнегерманскую общину (кровнородственная, земледельческая, община-марка, первобытная соседская, большесемейная…);

– наблюдалась ли эволюция общины?

Источники позволяют охарактеризовать социальную организацию древних германцев. Следует обратить внимание на общественную стратификацию, описать права свободных германцев, определить характер и роль рабства в древнегерманском обществе, рассмотреть половозрастную дифференциацию, выявить факторы социальной мобильности.

Рассматривая вопрос о системе управления у древних германцев, следует охарактеризовать по источникам органы управления и их функции. Особое внимание следует обратить на роль конунга, дружины, народного собрания, совета «старейшин», престижной экономики. Студенту необходимо вспомнить определения понятий «военная демократия» и «вождество», изученные в рамках курса «История Древнего мира», и обратить внимание на историю понятия «военная демократия» и отношение к нему в современной исторической науке. Становление германских вождеств рассматривается на примере надплеменных союзов Ариовиста, Маробода, Арминия. Надо выяснить предпосылки и причины их создания, отличительные черты и историческую судьбу этих объединений.

Источники

1. Древние германцы: сборник документов / сост. Б.Н. Граков, С.П. Моравский, А.И. Неусыхин. – М.: Государственное издательство социально-экономической литературы, 1937. – 228 с.

2. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: учеб. пособие для ист. фак. ун-тов по специальности «История» – 032600: в 5 кн. Кн. 1: Авторская программа курса. Практикум / под ред. С.А. Васютина. – М.: Книжный дом Университет, 2008. – 407 с.

3. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: учеб. пособие для ист. фак. ун-тов по специальности «История» – 032600: в 5 кн. Кн. 2: Лекции по раннему Средневековью / под ред. С.А. Васютина. – М.: Книжный дом Университет, 2008. – 408 с.

4. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: учеб. пособие для ист. фак. ун-тов по специальности «История» – 032600: в 5 кн. Кн. 3: Лекции по классическому и позднему Средневековью / под ред. С.А. Васютина. – М.: Книжный дом Университет, 2008. – 352 с.

5. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: учеб. пособие для ист. фак. ун-тов по специальности «История» – 032600: в 5 кн. Кн. 4: Авторская программа курса. Планы семинарских занятий. Хрестоматия / под ред. С.А. Васютина. – М.: Книжный дом Университет, 2008. – 304 с.

6. Хрестоматия по истории средних веков / под ред. С.Д. Сказкина. – М.: Высшая школа, 1961. – Т. 1. – 471 с.

 

Рекомендуемая литература

1. Алексеев В.П. История первобытного общества / В.П. Алексеев, А.И. Першиц. – М.: Высшая школа, 1990. – 298 с.

2. Бимахимов К.С. «Современная школа» буржуазной медиевистики ФРГ о древнегерманской королевской власти / К.С. Бимахимов // Проблемы всеобщей истории. – М.: Наука, 1976. – С. 261–289.

3.Буданова В.П.Варварский мир эпохи Великого переселения народов / В.П. Буданова. – М.: Наука, 2000. – 544 с.

4.Горский А.А.Социально-экономические условия в эпоху классообразования и понятие «военная демократия» / А.А. Горский // Средние века. – М.: Наука, 1986. – Вып. 49. – С. 213–220.

5.Грацианский Н.П. К вопросу об аграрных отношениях у древних германцев времени Цезаря / Н.П. Грацианский // Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья: сборник статей. – М.: АН СССР, 1960. – С. 51–71.

6. Гуревич А.Я. Аграрный строй варваров / А.Я. Гуревич // История крестьянства в Европе: Эпоха феодализма. Т. 1: Формирование феодально зависимого крестьянства. – М.: Наука, 1985. – С. 90–126.

7.Гуревич А.Я Избранные труды. Т. 1: Древние германцы. Викинги / А.Я. Гуревич – М.; СПб.: ЦГНИИ ИНИОН РАН: Университетская книга, 1999. – 360 с.

8. Дряхлов В.Н. Войны германских племен с Римом в III в. и их влияние на развитие древнегерманского общества на Рейне /
В.Н. Дряхлов // Вестник древней истории. – 1987. – № 2. – С. 151–168.

9. Дуров В.С. Юлий Цезарь – человек и писатель / В.С. Дуров. – Л.: ЛГУ. – 1991. – 206 с.

10.Жумагулов К.Т.Аграрный строй древних германцев в трактовке археологов ФРГ/ К.Т. Жумагулов // Средние века. – М.: Наука, 1987. – Вып. 50. – С. 282–289.

11. История первобытного общества: эпоха классообразования / под. ред. Ю.В. Бромлея. – М.: Наука, 1988. – 568 с.

12. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства / Ф. Кардини. – М.: Прогресс, 1987. – 360 с.

13. Кнабе Г.С.Корнелий Тацит. Время. Жизнь. Книги / Г.С. Кнабе. – М.: Наука, 1981. – 210 с.

14.Колесницкий Н.Ф. Этнические общности и политические образования у германцев I–V вв. / Н.Ф. Колесницкий // Средние века. – М.: Наука, 1985. – Вып. 48. – С. 5–26.

15.Косвен М.О.Семейная община и патронимия / М.О. Косвен. – М.: АН СССР, 1963. – 220 с.

16.Крадин Н.Н. Политическая антропология: учебное пособие / Н.Н. Крадин. – М.: Ладомир, 2001. – 213 с.

17. Ковалевский С.Д. К вопросу о понятии «военная демократия» / С.Д. Ковалевский // Средние века. – М.: Наука, 1983. –
Вып. 46. – С. 188–213.

18.Колесницкий Н.Ф. Феодальное государство (VI–ХV вв.) / Н.Ф. Колесницкий. – М.: Просвещение, 1967. – 272 с.

19. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: пер.
с фр. / Ж. Ле Гофф; общ. ред. Ю.Л. Бессмертного; послесл.
А.Я. Гуревича. – М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. – 376 с.

20. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы / М. Тимофеев [и др.]. – М.: Юристъ, 1996. – 576 с.

21. Межуга В.И. Королевская власть и церковь во Франкском государстве / В.И. Межуга // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI–XVII вв.). – Л.: Наука, 1990. –
С. 46–70.

22. Мелетинский Е.М.Германо-скандинавская мифология /
Е.М. Мелетинский, А.Я. Гуревич // Мифы народов мира: энциклопедия. Т. 1. – М.: Советская энциклопедия, 1991. – С. 284–292.

23.Мельникова Е.А. От племени к раннему государству. Железный век / Е.А. Мельникова // История Дании с древнейших времен до начала XX века. – М.: Наука, 1996. – С. 26–29.

24.Мильская Л.Т. Александр Иосифович Неусыхин: тернистый путь ученого / Л.Т. Мильская // Новая и новейшая история. – 1992. – № 3. – С. 147–173.

25. Неусыхин А.Н. Военные союзы германских племен начала нашей эры / А.И. Неусыхин // Проблемы европейского феодализма: избранные труды. – М.: Наука, 1974. – С. 390–412.

26. Неусыхин А.И.К вопросу об исследовании общественного строя древних германцев / А.И. Неусыхин // Проблемы европейского феодализма: Избранные труды. – М.: Наука, 1974. – С. 377–389.

27.Неусыхин А.И.Очерки истории Германии в средние века (до XV в.) / А.И. Неусыхин // Проблемы европейского феодализма: избранные труды. – М.: Наука, 1974. – С. 218–225.

28.Неусыхин А.И. Эволюция общественного строя варваров от ранних форм общины к возникновению индивидуального хозяйства / А.И. Неусыхин // История крестьянства в Европе. Эпоха феода-лизма. Т. 1: Формирование феодальнозависимого крестьянства. – М.: Наука, 1985. – С. 137–139.

29. Представления о смерти и локализация иного мира у древних кельтов и германцев / под. ред. Т.А. Михайловой. – М.: Языки славянских культур, 2002. – 464 с.

30.Репина Л.П. Варварский мир / Л.П. Репина // Средневековая Европа глазами современников и историков. Ч. I: Рождение и становление средневековой Европы, V–XI вв. – М.: Интерпракс, 1995. – С. 44–48.

31.Сказкин С.Д. Очерки из истории западноевропейского крестьянства в средние века / С.Д. Сказкин. – М.: Медиа, 1968. – 381 с.

32. Свод этнографических понятий и терминов. Социально-экономические отношения и соционормативная культура / под ред. Ю.В. Бромлея. – М.: Наука, 1986. – 240 с.

33.Тодд М. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура / М. Тодд. – М.: Центрполиграф, 2005. – 223 с.

34. Утченко С.Л. Юлий Цезарь / С.Л. Утченко. – М.: Мысль, 1976. – 365 с.

35. Хлевов А.А. Предшественники викингов. Северная Европа в I–VIII веках / А.А. Хлевов. – СПб.: Евразия, 2002. – 336 с.

36. Шкунаев С.В.Племенной мир Европы до эпохи поздней империи. Германские племена и союзы племен / С.В. Шкунаев // История Европы с древнейших времен до наших дней. Т. 1: Древняя Европа. – М.: Наука, 1988. – С. 594–605.

 

Документы

ЦЕЗАРЬ

ЗАПИСКИ О ГАЛЛЬСКОЙ ВОЙНЕ

Книга 1. гл. 31. ..Арверны и секваны[1] пригласили [на помощь] германцев за плату. Сначала германцев перешло к ним через Рейн 15 тысяч человек. Но после того как этим Диким варварам понравились и землями образ жизни, и богатства галлов, их переправилось очень много: в настоящее время их набралось в Галлии до 120 тысяч...

Гл. 33. ..Цезарь видел, что если германцы постепенно привыкнут переходить Рейн и их наберется в Галлии много, то это явится большой опасностью для самого римского народа; он понимал, что, овладевши всей Галлией, германцы – эти дикие варвары – не удержатся от нашествия па римскую провинцию[2], а оттуда на Италию...

Гл. 48. ..Ариовист все эти дни удерживал свою пехоту в лагере, но ежедневно состязался в кавалерийском бою. Это был тот род сражения, в котором германцы усовершенствовались. У них было б тысяч всадников и столько же пехотинцев, самых храбрых и проворных, которых каждый всадник выбирал себе по одному из всего войска для своей защиты. Они сопровождали всадников во время сражений; под их прикрытием всадники отступали; они сбегались [на защиту], когда всадникам приходилось туго; если кто-нибудь падал с лошади, получивши тяжелую рану, они его окружали.
В случаях продвижения на необычно далекое расстояние или особенно быстрого отступления их скорость благодаря упражнению оказывалась такой большой, что, держась за гриву лошадей, они не отставали от всадников.

Гл. 50. ..Когда Цезарь стал расспрашивать пленных, почему Ариовист не вступал в сражение, он узнал, что причиной этого был существующий у германцев обычай [а именно]: матери семейств на основании гаданий по жеребьевым палочкам и прорицаний провозглашают, целесообразно ли вступать в битву или нет, и они сказали так: не дозволено германцам победить, если они вступят в сражение до наступления новолуния.

Гл. 51. ..[Тогда германцы] вывели из лагеря свое войско и построили его по племенам так, что все племена – гаруды, маркоманны, трибоки, вангионы, неметы, седузии, свевы – находились на равном расстоянии друг от Друга. Они окружили всю свою боевую линию дорожными повозками и телегами, чтобы не оставалось никакой надежды на бегство. На них они посадили женщин, которые, простирая к ним руки, со слезами умоляли идущих в битву воинов не отдавать их в рабство римлянам.

Книга IV. гл. 1. Следующей зимой, в год консульства Гнея Помпея и Марка Красса[3], германские племена узипетов и тенктеров большими массами перешли Рейн недалеко от впадения его в море. Причиной перехода было то обстоятельство, что их в течение многих лет тревожили свевы, которые теснили их войной и мешали им возделывать поля.

Племя свевов – самое большое и воинственное из всех германских племен. Говорят, что у них сто округов и каждый [округ] ежегодно высылает из своих пределов на войну по тысяче вооруженных воинов. Остальные, оставаясь дома, кормятсебя и их; через год эти [последние] в свою очередь отправляются на войну, а те остаются дома. Благодаря этому не прерываются ни земледельческие работы, ни военное дело. Но земля у них не разделена и не находится в частной собственности, и им нельзя более года оставаться на одноми том же месте для возделывания земли.

Они питаются не столько хлебом, сколько – и главным образом – молоком и за счет скота: они много охотятся: Все это, вместе взятое, а также свойства пищи, ежедневные военные упражнения, свободный образ жизни, в силу которого они, не приучаясь с самого детства ни к повиновению, ник порядку, ничего не делают против своей воли, – все этоукрепляет их силы и порождает людей столь огромного роста. Кроме того, они приучили себя, [живя] в странах с очень холодным [климатом], не носить никакой другой одежды, кроме звериных шкур, которые вследствие их небольших размеров оставляют значительную часть тела открытой, а также привыкли купаться в реках.

Гл 2. Купцам ониоткрывают доступ к себе больше для того, чтобы иметь кому продать захваченное на войне, чем потому, что они сами нуждаются в каком бы то ни было ввозе. Германцы не пользуются даже привозными лошадьми, которымигаллы так дорожат – некоторых они приобретают за высокую цену, а используют своих туземных лошадей, низкорослых и невзрачных, и доводят их ежедневными упражнениями до величайшей выносливости. Во время конных боев они часто соскакивают с коней – сражаются пешие; коней же они приучили оставаться на том же месте, а в случае надобности быстро вновь садятся на них; по их понятиям, нет ничего более постыдного ималодушного, как пользоваться седлами. Поэтому они осмеливаются – даже будучи в незначительном количестве – нападать на какое угодно число всадников, употребляющих седла. Вино они вовсе не позволяют себе ввозить, так как полагают, что оно изнеживает людей и сделает их неспособными к труду.

Гл. 3. Они видят самую большую славу для народу в том, чтобы как можно более обширные земельные территории вокруг его границ оставались ненаселенными и невозделанными; это обозначает, по их мнению, что многие племена не смогли противостоять силе этого народа Так, в одном направлении от границ области свевов действует, как говорят, территория шириной около 600 тысяч шагов [900 км][4]. С другой стороны к ним примыкают убии; их страна была, по понятиям германцев, обширной и цветущей, а народ несколько более культурным, чем прочие германцы, так как убии живут на берегу Рейна, к ним заходит много купцов, и, благодаря близости к галлам, они усвоили их нравы. Свевы часто мерялись с ними силами в многочисленных войнах; и хотя они благодаря значительности и могуществу [убиев] не смогли изгнать [этих последних] из их страны, они превратили их, однако, в своих данников и сделали их гораздо более слабыми и малосильными.

Книга VI. гл. 21. [Быт] германцев сильно отличается от этого образа жизни[5]. Ибо у них нет друидов[6], руководящих обрядами богослужения, и они не особенно усердствуют в жертвоприношениях. В качестве богов они почитают лишь солнце, огонь и луну, то есть только те [силы природы], которые они видят [собственными глазами] и в благоприятном влиянии которых имеют возможность воочию убедиться; об остальных богах они даже не слышали. Вся их жизнь проходит в охоте и военных занятиях: с раннего детства они [закаляются], приучаясь к тяготам их сурового образа жизни.

Гл 22. Они не особенно усердно занимаются земледелием и питаются главным образом молоком, сыром и мясом. И никто из них не имеет в собственности земельного участка точных размеров или с определенными границами[7], но должностные лица и старейшины ежегодно отводят родам и группам живущих вместе родственников, где и сколько они найдут нужным, земли, а через год принуждают их перейти на другое место. [Германцы] приводят многочисленные основания [для объяснения] такого порядка: [по их словам] он не дает им прельститься оседлым образом жизни и променять войну на земледельческую работу; благодаря ему никто не стремится к расширению своих владений, более могущественные не сгоняют [с земли] более слабых, и никто не посвящает слишком много забот постройке жилищ для защиты от холода и зноя; [наконец, этот порядок] препятствует возникновению жадности к деньгам, из-за которой происходят партийные распри и раздоры, и [помогает] поддерживать спокойствие в простом народе ощущением имущественного равенства его с самыми могущественными людьми.

Гл. 23. Величайшей славой пользуется у них то племя, которое, разорив ряд соседних областей, окружает себя как можно более обширными пустырями. [Германцы] считают отличительным признаком доблести [данного племени] то обстоятельство, что изгнанные из своих владений соседи его отступают и никто не осмеливается поселиться вблизи этого племени; вместе с тем оно может считать себя [благодаря этому] в большей безопасности на будущее время и не бояться внезапных неприятельских вторжений. Когда племя ведет наступательную или оборонительную войну, то избираются должностные лица, несущие обязанности военачальников и имеющие право распоряжаться жизнью и смертью [членов племени]. В мирное время у племени нет общего правительства, старейшины отдельных областей и округов творят там суд и улаживают споры. Разбойничьи набеги, если только они ведутся вне территории данного племени, не считаются позором; [германцы] выставляют на вид их необходимость как упражнения для юношества и как средство против праздности. И вот, когда кто-либо из первых лиц в племени заявляет в народном собрании о своем намерении предводительствовать [в военном предприятии] и призывает тех, кто хочет следовать за ним, изъявить свою готовность к этому, тогда подымаются те, кто одобряет и предприятие, и вождя, и, приветствуемые собравшимися, обещают ему свою помощь; те из обещавших, которые не последовали [за вождем], считаются беглецами и изменниками и лишаются впоследствии всякого доверия. Оскорбить гостя [германцы] считают грехом; по какой бы причине ни явились к ним [гости], они защищают их от обиды, считают их личность как бы священной и неприкосновенной, предоставляют в их распоряжение свой дом и разделяют с ними свою пищу.

Практикум по истории Средних веков для студентов-заочников исторических факультетов педагогических институтов / М.Л. Абрамсон, С.А. Сливко, М.М. Фрейденберг. – М., 1981. – Вып. I. – С. 9–13.

 

ПУБЛИЙ КОРНЕЛИЙ ТАЦИТ

ГЕРМАНИЯ

Гл. I. Германия в целом отделяется от [страны] галлов, ретов и паннонцев реками Рейном и Дунаем, а от сарматов и даков – взаимным страхом, а также горами[8]; остальное окружает Океан, заключающий в себе обширные заливы и огромные пространства островов[9]... Рейн, берущий начало на обрывистых и недоступных вершинах Ретийских Альп, делает небольшой поворот к западу и вливается в северный Океан...

Гл. II. Я думаю, что сами германцы являются коренными жителями [своей страны], совсем не смешанными с другими народами вследствие ли переселения [их] или мирных сношений [с ними], так как в прежние времена те, кто хотел переселяться, прибывали не сухим путем, а на кораблях. Океан же, простирающийся по ту сторону Германии на огромное пространство и, так сказать, противоположный нам, редко посещается кораблями с нашей стороны. Притом, не говоря уже об опасностях плавания по страшному и неизвестному морю, кто же оставит Азию, Африку или Италию для того, чтобы устремиться в Германию с ее некрасивыми ландшафтами, суровым климатом и наводящим тоску видом вследствие невозделанности, если только она не его родина?

В своих старинных песнях, являющихся у германцев единственным видом исторических преданий и летописей, они славят
рожденного землей бога Туискона и его сына Манна как основателей своего племени, от которых оно происходит. Они приписывают Манну трех сыновей, по имени которых ближайшие к Океану германцы называются ингевонами, живущие внутри страны – герминонами, а остальные – истевонами... Имя же «Германия» новое и недавно вошедшее в употребление...

Гл. IV.. ..У них у всех [т.е. у германцев] одинаковый внешний вид, насколько это возможно в таком большом количестве людей: свирепые темно-голубые глаза, золотистого цвета волосы, большое тело, но сильное только при нападении, а для напряженной деятельности и трудов недостаточно выносливое; жары и зноя они совсем не могут переносить, к холоду же и голоду они приучены [своим] климатом и почвой.

Гл. V. Хотя [их] страна и различна до некоторой степени по своему виду, но в общем она представляет собой или страшный лес, или отвратительное болото. Та часть ее, которая обращена к Галлии, – более сырая, а в части, примыкающей к Норику и Паннонии, больше ветров; для посевов она плодородна, но не годится для разведения фруктовых деревьев; скотом изобильна, но он большей частью малорослый, даже рабочий скот не имеет внушительного вида и не может похвастаться рогами. Германцы любят, чтобы скота было много: в этом единственный и самый приятный для них вид богатства. В з олоте и серебре боги им отказали, не знаю – уж по благосклонности к ним или же потому, что разгневались на них. Я, однако, не утверждаю, что в Германии совсем нет месторождений серебра и золота; но кто их разведывал? Впрочем, германцы и не одержимы такой страстью к обладанию [драгоценными металлами] и к пользованию ими [как другие народы]; у них можно видеть подаренные их послам и старейшинам серебряные сосуды не в меньшем пренебрежении, чем глиняные. Впрочем, ближайшие [к Рейну и Дунаю племена] ценят золото и серебро для употребления в торговле: они ценят некоторые виды наших монет и отдают им предпочтение; живущие же внутри страны пользуются более простой и древней формой торговли, а именно – меновой. Из монет они больше всего одобряют старинные и давно известные – серраты и бигаты[10]; вообще они домогаются больше серебра, чем золота, не из любви к нему, а потому что при торговле обыкновенными и дешевыми предметами удобнее иметь запас серебряных монет.

Гл. VI. Железа у них тоже немного, как это можно заключить по характеру их наступательного оружия. Они редко пользуются мечами или длинными копьями, а действуют дротиком, или, как они его называют, фрамеей, с узким коротким железным наконечником, оружием настолько острым и удобным, что одним и тем же дротиком они, смотря по обстоятельствам, сражаются и врукопашную и издали. Даже всадники довольствуются фрамеей и щитом, пехотинцы же пускают и метательные копья, каждый по нескольку штук, причем они, голые или в коротком плаще, мечут их на огромное расстояние. У германцев совсем нет хвастовства роскошью [оружия]; только щиты они расцвечивают изысканнейшими красками.
У немногих [имеется] панцирь, а шлем, металлический или кожаный, едва [найдется] у одного или двух. Их лошади не отличаются ни внешней красотой, ни быстротой; да германцы и не научились делать разные [поворотыи]круги[11] по нашему обычаю: они гонят [своих лошадей] или прямо, или вправо таким сомкнутым кругом, чтобы никто не оставался последним.

Вообще они считают, что пехота сильнее [конницы], и поэтому сражаются смешанными отрядами, вводя в кавалерийское сражение и пехоту, быстротой своей приспособленную к этому и согласованную с конницей; таких пехотинцев выбирают из всей молодежи и ставят их впереди боевой линии. Число их определенное – по сотне из каждого округа; они так и называются у германцев [«сотнями»], а то, что раньше действительно обозначало количество, теперь стало названием [отряда] и почетным именем.

Боевой строй [германцев] составляется из клиньев. Отступить, но с тем, чтобы вновь наступать, [у них] считается не трусостью а благоразумием. Тела своих [убитых и раненых] они уносят с поля битвы даже тогда, когда исход ее сомнителен. Оставить свой щит – особенно позорный поступок: обесчестившему себя таким образом нельзя присутствовать при богослужении или участвовать в народном собрании, и многие, вышедшие живыми из битвы, кончают свою позорную жизнь петлей.

Гл. VII. Королей [германцы] выбирают по знатности, а военачальников – по доблести. [При этом] у королей нет неограниченной или произвольной власти, и вожди главенствуют скорее [тем, что являются] примером, чем на основании права приказывать, тем, что они смелы, выделяются [в бою], сражаются впереди строя и этим возбуждают удивление. Однако казнить, заключать в оковы и подвергать телесному наказанию не позволяется никому, кроме жрецов, да и то не в виде наказания и по приказу вождя, но как бы по повелению бога, который, как они верят, присутствует среди сражающихся; в битву они приносят взятые из рощ священные изображения и значки. Но что является особенным возбудителем их храбрости, – это то, что их турмы[12] и клинья представляют собой не случайные скопления людей, а составляются из семейств и родов, а вблизи находятся милые их сердцу существа, и оттуда они слышат вопль женщин и плач младенцев; для каждого это самые священные свидетели, самые ценные хвалители: свои раны они несут к матерям и женам, а те не боятся считать их и осматривать, они же носят сражающимся пищу, а также поощряют их.

Гл. VIII. Рассказывают, что иногда колеблющиеся и расстроенные ряды восстанавливались женщинами благодаря их неумолчным мольбам и тому, что они подставляли свои груди и указывали на неизбежный плен, которого германцы боятся, особенно для своих женщин, до такой степени, что крепче связаны бывают своими обязательствами те германские племена, которые вынуждены в числе своих заложников давать также знатных удевушек.

Они думают, что в женщинах есть нечто священное и вещее, не отвергают с пренебрежением их советов и не оставляют без внимания их прорицаний...

Гл. IX. Из богов германцы больше всего почитают Меркурия[13], которому в известные дни разрешается приносить также человеческие жертвы. Геркулеса[14] и Марса[15] они умилостивляют назначенными для этого животными... Однако германцы считают не соответствующим величию божественных существ заключать их в стены храмов, а также изображать их в каком-либо человеческом виде; они посвящают им рощи и дубравы и именами богов называют то сокровенное, что созерцают только с благоговением.

Гл. X. Гадание по птицам и по жеребьевым палочкам они почитают, как никто... И это также им известно – гадать по голосам и полету птиц. Особенностью же этого народа является то, что он ищет предзнаменований и предостережений также и от лошадей.
В тех же рощах и дубравах [которые посвящены богам] на общественный счет содержатся [такие лошади], белые и не оскверненные никакой работой для смертных. Их, запряженных в священную колесницу, сопровождают жрец вместе с королем или вождем племени и примечают их ржание и фырканье; и ни к какому гаданию германцы не относятся с большей верой и притом не только простолюдины, но и знать; жрецы считают себя служителями богов, a коней – посвященными в их тайны. Есть у германцев и другой способ наблюдать за знамениями, при помощи которого они стараются узнать исход важных войн. Они сводят взятого каким-нибудь образом в плен воина того народа, с которым ведется война, с избранным из числа своих соплеменников, каждого со своим национальным оружием, и победа того или другого принимается как предзнаменование.

Гл. XI. О менее значительных делах совещаются старейшины, о более важных – все, причем те дела, о которых выносит решение народ, [предварительно] обсуждаются старейшинами. Сходятся в определенные дни, если только не произойдет чего-нибудь неожиданного и внезапного, а именно в новолуние или полнолуние, так как германцы верят, что эти дни являются самыми счастливыми для начала дела. Они ведут счет времени не по дням, как мы, а по ночам; так они делают при уговорах и уведомлениях; они думают, что ночь ведет за собой день. Из свободы у них вытекает тот недостаток, что они собираются не сразу, как бы по чьему-нибудь приказанию, но у них пропадает два и три дня из-за медлительности собирающихся. Когда толпе вздумается, они усаживаются вооруженные. Молчание водворяется жрецами, которые тогда имеют право наказывать. Затем выслушивается король или кто-либо из старейшин, сообразно с его возрастом, знатностью, военной славой, красноречием, не столько потому, что он имеет власть приказывать, сколько в силу убедительности. Если мнение не нравится, его отвергают шумным ропотом, а если нравится, то потрясают копьями: восхвалять оружием является у них почетнейшим способом одобрения.

Гл. XII. Перед народным собранием можно также выступать с обвинением и предлагать на разбирательство дела, влекущие за собой смертную казнь. Наказания бывают различны, смотря по преступлению: предателей и перебежчиков вешают на деревьях, трусов и дезертиров, а также осквернивших свое тело топят в грязи и болоте, заваливши сверху хворостом. Эта разница в способах казни зависит от того, что, по их понятиям, преступление надо при наказании выставлять напоказ, позорные же деяния – прятать. Более легкие проступки также наказываются соответствующим образом: уличенные в них штрафуются известным количеством лошадей и скота, часть этой пени уплачивается королю или племени, часть – самому истцу или его родичам.

На этих же собраниях производятся также выборы старейшин, которые творят суд по округам и деревням.

При каждом из них находится по сто человек свиты из народа для совета и придания его решениям авторитета.

Гл. XIII. [Германцы] не решают никаких дел, ни общественных, ни частных, иначе как вооруженные. Но у них не в обычае, чтобы кто-нибудь начал носить оружие раньше, чем племя признает его достойным этого. Тогда кто-нибудь из старейшин, или отец, или сородич, в самом народном собрании вручает юноше щит и копье; это у них заменяет тогу[16], это является первой почестью юношей: до этого они были членами семьи, теперь стали членами государства. Большая знатность или выдающиеся заслуги отцов доставляют звание вождя даже юношам; прочие присоединяются к более сильным и уже давно испытанным [в боях], и нет никакого стыда состоять в [чьей-нибудь] дружине. Впрочем, и в самой дружине есть степени по решению того, за кем она следует. Велико бывает соревнование и среди дружинников, кому из них занять у своего вождя первое место, и среди [самих] вождей, у кого более многочисленная и удалая дружина. В ней его почет, в ней его сила: быть всегда окруженным большой толпой избранных юношей составляет гордость в мирное время и защиту во время войны. И не только у своего, но и у соседних племен вождь становится знаменитым и славным, если его дружина выдается своею многочисленностью и доблестью: его домогаются посольства, ему шлют дары, и часто одна слава его решает исход войны.

Гл. XIV. Во время сражения вождю стыдно быть превзойденным храбростью [своей дружиной], дружине же стыдно не сравняться с вождем; вернуться же живым из боя, в котором пал вождь, значит на всю жизнь покрыть себя позором и бесчестием; защищать его, оберегать, а также славе его приписывать свои подвиги – в этом главная присяга [дружинника]: вожди сражаются за победу, дружинники – за вождя. Если племя, в котором они родились, коснеет в долгом мире и праздности, то многие из знатных юношей [по своему собственному почину] отправляются к тем племенам, которые в то время ведут какую-нибудь войну, так как этому народу покой противен, да и легче отличиться среди опасностей, а прокормить большую дружину можно только грабежом и войной. Дружинники же от щедрот своего вождя ждутсебе и боевого коня, и обагренное кровью победоносноекопье, а вместо жалованья для них устраиваются пиры, правда, не изысканные, но обильные. Средства для такой щедрости и доставляют грабеж и война. [Этих людей] легче убедить вызывать на бой врага и получать раны, чем пахать землю и выжидать урожая; даже больше – они считают леностью и малодушием приобретать потом то, что можно добыть кровью.

Гл. XV. Когда они не идут на войну, то все свое время проводят частью на охоте, но больше [в полной] праздности, предаваясь сну и еде, так что самые сильные и воинственные [из них] ничего не делают, предоставляя заботу и о доме, и о пенатах[17], и о поле женщинам, старикам и вообще самым слабым из своих домочадцев; сами они прозябают [в лени] по удивительному противоречию природы, когда одни и те же люди так любят бездействие и так ненавидят покой.

У [германских


Поделиться:



Популярное:

  1. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно-контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  2. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно–контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  3. I) Получение передаточных функций разомкнутой и замкнутой системы, по возмущению относительно выходной величины, по задающему воздействию относительно рассогласования .
  4. I. ВЫБОР ТЕМЫ НАУЧНОГО ДОКЛАДА
  5. I. РАЗВИТИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  6. II. О ФИЛОСОФСКОМ АНАЛИЗЕ СИСТЕМЫ МАКАРЕНКО
  7. V) Построение переходного процесса исходной замкнутой системы и определение ее прямых показателей качества
  8. А. Разомкнутые системы скалярного частотного управления асинхронными двигателями .
  9. АВИАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ И СИСТЕМЫ
  10. Автоматизированные информационно управляющие системы сортировочных станций
  11. Автоматизированные системы диспетчерского управления
  12. Автоматическая телефонная станция квазиэлектронной системы «КВАНТ»


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1092; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь