Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Теоретико-методологические предпосылки становления социологии как наукиСтр 1 из 13Следующая ⇒
На возникновение и развитие любой социальной науки, предметом изучения которой выступает общественная жизнь, в первую очередь влияет наличие общественных потребностей в решении тех или иных задач, возникающих в социальной системе, а также теоретико-методологических предпосылок, обеспечивающих необходимый уровень научного анализа. Во многом становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в Европе в конце XVIII - начале XIX века, когда социальные изменения приобрели глобальный характер. Это было время перехода от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Происходил процесс становления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина, оно шло на смену общества нормативного порядка, феодально-абсолютистского устройства, для которого была характерна жесточайшая тоталитарная регламентация экономической, общественно-политической и духовной жизни людей. Существенное расширение границ прав и свобод человека, увеличение возможностей выбора пробудили интерес людей к знанию основ жизни социальной группы, социальной общности, социальных процессов и явлений с целью наиболее рационального и эффективного использования обретенных прав и свобод. В свою очередь, развитие свободной конкуренции в экономике, политике, духовной сфере также поставило в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей и политиков от умения использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т.п. К середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе с острой необходимостью стали требовать новых подходов, формирования нового типа социальных знаний. Возникновение социологии было ответом на потребности формирующегося гражданского общества.Можно отметить следующие теоретические и социально-экономические предпосылки и условия возникновения социологии как науки: возникновение и развитие частных общественных наук (политической науки, науки о праве, политической экономии), достижения в области естествознания, разочарование в рационалистических теориях ХVIII века после Великой Французской революции,, зарождение и развитие эмпирических социальных исследований, а также ряд социально-экономических предпосылок. Рассмотрим их подробнее. Возникновение и развитие частных общественных наук. Политическая наука. Основы политической науки были заложены еще древнегреческим философом Аристотелем в его знаменитом труде “Политика”. В связи с этим многими учеными созданная Аристотелем политическая наука называлась просто политика.
Аристотель, а также его учитель Платон, в своих трудах впервые, в противоположность теологическим концепциям происхождения государственной власти, культивируемым в странах Древнего Востока и Египта, выдвигают идею естественного происхождения государства и государственного управления. Одновременно с этим они выступают и против представлений софистов о возникновении государства в результате “общественного договора”. Одними из первых они делают анализ социальной структуры общества. Большое внимание в своих трудах они уделяют проблеме политического господства, анализируют различные виды государственного устройства Но, к сожалению, в трудах Платона и Аристотеля государство полностью совпадает с обществом, поэтому созданная ими политическая наука, т.е. наука о государстве, рассматривала только явления государственной жизни, в связи с чем она не могла претендовать на значение общего учения об обществе.
Наука о праве. Если говорить о возникновении науки о праве, то необходимо вспомнить Древний Рим. В Древнем Риме, в отличии от Древней Греции, за всю его тысячелетнюю историю не были созданы какие-либо значительные социальные теории. Но зато в Древнем Риме был создан наиболее совершенный для того времени правовой строй (республика) основанный на праве частной собственности.
Острая политическая борьба (выступления рабов, сельского плебса, покоренных народов), происходившая в Древнем Риме, обусловила процветание в нем права, которое служило защите интересов рабовладельцев. Вопросы государства, права и морали занимали в идеологии рабовладельцев древнего Рима первое место. Сущность римского права заключалась в закреплении законодательным путем эксплуатации рабов и беднейших слоев свободного населения.
Римское право представляло собой “стройную разработанную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав”. Рицепция римского права в средние века многими странами Западной Европы, оказало огромное влияние как на правовое, так и на социальное развитие Европы. Римское право было одним из источников Кодекса Наполеона 1804 г., который в свою очередь, став образцовым сводом законов буржуазного общества, лег в основу кодификаций многих государств мира. Русское право также имеет определенные точки соприкосновения с римским правом. Разработанные в римском праве правовые формы товарообмена, впоследствии были приспособлены к потребностям буржуазного способа производства. Многими важнейшими определениями, предложенными римскими юристами, в той или иной форме, ученые пользовались на протяжении многих веков, а некоторые продолжают функционировать и в настоящее время. Можно говорить о том, что зарождение юриспруденции (от лат. juris-prudentia — правоведение) — юридической науки, совокупности наук о праве, началось в Древнем Риме. Но, несмотря на то, что юриспруденция является общественной наукой, она не наука об обществе, а только об одном из явлений общественной жизни — праве.
Политическая экономия. Развитие капиталистических отношений, расширение производства, торговли и т.п. стимулировали развитие различных отраслей социальных знаний, в том числе вызывали потребность в экономических знания.
Предшественником политической экономии выступил меркантилизм. Экономическая наука в средние века развивалась также в лоне, так называемой, камералистики. В эпоху становления капитализма политическая экономия становится уже самостоятельной наукой, отражавшей интересы передовых слоев буржуазии в период ее прогрессивной борьбы против феодализма. Родоначальником классической буржуазной политэкономии является английский экономист У.Петти. В конце ХVIII - первой половине XIX в. буржуазная политическая экономия достигла своего наивысшего развития в трудах выдающихся представителей английской классической буржуазной политической экономии (А.Смит и Д.Рикардо), установивших, что хозяйственная жизнь подчиняется законам, не зависящим от воли людей. А.Смит разработал основные категории трудовой теории стоимости.
Появление новой самостоятельной науки - политической экономии, стало новым шагом в познании общества и его закономерностей. Достижения в области естествознания. На возникновение теоретической социологии большое влияние оказали и естественнонаучные предпосылки. Следует отметить ряд важных открытий в области естествознания, следовавших друг за другом, которые существенно подорвали старый, метафизический взгляд на природу и повлияли на изменение взгляда на мир в целом.
При этом особо следует выделить первую треть XIX в., когда естествознание вступило в полосу бурного подъема, в результате чего была подготовлена почва великим открытиям второй трети XIX в. в различных областях науки: в геологии, в биологии, в химии, в физике, в астрономии. Особо следует отметить три великих открытия в естествознании второй трети XIX в., которые оказали наибольшее влияния на необходимость появления новой науки об обществе – социологии: · создание клеточной теории; · открытие закона сохранения и превращения энергии; · создание эволюционной теории в биологии.
Среди открытий того времени, сделанных в области изучения живой природы, в первую очередь, следует отметить создание клеточной теории. В 1838-1839 гг. ее выдвинули, обосновали и развили немецкие ученые - биолог Т.Шванни ботаник Я.Шлейден. Т.Шванн на основании собственных исследований, впервые сформулировал основное положение об образовании клеток и клеточном строении всех организмов.С помощью проведенных учеными исследований было доказано единство строения животных и растений и сделан вывод, что существует общий принцип развития для всех элементарных частей организма и им является –клеткообразование.
Благодаря этому, стало возможным объяснение роста и развития живых существ, а также была доказана тесная связь обоих царств органической природы, так как законы развития растений и животных были тождественны. Этим была разрушена метафизическая перегородка, которая разделяла до этого обе области живой природы.
Производственная практика выступала основным источником развития науки в области естествознания, приведшим к открытию закона сохранения и превращения энергии.
В 1774-1784 гг. английский изобретатель Д.Уаттизобрел паровую машину с цилиндром двойного действия. Этот двигатель сыграл большую роль в переходе к машинному производству, в прогрессе промышленности и транспорта. Открытие и обоснование закона сохранения и превращения энергии нанесло решающий удар по всей метафизической и идеалистической концепции “сил” и по всему метафизическому учению о “невесомых жидкостях”.
Большое значение имело также появление эволюционного учения великого английского естествоиспытателя-новатора Ч. Дарвина. Историческое значение исследований Ч.Дарвина заключалось в том, что он опроверг господствующие в то время в биологии креационистские представления о " творческих актах". Эволюционная теория Ч.Дарвина противостояла реакционной “теории катастроф”, внезапных изменений Ж.Кювье, отрицавшей развитие в природе и саму идею развития. Он показал, что в качестве движущей силы прогрессивной эволюции животного мира выступают - изменчивость, наследственность и естественный отбор. Эволюционизм получил широкое распространение не только в биологии, он стал одним из ведущих направлений общественной мысли того времени. Опираясь на представление о единстве законов истории природы и истории человека, о единстве метода естественных и общественных наук, он подрывал провиденциалистские объяснения развития. Спроецирование теории эволюции на сферу общественной жизни породило многочисленные версии социал-дарвинизма. А принципы биологической эволюции многие ученые начали использовать для обоснования различных концепций социальной эволюции.
Открытия сделанные учеными в области естествознания подводили к составлению совершенно иной картины мироздания и исторического прогресса человечества, нежели та, которая господствовала до этого. Объективное значение великих открытий естествознания первой половины и середины XIX в. заключалось в раскрытии всеобщей связи явлений природы. Они доказывали, что как в живой, так и в неживой природе происходят развитие и превращение разнообразных форм движущейся материи. Данные открытия легли в основу созданного О.Контом, Г.Спенсероми Э.Дюркгеймомучения об обществе, основанного на принципах биологии - “органической теории развития общества”.
Крушение рационалистических теорий 18 века. Особая потребность познания социально-политических условий жизни, и в практическом, и в теоретическом планах, возникла также в связи с крушением рационалистических теорий 18 века, последовавшим после трагических событий и результатов французской революции. Крушение старых теорий поставило вопрос о необходимости общей реформы учения об обществе и поиске новых методов изучения общественной жизни. Стремление создать новую науку об обществе, предпринятое А.Сен-Симоном и О.Контом, было одним из симптомов недовольства общественной мыслью (философией) 18 века после того практического испытания, какому она подверглась во время Великой французской революции. Все ужасы революции и ее неуспех приписывались именно идеям рационалистической философии, на которых основывалась эта революция.
Практически все мыслители того времени критиковали нарождавшийся строй, предпринимали попытки как-то объяснить катаклизмы и на этой основе предвосхитить характер будущего общества, но при этом они принципиально разошлись в предлагаемых методах. И если одни противопоставляли рационализму старые религиозные верования и богословские воззрения, то другие стали предлагать свои методы постижения истины и средства движения к справедливому, гуманному общественному устройству.
При этом одни из них - Сен-Симон, Фурье, Р.Оуэн- стали предлагать умозрительные проекты преобразования общества, основанные на социальном идеале, полагая, что для их реализации достаточно убедить правителей прекратить межчеловеческие раздоры и принять их “самый справедливый” способ обустройства жизни. А другие, - в частности, О.Конт, - обратили свои взоры на принципы и методы исследований, которые были отработаны в естественных науках и стали искать выходы в научном исследовании реальных явлений. О.Конт сделал ставку на научные исследования тех общественных реалий, которые уже существовали, пытаясь выявить факторы их развития, найти как причины зарождения идеалов свободы и справедливости, так и причины возникновения деструктивных сил, раздоров и несправедливости.
Таким образом реакцией на происшедшие в обществе изменения стало зарождение позитивизма в философии и социологии. Прежние философско-схоластические концепции общественного устройства подверглись широкой критики и возникла необходимость в создании науки об обществе, которая соответствовала бы методам естественных наук. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы