Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Государство и право Китая в новейшее время



К началу XX в. Китай сохранил практически неизменным сложившийся в XVII– начале XVIII в., после маньчжурского завоевания, государственный и социально-правовой строй. Империя Цин (по имени правящей с 1644 г. маньчжурской династии) была условно-единым, многонациональным государством. Отношение государственного феодализма в нем переплетались со сложной иерархией государственно-клановых связей между маньчжурами и древними (оформившимися еще в период Средневековья) сословиями. На протяжении XX в. империю потрясали крупные народные возмущения, которые стали фактором ослабления государственности.

В июне 1850 г. началась крестьянская война, получившая название «Тайпинское восстание», или Великая крестьянская война (тайпины – китайские крестьяне). Восставшие вскоре захватили значительную часть страны.

Власть тайпинов продержалась до июля 1864 г., когда Нанкин был штурмом взят цинскими войсками.

После поражения тайпинов правящие круги империи Цин вынуждены были пойти на ряд реформ. В 1862 г. была провозглашена политика «самоусиления», которая означала установление контактов с иностранцами, восприятие лучших зарубежных достижений. Китайская армия была реорганизована, развернулась строительство заводов, верфей и арсеналов. В то же время эта политика содействовала широкому проникновению в Китай иностранных государств.

Этот период (1898 г.) вошел в историю Китая под названием «Сто дней реформ». Однако реформы не были проведены в жизнь из-за дворцового переворота, который совершила императрица Цы Си, сосредоточившая в своих руках верховную власть в Китае с 1861 по 1908 гг. К этому времени экономика страны окончательно пришла в упадок.

В начале XX в. в Китае начался новый революционный подъем. Хотя в 1906 г. правительство издало указ о подготовке конституции и создало бюро законодательных реформ, Цинскую династию уже невозможно было спасти. В 1905 г. разрозненные революционные общества объединились в единую партию – Китайский революционный союз (Лигу), президентом который был избран Сунь Ятсен. Сунь Ятсен провозгласил три ключевых принципа деятельности партии: национализм, демократия и народное благоденствие.

10 октября 1911 г. в г. Учане восстал саперный батальон, руководимый активистами Лиги. 25 декабря 1911 г. Сунь Ятсен был избран временным президентом Китая, и вскоре была принята первая в Китае временная конституция 1912 г. Она декларировала равные права всех граждан, избирательноеправо женщин, свободу слова и печати, собраний и организаций, вероисповедания, выбора места жительства, провозглашала создание ответственного перед парламентом правительства. В соответствии с конституцией в Китае устанавливалась республиканская форма правления, главой которой являлся президент. Законодательную власть получал парламент, состоявший из двух палат: Сената и Палаты представителей. Главнокомандующий контрреволюционными силами лидер правого крыла буржуазии Юань Шикай занял пост президента, сместив Сунь Ятсена, и увеличил срок президентских полномочий до 10 лет. Либеральная буржуазия стремилась к скорейшему завершению революции и поэтому пошла на союз с Юань Шикаем. Сунь Ятсен в ответ организовал новую партию – Гоминьдан (Единая национальная партия).

Гоминьдан стал партией крупной буржуазии и помещиков. Гоминьдан не смог противостоять нападению агрессора, и Япония заняла значительную часть Восточного Китая. Остальная часть территории страны контролировалась объединенными революционными силами, и 7 ноября 1930 г. здесь открылся I съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов. Съезд избрал первое центральное правительство революционных районов Китая во главе с Мао Цзэдуном – руководителем образованной еще в 1920 Коммунистической партии Китая (КПК)..

Вся политика правовая история Китая, начиная с 1921 и по 1949 гг. пронизана противостоянием Гоминьдана и КПК в борьбе за создание единого национального государства Китая. Несмотря на то, что они ориентировались на разные модели государства (буржуазное и социалистическое). Однако объективно их интересы их совпадали в одном – в борьбе против экспансии японского и западного империализма. Гоминьдан контролировал только ряд провинции Южного Китая. Северные провинции были под властью военных. В соответствии с доктриной Сунь Ятсена необходимо было объединить Китай и установить военное правление. Однако 12 марта 1925 г. на переговорах о национальном примирении с КПК Сунь Ятсен умер. Но с согласия западных держав Чан Кайши организовал 12 апреля 1927 г. контрреволюционный переворот в городах Нанкин, Шанхай и Кантон. В июле 1927 г. КПК объявлена вне закона.

Чан Кайши фактически стал диктатором. Принятые в 1931 г. новые законы об организации центральных правительственных учреждений отдавали всю полноту власти Председателю национального правительства, то есть Чан Кайши.

В 1932 г. японские захватчики создали на севере-востоке Китая «независимое» марионеточное государство Маньчжоу- го объявил войну Японии. Чан Кайши был вынужден заключить соглашение с КПК о перемирии и сотрудничестве.

В 1937 г. окончилась гражданская война, был создан единый антияпонский фронт. В 1945 г. Квантунская армия была разгромлена Советской Армией, а Народная армия Китая развернула наступательные операции по окончательному освобождению страны. Соперничество же Гоминьдана и Компартии привело к новой гражданской войне, которая длилась три года (1946 – 1949 гг.).

1 октября 1949 г. Народная политическая консультативная конференция торжественно провозгласила создание Китайской Народной Республики. Высшим органом государственной власти в стране был объявлен Центральный народный правительственный Совет. Он сформировал другие центральные государственные органы: Государственный административный совет, Народно-революционный военный совет, Верховный народный суд и Верховную народную прокуратуру. Эти органы составили центральное народное правительство КНР. Председателем ЦНПС стал Мао Цзэдун.

15 сентября 1954 г. была принята Конституция КНР, которая, подобно Конституции СССР 1936 г., юридически закрепила главные положения генеральной линии Коммунистической партии Китая.

Конституция 1954 г. ставила задачу построения социалистического общества.

В мае 1958 г. на VIII съезде КПК было принято о новой генеральной линии партии – «большом скачке». Мао выдвинул лозунг: «Десять лет упорного труда – десять тысяч лет счастья». Однако «большой скачок» провалился, и Мао был отстранен от власти, которая перешла к технократам во главе с Председателем КНР Лю Шаоци. В 1966 г. Мао, оперевшись на революционную молодежь и армию, вернул себе власть.

 

 

С 1966 по 1976 гг. проходила наиболее деструктивная кампания - «пролетарская культурная революция», которая должна была изменить моральный облик всего общества. Ее цель – установить контроль над пролетариатом в таких важных сферах, как образование, культура, искусство, печать. Одновременно культурная революция – революция политическая, укрепляющая диктатуру пролетариата посредством восстановления подлинно революционной партии, очищения от руководителей, «вступивших на капиталистический путь». Законодательное закрепление политики культурной революции произошло в Конституции 1975 г.

После смерти Мао Цзэдуна в 1977 г. начинается реализация новой политики – политики модернизации тоталитарно-бюрократического общества в Китае, во главе с Дэн Сяопином. Реформы должны были интегрировать элементы рыночной экономики в социалистическое государство, при сохранении руководящей роли КПК.

В соответствии с последней, ныне действующей Конституцией КНР 1982 г., политическая сущность государства определяется как «демократическая диктатура народа». Подчеркивается, что по существу диктатура народа является диктатурой пролетариата. В Конституции предусмотрен широкий спектр прав и обязанностей граждан.

Китайское право, правосознание китайского гражданина уникально. Особой спецификой обладает правовая система современного ки­тайского государства. В основе формирования и развития китайского права, включая современную правовую систему КНР, лежат глубокие исторические традиции, обычаи и нравственные категории, знание которых по­зволяет зарубежным исследователям понимать внутренние меха­низмы, составляющие основу правотворческого процесса китай­ского государства, отношение простого китайца к Праву и Закону.

Особое значение для Китая имела конфуцианская этика, которая лежала в основе права, а иногда и заменяла его. Как противоположность нравственному учению Конфуция, возникший лигизм установил жесткую систему ответственности за совершаемые нарушения правовых предписаний. Современная правовая система Китая также включает в себя характерные черты пра­ва стран социалистической системы, нормы традиционного (древ­некитайского) права и некоторые принципы, нормы международ­ного права. Кроме того, уникальность правовой системы определяется тем, что на территории одного из районов государства действуют англосаксонское право (Гонконг), и право Цинской империи, а также гонконгское законодательства и законодательные акты КНР. Характерной самоидентичностью обладают правовые системы Макао (португальское право) и Тайваня, (традиционное китайское право, романо-германское с элементами англосаксонского права)

Правовая система современного китайского го­сударства всвоем развитии прошла несколько эта­пов, каждому из которых присущи отличительные черты и системообразующие акты правотворче­ства. На первом этапе (1949-1966) был заложен фун­дамент китайской государственности, и, как след­ствие, правовой системы нового Китая. КНР была образована 01.10.1949 в результате победы ком­мунистической партии над противоборствующей стороной в длительной гражданской войне - пар­тией Гоминьдан (Национальная партия).

Первая китайская Конституция, пер­вые законы КНР - всё разрабатывалось и принималось при непо­средственном участии советских специалистов. Не только законо­дательство, но сам фундамент юридической науки КНР был зало­жен советскими специалистами

Несмотря на активизацию правотворческого процесса после при­нятия первой китайской Конституции 1954 г., в стране таки не было принято ни единого кодифицированного акта правотворчества. Даже принятый для опытного применения в 1957 г. Уголовный кодекс нигде не публиковался и был лишь закрытой инструкцией для су­дебных и прокурорских работников. Поэтому не существовало и сколько-нибудь целостной системы права, а сам процесс создания правовых основ государства был далек от своего завершения. Усугубила ситуацию в правовой системе КНР «великая культурная революция» (1966 – 1976 гг.)

После смерти Мао Цзэдуна начался процесс восстановления правовой системы страны.

Принятие основополагаю­щих правовых документов, семьдесят процентов которых было направлено на регулирование экономической сферы, позволило сделать успешным реформирование государства.

Китай не спешит с принятием некоторых важных для правовой системы государ­ства кодифицированных актов правотворчества. В то же время оперативное принятие законодательных актов для закрепления решений руководства страны является характерной чертой правовой системой КНР.

В правосознании китайского гражданина берет верх стремление «сохранить лицо», не подвергнуться осуждению со стороны родственни­ков и знакомых, желание соответствовать общепринятым нормам морали. Китаец старается «стоять на почтительном рас­стоянии» от права, в своем поведении руководствуется, как пра­вило, не юридическими нормами. Обращение в суд, в случае каких- то споров, китаец считает самым последним делом. Поэтому существующая судебная система в основном видит свое назначение в достижении компромисса между сторонами спора.

Все это сви­детельствует о невысокой роли Права и Закона в истории ки­тайской государственности.

Китайское законодательство достаточно жестко реагирует на любого рода нарушения правовых норм. Широким применени­ем наказания власти китайского государства стараются сдер­живать полутора миллиардное население в рамках существу­ющих правовых предписаний. Концепция наказательного ха­рактера китайского права является доминирующей в китай­ском обществе и в среде китайских юристов. Не случайно, что в китайском обществе практически нет дискуссий о целесоо­бразности применения высшей меры наказания к особо опас­ным преступникам, активно применяется институт уголовной ответственности юридических лиц, ведется жесткая борьба с коррупцией. В общем плане законы Китая не определяют сфе­ру свободы личности, а в основном дополняют жесткими ре­прессивными санкциями традиционные принципы повинове­ния власти, осуществляя регулирование общественных отно­шений не «горизонтально», а «вертикально».

 

 

 


[1] См.: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / сост. В. А. Томсинов. — М.: Зерцало, 1999; Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) / сост. Н. А. Крашенинникова. — М.: Зерцало, 2000.

[2] См.: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / сост. В. А. Томсинов. — М.: Зерцало, 1999; Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) / сост. Н. А. Крашенинникова. — М.: Зерцало, 2000.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1995; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь