Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Культура арабо-мусульманского мира
Ислам – самая молодая мировая религия – возник в Аравии в VII в. н. э. Его возникновение связано с переломным моментом в истории региона, ростом числа оседлых жителей, становлением нового типа государств, усиления роли крупных городов, игравших важную торгово-политическую роль, укрепления как внутриаравийской, так и межгосударственной торговли. Города становятся местом проведения крупных ярмарок, сюда стекаются торговые караваны. Города приобрели особый статус, так как были сакральными центрами, а некоторые из них имели право убежища, были «заповедными территориями» (харам). Начинается процесс консолидации пламенных союзов, формируется общее культурное пространство на базе единого арабского языка. Значение прежних локальных культов ослабело, усиливается влияние мощных авраамических религий соседних народов (иудаизма и христианства), также и зороастризма. Появляются многочисленные проповедники (ханифы), зарождаются политические движения, стремившиеся объединить аравийские племена и города. Многие из ханифов были хорошо знакомы с иудео-христианской традицией и проповедовали единобожие. Пророческая деятельность Мухаммада на этом фоне не выглядела чем-то необычным, однако именно он сумел решить эту историческую задачу – в силу своих личных качеств, прежде всего. Родившись в обедневшей семье, которая принадлежала к влиятельному в городе Мекка племени Курейшитов, Мухаммад в сорокалетнем возрасте выступил со своей первой проповедью, которая, однако, не вызвала всеобщего восторга. В течение последующих двенадцати лет Мухаммад продолжал свою проповедническую деятельность, у него появились последователи, оформились основополагающие идеи новой религии. В сентябре 622 года он с преданными ему приверженцами вынужден был бежать из Мекки в город Йасриб (ныне город Медина). Это событие называется хиджра и знаменует собою начало новой мусульманской эры. От этой даты ведется счет лет в исламском мире. Хиджра разделила жизнь Мухаммада на две части. В Мекке он был гонимым пророком, осыпаемым насмешками и презрением, в Медине он стал во главе дисциплинированной группы последователей – уммы, правителем, имеющим не только духовную, но и административную власть. Умма – создание Мухаммада, представляла собою в одно и то же время и религиозную общину, и прообраз будущего государственного образования, в ней теснейшим образом переплелись религиозные и светские черты, отделить одно от другого почти невозможно. В силу подобной слитности религиозного и нерелигиозного компонентов и говорят, что ислам не только и не столько религия, сколько образ жизни. При жизни Мухаммада не возникало вопросов с реализацией принципа единства духовной и светской власти, однако после его смерти ситуация изменилась. Проблема власти расколола мусульманскую общину на религиозно-политические группировки. И в настоящее время самые глубокие разногласия в исламе связаны не с вопросами догматики и культа, а с проблемами верховной власти. В исламе оформилось два основных направления – суннизм и шиизм. Основные различия между ними заключаются в вопросе признания преемниками Мухаммада трех «праведных» калифов, светского или теократического характера власти лидера мусульман и признания Сунны в качестве авторитетного источника исламского права. Другим детищем Мухаммада является собственно религия ислам. Выделяют так называемые пять «столпов» (аркан) ислама. Первый – шахада: нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад – пророк его. Она выражает последовательный монотеизм и утверждает пророческую миссию Мухаммада. Второй – намаз, ежедневная пятикратная молитва, состоящая из поклона, жеста и произнесения религиозной формулы. Саум – пост – третий столп ислама. Пост в исламе означает воздержание от пищи, питья, развлечений в течение световой части суток. Главный пост приходится на месяц рамадан. Четвертое положение – закят, обязательный налог на имущество и доход на нужды общины, который должен раз в году вносить каждый правоверный мусульманин. Наконец, хадж – паломничество в Мекку. Священная книга ислама – Коран (чтение, декламация). Коран был создан в эпоху праведных халифов, окончательная редакция была осуществлена в годы правления третьего халифа – Османа. Коран состоит их 114 сур (глав), суры написаны аятами (стихами). Аят – атом коранического текста, стилистически и грамматически законченная фраза. Количество аятов в сурах неодинаково. Расположены суры по объему – от больших к меньшим. Значение Корана для арабо-мусульманской культуры чрезвычайно велико. Во-первых, Коран – сакральная книга, в которой излагаются основные принципы мусульманского вероучения, объясняется происхождение обрядов и праздников, слышится полемика с другими религиозными идеями которые, с точки зрения ислама, содержат элементы политеизма. Во-вторых, Коран играл и играет важную роль в юридически-правовой сфере жизни. На основе Корана был составлен шариат – мусульманское право, которое регламентирует все стороны семейно-бытовых отношений. В-третьих, велико значение Корана в нравственно-этической сфере. Коран зафиксировал переход от одной исторической формы морали к другой, переход от морали коллективной ответственности к морали ответственности личностной. В мире мусульманской культуры есть понятие джахилия, им обозначается период до возникновения ислама. Время джахилии – время беззакония, мрака, отсутствия нравственности, которое было преодолено возникновением религии ислам. Наконец, в-четвертых, ценность Корана в том, что он заложил основы эстетико-художественной культуры ислама. Сам Коран – первое прозаическое произведение мусульманской культуры, он воплотил основные черты эстетического сознания. Кроме того, Коран – памятник поэтической культуры, произведение, созданное поэтическим гением основателя ислама Мухаммада[264]. В культуре средневекового ислама выделяют три периода: эпоха праведных халифов (630–660-е гг.), эпоха Омейядов (660–750 гг.) и эпоха Аббасидов (750–1250 гг.). Это время объединенного ислама, с середины XIII века Арабский халифат распадается на отдельные халифаты. При изучении культуры ислама следует обратить внимание на ее специфические черты. Прежде всего, это была культура, пронизанная духом религии. Жесткий монотеизм – «нет бога кроме Аллаха» – и профетический (пророческий)характер (Мухаммад – избранник и пророк Аллаха) отличают религию ислам от других мировых религий. Далее следует отметить, что эта культура была городской. Имеется в виду следующее: если официальная культура средневековой Европы создавалась в специальных местах, которые даже с точки зрения архитектуры дистанцировались от профанической жизни – в монастырях, то культура средневекового ислама создавалась светскими людьми, так называемыми адибами, носителями адабы – воспитанность, образованность, гуманность. Важной чертой этой культуры был высокий авторитет знания – илм, благодаря чему в Арабском халифате успешно развивались различные науки – языкознание, математика, химия, медицина, философия. Особо следует отметить роль Кордовского халифата, выполнившего своеобразную связующую роль между культурой античности и европейского средневековья, культура ислама сохранила античное наследие и передала его Европе. Культура средневекового ислама отличалась особым герменевтическим характером. Мир создан Аллахом, это письмена Аллаха, которые следует прочесть, истолковать. Все подлежит интерпретации. Следует обратить внимание на своеобразие художественной культуры, возникшей в пространстве мусульманского мировоззрения. Существует традиция объяснения отсутствия в эпоху объединенного ислама изображений человека тем, что это запрещает Коран. Однако в Коране нет аятов, которые бы запрещали изображение живого. Отсутствие таких изображений связано с иным обстоятельством. Всякая культура находит чувственно воспринимаемые формы выражения своего духа: Древняя Греция в античной скульптуре, исполненной гармонии и пропорциональности, культура буддизма – в скульптуре, полной динамики и объемности, христианство – в умиротворенности иконы. Ислам, возникший в культуре, не знавшей письменности, выражал себя, прежде всего в слове, возникшее письменное слово требовало четкости изображения, и это было главным. Поэтому графика, орнамент, арабеска явились такими зримым воплощением культуры ислама. Орнамент – такие же письмена, как и материальный мир, завеса, которую тоже следует расшифровать, истолковать. Несомненную ценность являет собою поэзия времени Арабского халифата. Поэзия занимала важное место еще в домусульманскую эпоху, эта традиция сохранилась. Арабскую поэзию отличало два качества: ритм и рифма, кстати, в европейской поэзии рифма стала культивироваться не без влияния мусульманской поэзии, впервые она широко стала использоваться в поэзии трубадуров в Провансе, который в культурном отношении был более связан с мусульманской Испанией, нежели с исторической Францией. Основная композиционная форма арабской поэзии – «касыда» – сложилась во 2-ой половине VIII века. Это небольшая поэма из 80 – 120 стихотворных строк – «бейтов». Вторая форма – «кыта» – состоит из 8–12 строк. Поэтический канон в арабо-мусульманской традиции был очень жестким, но это придало ей особую изобретательность и виртуозность, сложный метафорический строй. В поэзии ислама выделяют два потока: первый – развитие традиций арабской поэзии, второй – поэзия на фарси. Родоначальником последней считается Рудаки (860–941), в творчестве которого нашли яркое выражение гуманистический пафос, лаконичность, простота языка, разнообразие жанров. Следует назвать Фирдоуси (934–1030), создавшего великую эпопею «Шах-намэ» («Книга царей»), всемирно известны мастер рубаи Омар Хайям (1040–1123), Саади (1203/1210–1292), введший в поэзию новых героев – представителей простого народа – торговцев, ремесленников, дехкан. Словарь изящной словесности включил в себя понятия гуманности, милосердия (адамийиат), которые прекрасно выразил Саади: Все племя Адамово – тело одно, Из праха единого сотворено. Коль тела одна только ранена часть, То телу всему в трепетание впасть. Над горем людским ты не плакал вовек, - Так скажут ли люди, что ты человек? [265] Немалое место в культуре ислама занимает суфизм – мистическое учение внутри ислама, пафос которого заключается в утверждении возможности личного познания бога, для чего требуется особая практика – путь тарикат (путь познания Бога, орден). В рамках суфизма была создана особая философия, пронизанная мистицизмом, и поэзия. Ярчайшим представителем суфийской поэзии является Дж. Руми (1207–1273), давший толкование основным положениям суфизма в поэме «Маснави». Культура ислама представляет собою важную часть мировой культуры человечества, ее достижения значимы не только для мусульманских, но и для немусульманских народов. Последнее, на что следует обратить внимание при изучении культуры ислама, это то, что для России ислам и его культура является внутренним делом, поскольку многие народы, вошедшие в состав России, являются приверженцами этой религии. Христианский тип культуры Христианский тип культуры связан с одной из мировых религий – христианством. Оно является основанием, сердцевиной культур Запада и России, но и в странах Востока, благодаря миссионерской деятельности, существуют элементы христианского мира. Христианский тип культуры исторически развивался – от раннего христианства к средневековой христианской культуре и Новому времени. Современная западная и русская культура также вырастают на основе христианских ценностей, прежде всего, абсолютной ценности индивидуальной человеческой личности. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы