Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Типологические характеристики культур



Культура – сложный, многогранный феномен, ее типологизация может строиться на различных основаниях. Помимо выделения культурно-исторических типов как конкретных исторических образований, в той или иной мере явленных в истории, можно создавать идеальные модели, выделяя в качестве основания для типологизации ту или иную черту, свойство, характеристику (или черты, свойства, характеристики) культуры.

Остановимся на типологиях, выделяющих наиболее существенные характеристики культуры: отношение к традиции, тип религии и характер слова.

Принято делить культуры на традиционные и инновационные. Культура имеет одновременно консервативный и креативный характер, она направлена на сохранение и передачу социального опыта, но не может оставаться равной себе бесконечно, она живет во времени. Благодаря новациям расширяется культурный горизонт людей, меняются условия их существования и способы восприятия мира. Достаточно вспомнить, какое влияние на европейцев оказали великие географические открытия XV века.

В разные периоды и в разных типах культур соотношение традиции и новации неодинаково. Для традиционной культуры характерно господство традиции, строгое следование образцам поведения, выработанным предшествующими поколениями. Отступление от них расценивается как нарушение культурных норм вообще. Традиционная культура нормативна, она устанавливает множество запретов и ограничений – табу. Они не подлежат даже обсуждению, их происхождение связывается с сакральными персонажами культуры – первопредками, героями, богами. Традиционная культура часто связана с доминированием религии над другими сферами культуры, именно религии играет здесь роль хранителя традиции. В рамках традиционной культуры индивидуальное начало развито слабо, здесь господствует коллективистское мышление. Человек чувствует себя защищенным этой коллективной нормой, она дает ему устойчивость и стабильность, но лишь до тех пор, пока он соблюдает ее. Любое отступление от нее воспринимается неодобрительно и может поставить его вне социума. Традиционная культура продуцирует конформистское сознание и замкнутость, настороженное и даже враждебное отношение к чужому, пришедшему из другой культуры, т. е. ксенофобию. Традиционная культура обладает чертами статичности и устойчивости.

Инновационный тип культуры более динамичен. Здесь формируется толерантное отношение к отступлению от нормы, ко всему, что выходит за рамки привычных коллективистских установлений. Инновационная культура связана с развитием индивидуального, личностного начала. Свобода мнений, критичность мышления, дискуссия как способ выработки норм, идеалов, ценностей приветствуются. Отсутствие строгого канона в производстве знания, искусстве, нормах поведения стимулирует развитие науки, новых художественных форм и стилей поведения. В инновационной культуре высоко ценятся знания, образованность, широта кругозора, нестандартное мышление, творческие личности пользуются признанием. Модными могут стать даже экстравагантность поведения и облика, например, образ денди в европейской культуре Нового времени. Инновационная культура чаще всего имеет светский характер, религия здесь ограниченная принципами свободы воли. Инновационная культура связана с большей толерантностью, восприимчивостью к заимствованиям. Внедрение новаций может сопровождаться разрушением традиционных ценностей, аморализмом и падением нравов. Но история знает и другие примеры, когда новое наслаивается на древние традиции. Так, например, происходили заимствования в японской культуре, где издавна сложился принцип «иностранные технологии (или знания, или религии) – японский дух».

В истории мы не найдем традиционной или инновационной культуры в чистом виде, это идеальные типы. Архаическая культура была традиционной, но даже здесь, пусть очень медленно, возникали новации. Были выработаны специальные приемы внедрения новаций таким образом, чтобы они не вносили хаос в устойчивый мир этих культур. Такими механизмами были пророческие сновидения, «нахождение» статуи божества или какого-либо иного сакрального предмета и т. п. Доминирование традиции над новацией характерно и для большинства цивилизаций Древнего мира: Египта, Месопотамии, Древнего Китая, Индии, мезоамериканских цивилизаций. Исключение составляет античная Греция, где в полисах, особенно в колониях, возникали на достаточно коротком отрезке времени значительные элементы новизны: новые философские школы, законодательные реформы, новые архитектурные формы, художественные каноны. Средневековая европейская и русская культура оставались во власти традиции, а вот в эпоху Возрождения и Нового времени общество решительно поворачивается к инновациям. Начинается процесс секуляризации, обмирщения культуры, возрастают ценности свободы, просвещения, творчества. Разворачивается научно-техническая революция, условия жизни людей и их вкусы быстро меняются. К XX веку инновационный тип культуры становится доминирующим на Западе.

Переход от преимущественно традиционной культуры к инновационной неоднозначно воспринимается людьми в разных регионах и с разной ментальностью. Он может в качестве реакции порождать движение религиозного фундаментализма, неоязыческую мифологию, национализм и ксенофобию.

Близка к этой типологии культур концепция постфигуративной культуры М. Мид. Маргарет Мид (1901–1978) – выдающийся этнограф, антрополог. Ее называли символом современной науки, а ее книги вызывали интерес не только у коллег-ученых, но и у широкой публики. Проводила полевые исследования на Самоа, Адмиралтейских островах и Новой Гвинее. Самую большую известность получила ее книга «Культура и мир детства». В ней она различает три типа культуры: постфигуративную, где дети прежде всего учатся у своих предшественников, кофигуративную, где и дети и взрослые учатся у сверстников, и префигуративную. где взрослые учатся также у своих детей. Они различаются, таким образом, способом передачи опыта и научения.

Первая по времени возникновения – постфигуративная культура. М. Мид определяет ее следующим образом: «постфигуративная культура – это такая культура, где каждое изменение протекает настолько медленно и незаметно, что деды, держа в руках новорожденных внуков, не могут представить себе для них никакого иного будущего, отличного от их собственного прошлого. Прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения; прожитое ими – это схема будущего для их детей»[238]. Постфигуративная культура ориентирована на опыт прошлых поколений, отношения между поколениями строго регламентированы и не предполагают конфликтов между ними. Люли в этих культурах живут как бы вне времени, вовлеченные в круговорот одних и тех же жизненных процессов. Для поддержания постфигуративной культуры необходимо, чтобы совместно проживали как минимум три поколения семьи. Старшие не только передают опыт, но и служат образцами культуры, свидетельством ее действенности: «когда конец жизни известен человеку наперед, когда заранее известны молитвы, которые будут прочитаны после смерти, жертвоприношения, которые будут сделаны, тот кусок земли, где будут покоиться его кости, тогда каждый соответственно своему возрасту, полу, интеллекту и темпераменту воплощает в себе всю культуру»[239].

Постфигуративная культура существовала на протяжении многих тысячелетий, она типична для первобытной эпохи, но ее элементы сохраняются в последующие периоды.

« Кофигуративная культура, – пишет М. Мид, – это культура, в которой преобладающей моделью поведения для людей, принадлежащих к данному обществу, оказывается поведение их современников»[240]. Обществ, в которых она была бы единственной на протяжении длительного времени, мало, и не существует ни одного, где она сохранялась бы на протяжении жизни нескольких поколений. Кофигуративная культура начинает проявляться в моменты кризиса постфигуративной, когда происходят крупные катастрофы, уничтожающие носителей социального опыта, при миграциях, ускоренном развитии общества, иными словами появляется нечто новое в схемах деятельности, не запечатленное в опыте старших поколений и которое осваивается совместно молодыми и старшими. Кофигуративная культура в силу этого более динамична. Она характерна и высокоурбанизированным индустриальным обществам, в которых начинает играть все более заметную роль. В ней появляются молодежные субкультуры.

Префигуративная культура – новое явление. Она характерна для современного общества, в котором «дети стоят перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять так, как мы это пытаемся делать сегодня, осуществляя изменения в одном поколении с помощью кофигурации в рамках устойчивой, контролируемой старшими культуры, несущей в себе много постфигуративных элементов»[241]. Это культура стремительного меняющегося общества, ориентированного на будущее, креативного, в котором особое значение приобретает духовный потенциал молодого поколения.

«Я думаю, – писала М. Мид, – что мы сможем, и это было бы лучше для нас, применить в нашей современной ситуации модель пионеров-иммигрантов первого поколения в неизвестной и ненаселенной стране. Но мы должны представление о миграции в пространстве (географической миграции) заменить на новый образ – миграции во времени»[242].

Существуют и иные подходы к типологии культур. Очень интересен подход, берущий за основу топологии форму существования слова. «Поскольку слово существует как устное и как письменное, при этом письменное слово появилось значительно позже, то можно выделить культуры устного и культуры письменного слова. Рождение письменности – исторический рубикон, который разделил культуру на два принципиально различных периода»[243].

Роль слова давно известна в культуре. В древнеегипетской мифологии, в Библии Слово – творящая сила Бога: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1).

Слово

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо Свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине…

(Н.Гумилев)

Возникновение письменности – это не просто появление дополнительного средства общения. Рождение письменности преобразует самого человека и отношение его к миру. Бытие устного слова и начертанного – различны. Начертанное слово обладает вечностью: «Рукописи не горят». Благодаря письменности человек получил возможность культурного диалога во времени. Когда А.С. Пушкин напишет: «Нет, весь я не умру – душа в заветной лире / Мой прах переживет и тленья убежит…», – то выразит именно это миропонимание.

Рождение письменности, не отменяя устного слова, будет способствовать развитию рационального мышления, формированию исторического взгляда. Конкретным выражением новых процессов в культуре, вызванных к жизни письменностью, станут: рождение книги, появление библиотек, архивов, переписки, кодификации норм права, появление новых форм обучения и т. д. Появление письменности означало возникновение нового вида деятельности – теоретической текстовой деятельности, основы категориального мышления. Предметом исследования становится сам язык, формулируются правила грамматики, законы формальной логики. Одна из самых ранних известных грамматик была создана в Индии в V веке до н.э. – «Нирукта» Яски, она была продолжена великим грамматическим трудом Панини. При этом известно, что оба они опирались на более древние, не дошедшие до нас сочинения. Письменный язык выполнял сакральную функцию, а во многих случаях он оставался последним прибежищем культуры, когда мир погружался в хаос. Так было, например, в эпоху Чжань го («Воюющих царств») в Китае, когда единственным признаком общности раздробленных территорий оставался письменный язык, иероглифика.

С выделением этапов культуры письменного слова связан еще один, чрезвычайно существенный критерий типологии культур – исторический тип религии [244]. Существовали культуры, фундаментом которых была так называемая языческая религия и тип культуры, в основе которой лежит мировая религия. Несмотря на то, что термин «языческая религия» не является научным и не вполне корректным, им можно пользоваться. Языческие религии – политеистические религии, существовавшие с эпохи древних государств. Мировые религии – буддизм, христианство и ислам – монотеистические, вненациональные. Правда, буддизм признать строго монотеистической религией затруднительно.

Принципиальная черта, отличающая один тип религии от другого, заключается в следующем. Ядром языческих религий является культ, прежде всего жертвоприношение, и требование личностного участия в культовой деятельности, что является гарантом спасения. В мировых религиях ядром является нравственная идея, все они предлагают человеку определенную религиозно-нравственную парадигму. В некотором смысле можно сказать, что переход от языческих религий к мировым составляет содержание «осевого времени» К. Ясперса.

Три мировые религии способствовали формированию трех культурных целостностей: буддийской культуры, христианской и культуры ислама. В рамках каждого выделенного типа культуры свои различия, детерминируемые как национальными традициями, так и исторической динамикой.

Эти целостности можно определить как большие культурные миры: христианский мир, мир ислама, индуистско-буддийский мир[245].

Контрольные вопросы

1. Что такое типология культуры, какие существуют принципы типологизации культур?

2. В чем Вы видите особенности просвещенских типологий культуры?

3. Что такое циклическая модель развития культуры, в чем ее особенности?

4. Что понимал Данилевский под культурно-историческим типом?

5. Какие культурно-исторические типы были выделены Данилевским?

6. Как Данилевский определял славянский культурный тип, в чем его отличие от европейского?

7. Что Шпенглер понимал под прасимволом культуры?

8. Каково соотношение культуры и цивилизации в работах Шпенглера, Тойнби, Сорокина?

9. Что лежит в основе динамики цивилизаций, по мнению Тойнби?

10. Какие три типа культур выделил Сорокин, в чем их особенности?

11. В чем особенности линейной модели развития культуры?

12. Что такое осевое время в понимании Ясперса?

13. Что представляет собой векторная модель развития культуры, каковы ее отличия от линейной и циклической моделей?

14. Чем различаются постфигуративный, кофигуративный и префигуративный типы культуры с точки зрения М.Мид?

15. Что такое европоцентризм, каковы его методологические просчеты и политическая некорректность?

Литература

Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. – М., 1991.

Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб., 1996.

Кармин А.С. Основы культурологии / А.С. Кармин. – СПб., 1997.

Культура, человек и картина мира. – М., 1987.

Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. – М., 1988.

Морфология культуры: Структура и динамика. – М., 1994.

Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество / П.А. Сорокин. – М., 1992.

Тойнби А.Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. – М., 1991.

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой культуры. Т. 1 / О. Шпенглер. – М., 1993.

Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1991.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь