Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Определение цели и задачи исследования



Цель – это отражение основной идеи исследования. Формулируется она в соответствии с проблемой исследования: выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теории и методик.

Задачи – это последовательные шаги, этапы достижения цели исследования они должны соответствовать сформулированной цели. Задач, как правило, несколько, и их формулировка связана с количеством параграфов основной части работы. В совокупности задачи бакалаврской работы представляют тактику реализации поставленной цели, а по отдельности – последовательные шаги продвижения к ней. Для постановки задач, как правило, используются глаголы: рассмотреть…, определить…, проанализировать (дать анализ)…, обобщить…, выявить…, разобрать…, установить…, показать…, раскрыть…, и т.д.

Объект исследования – сфера (область) поиска, избранная для изучения; на что направлен процесс познания.

Предмет исследования – это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта исследования, которые подлежат изучению.

Используемые методы исследования проблемы

Во введении раскрываются методологические аспекты исследования (концепции, теории, научные подходы и др.), а также пути решения научной проблемы. Следует дать характеристику используемых, основных методов исследования и др.

Теоретическая значимость исследования – показывает новизну, концептуальность и доказательность; перспективность разработанных теоретических положений работы.

Практическая значимость заключается в конкретных условиях, правилах, рекомендациях, во влиянии внедрения результатов исследования на качество педагогического (технологического в художественной керамики) процесса.

В конце вводной части дается описание структуры работы в виде перечня этапов исследования. Например: «Данная работа состоит из…», «В первой главе рассматриваются…» и т.д.

Основная часть бакалаврской работы

Две главы бакалаврской работы по профилю подготовки «Изобразительное искусство» (психолого-педагогическая и методическая) являются основными, каждая из которых в свою очередь делится на 2-3 параграфа, логически раскрывающими основные этапы исследования проблемы.

В выпускной работе по данному профилю необходимо охарактеризовать психолого-педагогические и методические аспекты решения проблемы; описать разнообразные методы научно-педагогических исследований: наблюдения, изучение опыта работы, анкетирование, педагогический эксперимент, беседы, методы обработки результатов и др.. Выбор методов исследования определяется спецификой цели, задач и содержанием проблемы. Методическая глава должна быть содержательной, пригодной для применения в непосредственной педагогической работе, показывать творческие возможности выпускника. Вторая глава должна содержать методические разработки, тематические планы серии занятий, обоснование методики организации обучения в контексте содержания конкретного предмета в контексте учебной программы художественных дисциплин. Одним из параграфов главы необходимо выделить организацию (использованные материалы, инструменты, оборудование) и этапы (стадии) самостоятельной работы над творческой частью ВКР. В творческой работе по определенному виду изобразительного искусства обучающийся должен наглядно продемонстрировать владения общекультурными и профессиональными компетенциями, изобразительными средствами и передачей их в представленном им произведении изобразительного искусства.

В бакалаврской работе по профилю «Художественная керамика» две главы, которые также разделяются на 2-3 параграфа.

В первой (теоретической) главе раскрываются история и теория вопроса, искусствоведческий аспект проблемы исследования, дается анализ литературы, изложение опыта решения данной проблемы, представленный в литературе, описание опыта художников-керамистов.

В технологической части бакалаврской работы разрабатывается реализация поставленной задачи в декоративно-прикладном искусстве (например, описание организации, последовательности работы, технологических особенностей), условно разложенная на стадии или этапы выполнения творческой работы (использованные материалы, инструменты и т.п.), рассматривается социально-экономическая сторона работы: затраты на реализацию, ожидаемая экономическая или социальная эффективность, смета расходов. Предложения должны быть конкретными, экономически или социально обоснованными.

Заключение – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов (выводов) исследования и их соотнесение с общей целью и задачами, сформулированными во введении. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Заключение может оформляться в виде пронумерованных абзацев, последовательность которых определяется логикой исследования. При этом указывается его практическая значимость. Заключение обычно занимает не более 5 страниц.

Список использованной литературы – обязательный раздел бакалаврской работы, который характеризует уровень ознакомления студента с современным состоянием проблемы, над которой он работает. Он должен содержать не менее 50-60 источников по теме исследования, которые оказали существенное влияние на содержание работы. Список литературы (использованных информационных источников) и библиографические ссылки приводятся в обязательном порядке и оформляются с учетом соответствующих ГОСТ: ГОСТ 7.1-2003. № 332-ст («Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления») и ГОСТ Р 7.0.5-2008 («Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»)

В список литературы включаются печатные издания (книги, монографии энциклопедии, брошюры, учебные пособия, статьи), нормативные акты и документы, которыми студент пользуется при выполнении работы и на которые ссылается в тексте. Цитируя или упоминая в бакалаврской работе монографии, учебные пособия, статьи, необходимо делать библиографические ссылки. При этом в квадратных скобках проставляется порядковый номер источника информации и номер страницы. Так, например, запись [3, 78] означает, что автор ссылается в своей работе на третий источник информации в списке литературы и страницу семьдесят восьмую. При цитировании берется текст оригинала и заключается в кавычки. Если же цитата получается слишком громоздкой, то достаточно изложить ее основные положения своими словами, сделав необходимую ссылку на источник и номер страницы. Кавычки при этом не ставятся.

Список составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений, написанных коллективом авторов, с использованием общей нумерации.

При оформлении списка литературы необходимо соблюдать ряд требований. Инициалы авторов пишутся после фамилии, иначе алфавитный порядок не будет выдержан.

Примеры библиографического описания:

Оформление книг с 1 автором

Для книг написанных одним автором в начале указываются фамилия и инициалы автора. При этом после фамилии ставится запятая и уже после неё указываются инициалы отделённые точками. Затем следует полное название книги, после которого ставится «слеш» (косая черта “ / “) и далее повторяется ФИО автора, но сначала указываются инициалы, а затем фамилия. После фамилии ставится точка, а за ней – тире. После тире указывается: город, двоеточие, название издательства, запятая, год издания, точка. После точки пишем тире, за ним указываем количество страниц в данной книге, букву «с» и точка.

Схематичный пример:

- Иванов, И.И. Название книги / И.И. Иванов. – Город: Название издательства. – 552 с.

Реальный пример:

- Алпатов, М.В.Художественные проблемы искусства Древней Греции / М.В.Алпатов – М.: Искусство, 1987. – 222 с.: ил.

Оформление книг с 2 и 3 авторами

Если книга написана авторским коллективом из 2-3 человек, то в начале библиографического описания указываются фамилия и инициалы одного (первого) автора. После фамилии ставится точка. Далее следует полное название книги. Затем ставится «слеш» и идёт повторение данных авторов, но сначала указываются инициалы, а потом фамилия. После последней фамилии ставится точка, а за ней – тире. После тире указывается: город, двоеточие, название издательства, запятая, год издания, точка. После точки пишем тире, за ним указываем количество страниц в данной книге, букву «с» и точка.

Пример:

- Волков, М.В. Современное искусство / М.В. Волков, А.В. Сидоров. – СПб.: Питер, 2016. – 155 с.

Оформление книг с 4 и более авторами

Для книг, у которых 4 и более авторов действует особый порядок оформления. В целом он аналогичен тому, что применяется в книгах с 2 и 3 авторами, но с одним исключением: При повтором перечислении авторов после наименования книги и «слеша» указываются не все авторы, а опять лишь первый. При этом его ФИО дополняется заключённой в квадратные скобки припиской [и д.р.]

Пример:

- Коробкин, М.В. Фрески виллы Мистерий: проблема интерпретации / М.В. Коробкин [и д.р.] – СПб.: Питер, 2014. – 325 с.

Оформление учебников и учебных пособий

Если в списке литературы указываются учебные пособия, учебники, учебно-методические комплексы и прочие виды специальной литературы, необходимо дополнить общие правила оформления элементом обозначения типа издания. Для этого в указанные выше правила оформления книг, сразу после наименования издания ставится двоеточие и пишется тип издания. Пример:

- Волков, М.В. Современная педагогика: учебное пособие / М.В. Волков. – СПб.: Питер, 2014. – 225 с.

или если используется общее обозначение материала

- Волков, М.В. Современная педагогика [Текст]: учебное пособие / М.В. Волков. – СПб.: Питер, 2014. – 225 с.

Оформление учебников и учебных пособий под редакцией

Для оформления учебного пособия под редакцией одного автора, объединившего труды нескольких авторов, нужно сначала написать наименование издания, далее двоеточие и тип издания (учебник / учеб. пособие), далее «слеш» и фраза «под ред.». После этого указываются сначала инициалы, а затем фамилия редактора. Дальше следует стандартный порядок оформления, приведённый выше. гост список литература

Пример:

- История ДПИ: учеб. Пособие для студ. вузов/под ред. И.Н. Совенко. – М.: Риор, 2014. – 323 с.

если в пособии несколько авторов с общим редактором.

Пример:

- История ДПИ: учеб. Пособие для студ. вузов / Л.Н. Протасова., М.И. Иванов, А.А. Сидоров; под ред. И.Н. Совенко.. – М.: Риор, 2014. – 323 с.

для многотомных книг необходимо указывать номер тома, который был использован в работе. Для этого сразу после названия издания делается приписка «Т.1.», где 1 – это номер тома.

Пример:

- Боков, АН. История ДПИ Т.2. Художественная керамика [Текст] / А.Н. Боков. – М.: Норма, 2015. – 532 с.

Оформление в списке литературы статей из журналов и периодических сборников

Для описания статей из периодических изданий действует следующий порядок указания элементов описания библиографического источника: фамилия и инициалы автора; название статьи; «слеш» и снова ФИО автора, но сначала инициалы, а потом фамилия; затем две косые черты; название периодического издания или сборника, в котором размещена статья (кавычки не используются); тире, год издания; после чего следуют точка, номер (иногда в скобках может быть указан месяц издания); точка, тире; затем номера первой и последней страниц статьи.

Пример:

- Боков, В.К. Особенности обучения графической стилизации учащихся средней школы / В.К. Боков // РБК. – 2016. – №4 (11). – С. 32–36.

Оформление электронных источников

Пример:

- Рекомендации по оформлению списка литературы [Электронный ресурс] / Всероссийский банк учебных материалов; ред. Марфунин Р.М.- Режим доступа: http: //referatwork.ru, свободный. (Дата обращения: 16.08.2015 г.). Крохин, Е.Е. Реставрация памятников архитектуры [Электронный ресурс], -http: //www.architechos.ru/restovrat.htm – статья в интернете.

Равнозначные источники размещаются в списке литературы по ГОСТ в алфавитном порядке. При этом издания на иностранных языках размещаются в конце списка после русскоязычных источников в порядке латинского алфавита.

 

Приложения оформляются на отдельных листах и содержат вспомогательный материал, с тем, чтобы не перегружать основное содержание работы. В приложении могут быть: таблицы, графики, планы-конспекты мероприятий, количественные и качественные показатели, подготовительные рисунки, эскизы, фотографии и т.п. При подсчете объема бакалаврской работы приложения не учитываются.

Оформление бакалаврской работы

Объем текста ВКР должен составлять минимально 60-70 печатных страниц компьютерного наборного текста без приложений. Рукописный вариант не допускается.

1. ГОСТ определяет к оформлению текста ВКР следующие специальные требования:

- работа выполняется на стандартной писчей бумаге формата А4 на одной стороне листа;

- на каждом листе не более 30 строк;

- в одной строке должно быть до 60 знаков (считая пробелы между словами и знаки препинания);

- выравнивание текста по ширине;

- размер шрифта 14 пт Times New Roman;

- расстояние между строками – 1, 5 интервала;

- текст начинается с абзаца – 1, 25 см;

- подзаголовки начинаются с абзаца – 1, 25 см, выравниваются по ширине от текста интервалом не отделяются;

- размеры нижнего и верхнего полей – 2 см, левого поля – 2, 5 см, а правого – 1, 5 см или (левого поля – 3, 0 см, а правого – 1, 0 см)

Бакалаврская работа должна быть сшита и сброшюрована в твердый переплет.

2. Страницы работы должны быть пронумерованы арабскими цифрами, со сквозной нумерацией по всему тексту. Нумерация начинается с титульного листа, но номер страницы на нем не проставляется. Номера страниц проставляются внизу страницы в центре или справа без точки шрифтом Times New Roman №10.

Заголовки главы, а также названия: «Содержание», «Аннотация», «Введение», «Заключение», «Приложения», «Список использованной литературы» должны располагаться по центру, без точки в конце. Их следует печатать прописными буквами, не подчеркивая, отделяя от текста одним межстрочным интервалом. Переносы слов в заголовках не допускаются. Каждая глава бакалаврской работы, «Содержание», «Аннотация», «Введение», «Заключение», «Приложения», «Список использованной литературы» начинаются с новой страницы.

Задание по подготовке бакалаврской работы, выданное студенту, подшивается за титульным листом, оно не нумеруется и в содержании не отображается.

3. Иллюстрации, поясняющие текст историко-культурологического и искусствоведческого раздела, дидактические и наглядные материалы методического раздела, детские рисунки, подготовительные эскизы, этюды творческой части работы следует помещать в Приложения.

4. При ссылке на литературный источник после упоминания о нем в тексте работы представляют в квадратных скобках номер, под которым он значится в списке использованной литературы. При необходимости указывается страница источника, на которую производится ссылка через запятую после номера источника.

5. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). В списке применяется общая нумерация литературных источников.

6. Приложения оформляются как продолжение бакалаврской работы и размещаются в конце работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, правом верхнем углу которой обозначается «Приложение». Если в работе имеются несколько приложений, то они нумеруются.

7. Таблицы как перечень цифровой и (или) текстовой информации оформляются в систему, разнесенную по графам и строкам, разделенными линейками. Таблицы имеют сквозную нумерацию. В таблицу входят следующие элементы: 1. порядковый номер; 2. тематический заголовок; 3. заголовочная часть; 4. основная часть, состоящая из боковика и прографки, в которой графы (колонки, столбцы) и строки (горизонтальные ряды) отграничены одна от другой вертикальными и горизонтальными линиями. Размер шрифта 12 пт Times New Roman.

Требования к языку и стилю бакалаврской работы:

а) изложение и структура работы должны быть подчинены логике реализации поставленной цели. Эта логичность характеризуется последовательным переходом от одной мысли к другой. В качестве средства связи между ними используются вводные слова и предложения («как было отмечено» и т.п.)

б) собранный материал излагается последовательно и аргументировано, при наличии теоретических положений необходимо их доказывать или обосновывать, например: «Согласно Фаворскому, пространство и время посредством движения образуют тесное единство и выступают необходимым совокупным условием живого восприятия. Пластическое мышление исходит из этого условия как из глубоко осознанной реальности. Отсюда и понимание композиции как воплощенного стремления к цельному восприятию и изображению разнопространственного и разновременного – идея, которую Фаворский развивал и конкретизировал на протяжении всего творческого пути»;

в) текст работы не должен быть перегружен цитатами, прямое цитирование лучше перемежать косвенным (фактическим пересказом того или иного места источника), можно упоминать в тексте ту или иную концепцию или точку зрения, указав источник в ссылке;

г) научный текст предполагает известную сложность языка, не допустимо использование в тексте просторечных выражений и простых предложений, при оценке бакалаврской работы учитывается словесная культура изложения. Текст бакалаврской работы не должен содержать грамматические ошибки.

Требования к стилю работы:

По стилю изложения бакалаврской работа должна представлять собой определенный жанр – научное произведение. Письменная научная речь строится по определенным правилам, определяемым академическим этикетом и традициями изложения своих мыслей с опорой на привлекаемые для их обоснования мнения исследователей и научные концепции.

Наилучшим способом изложения бакалаврской работы является формально-логический текст, так как в тексте обосновывается и доказывается ряд теоретических положений. Научный стиль не предполагает эмоционального изложения и риторики, возможной в художественном произведении. Научный текст должен быть точен и лаконичен, содержать изящную аргументацию и доказательства. В тексте бакалаврской работы используется понятийный аппарат соответствующих дисциплин, по которым она выполняется и которым, студент, пишущий текст работы, должен владеть. Например: «Работа Леонардо показывает, что исходный мотив зачастую преобразуется у него в нечто иное, что формы меняются не только местами, но и обличиями и значениями: одно существо обретает черты другого, кот становится ягненком и т.п. Композиционный эскиз – не подготовка к реализации определенного мотива, а средство поддержания энергии воображения» [2, 99]. В данном тексте используются такие термины дисциплины как мотив, форма, композиция, эскиз, воображение.

В научной речи используются определенные фразеологические обороты, слова-связки, вводные слова, предназначенные для логических переходов данной части изложения с предыдущей и последующей, а также для подчеркивания рубрикации текста. Например, вводные слова и обороты «Итак», «Таким образом» используются для обобщения изложенного выше. Слова и словесные обороты «Следовательно», «Отсюда следует, что…» помещаются между сказанным выше и тем, что будет сказано сейчас, определяют причинно-следственные отношения. Слова и обороты «Во-первых», «Во-вторых», «Прежде всего», «Наконец», «В заключение», «Справедливо заключить» – предназначены для указания места излагаемой мысли или факта в логической структуре текста: «Справедливо заключить, что история изобразительного искусства является одновременно историей визуальных открытий». Слова и обороты «Однако», «Тем не менее», «Впрочем», «Между тем» указывают на наличие противоречия между только что сказанным и тем, что сейчас будет сказано: «Можно было бы пойти еще дальше, обойтись пока без красок и ограничиться одной только плоскостью, ибо в ней уже представлено искомое свойство. Однако следует указать на одно обстоятельство, которое упустил из виду Дени; речь идет о регулярной форме изобразительной плоскости».

Особенностью использования глагольных форм в научном тексте является обращение к изъявительному наклонению, настоящему времени, несовершенному виду, так как научная речь имеет констатирующий характер и сообщает о существующем здесь и сейчас положении вещей: «Не вызывает сомнения глубокая связь представлений о порядке космоса с формообразующими принципами архитектуры и градостроительства».

Синтаксис научного текста характеризуется обилием сложных и сложноподчиненных предложений, позволяющих адекватно передать логические механизмы научной аргументации и причинно-следственных связей, – важнейших в научном тексте. Большое количество простых предложений создаст впечатление примитивности и бедности языка изложения.

Важно отметить, что традиционной формой подачи научного текста является отстраненность от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особенностями речи и стиля, эмоциональными оценками. Такой эффект отстраненности, безличного монолога дает использование безличных и неопределенно-личных конструкций, конструкций с краткими страдательными причастиями типа «Выявлено несколько новых принципов», «Привело к постановке проблемы», ведением изложения от 3-го лица.

Особенностью изложения современного научного текста является почти полное исключение из употребления личного местоимения первого лица единственного числа «Я». В том месте, где автору нужно назвать себя в первом лице употребляется местоимение множественного числа «Мы», с использованием которого образуются конструкции типа «Мы полагаем», «Нам представляется», «По нашему мнению»: «… слова известного французского историка Марселя Блока представляются нам сегодня бесспорными». Подобное словоупотребление придает тексту видимость большей объективности, так как создается впечатление, что за автором как за единичным субъектом, стоит целая научная школа, научное направление (концепция). Однако не стоит злоупотреблять местоимением «Мы» и для стилистического разнообразия использовать и другие конструкции, призванные обеспечить должный уровень безличности текста («В дипломной работе (проекте) предложено…»). В тексте работы следует избегать непродуманного порядка слов в предложении или словосочетании, например: «Четыре художника пишут несколько тысяч человек».

Недопустимо использовать в тексте бакалаврской работы материал, заимствованный из любых других источников без соответствующей ссылки. В случае обнаружения намеренного плагиата в тексте, данная работа оценивается как неудовлетворительная.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь