Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Раздел II. Философия отрицания права. Идеология и практика коммунизмаСтр 1 из 38Следующая ⇒
Глава 1. Собственность и право................................................................................ 113 1. От капитализма к коммунизму: отрицание собственности и права...........................................——...................... 113 2. Концепция буржуазного " равного права" при социализме.......................................................................................................... 122 3. " Свобода" без права: негативная природа коммунизма........................................................................................................ 130 Глава 2. Социализм и право.......................................................................................... 138 1. Мера " равенства": общепринудительный труд вместо права..................................................................................................... 138 2. Социалистический тоталитаризм: все вместе, никто в отдельности...................—......................................................... 153 Раздел III. Марксистская доктрина И социалистическое Правопонимаиие Глава 1. " Новое право": основные направления интерпретаций.............................................................................................................................. 163 1. Появление " нового права"................................................................... 163 2. Концепция " пролетарского права" ............................................. 165 3. Право как классовый порядок........................................................ 170 4. Право как меновое отношение: некролог о праве....... 198 5. Право как идеологическая форма классовых отношений........................................................................................................... 231 6. Психологическая концепция классового права.............. 235 7. Советская концепция октроированных прав. Диктатура пролетариата как " правовое государство"..........................................................................257 Глава 2. " Правовой фронт" социализма..........................................................261 1. Метаморфозы правопонимания в русле большевистской политики............................................._................ 261 2. Новое " правопонимание" в отраслевых науках............ 274 3. Декларация " социалистического права"............................... 278 Содержание Глава 'S. Советский легизм.............................................................................................. 283 ; 1. Сталинский тоталитаризм: комплекс государственно-правовой неполноценности.................... 283 •••»• 2. Искомое " правопонимание"................................................................290 3. Тоталитарный " нормативизм": право как совокупность приказов власти........................................................ 297 4. Официальная позиция............................................................................. 302 Глава 4. В поисках новых подходов к праву..............................................311 1. Широкий подход к праву..................................................................... 311 2. Либертарная концепция права.......................................................319 '" * Раздел IV. Философские проблемы постсоциалистического права и государства Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права............................................................................ 323 1. Альтернативы постсоциализма...................................................... 323 2. Проблема " конца истории": возможен ли послебуржуазный тип права? ....................................................... 331 3. Цивилитарное право и гражданская собственность..... 336 4. Новые ориентиры прогресса права и свободы............... 343 5. Цивилизм как русская идея в контексте всемирной истории..................................................................................... 349 Глава 2. Преодоление тоталитаризма: трудный путь России к праву................................................................................... 352 1. Традиции и опыт государственно-правовых преобразований в России: актуальные уроки............... 352 2. От советской системы к постсоветской Конституции...................................................................................................... 366 3. Конституционное правопонимание: права человека, правовой закон, правовое государство...................................372 4. Система разделения и взаимодействия властей.......... 380 5. Перспективы развития российского права и государства: конституционные положения и действительность.................................................................................... 389 Раздел V. История философии права и современность Глава 1. Античная философия права.................................................................. 399 1. Дике и номос: в поисках начал справедливости........... 399 2. Демокрит...............................................................................................................403 3. Софисты.................................................................................................................404 4. Сократ......................................................................................................................408 5. Платон..................................................................................................................... 409 Содержание l 6. Аристотель.......................................................................................................... 412 j 7. Эпикур..................................................................................................................... 421! , 8. Стоики.............__............................................................................................. 423 | i 9. Цицерон..................................................................................----«—..............426 10. Римские юристы......................................................................................... 430 Глава 2. Философия права средневековья....................................................438 1. Фома Аквинский........................................................................................... 438 2. Средневековые юристы.......................................................................... 443 Глава 3. Философия права Нового времени................................................ 448 1. Гроций......................................................................................................................448 2. Фрэнсис Бэкон................................................................................................. 455 3. Гоббс.......................................................................................................................... 457 4. Локк............................................................................................................................ 466 5. Монтескье............................................................................................................. 472 6. Руссо..........................................._._......................................._...................478 7. Кант.......................................................................................__............_....... 48 7 8. Гегель......................_......................................................................................... 498 Глава-4. Философия права в России...................................................................510 1. Общая характеристика........................................................................... 510 2. Б.Н. Чичерин...................................................................................................... 518 3. П.И. Новгородцев.......................................................................................... 528 4. B.C. Соловьев..................................................................................................... 531 5. Н.А.Бердяев........................................................................................................ 541 Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции........... 553 1. Общая характеристика........................................................................... 553 2. Неокантианские концепции философии права............... 567 3. Неогегельянские концепции философии права............. 572 4. Чистое учение о праве Г.Кельзена............................................. 586 5. Концепции " возрожденного" естественного права..... 607 6. Экзистенциальная философия права....................................... 625 7. Онтологическая концепция права Р.Марчича................. 629 8. Неопозитивистская концепция права Г.Харта................ 635 9. " Познавательно-критическая теория права"................... 639 Указатель имен.........................................................................__.............................644 Предисловие В настоящем учебнике освещается проблематика философии права как отдельной самостоятельной научной и учебной дисциплины. Философско-правовые исследования имеют давние и богатые традиции. Они восходят к истокам философии и юриспруденции и сопровождают всю историю их развития — вплоть до современности. Философия права — в ее соотношении с другими видами и способами изучения права — является высшей духовной формой познания права, постижения и утверждения его смысла, ценности и значения в жизни людей. Философия права начинается с возникновения идей об объективной, независимой от официально-властного усмотрения и произвола, природе и смысле права. Эти идеи стали зародышем всех последующих, включая и современные, представлений и концепций о внутренней взаимосвязи и единстве права, свободы и справедливости, о правах и свободах человека, о господстве права, о правовом законе и правовом государстве. И в том, что сегодня эти правовые идеи стали общепризнанными современным мировым сообществом ценностями и императивами, — великая и неоспоримая заслуга также и философии права. Все это определяет основополагающее место и значение философии права в системе юридических и других гуманитарных наук и учебных дисциплин, объектами изучения и освещения которых являются право и государство. Показательно в данной связи и то большое внимание, которое вот уже на протяжении многих столетий уделяется в западных университетах преподаванию философии права. Значительный опыт изучения и преподавания этой дисциплины был накоплен и в дореволюционной России. В современных условиях радикальных преобразований в стране и становления начал права и правовой государственности существенно возрастает роль философии права в системе гуманитарных наук и отечественного вузовского образования, значение этой дисциплины во всем процессе формирования и утверждения в нашем обществе ценностей права, свободы и справедливости. На удовлетворение этих потребностей и рассчитан настоящий учебник. В нем — с учетом сложившегося положения дел в этой области знаний и актуальных задач высшего образования в стране — изложение общих проблем философии права (в разделе I) сочетается с освещением (в разделах II — V) основных этапов, направле- Предисловие ний и концепций всемирной и отечественной истории развития философско-правовой мысли, включая ведущие идеи и учения философии права в XX в. При этом мы исходили из того, что в случаях отсутствия в нынешних условиях возможностей в тех или иных вузах для преподавания полного курса философии права ее изучение может быть вполне успешно осуществлено в форме спецкурсов по материалам отдельных разделов данного учебника. Февраль 1997 Раздел I. Общие проблемы философии права Глава 1. Предмет и задачи философии права Предмет философии права Философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества. Правовая тематика, как известно, изучается всей юридической наукой, предметом которой является так называемое позитивное (положительное) право. При этом для традиционных юридических дисциплин (от теории государства и права до отраслевых наук) официально-властная данность позитивного права выступает в качестве высшего авторитета в вопросе о том, что есть право в данное время и в данном месте. Необходимость и важность как официально-властного установления действующего права, так и его изучения методами и средствами юриспруденции (юридико-аналитиче-ская обработка нормативного материала, его комментирование, систематизация и классификация, разработка вопросов законодательства и правоприменения, юридической техники и т. д.) очевидны и общепризнанны. Все это имеет большое практическое и научное значение. Но вне сферы юридико-аналитического подхода к позитивному праву (т. е. того, что традиционно именуется " юридической догматикой" ) остается целый ряд проблем общетеоретического, философского профиля, которые входят в предметную область философии права. Официально-властный авторитет, которым установлено позитивное право, — это, конечно, существенный факт, значимый не только для практики, но и для любой теории. И с этим обстоятельством считается не только юридическая догматика, но и любая философия права. Однако уже на уровне обыденного сознания (при всей его законопослушности и почтении к властям) очевидно, что одно дело — авторитет законодателя и совсем другое дело — разумность, правильность, справедливость самого закона, которым регламентируются все основные стороны жизни человека, его права и обязанности. По своей разумной природе человек живет и действует (пусть и ошибаясь) в определенным образом осознаваемом (и " пропущен- Раздел I. Общие проблемы философии права ном" через сознание) и осмысленном мире, и это относится к числу фундаментальных свойств человеческого бытия, ориентации и деятельности в мире. Человеческий способ бытия включает в себя уразумение, осмысление, понимание этого бытия, себя и всего остального мира, себя в мире и мира в себе. Так же в принципе обстоит дело во взаимоотношениях человека с миром права. Он подвергает все правовые данности, в том числе и официально-властную данность позитивного права, сомнениям, проверкам, суждениям и оценкам своего разума — обыденного, теоретического, философского. Это испытание позитивного права на разумность, справедливость, истинность, подлинность, правильность и т. д., хотя и обладает тем или иным критическим потенциалом в отношении к позитивному праву, продиктовано, однако, не придирками к властям и их установлениям, а фундаментальными свойствами и проблемами общественного бытия человека, потребностями познания природы и смысла права, его места и значения в совместной жизни людей. Цель разума — истина, и философия права занята поисками истины о праве. С точки зрения позитивного права, вся истина о праве дана в самом позитивном праве, под которым имеются в виду все властно признанные источники действующего права (законы, подзаконные акты, санкционированное обычное право, судебные прецеденты и т. д.), все официальные установления, наделенные законной силой, т. е. обобщенно говоря, — закон. Такой подход к праву, сводящий право вообще к позитивному праву, т. е. отождествляющий право и закон, характерен для юридической догматики и представлен в различных вариантах юридического позитивизма и легизма (от lex — закон). Здесь, следовательно, истина о праве исчерпывается волей законодателя, мнением и позицией официально-властного установителя позитивного права. Эта позиция, конечно, не соответствует природе и требованиям разума, ориентированного не на мнения и авторитеты, а на истинное, теоретически, философски осмысленное знание о соответствующем объекте, в данном случае — о праве. Уже простые размышления о позитивном праве порождают целый ряд вопросов, ответы на которые требуют выхода за рамки позитивного права и позитивистского понимания. Почему именно эти, а не другие нормы позитивированы и даны законодателем в качестве позитивного права? От чего зависит сама эта позитивация чего-то в качестве права — только ли от позиции и воли законодателя или есть какие-то иные (и какие именно) объективные, не зависящие от этой воли, основания законотворчества? Что такое, собственно говоря, право? В чем состоят его природа и сущность, Глава 1. Предмет и задачи философии права его специфика, его отличительные особенности? Каково соотношение права и других социальных норм? Почему именно нормы права, а не нравственные, моральные или религиозные нормы обеспечиваются возможностью принуждения? В чем ценность права? Справедливо ли право и в чем состоит справедливость права? Всякий ли закон является правом или возможно правонарушающее, антиправовое законодательство, произвол в форме закона? Каковы предпосылки и условия для господства права, каков путь к правовому закону? Основной смысл этих и подобных вопросов в теоретически концентрированном виде можно сформулировать в виде проблемы различения и соотношения права и закона, которая имеет определяющее значение для любого теоретически последовательного правопонимания и обозначает предметную область философии права. Без той или иной концепции такого различения права и закона мы в своем правопонимании неизбежно остаемся в одномерной плоскости властно данного позитивного права, т. е. по сути дела — в рамках официального закона, в границах позитивистского законоведения и легизма. Прошлые и современные философские учения о праве включают в себя тот или иной вариант различения права и закона, что собственно и определяет философско-правовой профиль соответствующего подхода. Речь при этом идет о различных формулировках такого различения, в частности, о различении права по природе и права по человеческому установлению, права естественного и права волеустановленного, справедливости и закона, естественного права и человеческого права, естественного права и позитивного права (сам термин " позитивное право" возник в средневековой юриспруденции), разумного права и позитивного права, философского права и позитивного права, правильного права и позитивного права и т. д. За этим терминологическим разнообразием по сути дела лежит то, что в теоретически обобщенной и генерализированной форме мы обозначаем как право и закон, их различение и соотношение1. Такое теоретическое различение права и закона не только терминологически, но и понятийно, по своему смыслу выступает как общая теория для всех остальных (названных и иных) частных случаев подобного различения и тем самым позволяет понять и выразить момент общности и единства в познавательной ориентирован-; ности, в смысловой структуре и предмете различных прошлых и современных философско-правовых учений. См.: Нерсесяпц B.C. Различение и соотношение права и закона как междисципли-,, нарная проблема// Вопросы философии права. М., 1973. С. 39 — 44; Он же. Право и* закон. М, 1983. Т,,.,, ',,, , , ' ....... . л. < Л Раздел I. Общие проблемы философии права Ведь именно наличие момента такого внутреннего единства оправдывает объединение внешне разноликих учений под общим названием " философия права" и дает содержательное основание для их понимания и толкования в качестве той или иной концепции именно философии права, понимаемой не в виде случайного набора и конгломерата разнородных воззрений, а как предметно определенной и внутренне единой дисциплины (научной и учебной). Та или иная концепция правопонимания (в русле определенного варианта различения и соотношения права и закона) в предметно развитом и содержательно развернутом виде охватывает весь мир права, все правовое в его сущностно-понятийном единстве, во всех его определениях и реальных проявлениях. Бытие права в человеческом мире подразумевает и включает в себя правовую определенность и упорядоченность мира человеческого бытия, правовое понимание и правовой подход к основным отношениям, формам, институтам и установлениям в общественной жизни людей. Этот правовой подход (правовое понимание, толкование, характеристика, оценка и т. д.) распространяется и на такой основополагающий институт общественной жизни людей, как государство. Поэтому в предметную область философии права традиционно включаются проблемы философского исследования государства, тематика философии государства. Это обусловлено уже тем, что государство устанавливает, поддерживает и проводит в жизнь закон, нормы позитивного права, обеспечивает их общеобязательность возможностью применения соответствующего государственного принуждения. Но в поле фило-софско-правового интереса, помимо законодательной, законозащит-ной и иной деятельности государства, находится и целый ряд других проблем, в числе которых: право и государство, человек — общество — государство, правовые формы осуществления функций государства, правовая организация самого государства, государство как правовой институт, правовое государство как реализация идеи господства права и т. д. Различение и соотношение права и закона и представляет собой ту предметную сферу и теоретическое пространство, в рамках которого вся эта проблематика правопонимания (от понятия права до правового понимания закона и государства) может быть адекватно осмыслена и содержательно развернута в виде последовательного философско-правового учения. Смысл сказанного можно резюмировать следующим образом: предметом философии права является право в его различении и соотношении с законом. Под углом зрения именно такого понимания предмета данного курса в нем рассматриваются как основные проблемы философии права (общая часть курса), так и различные прошлые и современ- Глава 1. Предмет и задачи философии права ные концепции философии права (специальная часть курса, посвященная историческому развитию и современному состоянию философии права). При этом отбор проблем общей части и философско-правовых концепций в специальной части курса продиктован задачами достаточно полного для учебных целей освещения основных моментов предмета философии права. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы