Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Пути распространения болезни
Налево пойдёшь – коня потеряешь, направо – жизнь потеряешь, прямо пойдёшь – жив будешь, да себя позабудешь… Русские сказки
В Аюрведе различают три пути, по которым распространяются болезни в организме: внешний, внутренний и центральный. Внутренний путь (антар марга) состоит из желудочно-кишечного тракта и называется внутренним потому, что желудочно-кишечный тракт образует внутреннюю границу тела. Лечение болезней, распространяющихся по этому пути (это преимущественно заболевания желудочно-кишечного тракта), несложно: их можно удалить из организма непосредственно через желудочно-кишечный тракт, который является основным путём выведения токсинов. Внешний путь (бахья марга) состоит из плазмы, крови и поверхностных тканей. Это путь распространения кожных болезней и токсических состояний крови. Здесь лечить заболевание сложнее, поскольку оно уже проникло в ткани. Центральный путь (мадхьяма марга) состоит из глубоких тканей – мышц, жира, костей, костного мозга, нервной и репродуктивной ткани. Центральным он называется потому, что расположен между внешним (кожа) и внутренним (желудочно-кишечный тракт). Распространяющимся по нему болезням подвергаются наиболее чувствительные части тела – такие, как голова, сердце, мочевой пузырь и суставы. Болезни в этом случае располагаются наиболее глубоко, и лечить их труднее всего. Именно здесь берут начало самые тяжёлые заболевания и дегенеративные процессы, от артрита до рака. Что касается зон расстройств, то Вата-дисбаланс обычно охватывают пустоты организма (мочевой пузырь, кишечник, органы малого таза) и органы движения (особенно тазобедренные суставы), Питта-расстройства затрагивают печень, поджелудочную железу, кровь, потовые железы, Капха-расстройства – голову, мозг, спинномозговую жидкость, лёгкие, суставы и жировую ткань во всём теле.
Болезнь распространяется внутренним, внешним и центральным путём. Болезни, распространяемые последним путём, поддаются лечению хуже всего.
Что такое анартхи, и как с ними бороться
На санскрите имена врагов ума звучат так: бхайя (страх), кама (вожделение), кродха (гнев), лобха (жадность), матсаръя (зависть), мода (безумие) и моха (иллюзия). Их сообщниками являются скорбь, депрессия, хроническое беспокойство, приступы паники, одержимость, посттравматический стресс и всевозможные фобии. Бхакти Тиртха Свами (Джон Фэйворс)
Представь себе ситуацию, когда тебя постоянно окружают шесть врагов, неустанно выжидающих подходящего момента, чтобы напасть, когда ты потеряешь бдительность. Это шесть врагов твоего ума: вожделение (ложный эгоизм), гнев, жадность, иллюзии, страх и зависть. И это только основные вражины, вообще их гораздо больше. Зная место, где прячется враг, ты можешь держаться на расстоянии от него, вместо того чтобы оставаться в небезопасном месте или позволять врагу постоянно нападать на тебя из засады. Но если ты уже вступил в сражение с одним из этих врагов, то должен знать, как выйти победителем. Для начала хотел бы напомнить об уме и разуме с точки зрения ведических знаний. Ум находится в подчинении у разума. Ум получает информацию извне, фиксирует её, «собирает в папочку» – и бегом на приём к своему начальнику разуму, который рассматривает вопросы и решает, как поступить в том или ином случае. Например, наесться на ночь сала и тортиков с маргарином или нет. Ежели разум слаб, то ум начинает самостоятельно руководить процессом жизни, и человек мало-помалу теряет здоровье и деградирует. Поэтому, друзья, надо жить на платформе разума, а не ума и блюсти свой ум в чистоте, беречь его от врагов. В этой книге мы рассмотрим, как побить в честном бою четырёх врагов ума – гнев, зависть, жадность, эгоизм.
Укрощение гнева
Жил-был в Индии Царь. Классный он был, правильный Царь. Страной руководил и все свои функции царские исполнял исправно. Подданные души в нём не чаяли. Каждое утро после медитации Царь выделял время на такое важное мероприятие, как раздача денег народу. И вот однажды после благотворительности Царь пошёл на конюшню и увидел, что его любимый конь заболел. Расстроился он, конечно. А тут ещё один Мудрец не вовремя появился и попросил у Царя финансовой поддержки. И осерчал Царь: ведь отведено же определённое время для раздачи царской милости! Схватил он горсть навоза и бросил его в Мудреца: «Вот тебе милость царская! » А Мудрец только улыбнулся, взял царский «подарок» и ушёл себе восвояси. Утром Царь просыпается, смотрит в окно, а на дворе огромная куча навоза лежит. Царь-то не дурак был, знал законы кармы. И понял он, что влип и придётся ему всю эту кучу съесть. Шлёт он мудрецу весточку и просит прощения: «Царь я всё-таки, устал я, ответственности на мне много, не соответствует мера пресечения, и вообще негоже царю навоз есть! » Мудрец пожалел Царя и подкинул ему идею учудить что-нибудь нехарактерное, чтобы вызвать критику в народных массах. Ведь когда тебя незаслуженно критикуют, то забирают плохую карму! Царь быстренько метнулся на дворцовую площадь и давай «фигурировать»: в одной руке бутылка вина, другой – проститутку за талию обнимает. Народ, конечно, в шоке: Царя осуждает и клеймит позором. Царь утром просыпается и скорей на балкон: глядь, а куча-то пропала почти! Но всё-таки немного осталось. Царь снова к мудрецу: «Помоги! Что делать с остатками навоза? » Тот как-то странно смотрит на Царя и молчит. А потом как даст Царю пощёчину и говорит: «Сам ешь свой навоз! » Представляешь?! Царю! Пощёчину! И был вынужден Царь до конца жизни класть толику навоза в пищу и есть, обильно приправляя это блюдо специями, благо в Индии их просто тьма-тьмущая. Вот так жестоко поплатился Царь за секундную вспышку гнева. Ведическая притча
В этой притче показаны главные звенья возникновения проблемы (болезни) вследствие дурного воздействия врага ума с последующей попыткой выхода из проблемы: вспышка гнева – проблема – незаслуженная критика – улучшение ситуации (лечение). Царь-то на самом деле не выпивал и с женщинами лёгкого поведения дела не имел. Но если гнев плотно завладел умом, то он может напрочь испортить жизнь в плане как социальном, так и физическом. Недаром врачи говорят, что все болезни от нервов, кроме венерических. Хотя с последним утверждением я бы поспорил: почти каждый прецедент заражения венерическим заболеванием имеет причины психологического характера… На протяжении 25 лет ученые из Миннесоты проводили исследования, в которых принимали участие студенты-юристы. Оказалось, что из 118 адвокатов, которые в студенческие годы были подвергнуты мультифакторному анализу личности, вероятность преждевременной смерти оказалась в 4, 2 раза выше у тех, у кого был выявлен высокий уровень враждебности. Известно, что гнев вызывает болезни сердца, гипертонию, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, болезни печени и многие другие заболевания. Так что если болезни гнева уже затронули твоё тело, то хороший результат в плане борьбы с этой проблемой демонстрируют аюрведические фитопрепараты: «Брахми-вати», «Формула спокойствия» (они охлаждают «разум возмущённый»); защитники сердца «Арджуна» и «Чистый ритм»; помощники печени «Лив-Рэл» и «Защищённая печень».
Зависть, жадность, безумие, иллюзия, страх и особенно вожделение – все эти враги ума порождают гнев, проявления которого зачастую отвратительны. Когда ты чувствуешь себя центром Вселенной и твой ложный эгоизм не находит удовлетворения, когда «всё достало» и «все кругом идиоты», то приходит этот деструктивный товарищ, который может разрушить твоё здоровье и саму жизнь. И чем больше ты потворствуешь своему иррациональному гневу, тем глубже он проникает в твою действительность. Чем больше человек переедает, спит или занимается сексом, тем больше он к этому привыкает. С точки зрения Аюрведы происходит накопление нисходящей энергии – апаны – в нижних этажах тела, что порождает животные инстинкты, неудовлетворение которых и вызывает гнев. И наоборот, если человек способствует усилению восходящего потока энергии – уданы – путём улучшения черт характера, йоги и т. д., гнев, как и другие враги ума, отступает. Первые маркеры гнева – это шумное дыхание, покраснение глаз, воинственные позы: недаром гневом руководит красная и агрессивная планета Марс. Эти проявления гнева особенно характерны для мужчин, а у женщин он зачастую приобретает форму обиды. Если женщина сдерживает в себе проявление обиды, это приводит к заболеваниям половых органов. Например, эндометриоз (довольно трудноизлечимое заболевание слизистой оболочки матки), по мнению врача Аюрведы Атрея, напрямую связан с нарушением эмоционального фона вследствие накопления внутренних обид и застоя апаны. Также сдерживание, проглатывание обиды приводит к желчнокаменной болезни, поэтому именно женщины чаще подвержены этой патологии. Но даже если ты даёшь выход своему гневу, то это ещё не решение проблемы. Поскольку гнев тесно связан со стрессом, его физическое выплёскивание может до некоторой степени снимать напряжение, но далеко не всегда. Обычно стресс сохраняется и снова выходит на поверхность в самой неожиданной ситуации. Направляем ли мы свой гнев на конкретного человека или на его замену (подушку или куклу) – это лишь усиливает негативные эмоции. Если взглянуть на эту проблему с социальной точки зрения, станет ясно, что окружающие избегают человека, который постоянно гневается. Даже если такому субъекту есть чем поделиться с другими, люди едва ли захотят принять от него эту информацию.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы