Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Школа региональных и международных исследований



Школа региональных и международных исследований

Согласовано Школа региональных и международных исследований «УТВЕРЖДАЮ»
(название Школы ДВФУ) Заведующая (ий) кафедрой Кафедра русского язык и литературы (название кафедры)
Руководитель ООП  
_____________ Милянчук Н.С. (подпись) (Ф.И.О. рук. ООП) ______________ Крылова Г.М. (подпись) (Ф.И.О. зав. каф.)
«_____»___________________20___г. «23» сентября 2013 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

История русской литературы XVIII в.

 

Направление — 032700.62, Филология

Форма подготовки (очная)

 

Школа региональных и международных исследований

Кафедра русского языка и литературы

курс 1 семестр 2

лекции 34 (час.)

практические занятия 16 час.

семинарские занятия ________ час.

лабораторные работы _______ час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки 50 час.

самостоятельная работа 58 час.

реферативные работы (количество)

контрольные работы

зачетсеместр

экзамен 2 семестр

 

Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования РФ от 14 января 2010 г., № 34).

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры русского языка и литературы «23» сентября 2013г.

Заведующая (ий) кафедрой Крылова Г.М. 2013г.

Составитель (ли): к.ф.н., доцент Гнеушева Р.Д.

Содержание

Аннотация…………………………………………………………………………………........3

Рабочая программа дисциплины……………………………………………………………...6

Конспекты лекций …................................................................................................................18

Материалы для практических занятий ……………………………………………………...28

Материалы для организации самостоятельной работы студентов …….…………….........31

Контрольно-измерительные материалы……………………………………………………..63

Список литературы …………………………………………………………………………...103

Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины

«История русской литературы XVIII в.»

Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской литературы XVIII в.» разработан для студентов 1 курса по направлению 032700.62 «Филология» в соответствие с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).

Дисциплина «История русской литературы XVIII в.» входит в базовую часть профессионального цикла.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (34 часа), практические занятия (16 часов), самостоятельная работа студента (58 часов). Дисциплина реализуется на 1 курсе во 2 семестре.

Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов, связанных с тем, что «Русская литература XVIII в.» в общем курсе истории русской литературы — сравнительно небольшая область. Но без глубокого изучения ее невозможно понять ход предшествующего и дальнейшего литературного процесса. В общей системе курса «История русской литературы» данный курс требует специфического подхода и поисков новых форм при создании учебных программ. При составлении данной программы автор прежде всего исходила из идеи принципиального изменения как культурной жизни страны, так и характера литературного материала. Для рубежа веков всегда характерна нетрадиционность литературного процесса, когда сосуществуют и взаимодействуют различные (ино­гда прямо противоположные) тенденции. Все это создает объективные трудности усвое­ния исторического развития литературы. Следует также признать трудности читательско­го восприятия литературных текстов. Это особая их стилистика на фоне резкой смены литературных родов, когда доминируют по преимуществу стихотворные тексты. Поэтому при составлении программы автор ее ориентировалась на эту специфику курса, отбирая лишь те тексты, которыми реально может овладеть студент. При этом в подборе текстов акцент сделан на школьный материал, с которым вплотную соприкоснется будущий специалист, или на тот, который связан со спецификой профессии.

Дисциплина «История русской литературы XVIII в.» логически и содержательно связана с такими курсами, как «Устное народное творчество», «История древнерусской литературы», «Теория литературы», «История философии», «История зарубежной литературы», «История России».

Дисциплина направлена на формирование общекультурных (общепрофессиональных, профессиональных) компетенций выпускника:

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

- способность демонстрировать знание основных положений и компетенций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

- способность применять полученные знания в области теории истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

- способность к проведению учебных занятий и внекалассной работы по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ПК-9);

- готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися (ПК-11)

Учебно-методический комплекс включает в себя:

· аннотацию

· рабочую учебную программу дисциплины;

· конспекты лекций;

· материалы для практических занятий;

· материалы для организации самостоятельной работы студентов;

· контрольно-измерительные материалы;

· список литературы.

Достоинством данного УМКД является ( отметить наиболее методически разработанный раздел/разделы ).

 

Автор-составитель учебно-методического комплекса

(к.филол.н., доцент кафедры русского языка и литературы Школы региональных и международных исследований ДВФУ) Гнеушева Р.Д.

Зав.кафедрой русского языка и литературы Крылова Г.М.


 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

Филология»

Форма подготовки – очная

 

Школа региональных и международных исследований

Кафедра русского языка и литературы

курс 1 семестр 2

лекции 34 (час.)

практические занятия 16 час.

семинарские занятия ________ час.

лабораторные работы _______ час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки 50 час.

самостоятельная работа 58 час.

реферативные работы (количество)

контрольные работы

зачетсеместр

экзамен 2 семестр

 

Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования РФ от 14 января 2010 г., № 34).

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры русского языка и литературы «23» сентября 2013г.

Заведующая (ий) кафедрой Крылова Г.М. 2013г.

Составитель (ли): к.ф.н., доцент Гнеушева Р.Д.

 

 

Аннотация

Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской литературы XVIII в.» разработан для студентов 1 курса по направлению 032700.62 «Филология» в соответствие с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).

Дисциплина «История русской литературы XVIII в.» входит в базовую часть профессионального цикла.

Дисциплина «История русской литературы XVIII в.» логически и содержательно связана с такими курсами, как «Устное народное творчество», «История древнерусской литературы», «Теория литературы», «История философии», «История зарубежной литературы», «История России».

Целями освоения дисциплины (модуля) «История русской литературы (XVIII в.)» являются формирование информационного блока знаний по данной дисциплине, умение анализировать текстовый материал в контексте основной проблематики курса, формирование навыков работы с учебной и научной литературой.

В задачи входит формирование у студентов общих представлений о путях развития литературного текста, смене стилей, школ и направлений (диахронный принцип), когда они могут увидеть взаимосвязь их и в то же время появление новых тенденций (инноваций). В то же время освоение этого периода дает возможность анализа литературного текста, сосредоточенность на данном конкретном тексте (синхронный принцип), что, безусловно, совершенствует в целом профессиональный уровень, высокую филологическую культуру.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- Знать: основные пути развития литературного процесса в XVIII веке

- Уметь: анализировать текст, научную и учебную литературу

- Владеть навыками литературоведческого анализа

Обладать компетенциями:

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

- способность демонстрировать знание основных положений и компетенций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

- способность применять полученные знания в области теории истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

- способность к проведению учебных занятий и внекалассной работы по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ПК-9);

- готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися (ПК-11)

 

I. структура и содержание теоретической части курса

Лекции ( 34 часа )

 

Тема 1. Литература петровского времени (2 часа)

Тема 2. Русская поэзия первой половины XVIII века (А. Кантемир, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков) (4 часа)

Тема 3. Русская драматургия первой половины XVIII века (2 часа)

Тема 4. Понятие литературных школ и направлений (2 часа)

Тема 5. Русская поэзия второй половины XVIII века (2 часа)

Тема 6. Сатирическая журналистика 1769-1774 годов (2 часа)

Тема 7. Русская проза второй половины XVIII века (2 часа)

Тема 8. Творчество Д.И. Фонвизина (4 часа)

Тема 9. Творчество Н.М. Карамзина (2 часа)

Тема 10. Поэзия Г.Р. Державина (2 часа)

Тема 11. Творчество А.Н. Радищева (4 часа)

Тема 12. Сатирическая деятельность И.А. Крылова (2 часа)

Тема 13. Характеристика литературного процесса последнего десятилетия XVIII века (2 часа)

Тема 14. Особенности и характер русского просветительства (2 часа)

 

II.структура и содержание практической части курса

Практические занятия ( 16 часов )

Занятие 1. Высокая поэзия XVIII в. (ода) ( 4 часа )

Занятие 2. Камерное направление в русской поэзии XVIII века ( 4 часа )

Занятие 3. Русская драматургия XVIII века ( 4 часа )

Занятие 4. Русская проза и сатирическая журналистика XVIII века ( 4 часов )

Поэзия

1. Любовная песня: «Радость моя паче меры, утеха драгая...»

2. А.Д. Кантемир. Сатиры I, III, IV, VII. О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому

3. В.К. Тредиаковский. Стихи похвальные России, Стихи похвальные Парижу и др.

4. М.В. Ломоносов, а) Разговор с Анакреоном б) Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747г.

5. А.П. Сумароков, а) Любовная песня: «Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой...» б) Эпистола о стихотворчестве («О вы, которые стремитесь на Парнас...»)

6. В.И. Майков. Елисей или Раздраженный Вакх

7. И.Ф. Богданович. Душенька. Древняя песнь в вольных стихах

8. М.Н. Муравьев. Ночь. Роща

9. Г.Р. Державин, а) На смерть князя Мещерского б) Фелица в) Русские девушки г) Евгению. Жизнь званская

10. Н.М. Карамзин. Осень. Меланхолия

11. А.Н. Радищев. Вольность

Драматургия

1. А.П. Сумароков, трагедия «Синав и Трувор»

2. Д.И. Фонвизин, комедии «Бригадир», «Недоросль»

3. М.И. Попов. Анюта (комическая опера)

Проза

1. Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли

2. Сатирические журналы Н.И. Новикова: а) журнал «Трутень»: «Копии с отписок» б) журнал «Живописец»: «Опыт модного щегольского наречия

3. М.Д. Чулков. «Пригожая повариха или похождения развратной женщины»

4. Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»

5. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»

6. И.А. Крылов. «Каиб. Восточная повесть»

Источники текстов

1. Хрестоматия по русской литературе XVIII века. (сост. А.В. Кокорев.) - М., 1965.

2. Русская литература XVIII века. (сост. Г.Л. Макогоненко.) - Л., 1970.

3. Русская литература XVIII века. 1770 - 1775. Хрестоматия, (сост. В.А. Западов.) - М., 1979.

4. Русская литература последней трети XVIII века. Хрестоматия, (сост. В.А. Западов.) - М., 1985.

5. Русская литература. Век XVIII. Лирика. - М., 1990.

6. Русская литература. Век XVIII. Трагедия. - М., 1991.

7. Кантемир А.Д. Собрание стихотворений. - Л., 1956.

8. Тредиаковский В.К. Избранные произведения. - М.: Л., 1963.

9. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений в 11 томах. - М.: Л., 1952 -1985.-т. VIII.

10. Сумароков А.П. Избранные произведения. - Л., 1957.

11. Новиков Н. Избранное. - М., 1983.

12. Русская сатирическая проза XVIII века. - Л., 1986.

13. Крылов И.А. Сочинения в 2-х томах. - М., 1984.

14. Русская комедия и комическая опера XVIII века. - М.: Л., 1950.

15. Стихотворная трагедия конца XVIII - начала XIX века. - М.: Л., 1964.

16. Фонвизин Д.И. Собрание сочинений в 2-х томах. - М.: Л., 1959.

17. Майков В.И. Избранные произведения. - Л., 1966.

18. Богданович И.Ф. Стихотворения и поэмы. - Л., 1957.

19. Муравьев М.Н. Стихотворения. - Л., 1967.

20. Державин Г.Р. Стихотворения. - Л., 1957.

21. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. - М.: Л., 1961.

22. Карамзин Н.М. Сочинения в 2-х томах. - М.: Л., 1986.

Исследования

1. Орлов О.В., Федоров В.И. Русская литература XVIII века. - М., 1973.

2. Русская литература XVIII века. // История русской литературы в 4-х томах. - т. 1 - Л., 1980.

3. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Эпоха классицизма. - Л., 1981.

4. Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. - Л., 1985.

5. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. - М., 1987.

6. Песков А.М. Зачем нам нужны « - измы»? (Заметки о литературных направлениях.) // «Вопросы литературы». - ноябрь - декабрь. - 1991.

7. Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. – М.. 1960.

8. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. – М.: Учпедгиз, 2003.

9. История русской литературы в 10-ти тт. – Т.3. – М. – Л., 1941; т.4. – М. – Л., 1947.

10. История русской литературы: в 3-х тт. – Т. 1. – М.-Л., 1958.

11. Елеонская А.С. и др. История русской литературы XVII-XVIII вв. – М,: Высшая школа, 1969.

12. Очерки по истории русской литературной и общественной мысли XVIII века. – Л.: Художественная литература, 1983.

13. Берков П.Н. Василий Васильевич Капнист. 1757-1823. – М.-Л.: Искусство, 1950.

14. Берков П.Н. Жизненный и литературный путь А.П. Сумарокова // Сумароков А.П. Избранные произведения. – Л.: Советский писатель, 1957.

15. Берков П.Н. история русской журналистики XVIII века. – М.: Изд-во АН СССР, 1952.

16. Куприянова Е.Н. К вопросу о классицизме XVIII века. – М.- Л., 1959

17. Макогоненко Г.Н. От Фонвизина до Пушкина: Из истории русского реализма. – м.: Худ.лит-ра, 1983.

18. Русские повести первой трети XVIII века. – М.-Л.: Наука 1965.

19. История русской литературы XVIII в. [Электронный ресурс]: методическое пособие / Р. Д. Гнеушева; Дальневосточный государственный университет, Открытый университет, Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий. [Владивосток]: [ТИДОТ ДВГУ], 2009.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Лоскутникова, М.Б. Русское литературоведение XVIII-XIX веков. Истоки, развитие, формирование методологий: Учебное пособие / М.Б. Лоскутникова. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 352 с. // Режим доступа: http: //znanium.com/catalog.php#

2. Грот, Я. Жизнь Державина [Том 1; Электронный ресурс] / Я. Грот. – С-Петербург: Типография Императорской Академии наук, 1880. – 1064 с. // Режим доступа: http: //znanium.com/catalog.php#

3. Куркина, Т.Н., Козюра Е.О. История русской поэзии XVIII-XIX вв.: Учебно-методическое пособие / Т.Н. Куркина. – Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. – 31 с. // Режим доступа: http: //window.edu.ru/

4. Нагина, К.А. История русской литературы XVIII века: А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, Д.И. Державин, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, И.А. Крылов: Практикум для вузов / К.А. Нагина. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. – 35 с. // Режим доступа: http: //window.edu.ru/

5. Нагина, К.А. История русской литературы XVIII века: материалы лекций и практических занятий: Учебно-методическое пособие / К.А. Нагина. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2006. – 81 с. // Режим доступа: http: //window.edu.ru/


 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

 


КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине « История русской литературы XVIII в. »

032700.62 - «Филология»

 

г. Владивосток


Лекции (34 часа)

Тема 1. Литература петровского времени (2 часа)

Литература петровского времени. Введение. Характеристика петровского времени. Проблема " своего" и " чужого". Становление и развитие литературных жанров. Поэзия. Проза. Драматургия. Основные тенденции в развитии литературного процесса.

 

Тема 2. Русская поэзия первой половины XVIII века (А. Кантемир, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков) (4 часа)

Русская поэзия первой половины XVIII века (А.Кантемир, В.Тредиаковский. М. Ломоносов, А. Сумароков). Сатирическая и просветительская на­правленность литературного материала как фактор времени (Ф. Прокопович, А. Канте­мир). Расцвет русской поэзии. Своеобразие исторических личностей и поэтических жан­ров (В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.II Сумароков). Лирическое направление в русской поэзии (В. Тредиаковский и А. Сумароков). " Высокая поэзия" в русской лирике XVIII века (М.В. Ломоносов. Поэтика ломоносовской оды).

 

Тема 3. Русская драматургия первой половины XVIII века (2 часа)

Русская драматургия первой половины XVIII века. Зарождение русского театра в XVIII веке. Русская грагедия XVIII века. Зарождение жанра и его истоки. А.П. Сумароков - отец русской трагедии. Проблема эволюции. Трагедия " Синав и Трувор". Проблематика. Долг и чувство в трагедии. Дальнейшая судьба русской трагедии (Я.Б. Княжнин " Вадим Новгородский" ). Русская комедия XVIII века. Понятие жанра. Слабость и сила дофонвизинской комедии (А.Г1. Сумароков, В.И. Лукин). Значение Сумарокова и Лукина в развитии жанра русской комедии. Становление русской самобытной комедии. Д. И. Фонвизин, И. Крылов. Русская комическая опера. Особенности жанра и характер обще­ственной литературной жизни 70-80 гг. XVIII века. " Анюта" М.И. Попова. Проблематика и художественное своеобразие.

 

Тема 4. Понятие литературных школ и направлений (2 часа)

Понятие литературных школ и направлений. Русский классицизм. Пробле­мы систематизации литературного материала в современной науке. История вопроса. Ошибочность социологических моделей (Д.Д. Благой, Г.А. Гуковский). Современное про­чтение проблемы (А.П. Маркович, А.М. Песков). Историческая ситуация XVIII века (школы Ломоносова и Сумарокова. Оппозиция и единство). Эпистола А.П. Сумарокова " О стихотворчестве" - манифест русской школы классицизма.

 

Тема 5. Русская поэзия второй половины XVIII века (2 часа)

Русская поэзия второй половины XVIII века. Пути развития (В.И. Майков - И.Ф. Богданович - М.Н. Муравьев). Характеристика культурной и литературной жизни России во второй половине XVIII века. Расширение возможностей литературного творче­ства. Демократизация литературного процесса. Проблема демократизации литературы. Разрушение слабых сторон школ классицизма. Противоречия школы, ее учителя и учени­ков. В.И. Майков - блистательный " разрушитель" и создатель русской модели жанра ге- рой-комической поэмы. " Елисей или раздраженный Вакх". Стилевая игра и ее возможно­сти в поэме. Значение майковского эксперимента в дальнейшем развитии русской литера­туры. А.С. Пушкин о майковской поэме.

И.Ф. Богданович и его место в развитии русской поэзии. " Душенька" И.Ф. Богда­новича - " первый цветок легкой поэзии нашей" (П.А. Вяземский). Особенности стилевой игры. Художественное своеобразие. Проблемы жанра.

М.Н. Муравьев. Характер творческой личности. Место в литературной школе клас­сицизма. Разрушение основных принципов этой школы. (2 час)

 

Тема 6. Сатирическая журналистика 1769-1774 годов (2 часа)

Сатирическая журнапистика 1769 - 1774 годов. Журналы Н.И. Новикова. Общественно-политическая ситуация, предшествовавшая появлению сатирической жур­налистики. Политика Екатерины II. Журнал " Всякая всячина" - " прабабушка" появивших­ся в 1769 г. сатирических журналов. Общая их харакгеристика. Журнал Н И. Новикова " Трутень". Основная идейная направленность. Полемика со " Всякой Всячиной". Тематика и художественное своеобразие новиковской журнальной сатиры. Журнал " Живописец". Идейно - художественная направленность журнала " Кошелек" и особенность идейной по­зиции Н И. Новикова. Особенности просветительской доктрины редактора и кризис этой доктрины. Сочетание просветительской и масонской деятельности Н И. Новикова. Н.Новиков В Москве. Судьба русского сатирика и просветителя XVIII века. (2 час)

 

Тема 7. Русская проза второй половины XVIII века (2 часа)

Русская проза второй половины XVIII века. Место художественной прозы в эстетике школы классицизма. Негативная опенка художественной прозы М.Ломоносовым. Причина. Влияние французских романов и отношение к ним. Романы Ф.А. Эмина. Художественные особенности их. Влияние журналистики на развитие рус­ской прозы (М.Д. Чулков и В.И. Левшин). Две тенденции в развитии русской прозы (" Пригожая повариха или похождения развратной женщины" М.Д. Чулкова и " Утренники влюбленного" В. Левшина). Дальнейшее развитие этих тенденций (Н.Карамзин - А.Радищев - И.Крылов). (2 час)

 

Тема 8. Творчество Д.И. Фонвизина (4 часа)

Творчество Д.И. Фонвизина. Личность писателя. Формирование общест­венной позиции. Место Д. Фонвизина в контексте русскою просветительского сознания. Влияние Н.И. Панина. Зарубежные поездки и отношение к Европе русского писателя. Первые литературные опыты. Переводы. Стихотворные сатирические произведения - " Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке", басня " Лисица - кознодей". Обращение к драматургии. " Бригадир" - первая русская самобытная комедия, " в нравах наших первая комедия" (П.А. Вяземский). Новаторство Фонвизина. Политическая коме­дия " Недоросль".. Проблематика и художественное своеобразие. Классицизм комедии. Фонвизин - журналист. Фонвизинские материалы в " Собеседнике любителей российского слова" (" Вопросы к автору " Былей и небылиц", " Всеобщая придворная грамматика" и др.). Творчество Д.И. Фонвизина после 1783 г. Материалы журнала " Друг честных людей или Стародум". Переводы. " Чистосердечные признания в делах моих и помышлениях". Судьба Д.И. Фонвизина. Значение писателя для русской классической литературы. А.С. Пушкин о Фонвизине. (2 час)

 

Тема 9. Творчество Н.М. Карамзина (2 часа)

Творчество II. М. Карамзина. Русский сентиментализм. Формирование личности писателя. Значение домашнего и частного воспитания (Симбирск). Влияние мо­сковского масонского кружка на формирование будущего писателя. Четыре года из жизни Н.М. Карамзина (1785 - 1789 гг.). Знакомство с А.Петровым. Сотрудничество в журнале Н.И. Новикова " Детское чтение для сердца и разума". Самообразование. Переписка с Ла- фотером. Путешествие в Европу. Возвращение. Открытие самостоятельного журнала (" Московский журнал" ). Первые публикации. " Письма русского путешественника - пер­вый образец новой стилевой манеры. Проблематика. Культура русского путешественника 80-90-х гг. XVIII века. Повести Н.М. Карамзина. Их идейно - художественное своеобра­зие. Стилистика. Проблематика. Проблема эволюции карамзинских повестей. Н.М. Ка­рамзин - мэтр новой литературной школы. Проблемы изучения русского сентиментализма в литературо веден и и Основные эстетические принципы новой школы. Соотношение ее со школой классицизма. Место и значение сентиментализма в развитии русской литературы Дальнейшая творческая судьба Н.М. Карамзина. Н.М. Карамзин в истории русской лите­ратуры начала XIX века (к постановке проблемы). (2 час)

 

Тема 10. Поэзия Г.Р. Державина (2 часа)

Поэзия Г.Р. Державина. Личность и судьба Г.Р. Державина. Первые ли те­ратурные опыты (" Оды сочиненные и переведенные при rope Четалагае" ). Литературные авторитеты молодого поэта. Отношение коде и одическому наследию М.Ломоносова. Но­вый поворот в поэтическом творчестве Г.Р. Державина (" На рождение в Севере порфи- родного отрока", " На смерть князя Мещерского", " Первому соседу", " Приглашение к обе­ду", и др.). Г.Р. Державина 80-90-х i г. XVIII века (" Фелица", " Бог", " Русские девушки", " Евгению. Жизнь Званская" ). Традиции и новаторство в поэзии Державина. Место Держа- вина-поэта в оппозиции ‘основных литературных школ (классицизм - сентиментализм). Влияние поэзии Г.Р. Державина на развитие русской поэзии начала XIX века (влияние на поэзию К.Н. Батюшкова, А.С. Пушкина и др.). (2 час)

 

Тема 11. Творчество А.Н. Радищева (4 часа)

Творчество А.I I. Радищева. Проблема прочтения личности и творчества писателя. Несостоятельность социологических подходов. Оценка самоубийства А.Н. Ра­дищева. Радищев - мыслитель и писатель. Формирование личности и убеждений будущего. (2 час)

Тема 12. Сатирическая деятельность И.А. Крылова (2 часа)

Тема 13. Характеристика литературного процесса последнего десятилетия XVIII века (2 часа)

Тема 14. Особенности и характер русского просветительства (2 часа)


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

 


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по дисциплине « История русской литературы XVIII в. »

032700.62 - «Филология»

 

г. Владивосток

 


Лирика

Это был едва ли не самый популярный литературный род в XVIII веке в России. Причин тому несколько. Во-первых, во многом это было связано с востребованностью текста. Особенностью любого лирического жанра является наличие лирического героя. А он в свою очередь появляется с появлением роли человеческой личности, усилением ее инициативы. Лирический герой в любом поэтическом жанре выражает свое отношение к миру. И это особенно импонировало русскому человеку в начале XVIII века. Видимо нужно учитывать тот факт, что психическая норма человеческого поведения периода перестройки была достаточно подвижна, мемуаристика этих лет свидетельствует, что человек легко переходил от слез к истерическому смеху, падал в обморок. И не случайно особое пристрастие к слезам заставило исследователей назвать XVIII век «слезливым». Во-вторых, резкий переход художественного текста к лирике может быть объяснен и общей закономерностью литературного процесса, когда многовековое засилие эпических жанров привело к резкой смене литературного рода. Но как бы то ни было, в XVIII веке в России мы наблюдаем определенное подчинение лирике других литературных родов - эпоса и драмы. В это время появляются такие жанры как стихотворная новелла, стихотворное послание, стихотворные комедия и трагедия и т. д. Все это безусловно стимулировало появление поэзии и организацию поэтического стиля. А. Н. Веселовский заметил, что «язык поэзии с лихвой орудует образами и метафорами, которых проза чуждается; в ее словаре есть особенности, выражения, которые мы не привыкли встречать вне ее обихода, ей свойственен ритмический строй речи, которого, за исключением некоторых моментов аффекта, чуждается обыденная деловая речь, с которой мы обыкновенно сближаем прозу».

XVIII век в русской литературе по преимуществу век поэзии. Уже сейчас скажем, что сформировавшиеся в этот век школы были поэтическими. И может быть именно они во многом способствовали столь бурному расцвету русской классической поэзии в начале XIX века. Формирующийся в начале XVIII века поэтический текст условно можно разделить на высокую поэзию, камерную и сатирическую. Появлялись они одновременно, будучи востребованы и новыми читательскими вкусами, и новым стилем жизни. В. Г. Белинский был не совсем прав, утверждая, что литература наша началась не с плода весеннего- лирики, а с плода осеннего- сатиры. Литература наша началась со всех плодов одновременно. Другое дело, что идеалы века больше востребовали одни плоды(например высокую поэзию и сатиру) и меньше другие-камерную поэзию, например. Тем не менее и она развивалась. Ее развитие сопровождалось большими трудностями. И связаны они были со сменой литературной и языковой норм. Литературная традиция XVII века была представлена силлабическим стихотворством. Это слоговой принцип сложения стихов, с применением рифмы. Наиболее распространенными видами силлабического стихотворства были 13-ти и 11-ти сложные. После 7-го и 6-го в 11-ти сложных делалась остановка- цезура. Рифма должна быть в основном женской ( ударение на предпоследнем слоге). Стихи были предметом, который очень ценили. Арифметика Магницкого, например, препровождалась стихами. В начале XVIII века этот стиль сохраняется и совершенствуется далее. Нужно было уметь писать песни на случай победы, приезда гостей, воспевать государей и вельмож. Но особенно же популярными были, как мы заметили выше, любовные песни. Всякий образованный молодой человек должен был написать даме своего сердца любовную песню. Писали их и женщины, о чем свидетельствуют дошедшие до нас рукописные списки. Первое знакомство с анонимными любовными песнями начала XVIII века заставляет считать их малохудожественными. Но это не совсем так. Авторы их не могут, во-первых, совместить разнородные традиции (свои и чужие). Вот почему в обращении к женщине можно встретить разночтения (вы, ты). Кроме того сразу же обнаружилось, что силлабическое стихотворство менее всего соотносимо с любовной темой. Будучи заимствовано из Польши, оно мало соответствовало природе русской речи, тяготеющей к тонике. И, наконец, речевая норма, основанная на преимуществе церковнословянизмов, не соответствовала теме воспевания. Все это уже ставило проблему реформации стиха, сделать которую в одночастье было, конечно, невозможно. Творцы таких песен интуитивно стремились искать пути организации текста. Это выражалось в использовании новой лексики ( виват, бриллиант ), в обращении к фольклорной песенной традиции. Последняя же не стала в это время панацеей. Прежде всего потому, что мы дело имеем с дворянской культурой, которой выпала историческая миссия учиться чужому опыту. Совместить же одновременно в этих условиях обе традиции было невозможно. Исследователи этого периода развития русской литературы справедливо полагали, что «характерным признаком стихотворений, явившихся в означенную эпоху, можно без особой натяжки считать: силлабический размер, иногда в некоторой степени тонизированный, достаточно частое употребление польской и малорусской любовной и поэтической фразеологии, … довольно обильные случаи церковнославянизмов и тяжелых вычурных книжных выражений и слов, без которых трудно было обойтись первым авторам песенок, пытавшимся совместить новые мысли и чувства со старой литературной формой».( В. Н. Перетц ).

Кроме любовной темы, особенно популярной в это время, в камерной поэзии этих лет можно выделить и другие, в которых выразились новые критерии человеческих ценностей. Особенно показательна в этом отношении одна из застольных песен, где воспевается радость бытия:

Для чего не веселиться?

Бог весть, где нам завтра быть….

Уже в это время начинает складываться новая философия жизни, известная позже как философия русского эпикурейства, особенно ярко воспетая в поэзии Г. Р. Державина. По крайней мере призыв автора:

Дай мне ренско с сахаром,

Брат Масальский, куда ты бродишь?

Поднеси нам всем кругом….., -

Корреспондирует к державинским строчкам:

Ешь, пей и веселись, сосед…


Поделиться:



Популярное:

  1. I.4. СЕМЬЯ И ШКОЛА : ОТСУТСТВИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ
  2. II.1.2. ГЛОССАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЙ КИНО Ю.Н. ТЫНЯНОВА
  3. Автомобильные перевозки. Классификация автотранспорта. Конвенция КДТП , накладная CMR. Ассоциация международных автомобильных перевозок АСМАП.
  4. Анализ лабораторных исследований
  5. Анализ проведенного проекта по урегулированию межнациональных отношений осужденных «Школа социальных модераторов».
  6. Анализ результатов исследований
  7. Анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов и предложений
  8. В сфере политических отношений Президент РФ: 1)определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ; 2) представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.
  9. В21. Матричный метод исследований кинематики пространственных устройств. Прямая и обратная задача кинематики.
  10. Ведение журнала геолого-технологических исследований
  11. ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА АНДРЕА И ДЖОВАННИ ГАБРИЕЛИ
  12. Водств, региональных промышленно-производственных объединений, терри-ториально-производственных комплексов народного хозяйства в целом. При


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.126 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь