Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Природа и критерии творческой деятельности



Человек в своей повседневной жизни постоянно сталкивается с необходимостью решать самые разные проблемы, что-то делать, создавать, наконец, находить какие-то способы существования в социуме. То есть, каждый человек что-то творит, создает. Это говорит о том, что все нормальные люди «от природы» способны творить, создавать что-то новое. Но почему-то одних людей называют творческими, талантливыми, а других нет. Видимо, дело состоит в том, чтобы полученный новый результат был значимым не только его создателем, но и социуму, в котором живет человек.

Следовательно, дело не только в том, какие психические процессы протекают в сознании человека при производстве нового (чем занимается психология творчества) и каковы алгоритмы творчества (чем занимается эвристика как наука об оптимизации поведения, деятельности людей и роли творческого человека среди других людей), сколько о том, в чем смысл и назначение человека, процесс его самореализации в жизни, в чем его достоинство и ответственность при создании нового. А это, как известно, уже проблемы философии творчества.

К ХХ веку выявился узел основополагающих проблем творчества, вызывающих серьезные разногласия и в современной философии: 1) кого следует считать субъектом творчества; 2) что представляет собой творчество: бессознательный процесс или сознательную деятельность, волевой акт, основанный на целеполагании и свободе; 3) выпадает ли творчество из русла обыденного существования и поведения людей, элитарно ли творчество или же коренится в повседневной деятельности и труде; 4) возможно ли установить иерархию видов творчества по степени их креативности, каковы критерии этого упорядочивания; 5) в чем личность находит импульсы и ресурсы для творчества – в автономной субъективности или в контактах с культурой; 6) в чем состоит критерий творчества – в одной новизне или в комплексе показателей, присущих исключительно человеческой деятельности.

Важнейшей философской проблемой творчества является его происхождение. Если человек есть «дитя природы», то тогда сама природа обладает «тварной» способностью. Но как мы выяснили в предыдущих темах курса философии, в природе происходит процесс развития, но не творчества, поскольку оно всегда предполагает субъекта творческой деятельности. Последним может быть либо Бог, либо наилучший продукт его творения ̶ человек, наделенный сознанием. Творчество есть подлинно человеческое бытие, а человек ̶ творец в прямом смысле этого слова. Даже современные высокоразвитые роботы (искусственный интеллект) не являются субъектами творчества, поскольку они являются результатами творческой деятельности человека (людей).

К сожалению, термин «творчество» ещё не обрел строгости научного понятия, а выполняет стимулирующую, интегрирующую функцию в познании и научном исследовании. В качестве предпосылок творчества рассматриваются повышенная восприимчивость, удовольствие от внезапно возникшей идеи и самостоятельность мышления.

Не видим мы единых подходов в исследовании творчества и в истории философии. Античность видела в творчестве человеческое стремление к воссозданию совершенных образцов; несовершенное, хотя и богоподобное искусство; творческая способность понималась как божественная одержимость; в позднем героизме – как соревнование с богами, причем мудрость, созерцательное теоретическое познание оценивались выше экстатического творческого труда. Средние века принуждают креативного (лат. creatio – создание) субъекта к анонимности, утверждают его ограниченность, греховность и несопоставимость с божественным творением, открывая при этом волевую природу креативного акта, создающего новое и в этом смысле как бы творящего из ничего.

Возрождение культивирует как возвышенное, так и приземленное понимание творчества как новаторского искусства (гуманизм) или как труда во спасение (реформация), впервые обнаруживая интерес как к авторству, так и к творческому процессу.

Новое время рассматривает творчество как изобретательную комбинаторику или противопоставляет ему универсальный и общедоступный метод, логику и интеллект. Одновременно развиваются теория «креативного восприятия» (Дж. Беркли) и идея «продуктивного воображения» (И.Кант, Ф.Шеллинг, романтики), согласно которым творчество – фундаментальная предпосылка познания вообще. Теории эпохи Просвещения не выходили за пределы противопоставления таланта и гения, врожденности и божественности творческих способностей, интеллекта и безумия как источников творчества (Гёте, Гегель, Шопенгауэр, Ницше).

Философия жизни противопоставляет технической рациональности творческое органическое начало (А. Бергсон) или культурно-историческую деятельность (В. Дильтей).

Экзистенциалистские теории трактуют креативность в терминах внутреннего переживания: как «встречу», «самоактуализацию», «предельный опыт», «готовность к новому рождению» (Э.Фромм, К.Роджерс, А.Маслоу). Идущие от З.Фрейда теории глубинной психологии подчеркивают роль бессознательного в творчестве и интерпретируют его как «осуществление детской мечты», «нарциссистское идеалопостроение» (О.Ранк), «управление интуицией через архетипы» (К.Юнг), «результат компенсаторных проектов жизненных целей» (А.Адлер). Прагматистские и близкие к ним теории творчества отождествляют его с комбинационным изобретательством, решением ситуативных задач (Дж.Дьюи).

Творчество, осмысляемое в господствующей новоевропейской традиции, в рамках христианского миросозерцания, предстает в качестве вдохновенного Богом деяния. Творчество – это отблеск божественного творения мира «из ничего». Традиция русского космизма ставит вопрос о долге творческой личности не только перед человечеством, но и перед Вселенной. Человек своим творчеством призван продолжить её эволюцию по восходящей линии, формируя ноосферу в процессе техногенеза.

В диалектико-материалистической трактовке (К. Маркс, Ф. Энгельс) творчество овеществляется во всеобщем труде людей, которые выполняют свой долг перед обществом и государством. Маркс, характеризуя творчество в науке и технике, называет его «всеобщим трудом». В отличие от совместного труда, всеобщий труд представляет собой кооперацию не только с современниками, но и с предшественниками и потомками. Такого рода использование политэкономической терминологии для раскрытия сущности творчества позволяет обнаружить одну специфическую особенность творческой деятельности. Почему обычный совместный труд, характерный для материального производства, предполагает, прежде всего, кооперацию с современниками? Потому что результат, полученный в совместном труде, при своем потреблении разрушается. Потомкам ничего не остается. Хлеб, произведенный в этом году, мы съедим, и на следующий год снова нужно пахать, сеять и убирать урожай. Обувь или костюм произведенные и купленные в этом году должны быть использованы в этом же году, ибо к следующему году может измениться фасон изделья или мода на него. В противоположность этому всеобщий труд, научный и изобретательский, в том числе составляющий духовное производство, создает такие результаты, которые не подчиняются закону уничтожения и не разрушаются в процессе потребления. Новые идеи, открытия и изобретения, сделанные в этом году, в отличие от хлеба, останутся в культуре навечно. Их использование не уничтожит их, а наоборот, постепенно совершенствует форму их выражения, включая во все новые и новые связи и отношения, делает их все более богатыми, все более значимыми. (Конечно, при условии связности культуры, преемственности в ней, когда дети не забывают достижений отцов).

Существует и альтернативная концепция творчества, необходимым образом дополняющая основную, господствующую. В ней творчество предстает не как необходимый труд, а как свободная игра. За утверждением творчества как игры стоит принципиальноиное переживание человеческого бытия. Это последнее не есть часть вселенскойгармонии или созданного Богом целого, не есть необходимый момент в эволюции прогрессирующего человечества, а случайный феномен, нечаянно возникший в бурном столкновении слепых стихий. Словом, человеческая жизнь – «дар напрасный, дар случайный» (А.С.Пушкин). Эта бессмысленная в конечном итоге авантюра должна быть заполнена каким-то нескучным и в то же время достойным занятием. «Игровая» концепция творчества раскрепощает человека, придает ему импульс свободы, столь необходимой для получения действительно нового результата.

Творчество ̶ производство новых значимых идей. К какой бы концепции творчества мы ни склонялись, к «трудовой» или «игровой», мы должны признать, что человеческая деятельность (и не только творческая) производит некоторые результаты. Результат должен иметь значение, т.е. быть эффективным в своем воздействии на человеческое существование, жизнь общества. Эта эффективность вовсе не обязательно должна оцениваться как прогрессивная, положительная и т.п. Творческий результат, возникнув в нашем мире, изменяет его, заставляет с собой считаться, как, к примеру, изменили наш мир контрацептивные средства, «Божественная комедия» Данте или атомная бомба.

Такого рода характеристика значимости позволяет установить, что вещи и события, созданные в нашем мире с сознательным намерением, оказываются, в конечном счете, в известном отношении близки с событиями и вещами, возникающими в мире спонтанно, сами по себе. Контрацептивные средства были изобретены, а СПИД, похоже, возник сам по себе; «Божественная комедия» была написана Данте, а мода на трубадуров в средневековой Европе возникла стихийно; атомная бомба была создана намеренно, а чернобыльская катастрофа разразилась сама по себе. Значимость многих, если не всех, кардинальных, поворотных, фундаментальных изобретений вовсе не в том, для чего они первоначально задумывались. Результат всегда оказывается не таким, как планировалось, а всегда в известном смысле «больше», «выше» просто реализованной цели. Там, где план выполняется, там места для творчества, как правило, нет. Творчество всегда вне плана и сверх плана. Творческий результат, обнаруживая стихию бытия, не только значим, но и нов, в том числе и для самого творца. Этот последний чувствует себя включенным в космическое движение мира. В известном смысле не он творит мир, а мир творит его.

Следовательно, первой сущностной чертой творчества является новизна результата. Однако, новое может быть двойственным по своей значимости для человека и человечества: открытие энергии атома привело к созданию атомных электростанций (кстати построенной впервые в СССР в г.Дубна) и атомной бомбе (сброшенной в 1945 году США на города Хиросима и Нагасаки в Японии).Поэтому, творчество должно быть направлено, прежде всего, на справедливое, прогрессивное развитие не только окружающего нас мира, но и самого человека.

Поэтому ряд культурных эпох в слове «творческий» подразумевают высокую социальную оценку. Человеческая индивидуальность с помощью творческого акта изображает всеобщую значимость. Эта особенность творческого процесса делает возможным субъекту самоосуществиться, самореализоваться, самоактуализироваться через него. Именно творчество позволяет человеку осознать, что его дело важнее жизни. При этом готовность пожертвовать собой ради дела (примеры Сократа, Джордано Бруно, Галилео Галилея, и миллионы безымянных героев, эпох и цивилизаций) является свидетельством общечеловеческой значимости творческого труда и его результата.

Творчество есть диалектическое единство сознательных (рациональных) и бессознательных (интуитивных), интеллектуальных и волевых элементов. Перспективы анализа творческого процесса связаны с изучением и реконструкцией мышления человека именно на стадиях преимущественно бессознательной переработки информации.

Поэтому, ключевым моментом творческого процесса является озарение, инсайд. Проблема, долгое время волновавшая исследователя и не поддававшаяся решению, вдруг видится под другим углом зрения, в результате противоречившие друг другу компоненты информации оказываются совместимыми или же обнаруживается недостающий фрагмент информации. Противоречивость и (или) неполнота проблемной ситуации снимаются, сменяясь ощущением красоты и гармоничности найденного решения. Обычно инсайд сопровождается сильными положительными эмоциями и убежденностью в том, что решение найдено, хотя зачастую в этот момент автор еще не может его не только обосновать, но даже и сформулировать. Инсайду предшествует этап инкубации идеи, когда творец (ученый, исследователь) на какое-то время как бы «забывает» о проблеме, занимаясь повседневными делами или решая другие задачи.

В психологических исследованиях творческого процесса большинство исследователей опирается на предложенную Г.Уоллесом в 1926 году четырехзвенную модель: а) подготовительная стадия – формулирование задачи и начальные попытки ее решения; б) инкубация идеи – временный отказ от попыток решения и переключение на другие вопросы; в) озарение – мгновенное интуитивное проникновение в существо проблемы; г) проверка – испытание и (или) реализация решения.

Все этапы творческого процесса представляют собой сложное взаимодействие сознательно отбираемых стратегий решения задачи, упорядочивания данных по интересующей исследователя проблеме и неосознаваемых установок, предпочтений, ценностных ориентиров, фрагментов информации. Вместе с тем первая и последняя стадии являются преимущественно осознаваемыми, вторая и третья – бессознательными.

Механизм творческого акта состоит в переходе от старого к новому и в этом смысле есть движение от бытия к небытию. Данный переход выступает как волевой акт; если интеллект имеет своим предметом то, что есть (бытие), и представляет собой его идеальное воспроизводство, то воля направлена на то, чего нет (небытие) и что впервые вызывается к жизни волевым актом. То является преодолением культурной замкнутости, выходом в иные пространства и времена культуры. Смысл и назначение творчества – увеличение объективной сферы многообразия и субъективной области непонимания. Данный подход стремится синтезировать несколько представлений о творческом процессе и креативной личности:

а) творчество как диспозиционное свойство человека, предпосылка развития знания и духовного роста;

б) творчество как уникальное свойство креативного субъекта;

в) творчество как решение ситуативных задач (талантливое изобретение);

г) творчество как создание уникальных культурных объектов (гениаль-

ное озарение);

д) творчество как созерцание вечных ценностей (мудрое обобщение).

На этом основано определение творчества как культурной миграции, как искусства путешествия в мире вечных ценностей в поисках уникальных объектов для решения ситуативных задач. Данный подход подчеркивает метафоричность теории творчества, отмеченную ранее Дж. Брунером, К. Род- жерсом и К. Пигровым.

Творчество всегда вырастает из труда, разворачивая его креативные потенции. Поэтому творчество всеобще, будучи необходимым атрибутом человека. Способность к творчеству коренится в сущности человека, но в реальности наблюдается такое же бегство от творчества, как и от свободы. Приспособительная жизнедеятельность животных превратилась в творческую активность человека благодаря установлению надперсональных, внебиологических связей между людьми, созданию культуры как эстафеты творчества. Культура нуждается как в инновациях, так и в воспроизведении и распространении достигнутого.

В любой деятельности, в каждом ее звене, в любой операции присутствуют элементы творчества и не творчества. Компоненты творчества (продуктивные элементы) – оригинальные действия, ведущие к изменению реальности, к преобразованию прошлого опыта. Нетворческие элементы можно разделить на репродуктивные (повторяющиеся, устойчивые действия, направленные на сохранение и воссоздание наследия) и рутинные (закрепляющие тенденции и стереотипы шаблонов мышления, его формализмов). В репродуктивных элементах творчества можно выделить:

а) необходимые действия, без которых невозможно достичь творческого результата (например, сбор материала для научных исследований);

б) стереотипные алгоритмические операциональные структуры, доступные для технического замещения, которые можно передать компьютерам.

В творчестве наблюдаются взаимопереходы между продуктивным и репродуктивным. Таким образом, нетворческие компоненты не находятся по ту сторону творчества, они органически с ним связаны.

Творчество выступает как положительная созидательная активность, культивируемая обществом во имя утверждения общечеловеческих ценностей, взращивания человеческого в человеке, роста и сбережения культуры.

Критериями творческого процесса и его результата являются: 1) принци- пиальная новизна (с позиций культуры), 2) социальная значимость, оцениваемая как благо для человека и человечества, 3) совершенство исполнения.

Первый критерий выражает онтологию творчества (отношение творческого продукта к вещам того же класса в рамках данной культуры), второй – аксиологию творчества (место творения в системе социальных ценностей), третий – праксеологический и эстетический аспекты (степень совершенства вещи, мастерство исполнения).

Критерии творчества носят относительный характер, зависят от конкретной исторической ситуации. Объявляя критерием творчества только новизну, отказывая ему в нравственном и эстетическом измерениях, можно оправдать и реабилитировать «гениев злодейства». Философия творчества не может сводить критерии творчества к морально нейтральной, безразличной к человеческим чаяниям новизне, изъятой из ценностного и нравственного контекста.

Другая важная проблема современной философии творчества – порождающие факторы творчества. Оно обусловлено социальными интенциями, импульсами и ресурсами, содержащимися в культуре. Однако на первый план в творчестве выступает человеческая субъективность, инициативность личности и группы. Взаимосвязанные друг с другом творческое усилие субъекта и социальная обусловленность выступают важнейшими факторами порождения нового.

Инициатива субъекта в контактах с культурой (неожиданное сближение далеких идей, выбор плодотворных подходов, традиций, преобразование результатов прошлого труда в средства создания творческих продуктов) становится предпосылкой творчества. При этом социальные детерминанты превращаются из совокупности внешних условий в способ индуцирования творчества, обеспечивая выход за рамки существующего, превращение возможностей, таящихся в культуре, в действительность.

Этот прорыв в неведомое может совершить только личность, которая изобретает в импровизации продуктивные элементы действий и с их помощью порождает и вводит в мир новое, отвечающее критериям добра, красоты и истины. Условием развития человеческого мира становится согласование объективно-социальных и субъективно-личностных детерминант творчества, а их рассогласование приводит к одновременным, повторным, преждевременным и запоздалым открытиям.

Таким образом, творчество – это социально обусловленная целенаправленная созидательная деятельность, в которой полнее всего представлены присущие человеческому труду продуктивные компоненты и которая направлена на порождение принципиально качественно новых, нравственно оправданных и эстетически совершенных культурных ценностей. Творчество – процесс, благодаря которому происходит восхождение человека к высшим ступеням духовности, нравственности и свободы, развитие личности и культуры. Движущими силами творчества являются активность субъекта, преодолевающая предустановленные границы деятельности, и эвристическое стимулирование творческого процесса.

Важнейшей проблемой философии творчества является выяснение природы и качеств творческой личности (или субъекта творчества). По своей сути это ̶ проблема исследования креативности личности.

Креативность ( от латинского creatio –созидание) – это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формированию результата решения. То есть в содержание креативности входят все этапы творческого процесса.

Какова же природа креативности личности? Личность становится креативной если:

1) она обладает способностью эффективно оперировать противоречивой информацией;

2) ей присуща высокая интуитивность, усмотрение более глубоких

смыслов и следствий воспринятого;

3) она высоко мотивирована на поиск истины, демонстрирующий значительные волевые усилия для этого;

4) она проявляет самостоятельность, нонконформизм (т.е. не подвержена внешнему влиянию) и отличается низким уровнем социализации.

Несмотря на широко известные истории о чудачествах талантов и гениев, доказано, что невротизм и стресс снижает творческую способность вплоть до полного блокирования.

Креативность является социальным явлением, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. В современных исследованиях доказано, что личностные, интеллектуальные и социокультурные факторы признаются одинаково значимыми для развития творческих способностей субъекта. Они формируются в детском и юношеском возрасте и совершенствуются на протяжении всей жизни в процессе труда, проявляясь на разных уровнях креативности.

Креативные (творческие) способности личности могут проявляться на уровнях:

1) рационализаторства ̶ когда вносятся новшества, не меняющие сущность и содержание объекта;

2) изобретательства ̶ когда формируются новые идеи, объекты, которые оказывают влияние на социум и культуру;

3) одаренности ̶ это совокупность способностей, обуславливающих успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, выполняющих её в тех же условиях (на одаренность особое влияние оказывают личностные качества);

4) таланта, который по своей природе опирается на врожденные способности, закрепленные и развитые в процессе кропотливого труда, обеспечивающие высокие успехи и достижения в деятельности (талантливый человек всегда оригинально решает задачи и проблемы);

5) гениальности, представляющей собой высший уровень проявления одаренности и таланта, опирающейся на интеллект высокого типа и связанной с созданием качественно новых творений (гений делает то, что должен, а талант ̶ то, что может).

На основе различных методологических подходов (биографический, интроспекционисткий, психометрический и др.) различные ученые (К. Ломброзо, Р. Каттелл, Г. Коуэлл, И. Торренс и др.) предлагают на основе исследований свои варианты креативных способностей. Так, например, Т. Амабайл и М. Коллинз приводят следующие черты креативных людей: самодисциплина, способность отстрочить получение удовольствий, независимость суждений, терпимость к неопределенности, склонность к риску, отсутствие половых стереотипов, открытость к новизне, широкий круг интересов, преобладание внутренней мотивации над внешней и другие.

Дж. Гилфорд выделил основные параметры креативности:

а) беглость – способность генерировать большое количество идей за некоторую единицу времени;

б) гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем, переключаться с одной идеи на другую;

в) оригинальность – способность продуцировать необычные, нестандартные, отличающиеся от общепринятых идеи;

г) разработанность – способность детально разрабатывать возникшие идеи.

Кто же они ̶ творческие личности, деятельность которых оказала наибольшее влияние на жизнь человечества? Естественно, что каждая эпоха рождает своих героев и гениев. Однако британская Би-Би-Си организовала в 1999 году всемирный опрос по выяснению самых выдающихся мыслителей прошедшего тысячелетия. Победа Карла Маркса ̶ автора «Капитала» и «Манифеста Коммунистической партии» ̶ явилась полной неожиданностью для организаторов опроса. Как бы кто ни относился к основоположнику научного коммунизма, но он возглавил десятку самых выдающихся мыслителей второго тысячелетия.

Второе место занял Альберт Эйнштейн. Замыкает первую тройку Исаак Ньютон. Среди выдающихся мыслителей четвертую позицию занял Чарльз Дарвин, а на пятом оказался религиозный мыслитель средневековья Фома Аквинский. В этом списке оказался и ныне живущий британский астрофизик Стефан Хоскинг, автор научного бестселлера «Краткая история Времени», который занял шестую позицию. На седьмом – Иммануил Кант, на восьмом ̶ Рене Декарт, на девятом ̶ Джеймс Максвелл, а заключает список Фридрих Ницше (Московская правда. 1999, 19 ноября).

У каждого народа свои герои. Так, в Нидерландах – это маленькая девочка Анна Франк, которая вела дневник, прячась от нацистов в одном из домов Амстердама. А умерла Анна Франк в марте 1945 года в фашистском лагере смерти в « Берген-Бельсене».

А население постсоветской России сделало свой исторический выбор в ходе всенародного голосования 2008 года в проведенном на Первом канале российского телевидения проекте « Имя России». Имена тех, кто баллотировался на олицетворение России, можно найти в изданной в том же году в Москве издательством «АСТ: Астрель» книге « Имя России. Исторический выбор 2008». В ней представлены выдающиеся деятели России разных периодов её истории и в разных областях общественной жизни – в политике, экономике, культуре, науке, образовании, военном деле. Но победили в этом голосовании П.А. Столыпин, И.В. Сталин, Александр Невский.

Развитие научно-технического прогресса (роботизация, информатиза- ция, создание «искусственного интеллекта»), конечно, привносит свои нюан- сы в творчество субъекта познания. Но эти нюансы касаются, прежде всего, средств и технологий научного творчества, они никогда не заменят в творческом процессе самого человека, поскольку все они являются порождением самого субъекта (человека) творчества. Поэтому творческий прогресс зависит от уровня креативности субъекта творчества и тех условий, которые создает общество (государство, гражданское общество, семья, система образования и производственные коллективы) для формирования творчески мыслящих людей. От этого зависит не только жизнь креативного человека, народа страны, но и всей планеты Земля.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь