Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


II.2. Музыкальные школы XX в.



В данной главе настоящего диссертационного исследования рассматриваются история возникновения и архитектурное решение крупнейших детских музыкальных школ России и Узбекистана XX вв. как показывает изучение, многие старейшие музыкальные школы располагаются в домах – архитектурных памятниках XVIII-XIX вв. и имеют богатую историю. Начиная с 60-х гг. XX в., начинается типовое строительство[xvii] детских музыкальных школ.

Архиповский музыкальный салон расположился в самом центре музыкальной Москвы, напротив Московской консерватории, на углу Большой Никитской и Брюсова переулка в историческом особняке[xviii] (усадьбе XVIII–XIX веков Якова Брюса), который ныне занимают Международный союз музыкальных деятелей и Фонд Ирины Архиповой. Дом этот — носитель богатой истории, восходящей к XVII веку, он пережил великий московский пожар 1812 года, был перестроен и обрел свой облик, близкий к нынешнему, в XVIII веке и уже в наше время — великолепный зал на 180 мест с прекрасной акустикой[17]. Его «инструментальный арсенал» (концертный рояль «С. Bechstein» и цифровой орган Johannus) открывает роскошную перспективу для сольных и ансамблевых концертных программ.

Детская музыкальная школа имени В.И. Сафонова начинает свою историю с 1970 года. С 1 сентября 1987 года именовалась - Детская музыкальная школа № 87. В марте 2006 года решением Правительства города Москвы Школе было присвоено имя русского пианиста, дирижера, прекрасного педагога, музыкально - общественного деятеля, одного из директоров московской консерватории - Василия Ильича Сафонова. Это имя связано с замечательными традициями русского музыкального искусства, подвижничества, пропаганды творчества выдающихся русских композиторов XIX - начала XX века. В Школе оформлена музейная экспозиция, знакомящая учащихся с жизнью и деятельностью В.И. Сафонова.

ДМШ представляет собой пример типового строительства музыкальных школ, которое развернулось в 60-70-х гг. XX в. в странах СССР. Фасад одноэтажного здания выделяет мозаичное панно. Музыкальная школа расположена на открытой местности, обеспечен удобный подъезд в связи с близким расположением к дороге. Ландшафт являет собой газонное покрытие и тротуарные дорожки.

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Московская средняя специальная музыкальная школа (колледж) им. Гнесиных» (МССМШ им. Гнесиных) — средняя специальная музыкальная школа Москвы. Действует с 1946 года, носит имя музыкальных педагогов Гнесиных. Была основана Решением Совнаркома об открытии в Москве школы-десятилетки при Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных в 1944 году. Основательницей этой школы считается Елена Фабиановна Гнесина; школа, открывшаяся в 1946 году, стала частью образовательного комплекса, возглавляемого ею и включавшего также институт, училище и музыкальную школу-семилетку. Первым директором школы стал З. И. Финкельштейн.

В разные годы в педагогический коллектив школы входили профессора Давид Ойстрах, Мария Юдина, Теодор Гутман, Вадим Борисовский и Татьяна Гайдамович. Школу, помимо Зиновия Исааковича Финкельштейна, возглавляли Борис Дмитриевич Бехтерев и Михаил Сергеевич Хохлов[18].

В 1973 году школе было передано второе здание — флигель[xix] по соседству с первым корпусом. В 2000 году в основном здании школы начался ремонт и учебные помещения были временно размещены в трёх разных местах Москвы, дорога между которыми может занимать до получаса. Ремонт и реконструкция длятся более десяти лет. В октябре 2011 года было сообщено об окончании первого этапа конкурса по завершению строительства учебного комплекса, который в итоге должен включать четыре здания, из которых два — главный корпус и флигель городской усадьбы Бутурлиных — представляют собой памятники архитектуры федерального значения.

Особый интерес представляет организация ландшафтной среды при музыкальной школе в виде регулярного симметричного парка. Центром композиции здесь является Фрунзе.

Центральная средняя специальная школа при Московской консерватории им. П. И. Чайковского — детская специальная музыкальная школа с одиннадцатилетним курсом обучения. Обучение идет как по музыкальным специальностям, так и по общеобразовательным предметам. Создана в 1935 году на базе основанного в 1932 году Детского отделения Московской консерватории[19].

В 1932 году в Московской государственной консерватории имени Чайковского создается Детское отделение для подготовки учеников к поступлению в высшие музыкальные учебные заведения. Инициаторами выступили профессор Александр Борисович Гольденвейзер и директор консерватории Станислав Теофилович Шацкий. В 1935 году по постановлению Правительства СССР Детское отделение Московской консерватории переименовано в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Особая детская группа интегрируется в школьную систему. Школа переводится в двухэтажное здание рядом с Московской консерваторией. В школе проводятся как музыкальные занятия, так и общеобразовательные — по программе средних школ. По окончании Великой Отечественной войны в октябре 1943 года ЦМШ въезжает в новое типовое четырёхэтажное здание, построенное недалеко от Московской консерватории. В январе 2005 года была завершена реконструкция здания ЦМШ. Центральная музыкальная школа вернулась на своё прежнее место в полностью оборудованное всем необходимым для занятий музыкой здание. На данный момент в Центральной музыкальной школе три концертных зала, оборудованные современным музыкальным оборудованием. Классы Центральной музыкальной школы оборудованы современной звукоизоляцией, в большинстве стоят концертные рояли «Steinway». Функционируют библиотека и фонотека.

Детская музыкальная школа имени В.И.Мурадели существует уже более 90 лет. Она была открыта по инициативе рабочих Хамовнического района в 1919 году. Первым директором школы была Т.Л. Беркман. Благодаря ей занятия в школе проводились даже во время Великой Отечественной войны.

Два века тому назад это была городская усадьба, которая принадлежала дворянину Павлу Яковлевичу Охотникову. Решив обосноваться в Москве, он в 1808 году приобрел у жены генерал-поручика Талызина усадьбу на Пречистенке. Охотников занялся ее реконструкцией, однако сделать успели немного. Московский пожар 1812 года, опустошивший город, не пощадил и Пречистенку. Вместе с ней сгорел и деревянный дом, принадлежавший некогда Талызиной. Недавно в одном из Московских архивов был обнаружен любопытный контракт, заключенный в 1816 году П.Я.Охотниковым с крестьянином Лешкиным, где сообщалось, что на смену старой деревянной усадьбе придет строение, выполненное из кирпича и белого камня. Сведений об авторе проекта усадьбы нет, но анализ архитектуры главного дома свидетельствует, что в его создании принимал участие талантливый мастер.

Построенный Охотниковым трехэтажный дом имел ряд индивидуальных особенностей, из которых главными были арки ворот на фасаде и вознесенный на второй этаж дорический портик. Внешний вид особняка в наше время сохранил все прежние черты усадьбы Охотникова. Главный фасад, длиной более 70 метров, умело разделен с выделением центральной части. Для этого автором и использован восьмиколонный портик[xx] дорического ордера[xxi], стоящий на пилонах первого этажа, который завершается красивым фронтоном. Трактовка колонн необычна и не имеет аналогов в московской архитектуре. Каннелюры, вертикальные углубления на стволах колонн, доходят лишь до половины их высоты. Автор дома Охотникова оставил гладкими верх, а каннелюры нанес на нижнюю часть колонн, ближе к базе. Такое решение в сочетании с прекрасными пропорциями фасада и своеобразными интерьерами выдвигает этот памятник архитектуры в ряд интереснейших сооружений позднего московского классицизма. Дом не имеет аналогий среди московских особняков начала ХIX века.

После кончины П.Я.Охотникова в 1841 году усадьба по завещанию перешла к его сыну Василию, некоторое время здесь жили вдова Павла Яковлевича, а затем их дочь Анна. Крестьянская реформа 1861 года не позволяла помещикам жить с прежним размахом. В 1863 году усадьба за 4500 рублей была нанята Ф.И.Крейманом, устроителем первой московской частной гимназии, а в 1879 году дом продали за 100000 рублей потомственному почетному гражданину В.В.Пегову. И в усадьбе вместо гимназии Креймана расположилась классическая гимназия Л.И.Поливанова с1868г[20].

В помещениях были сделаны незначительные перестройки. Гимназия славилась блистательными методами преподавания, прогрессивным духом и особым вниманием к словесности и гуманитарным наукам. В 1880 году Лев Иванович Поливанов был избран председателем Комиссии для открытия памятника А.С.Пушкину. Ему предстояло составить список гостей, разыскать детей поэта, его родственников, друзей, списаться со знаменитыми писателями и учеными. В конце мая 1880 года гимназию посетил Ф.М.Достоевский, который вскоре в письме к жене говорил: " в вестибюле сошлись целая ватага учителей и гимназистов, мы пошли рассматривать вещи и портреты Пушкина, которые пока хранятся в гимназии". Не случайно в гимназию Л.И.Поливанова отдали учиться своих сыновей Л.Н.Толстой и А.Н.Островский. В гимназии получили среднее образование поэты В.Я.Брюсов, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Максимилиан Волошин, режиссер А.М.Федотов, композитор Л.А.Половинкин, художник А.Я.Головин, шахматист А.А.Алехин.

Еще одна крупная реконструкция[xxii] здания произошла уже в первой четверти 20 века. Новая и последняя частная владелица дома Фирсанова заказала известному архитектору академику Туманяну проект реконструкции. Согласно этому проекту, были заменены деревянные перекрытия, разобрали печи и провели центральное отопление. Главным же стала реконструкция вестибюля, парадной лестницы и большого парадного зала. Зал оформлен в стиле неоклассицизма: портик перед сценой, пилястры, ниши, стены из желтоватого искусственного мрамора, расписной плафон " Искусство", выполненный по эскизам художников Шухаева и Яковлева, пристенные карнизы - все это относится к реконструкции Туманяна. Стиль начала 19 века воспроизведен здесь с такой точностью и мастерством, что оформление зала выглядит очень органично для всего здания

В школе есть прекрасный концертный зал, который стал не только местом, где принимают экзамены, но и творческой площадкой, на которой выступали такие знаменитости как Д. Хворостовский, Н.Петров, Д. Третьяков, Н. Гутман, А. Любимов, а также камерные оркестры «Московская камерата» под управлением И. Фролова и «Музыка вива» под управлением А.Рудина.

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы " Детская музыкальная школа имени Н.А. Алексеева" - старейшее образовательное учреждение культуры в центре Москвы - было открыто в 1948 г. В 2002 году к 150-летию со дня рождения Н.А. Алексеева, школа получила в подарок от Московского Правительства концертный зал на 150 мест, являющийся одним из лучших залов Москвы. В нем проходят многие музыкальные мероприятия, фестивали, конкурсы окружного, городского, международного значения.

Детская школа искусств г. Ессентуки. 15 мая 1954 года постановлением городского Совета народных депутатов была учреждена «Детская музыкальная школа», в которой было лишь три класса – фортепиано, скрипки и баяна. Школа размещалась в старинном здании Детской библиотеки. В 2005 году путем реорганизации и слияния Детской музыкальной школы и Детской художественной школы было образовано Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» г.Ессентуки.

На сегодняшний день школа – это специально спроектированное здание – одно из лучших в России, с двумя концертными залами, специальными классами для занятий, укомплектованное хорошими музыкальными инструментами. Поистине это подлинный духовно-культурный центр музыкального и изобразительного искусства детей в городе Ессентуки.

Детская музыкальная школа им. Ю. А. Шапорина носит имя одного из ведущих московских композиторов 20 века. Она входит в состав Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке. Эта школа - одна из старейших школ г. Москвы. Школа славится своим индивидуальным подходом к ученикам. Обучение построено на традиционной образовательной программе и на образовательной программе повышенного уровня.

История рождения музыкальной школы имени Р. М. Глиэра органично вписывается в общую панораму явлений и событий, свершившихся в Туркестане после победы Великой Октябрьской социалистической революции. В то время в бывшем колониальном придатке царской России за короткий промежуток времени наметились коренные изменения во всех областях социально – культурного строительства.
Особое внимание уделялось проблемам образования.

В 1939 году в Ташкенте была организована средняя специальная музыкальная школа – ныне она носит имя одного из выдающихся деятелей музыкальной культуры Узбекистана В. А. Успенского.
Между тем специфика Узбекистана диктовала целесообразность не одной, а двух специализированных музыкальных школ. Честь стать такой школой выпала на долю семилетки имени Р.М. Глиэра.

В 2009 году в школе была проведена глобальная реконструкция. Над фойе большого зала был надстроен второй этаж. Построен новый спортзал, а старое помещение спортзала приспособлен для занятий музыкой. Так же было построено новое общежитие для лицеистов на 150 двухместных комнат. В новом общежитии, в первом и втором общежитиях первые этажи оборудованы под классы, чтобы дети могли заниматься самостоятельно.

На протяжении почти семидесяти лет своего существования Республиканский специальный музыкальный академический лицей им. В. А. Успенского играет большую роль в развитии музыкального искусства Узбекистана. Открытый в 1939 г. как специальная школа-десятилетка при Ташкентской консерватории он стал прочным фундаментом профессионального детского музыкального образования в Республике. Первым руководителями школы были директор ТГК, заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор А. С. Лисовский и его заместитель по научной работе, профессор Ф. М. Меринг.

В годы 2-й мировой войны в Ташкент эвакуировалась Ленинградская консерватория вместе со своей музыкальной школой-десятилеткой. Рядом с ташкентскими ребятами занимались дети, приехавшие из разных городов нашей многонациональной Родины. Пополнился и состав педагогов. Это были приехавшие из Киева, Москвы, Ленинграда профессора: пианисты К. Н. Михайлов, А. Г. Руббах, скрипачи Д. С. Бертье, Л. А. Этигон, композитор Л. Н. Ревуцкий. В 1942 году был назначен первый директор школы. Им стала О. С. Поликарпова – выпускница Ташкентской консерватории, директором школы была до 1960 года. Ее сменила И. Г. Юлдашева, которая руководила школой на протяжении 30 лет.

В 1943 году в жизни школы произошло важное событие: ее воспитанники участвовали в Декаде литературы и искусства среднеазиатских республик в Москве. Это были пианистки М. Ашрафи, Д. Джахангирова, гобоист У. Кенджибаев, кларнетисты К.Азимов, И. Кулдашев, флейтист И. Садулов, валторнист Р. Ибрагимов. Среди школьников, участвовавших в таких декадах в 50-х годах, пианисты А. Аковбян (класс Я. Г. Лисовской), В. Камилов (класс проф. А. В. Бирмак), Д. Мирсагатова (класс Е. Г. Мовсесянц), Э. Нуралиева (класс доц. Л.Б.Шварц), скрипач В.Юденич (класс В. А. Беленького), фортепианный ансамбль А. Аковбян-Г. Мусина-С. Цой-Г. Юсупова (педагоги – заслуженные учителя УзССР Я. Г. Лисовская и К. М. Успенская), ансамбль скрипачей.

В апреле 1945 года консерватория и школа вернулись в свое прежнее помещение по улице Пушкинской, 31. Материальное положение школы в послевоенное время было крайне тяжелым. Единицами исчислялись учебные и письменные столы, музыкальные инструменты, десятками – стулья и даже экземпляры нот в библиотеке. Коллектив в 40-х годах пополнился новыми учителями, которые впоследствии долгое время работали в школе и высоко подняли уровень профессиональной подготовки. Это В. А. Беленький, Н. Е. Будылина, С. М. Вульбрун, Ф. И. Гецонок, О. Я. Гринберг, Г. Н. Дубровская, В. И. Каракес, И. Н. Карелова, Р. Л. Левинзон, А. М. Литвинов, Ф. М. Мариенгоф, А. В. Морозов, Ф. И. Неговелов, А. В. Никишин, Н. Е. Повер, М. И. Полянская, У. Р. Ризакулов, А. Е. Соловьева, Е. К. Степанова, Н. К. Степанова, К. М. Успенская, М. М. Хайков, Ю. И. Хуршудова, Н. И. Черниловская, Л. Б. Шварц, Н.И.Штейн и другие. В послевоенные годы в школе работали зав.кафедрой специального фортепиано консерватории А. В. Бирмак, зав. кафедрой оркестровых инструментов М. Б. Рейсон, замечательные пианисты В. И. Слоним и 3. Ш. Тамаркина, доцент Ш. И. Рохлина.

Занятия в школе шли только по специальному циклу. Все групповые занятия – оркестр, хор, камерный ансамбль – проводились в воскресные дни.

В 1949 году школа отметила свое первое десятилетие. На юбилейном концерте выступил сводный оркестр, в котором ученики играли вместе с бывшими выпускниками. Дирижировал В. А. Беленький. На концерте присутствовал известный музыкант-композитор М. Ф. Гнесин. Он дал высокую оценку оркестру, особенно отметив исполнение “Детской симфонии” Гайдна. Такие совместные концерты с участием выпускников разных поколений стали потом традиционными.

В том же 1949 году школа получила имя В. А. Успенского – замечательного музыканта, композитора и И.Н.Карелова, Ю.И.Хуршудова. этнографа, одного из первых собирателей и исследователей традиционной музыки народов Средней Азии.

Начиная с 50-х годов в городах и районных центрах Узбекистана были открыты музыкальные школы, во всех областных центрах – музыкальные училища, музыкальные факультеты при педагогических вузах. Теперь специальная школа смогла постепенно отказаться от обучения любителей музыки и сконцентрировать свои усилия на подготовке профессиональных кадров. Начала меняться структура нашего учебного заведения. Помимо фортепианного и оркестрового отделов возникли новые – теоретический (1953), дирижерско-хоровой (1957), камерного ансамбля (1964). В 60-х годах был создан струнный оркестр, он сложился в высокопрофессиональный коллектив. Его руководителем стал отличный музыкант, педагог и воспитатель В. А. Беленький. Многие музыканты, такие как Д. Кабалевский, А. Хачатурян, М. Ашрафи, Б. Зейдман, В. Слоним с признательностью и теплотой отзывались о школьном оркестре и о его руководителе. Школьный оркестр – первый исполнитель в Ташкенте многих произведений И. С. Баха, скрипичных концертов Вивальди, “Маленькой ночной серенады” Моцарта, а также произведений узбекских композиторов, в том числе Г. Закирова, Г. Мушеля, Ф. Назарова, Г. Сабитова, М. Хаджиева. Маленькие музыканты выступали по радио и телевидению, играли в Андижане, Бухаре, Намангане, Самарканде, Фергане, Чирчике.

Значительно возросла роль школьного хора. Им долгие годы руководила Ю. И. Хуршудова, она же была и инициатором создания дирижерско-хорового отдела. Хоровые коллективы нередко выступали на ответственных концертах с новыми произведениями композиторов Узбекистана. Хор пел в залах консерватории, филармонии, на юбилейных концертах по радио и телевидению. Дальнейшему профессиональному росту школьного хора способствовала деятельность талантливых педагогов – доцента Ташкентской консерватории А. Б. Васильевой и ее ученицы, руководителя хоров средних и старших классов Н. Л. Клоц. Позже были организованы хоры младших классов, в том числе хор мальчиков (руководители – Г. М. Камалова, Н. П. Ильенко).

 

II.3. ВЫВОДЫ

1. В Узбекистане в годы независимости осуществлена огромная работа по глубокому изучению и дальнейшему развитию музыкального искусства. Опираясь на вековые традиции народа, музыкальная палитра Узбекистана обрела новые грани и направления, устремилась к новым вершинам и расширила границы сотрудничества на международной арене. В стране создана великолепная база для обучения юных талантов. Во всех регионах страны построены здания детских школ музыки и искусства, оснащенные новыми музыкальными инструментами, дворцы культуры, колледжи и лицеи по направлениям искусства, возведена Государственная консерватория Узбекистана. Решающим шагом в этом стало Постановление Президента ­ Ислама Каримова от 8 июля 2008 года «О Государственной программе укрепления материально-технической базы и дальнейшего улучшения деятельности детских школ музыки и искусства на 2009-2014 годы».

2. Особое внимание в стране уделяется развитию национального музыкального искусства в качестве важного средства воспитания молодежи в духе любви к Родине, верности идеям независимости, уважения к национальным традициям и ценностям. С этой целью реализуется целый ряд государственных программ, проводятся многочисленные творческие форумы, фестивали и конкурсы республиканского значения. Такие песенные конкурсы, как «Ягонасан, мукаддас Ватан», «Нихол», «Марди майдон» способствуют выявлению молодых талантов в сфере национального песенного искусства, их всесторонней поддержке и стимулированию. Ежегодно более 50 юных талантов среди учащихся музыкальных заведений заявляют о себе на мировых сценах, став лауреатами международных конкурсов, проходящих по всему миру. Кузницей талантов стали РСМАЛ им. Успенского, РСМАЛ им. Глиэра и ряд ДШМИ во всех регионах страны.

3. Признанием уникальной ценности традиционного музыкального и художественного наследия народов Узбекистана стал тот факт, что ряд феноменов народной культуры был включен ЮНЕСКО во Всемирный репрезентативный список «Шедевров устного и нематериального наследия человечества». Благодаря этому с каждым годом укрепляется статус Узбекистана как одного из крупных культурных центров современного мира, наша страна все больше заявляет о себе как государство с богатым и самобытным искусством.

4. История становления и развития фортепианной исполнительской школы в Узбекистане неразрывно связана со специальной музыкальной школой-интернатом, ныне – Республиканский специализированный музыкальный академический лицей (РСМАЛ) им. В. Успенского. За свою многолетнюю историю в лицее было подготовлено большое количество молодых талантливых музыкантов, которые работают во многих учебных заведениях республики. Выпускники лицея ныне известны не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами. И в первую очередь благодаря высокому профессионализму преподавательского состава.

5. Как показывает исследование, многие старейшие музыкальные школы располагаются в домах – архитектурных памятниках XVIII-XIX вв. и имеют богатую историю. Начиная с 60-х гг. XX в., начинается типовое строительство детских музыкальных школ. ДМШ им. Сафонова представляет собой пример типового строительства музыкальных школ, которое развернулось в 60-70-х гг. XX в. в странах СССР. Фасад одноэтажного здания выделяет мозаичное панно. Музыкальная школа расположена на открытой местности, обеспечен удобный подъезд в связи с близким расположением к дороге. Ландшафт являет собой газонное покрытие и тротуарные дорожки. Детская школа искусств г. Ессентуки на сегодняшний день это специально спроектированное здание – одно из лучших в России, с двумя концертными залами, специальными классами для занятий, укомплектованное хорошими музыкальными инструментами. Поистине это подлинный духовно-культурный центр музыкального и изобразительного искусства для детей.

6. История рождения музыкальной школы имени Р. М. Глиэра органично вписывается в общую панораму явлений и событий, свершившихся в Туркестане после победы Великой Октябрьской социалистической революции. В то время на территории Туркестана за короткий промежуток времени наметились коренные изменения во всех областях социально – культурного строительства.
Особое внимание уделялось проблемам образования. В 2009 году в школе была проведена глобальная реконструкция. Над фойе большого зала был надстроен второй этаж. Построен новый спортзал, а старое помещение спортзала приспособлен для занятий музыкой. Так же было построено новое общежитие для лицеистов на 150 двухместных комнат. В новом общежитии, в первом и втором общежитиях первые этажи оборудованы под классы, чтобы дети могли заниматься самостоятельно.

7. На протяжении почти семидесяти лет своего существования Республиканский специальный музыкальный академический лицей им. В. А. Успенского играет большую роль в развитии музыкального искусства Узбекистана. Открытый в 1939 г. как специальная школа-десятилетка при Ташкентской консерватории он стал прочным фундаментом профессионального детского музыкального образования в Республике.

8. В настоящий момент музыкальная школа им. В. А. Успенского нуждается в серьезной реконструкции как с эстетической стороны, так и со стороны технического оснащения. В школьных помещениях для занятий музыкой и актовых залах необходимо создание оптимальной акустической среды, способствующей благоприятному занятию музыкой. В ДМШ им. В. А. Успенского необходима полная реорганизация экстерьера здания и интерьера помещений в соответствии с эстетическими тенденциями современного дизайна.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1744; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь