Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Наименование состава Священных книг



Киевская Духовная Семинария

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По предмету: Ветхий Завет

для 2 кл. КДС

ПЯТИКНИЖИЕ МОИCЕЕВО

Киев

2002 г.
I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ

Понятие о Священном Писании

Бог, создав человека, как существо разумное, свободное и бессмертное, благоволил открыть ему все, что относится к его жизни и спасению. Это откровение, данное Самим Богом, называется сверхъестественным, его сподоблялись уже первые люди, как до, так и после грехопадения. В дальнейшем оно передавалось богоизбранными мужами, жившими до пришествия Спасителя - пророками. В полной мере оно раскрыто Господом Иисусом Христом, Который чрез апостолов поведал Свое учение всему миру. В торжественных словах возвещает об этом Церковь:

" Бог многократно и многообразно говоривший издревле отцам во пророках, в последний дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего" (Евр.1, 1-2).

Для сохранения Божественного Откровения в сознании человечества пророки и апостолы не только устно передавали его (Священное Предание), но и написали книги, которые называются Священным Писанием.

Наименование состава Священных книг

В самом Священном Писании встречаются различные наименования состава или сборника священных книг. Самое древнее название - Писание (          – Лк. IV, 21; Ин. 20, 9; Деян. 8, 32; Гал. 3, 22) или Писания (ai` grafai, ­ Мф. 21, 41; Лк. 24, 32; Ин. V, 39; 2 Петр. 3, 16), Святые Писания (              – Рим. 1, 2), Священные Писания (                    – 2 Тим. 3, 16). Другое древнее название священных книг - " завет" или " книги завета". Такое название встречается у Сираха (24, 25) и в первой книге Маккавейской (1, 57). Апостол Павел называл состав ветхозаветных книг в отличие от новозаветных - " Ветхим заветом" (2 Кор. 3, 14). У Св. Отцов Священное Писание называется " книгами Ветхого и Нового Завета" или просто " заветом", " писанием". Название сборника Священных книг Библией (           – происхождения более позднего и восходит ко временам Оригена (III в.) и св. Иоанна Златоустаго (IV в.)

Слово " завет" означает: а) союз, договор, б) завещание, духовная запись. Этим словом означается союз Бога с людьми, осуществляемый в истинной религии. Так как об установлении и исторических судьбах ее повествуется в книгах Священного Писания, то им усвояется наименование Завета.

Наименование Завета в смысле завещания может быть приложимо к Священному Писанию, потому что главный предмет Писания - искупительная жертва Спасителя, давшая верующим вечное спасение, завещанное человечеству как наследство.

Главный предмет Священного Писания

Главным предметом Священного Писания является дело спасения человечества, совершенное воплотившимся Сыном Божиим.

В Ветхом Завете дело человеческого спасения раскрывается как событие будущего в прообразованиях и пророчествах, в Новом Завете изображается самое событие нашего спасения чрез пришествие Господа и Его искупительный подвиг.

Значение науки о Священном Писании Ветхого Завета

Значение Ветхого Завета и необходимость его изучения ясно уже потому, что он, как и Новый Завет, является Божественным Откровением, переданным на человеческом языке, применительно к человеческому разумению.

Ветхий Завет предуготовляет к Новому и органически, тесно с ним связан. Христианство при своей небесной первооснове, явилось в мире не отдельно от исторической жизни. Ветхий, древний Завет Бога с человеком, проходивший чрез всю Библейскую историю, вел к Новому Завету, приуготовлял человечество к явлению Спасителя.

Святой Василий Великий говорит: " Домостроительство нашего спасения, сообразуясь с духовным зрением человека, выросшего во тьме, вводит нас в великий свет истины после постепенного к нему приобучения, потому что щадит нашу немощь.

В глубине богатства Своей премудрости и в неисследованных судах разумения предначертал Бог для нас легкое и к нам применил руководство, приучал сперва видеть тени предметов и в воде смотреть на солнце, чтобы приступив вдруг к созерцанию чистого света, мы не ослепились. На таком основании даны законы " имый сень грядущих благ" (Евр. 10, 1), и предизображения у пророков - эти гадания истины, для обучения очей сердечных, чтобы удобным для нас сделался переходом от них к премудрости в тайне сокровенной".

Ветхий Завет есть как бы первая глава книги Откровения, а Новый - ее вторая глава, и как нельзя понимать книгу, начиная чтение ее со второй главы, так невозможно получать полное христианское знание без изучения Ветхого Завета.

Читая Ветхий Завет, мы убеждаемся, что есть Единый, Живой, Всемогущий, Всеблагий, Святейший Бог: мы узнаем, что человечество есть единая нравственная семья, произшедшая от одного родоначальника - Адама, и что есть единая мироправящая воля Божия, в исполнении которой заключается спасение для человека. Читая затем Новый Завет, мы видим, что эти же истины Ветхого Завета, только углубленные и освященные явлением Бога во плоти и совершенным Им делом спасения, лежат в основе и Нового Завета, который представляет продолжение, дополнение, раскрытие и завершение Ветхого Завета. Об этом учит Господь наш Иисус Христос, апостолы и отцы Церкви.

Нравственное учение Христа Спасителя предъявляет к Человеку большие требования, чем закон, данный чрез Моисея, но нет противоположности между тем и другим, сущность их одна - любовь к Богу и человеку. Различие заключается лишь в степени нравственных требований и оно объясняется тем, что Ветхий Завет имел дело с душами невозрожденными Христовою благодатию, сердцами грубыми и неразделенными словом Божиим. Если бы в самом начале истории нас встречала полная чистота, непорочность и совершенство, тогда не было бы и надобности в длинном процессе божественного воспитания, исправления, духовного исцеления человечества.

Библейские сказания повествуют как о добродетельных, так и порочных лицах. Беспристрастное указание священных писателей на темные стороны жизни библейско-исторических деятелей служит доказательством того, что библейские сказания - не произведение человеческого гения, но написаны под вдохновением Духа Божия. А поскольку это так, то изучение Ветхого Завета имеет и нравственно-воспитательное, спасительное значение. О Моисее, писателе первых пяти библейских книг, святой Иоанн Златоуст говорит, что он излагает историю мужей великих, совершавших добрые дела, чтобы повествования об их жизни служило для потомков добрым наставлением. Он же представляет не только совершивших добрые дела, но и согрешивших, чтобы мы одним подражали, а других избегали, и чрез то преуспевали в добродетели и усердии.

Разделение священных книг по времени написания

По времени своего написания Священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Первые написаны богодухновенными и богопросвещенными мужами до пришествия Христа Спасителя (за время с ХIII в. по I-й век до Р.Хр.), а вторые написаны богодухновенными евангелистами и апостолами после рождения Христа и совершенного Им дела искупления (в течении 1-го века после Р.Хр.).

Число ветхозаветных книг по заглавиям - 50, новозаветных - 27.

Главное руководительное начало изъяснения Священного Писания

Хотя книги Священного Писания как произведения Духа Истины содержат одну только чистую истину, но она бывает нередко прикровенна. Для того, чтобы не уподобиться невежам и неутвержденным в слове Божием, о которых говорит апостол Петр (2 Петр. 3, 16), следует иметь при чтении Священного Писания основное руководительное начало. Этим началом служит, во-первых, само слово Божие в ясных и положительно определенных местах своих, так что всякое толкование, несогласованное с этими местами, должно признаваться ложным и ошибочным.

Во-вторых, необходимо руководствоваться Священным Прением, заключенным и выраженным в древних символах веры, в правилах Вселенских и поместных соборов и в творениях святях и богомудрых отцов и учителей Церкви.

II. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 0 ЗАКОНОПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КНИГАХ

III. ПЕРВАЯ КНИГА МОИСЕЕВА БЫТИЕ

Всемирный потоп (Быт. 7)

По окончании постройки ковчега Господь повелел Ною войти в ковчег и взять с собой чистых животных по семи, а нечистых по два (1-4). Когда Ной исполнил повеление Божие (ст. 5-10) в шестисотый год, во второй месяц, в 27 день жизни патриарха раскрылись " источницы бездны" и полился дождь (11). Через 40 дней Ноев ковчег со всеми бывшими в нем поднялся и плавал на поверхности вод, которые покрывали самые высокие горы на 15 локтей (12-20). Все земные обитатели погибли в волнах потопа (21-23), воды которого поднимались все выше и выше в продолжение 150-ти дней (24).

Окончание потопа (Быт. 8)

Ной выпускает птиц - ворона и голубя, чтобы узнать состояние земли. В шестьсот первом году, в первый день первого месяца жизни Ноя, земля осушилась (13), а в 27-й день второго месяца, по повелению Господа, Ной вышел из ковчега (14-18). В благодарность за спасение Ной устроил жертвенник Господу и принес на нем жертву (20). Милостиво приняв жертву, Господь высказал Свое определение, что Он не будет более поражать землю за грехи человека, что в будущем строй и порядок мира не будет нарушаться явлениями, подобными потопу (21-22).

Исав и Иаков (Быт. 25)

Два сына Исаака - Исав и Иаков явились родоначальниками двух народов - Идумеев или Эдомитян и Израильтян или Евреев. Несмотря на быстрый рост потомства Исава, младший народ -потомки Иакова - вскоре превзошел своих братьев и поработил их себе. Окончательно подчинены были Идумеи Иоанном Гирканом (за 120 лет до Р.Хр.), который заставил жителей Идумеи принять обрезание, когда, таким образом, Идумеи подчинились Евреям не в политическим только, но и религиозно-нравственном отношении. С этого времени имя Идумеев как отдельного народа исчезает из истории.

В высшем духовно-таинственном смысле судьбы потомков Иакова и Исава имели, по толкованию Апостолов, прообразовательное значение. Они предуказывали судьбу двух народов -Иудеев, плотских потомков Исаака и христиан - верующих из всех народов. Исав, которому по первородству принадлежали особые преимущества, прообразовал евреев, которым, как Богоизбранному народу, принадлежали великие блага " усыновление и слова, и заветы, и законоположение, и служение, и обетование от них произошел по плоти и Искупитель человечества" (Рим. 9, 4-5), Иаков был прообразом язычников. Но несмотря на это, евреи не наследовали великих благ обетований, данных отцам их.

Вместо плотского Израиля в Церковь Христову были призваны верующие из всех народов. Это отвержение плотских потомков Авраама и избрание духовного Израиля и предуказано было в обстоятельствах рождения Ревеккою Исава и Иакова. Это избрание одного и отвержение другого, спасение человека вообще, зависит от божественного предопределения, которое основывается на предвидении и правосудии Господа.

Ст. 12-15. Видение Иаковым таинственной лестницы можно рассматривать прежде всего в ближайшем значении по отношению к самому Иакову и затем в духовном или таинственно-прообразовательном смысле по отношению к божественному устроению спасения человеческого рода.

По отношению к Иакову, оставившему отеческий дом, окруженному чуждыми народами, идущему в отдаленную землю, таинственное видение показало, что Иаков не оставлен без покровительства, что Господь бодрствует над одиноким странником, охраняет его через Своих ангелов.

Поэтому Господь ободряет Иакова, обещая ему Свое покровительство во всей его последующей жизни и благополучное возвращение в землю обетованную.

В общем же плане божественного домостроительства о спасении человечества видение Иакова поясняло и дополняло прежние обетования об Искупителе. Оно предуказывало, что несмотря на отпадение человека от Бога, Господь бодрствует над падшим человечеством, что Бог, промышляя о человеке, невидимо посылает на землю ангелов для служения людям, ищущим спасения (Евр. 1, 14), и что в определенное время Сам Господь сойдет на землю. Своим схождение и воплощением в потомстве Авраама, Исаака, Иакова Господь соединит небо с землею, падшее человечество примирит с Богом. Сам Христос Спаситель засвидетельствовал исполнение прообразовательного видения Иакова на Себе, когда сказал Нафанаилу, а в лице его всем апостолам " отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящи к Сыну Человеческому" (Ин. 1, 51). Словами этими Спаситель выразил ту мысль, что соединение неба с землею, предуказанное в видении Иакову, вполне осуществлялось теперь, с пришествием на землю Сына Человеческого, Второго Лица Святой Троицы. Отсюда лестница, указывавшая на пришествие Сына Божия, по толкованию Церкви, прообразовала Матерь Божию Деву Марию, через Которую совершилось воплощение Христа Спасителя. Поэтому Церковь в своих песнопениях прославляет Богоматерь как Лестницу " юже Иаков виде, по ней же сниде Бог, вознеся нас" (тропарь по 3 песне канона в четв. утр. 3 гл.).

Лестницею Богоматерь, по объяснению церковных песней именуется потому, что через Нее " воистину нам Бог споживе схождением божественным и живот подаде человеком" (тропарь по 5 песне канона в пятн. утр. 8 гл.). Поэтому повествование о видении Иаковом таинственной лестницы полагается Православной Церковью как паремийное чтение в богородичные праздники (вместе с чтениями из книг Притч. 9, 1-11 - о Премудрости и пророка Иезекииля 44, 1-4 о вратах затворенных).

Обетования, которые изрекает Господь в первый раз Иакову, уже неоднократно изречены были его отцу и деду. Это - обетования о наследовании Иаковом и его потомками земли Ханаанской, о многочисленности его потомства и о благословении через семя патриарха всех народов земли.

Ст. 16-22: Проснувшись, Иаков засвидетельствовал, что Господь показал Свое особенное присутствие на места бывшего ему видения, с благоговейным страхом патриарх сказал, что здесь Дом Божия и врата небесные, т.е. здесь Бог особым образом явил Свое присутствие подобно тому, как дом (дворец) царя и ворота города (где в древности производился суд), явились обычным местом присутствия царя. Памятником бывшего ему богоявления Иаков поставил камень, служивший ему изголовьем, возлил не него елей, служивший символом милости и благодати Божией и дал имя этому месту Вефиль, что значит дом Божий. По смыслу обета, произнесенного при этом Иаковым, камень, поставленный им, должен быть для Него домом Божиим, т.е. местом священным - храмом. Кроме сего, по тому же обету Иаков обещал посвятить Богу десятую часть своего имущества. Можно думать, что десятина, посвящавшаяся в подзаконные времена скинии, в патриархальное время употреблялась на дела благотворительности (ср. Втор. 14, 28-29).

Возвращаясь на родину после многолетнего пребывания у Лавана, на берегу потока Иакова в уединении вознес молитву Богу о спасении от предстоящих опасностей. Здесь ночью Иакову явился некто, боровшийся с ним до зари (32, 24). Видя как бы невозможность побороть Иакова, он повредил бедро патриарха и последний его не хотел отпускать, пока тот не даст ему благословения (25-26).

Тогда таинственный борец дает патриарху новое имя - Израиль, и объясняет значение этого имени (27-28) - " ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь". На вопрос же Иакова о его имени он ответил, что его не нужно знать патриарху, и после сего благословил Иакова (29). Знаменательное событие, совершившееся на берегу потока, патриарх увековечил именем, которое он дал место таинственной борьбы - Пенуэл (32, 30). Для самого Иакова памятником таинственной борьбы оставалась его хромота, а для потомков патриарха событие это увековечилось обычаем не есть жилы животного при бедре (31-32).

28 ст.: По ясному указанию Писания боролся с Иаковом Сам Бог. На это указывает - во-первых, имя, данное патриарху -Израиль, что означает " богоборец". Далее сам Иаков дает месту таинственной борьбы наименование Пенуэл (слав. " вид Божий" ), что значит лицо Божие, указывая этим на то, что он находился в особенном близком общении с Богом и остался жив (" я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя" (30). Значение же таинственной борьбы для самого Иакова выясняется словами: " ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь". Этими словами внушалось Иакову, что беспокойство его напрасно, что боязнь его пред братом не имеет оснований, что Иаков в силах одолеть врага. Таким образом, молитва Иакова, некогда хитростию предвосхитившего права первородства, принадлежавшие Исаву (25, 29-34; 27, 1-40), склонила божественное правосудие на милость. Иаков своей верой, молитвой и упованием на божественное милосердие как бы победил гнев Божий.

Этим указывалось, что чистосердечное раскаяние и молитва всегда могут склонить гнев Божий на милость. В этом отношении борьба Иакова с Богом, по мнению св. отцов и учителей Церкви, имела таинственное значение, прообразуя великое таинство искупления человечества, предуказывая, что настанет некогда время, когда божественное правосудие преклонится на милость к падшему человеку и человечество примирится с Богом через Христа Спасителя.

При таком общем значении борьба Иакова с Богом и частные обстоятельства, сопровождавшие ее, имели прообразовательное значение. Подобно Иакову, уединившемуся для молитвы, и Христос Спаситель перед Своими страданиями отделился от учеников для молитвы, в которой просил Отца Небесного, да мимо идет от Него чаша страданий. Подобно Иакову, боровшемуся ночью с Богом, Иисус Христос имел молитвенное борение с правосудным гневом Божиим за грехи человечества, которые он подъял на Себя и за которые Он должен был умереть. Но как Иаков мужественно выдерживал борьбу с Богом, так и Христос с мужеством совершил подвиг страдания: во время борьбы бедро Иакова было повреждено, так и Христос после перенесения искупительного подвига имел на теле Своем язвы страданий.

Ст. 25-32: Божественный борец, конечно, с намерением не одолевает Иакова, чтобы дать борьбе то таинственное значение, которое Господу было благоугодно соединить с нею. Но при этом Господь повреждает сустав бедра патриарха. Это нужно было для уверения Иакова в том, что борьба, вынесенная им, была действительным событием. А в же время это указывало, что Иаков не должен был превозноситься и приписывать себе победу. Словами " отпусти Меня" Господь выражает мысль, что Иаков достаточно укрепился для перенесения предстоящих ему испытаний. Но Иаков уже видел в таинственном борце необыкновенного человека и потому просит его благословения.

По словам пророка Осии, благочестивый патриарх плакал и умолял Господа об этом благословении (12, 4). Благословляя Иакова, Господь дает ему новое имя " Израиль", т.е. Богоборец. Это имя должно было указывать на ту борьбу, которую патриарх вынес. Вместе с тем оно должно было подкреплять его в последующей деятельности, в духовно-нравственной борьбе с искушениями. Господь давал понять, что при божественном снисхождении человеку даются неограниченные благодатные силы для спасения.

Вопрос Иакова об имени таинственного борца нельзя понимать в том смысле, что патриарх совершенно не представлял, с кем он имеет дела: ниже (ст. 30) сам Иаков называет таинственного борца Богом и месту борьбы дает наименование Пенуэл - Лицо Божие. Слова патриарха, выражая прежде всего желание, чтобы Господь полнее явил ему Себя и Свое божеское существо, в то же время заключали в себе просьбу, чтобы Господь обстоятельнее раскрыл ему великую тайну Своего милостивого отношения к грешному человечеству в деле искупления. Но так как для человека вообще невозможно совершенное познание божественной сущности, а тайна искупления для ветхозаветного человека была открыта яод образами, то Господь не дает ответа на пытливый вопрос Иакова. Своими словами: " на что ты спрашиваешь о имени Моем? (оно чудно)" (21, 1) Господь внушает Иакову, что желание его не может быть удовлетворено, что он уже достаточно укреплен для встречи с братом и потому должен довольствоваться тем, что открыто ему, не проникая в то, что человеку знать еще невозможно.

О самом благословении, которое Господь преподал Иакову, в Писании выражается неопределенно " и благословил его там".

Несомненно, что это было то благословение, которое Господь неоднократно изрекал Аврааму, Исааку и самому Иакову - благословение, которое вместе с материальными благами давало патриарху великие духовные блага.

ВТОРАЯ КНИГА МОИСЕЕВА ИСХОД

Наименование книги

У евреев вторая книга Моисея называется Веэлле-шемот (" И вот имена" ) - по начальным словам. Славяно-русское наименование " ИСХОД" есть перевод с греческого " ЭКСОДОС" и указывает на главный предмет ее содержания, так как в ней говорится об исходе евреев из Египта.

Содержание книги и ее разделение

В книге Исход подробно описывается событие исхода евреев из Египта, с указанием обстоятельства, ему предшествовавшего, сопровождавших его и последующих ему. Можно думать, что первой промыслительной целью исхода евреев из Египта было Синайское законодательство - узаконение Ветхого Завета. Отсюда все содержание книги Исход, соответствующее периоду от смерти Иосифа до устроения скинии на второй год по выходе из Египта (рассказом о чем и оканчивается книга), может быть разделение на две части: историческую (1-18) и законодательную (19-40).

В первой части описываются страдания евреев в Египте, послужившее поводом возвращения и из ведения их из этой страны (1), потом рождение, воспитание и жизнь Моисея до его призвания к изведению евреев из Египта (2-4), затем - самое призвание Моисея и казни, посланные Богом на египтян для того, чтобы заставить их отпустить евреев (5-11), и наконец, самый выход евреев из Египта по совершении Пасхи, переход через Чермное море и путешествие их до горы Синая (12-18).

Во второй, законодательной части сначала описываются обстоятельства, при которых был дан Закон на Синае - нравственных и гражданских, скрепление вступлением евреев в Завет с Богом - (20-24) - далее - законов церковно-богослужебных об устроении скинии и священства (25-31), в заключение, после рассказа о нарушении и восстановлении завета (32-34), описывается устроение скинии и учреждении священства (35-40).

Значение книги

Второй книгой Моисеевой сохраняется на вечные времена память о таком великом событии, как исход из Египта. Значение этого события усматривается из того, что в память его, по Божию повелению, установлен был праздник Пасхи, самый великий из праздников еврейских, сопровождавшийся по закону такими обрядами, которые наглядно должны были говорить евреям о значении празднуемого события; оно показало человечеству благость Господа в Его промышлении об избранном народе, Его любовь и верность Своим обетованиям. В особенности же должен был увековечен закон, данный на Синае, который лег в основу церковной, общественной и семейной жизни евреев. Закон этот, скрепленный установлением Завета, поставившего еврейский народ в отношении к Богу как Отцу своему несравним не с какими законами древности по чистоте предписываемой им нравственности, по мудрости, простоте, достоинству и силе.

Не менее высокое и важное значение книга Исход имеет и для нас. Правда, в этой книге нет прямых обетований и пророчеств о Спасителе мира, какие есть в книге Бытия, но зато вся ее историческая часть имеет прообразовательное значение, так что слова святого апостола Павла о том, что закон был " сенью" грядущих благ, (т.е. тенью спасения во Христе) (Евр. 10, 11) относятся и к событиям, описанным в книге Исход.

ТРЕТЬЯ КНИГА МОИСЕЕВА ЛЕВИТ

Наименование книги

Третья законоположительная книга Ветхого Завета у евреев называется " Ваййкра" (" и воззвал" ), по первому слову книги. В славяно-русском переводе с греческого - книга Левит, т.е. книга Левитов, Левитская книга, потому что содержит в себе свод законов о богослужении и обрядах, совершение которых возложено было на левитов - потомков Левия, как Богом поставленных служителей ветхозаветной Церкви.

Время написания

Книга написана после поставления скинии свидения – во втором году по исшествии евреев из Египта.

Изложение содержания

Книга состоит из 27 глав и разделяется на 4 части. Первая часть (гл. 1-7) - богослужебная, включает законы о жертвах всесожжения, бескровной, мирной, о грехе и преступлении и хлебных приношениях.

Вторая часть (гл. 8-10) - иерархическая, содержит законы и обряды, касающиеся посвящения первосвященника (Аарона) и священников.

Третья часть (гл. 11-22) - обрядовая в собственном смысле включает законы и обряды служения левитского в очищении от различных осквернений; в ней говорится о чистых и нечистых животных, о нечистотах рождения, о проказе и прокаженных, об обрядах, в праздники очищения, о нечистотах брачного сожительства в разных степенях родства и другие языческих непотребностях - гл. 11-20, а в гл. 21-22 - о внешних и внутренних качествах жрецов и их отношениях к святыне.

Четвертая часть (гл. 23-27) - каноническая; содержит законы о годовых праздниках ветхозаветных (субботе, пасхе, пятидесятнице, празднике труб, кущей, субботних, т.е. седьмых и юбилейных -пятидесятых - годах), о непрерывном горении светильника и хлебах предложения. В главах 26-27 возвещается милости Господни за исполнение всех законов и обрядов и угрозы за небрежение и излагается устав о десятинах, первородных и обетах.

Между обрядовыми законами и в книге Левит местами встречаются законы нравственные, гражданские и судебные.

Значение книги

Все изложенные в книге Левит законы по достоинству своему недосягаемо высоко стоят перед законами других древних народов, показывая свое божественное происхождение. Многочисленные предписания обрядового закона Моисеева не обладают безусловным значением для всех времен, в противоположность закону нравственному, но в свое время и по отношению к народу еврейскому они имели важный воспитательный смысл.

Поддержание телесной чистоты обращало мысль к чистоте душевной. С другой стороны эти обрядовые законы направлены были к тому, чтобы положить резкую границу между народом Божиим и народами языческими и тем предохранить Израиль от языческих пороков и суеверий.

В основе всех ветхозаветных законов лежит мысль о святости Бога и греховности человека, о необходимости очищения грехов, о невозможности достигнуть этого силами самого человека и необходимости Божественного искупления. Таким образом, эти обрядовые законы обращали мысль к Искупителю, в Котором Одном только находят свое объяснение все богоустановленные жертвы, ибо невозможно, как говорит святой апостол Павел, чтобы кровь тельца и козлов сама по себе очищала грехи (Евр. 10, 4). Словом, все говорило евреям о преобразовательно-мессианском значении этих обрядов, как это разъясняет апостол в своем Послании к евреям.

Левиты

Левитами были потомки Левия, за исключением фамилии Аароновой, членом которой принадлежало священническое достоинство. Левиты охраняли здание скинии, ее принадлежности, наблюдали за чистотой и порядком во дворе. Они же перенесли на себе все части скинии и богослужебную утварь во время странствования по пустыне Аравийской, помогали священникам во время жертвоприношений, подавали воду, приносили дрова и т.п. После построения храма они были исполнителями богослужебных гимнов-псалмов посредством пения и игры на музыкальных инструментах.

Священники

Священниками были сыновья и дальнейшие прямые потомки Аарона. Они приносили жертвы, поддерживали священный огонь на жертвеннике всесожжения, следили за горением светильника и скинии, воскуряли фимиам на алтаре кадильном, приготовляли и через неделю потребляли хлебы предложения. Они созывали народ ко входу скинии и к снятию станов звуками священных серебряных труб и ими же объявляли военную тревогу. Им же принадлежало исполнение обрядов очищения после проказы и других нечистот, на них возлагались учительство народа в законе Божием и судебные обязанности.

К одежде священника относились:

1) " надраги льняны" (нижнее платье), которое покрывало служителя скинии от бедер до голеней (Исх. 28, 42-43);

2) хитон или " подир" (Лев. 8, 7), иначе - " срачица" -длинная льняная одежда с рукавами (Исх. 29, 5);

3) пояс узорчатой работы, стягивающий хитон для удобства при священнодействии;

4) " кидар" (особенная головная повязка из виссона) (Исх. 28, 40).

Первосвященник

Звание первосвященника принадлежало Аарону, а после его смерти - его старшим потомкам по прямой линии, переходя от отца к сыну. Все священнические обязанности относились к первосвященнику, но он являлся и распорядителем богослужения; особенное его преимущество состояло в том, что он имел право один раз в год входить в Святое Святых (в день очищения) и кропить кровью над очистилищем (крышкой) ковчега завета.

Первосвященнику были установлены, кроме священнических, следующие одежды:

1) " верхняя риза" - голубая цельнотканная одежда, без рукавов, с золотыми звонницами;

2) на эту ризу надевался " эфод" - короткая одежда, до чресл, из виссона и трехцветной шерсти с золотыми нитями. Одежда состояла из двух половин, опоясанных на груди и скреплявшихся на плечах золотыми застежками, в которых вставлены были два камня оникса с вырезанными на них именами колен Израилевых;

3) на грудь первосвященника, прикрепляясь к эфоду золотыми цепочками и кольцами, возлагался " наперстник" или " слово судное" - квадратная ткань, украшенная четырьмя рядами (по 3 в каждом) драгоценных камней с именами 12-ти колен Израиля (Исх. 28, 15-29).

4) на наперстник возлагался " урим и туммим", что значит " светы и совершенства" (слав. " явление и истина" ), устройство которого не указывается в библейском тексте (Исх. 28, 30; Лев. 8, 8). Несомненно, однако, что урим и туммим составляли самую важную принадлежность первосвященнического одеяния; при наличии его первосвященник вопрошал и Господь открывал ему Свою волю (1 Цар. 30, 7-8).

5) Эфод на чреслах стягивался поясом из трехцветной шерсти и виссона, с золотыми нитями (Исх. 28, 8);

6) на голову одевался " кидар" (род митры) с прикрепленной спереди полированной дощечкой из чистого золота с надписью на ней: " Святыня Господня".

Посвящение священника сопровождалось обрядами омовения, облачения и помазания миром, трех жертвоприношений (о грехе, всесожжения и посвящения) и священного пира из жертвенного мяса.

Обряды посвящения повторялись в течении семи суток (1 раз) при постоянном пребывании посвящаемых во дворе скинии.

Праздник очищения (Лев. 16)

Для очищения всех нечистот народа Господь устанавливает великий годичный праздник очищения (ст. 1-2). В этот день первосвященник омывал тело свое водой и облекался в обыкновенные льняные священнические одежды (ст. 4), затем он поставлял перед алтарем жертвенных животных, от себя тельца в жертву за грех и овна во всесожжение, а от народа двух козлов за грех и овна во всесожжение, но по жребию один козел назначался для заклания, другой для отпущения (3, 5-10). После этого совершались самые жертвы. По заклании тельца первосвященник, положив полную кадильницу горящих углей с жертвенника всесожжения, входил во Святое Святых и воскурял фимиамом, дым которого скрывал от него крышку ковчега завета. После этого первосвященник брал кровь тельца и Перстом кропил жертвенник кровью семь раз на крышку и перед крышкой ковчега (11-14).

Затем, заколов козла и жертву за грех народа, первосвященник с кровью жертвы вновь входил во Святое Святых и вновь совершал кропление (15). После кропления святилища и всей скинии первосвященник возлагал руки на голову живого козла, исповедывал над ним беззакония народа, и затем особо назначенный человек выводил в пустыню козла, который выносил на себе все беззакония народа " в землю непроходиму" (20-22). Затем приносились для всесожжения жертвы (23-25).

День великого очищения должен был праздноваться однажды в год, в 10-й день седьмого месяца и сопровождаться постом.

Ст. 1-2: Установление празднования для великого очищения связано с событием, рассказанным в 10 главе книги Левит. Страшная смерть Надава и Авиуда показала, с какой внимательностью и осторожностью должны относиться к делу своего служения при скинии священники. Чтобы предупредить на будущее время подобные факты, с одной стороны, и с другой чтобы успокоить пораженных страхом священников и указать им, что в известное время, при соблюдении указанных Богом предосторожностей, первосвященник может входить во Святое Святых, Господь установил праздник очищения. С этим днем соединяется очищение грехов и беззаконий всего народа.

Ст. 3-4: Омовение тела водой указывало на ту телесную и душевную чистоту, которая требовалась от первосвященника, когда он являлся перед Господом как ходатай за грехи всего общества. Обыкновенные льняные священнические одежд должны были указывать на смирение и раскаяние первосвященника, являющегося перед Господом с ходатайством об очищении и прощении грехов народа.

Ст. 5-22: По своему ближайшему внутреннему смыслу вхождение первосвященника во Святое Святых только однажды в год указывало на то, что грех положил труднопреодолимую преграду между Богом и согрешившим человеком, оттолкнул человека от Бога, что осуждение тяготеет над согрешившим человеком. Воскурение фимиама означало молитвенное предстательство первосвященника за себя и за народ.

Кропление жертвенной кровью крышки и перед крышкою ковчега указывало, что очищение своих грехов человечество ожидает от Бога, видимым местом обитания которого среди Израиля было святое святых. Наконец, изгнание козла в пустыню после того, как первосвященник исповедовал над ним грехи народа, означало, что из среды последнего неправда и беззакония удаляются в пустыню, царство греха и диавола становятся вне царства Божия.

Но кроме этого ближайшего значения обряды для очищения имели глубокий таинственно-прообразовательный смысл, который указан святым апостолом Павлом в послании к Евреям. По апостолу, вхождение первосвященника во святое святых с жертвенною кровью предуказывало Христа Спасителя, Который как " Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворною, т.е. не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своей Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление" (Евр. 9, 11-12).

Таким образом, действия первосвященника в день очищения прообразовали страдания Спасителя, Его вознесение и ходатайство за верующих на небеси перед Богом Отцом - искупление человечества вообще.

Наименование книги

Четвертая книга Моисея в еврейской Библии называлась первым словом, с которого она начиналась: " Вайдаббер" - " И сказал". В греческом тексте 70 толковников она зовется " Арифми" — " Числа", что указывает на заключающиеся в ней сведения об исчислении народа (1 и 26 гл.), левитов, первенцев (3 и 4 гл.) и станов (33 гл.).

Время и место написания

Указание в Числ. 36, 13 на написание книги " на равнинах моавитских, у Иордана против Иерихона", т.е. в конце странствования евреев, по-видимому, относится лишь к окончанию книги, большая же часть ее, вероятно, написана в разных местах пустыни аравийской, в разное время - в зависимости от получения Моисеем Божественных откровений и обстоятельств путешествия.

Книга, состоявшая из 36 глав, обнимает своим содержанием период около 39 лет,

Обзор содержания


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Книги (по алфавиту авторов или названий)
  2. III. ПЛУТАРХ. 2) «КОЛОТ» IV. ЛУКРЕЦИЙ. «О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ» (ТРИ КНИГИ. 1), 2), 3))
  3. XXXV. ДЛЯ ЧЕГО БЫЛА НАПИСАНА ЭТА КНИГА?
  4. Богослужебное употребление книги Левит
  5. Большая книга восточной мудрости
  6. Большая книга о счастье и благополучии
  7. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик, уже будучи взрослым, с теплотой вспоминает свою первую книгу?»
  8. В колонтитуле укажите фамилию автора и наименование документа
  9. В курсовой и выпускной и выпускной работе применяются только затекстовые и подстрочные ссылки. В затекстовых ссылках – полное библиографическое описание книги, в подстрочных – краткое.
  10. В своих книгах ты подробно объяснил все способы достижения благополучия.
  11. В чем же состоит работа над книгой, особенно над научной?
  12. Вместо предисловия, или о том, на фига вам эта книга


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь