Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Соглядатаи для обозрения земли Ханаанской (Числ. 13)
По желанию народа (Втор. 1, 22) Господь повелел послать 12 соглядатаев в землю Ханаанскую - по одному от каждого колена. Соглядатаи прошли всю страну обетованную от южных до северных границ ее и через 40 дней возвратились в стан, принеся на шесте, который несли двое, виноградную ветвь из Долины Есхол. Сообщив, что земля обетованная действительно богата - " кипит млеком и медом", они в то же время малодушно указывали на сильных обитателей и укрепленные города этой земли. Только двое из соглядатаев - Халев и Иисус Навин проявили благоразумие и мужество и призывали народ к завоеванию земли обетованной. Устрашенный рассказали соглядатаев, народ поднял плач и ропот на Моисея и Аарона, сожалея о своем выходе из Египта. Возмутители решились даже побить камнями своих вождей вместе с Иисусом Навином и Халевом, поставить новых начальников и возвратиться в Египет, но были остановлены явлением славы Господней в скинии. Господь открыл Моисею Свое намерение окончательно истребить малодушный народ и произвести от Моисея новый - более многочисленный и сильный. Лишь по горячей молитве Моисея Господь пощадил евреев, но определил, что все поколение, вышедшее из Египта в возрасте 20 лет и выше, не войдет в землю обетования, за исключением Иисуса Навина и Халева. Остальные 10 соглядатаев, проявившие малодушие и неверие в Божественную помощь, были поражены смертью немедленно. Когда Моисей передал евреям божественное определение, они проявили новое безрассудство, вопреки воле Божией и увещания Моисея, решились силою войти в землю обетования, но были обращены в бегство хананеями. Корей, потомок Левия, Дафан, Авирон и Авнан, потомки Руфима, восстали против Моисея и Аарона. К ним присоединились 250 мужей, начальников общества, людей именитых (1-3 ст.). С одной стороны, это было возмущение левитов против священного первенства Ааронова, с другой - это было гражданское возмущение рувимлян против Моисея как вождя и правителя народного. Корей добивался священства, рувимляне - политической власти. Различен и характер казней, постигших возмутителей. Корей с 250-ю сообщниками поражается у скинии огнем от Господа, Дафан и Авирон со своими семьями поглощаются землей. На другой день все общество сынов Израилевых возроптали на Моисея по поводу казни, постигшей возмутителей, имевших, очевидно, многочисленных сторонников. Новою казнью, прекратившейся по молитве Моисея и Аарона, были поражены 14.700 чел. Для прекращения ропота среди Израиля против иерархических преимуществ рода Аарона Господь повелел Моисею взять 12 жезлов от 12 колен израилевых и от Левия жезл с именем Аарона. Жезлы были положены в скинии откровения. На другой день оказалось, что жезл Аарона пустил почки, процвел и принес миндали. По повелению Господа жезл был положен в скинии перед ковчегом откровения для сохранения и в знаменование для непокорных. В духовно-таинственном смысле сухой, потом прозябший жезл Ааронов прообразовал рождение от Пречистой Девы Марии Христа Спасителя. " Жезл Ааронов прозябший, - поет Святая Церковь, -иже от Иессеа преображаше израстий корень, Тя Пречистую, дает миру воссиявшую Богу воплощенна" (богородичен по 1 песни канона 23 апреля). Жертва рыжей телицы (Числ. 19) В первых десяти стихах описываются обряды жертвы рыжей телицы; в стихах 11-16 перечисляются случаи осквернений, очищаемых пеплом этой жертвы и в ст. 17-22 указывается способ очищения оскверненных лющей и вещей при посредстве пепла жертвы в соединении с очистительной водой. Ст. 1-10: Пепел рыжей телицы назначался для очищения осквернений, происходящих от прикосновения к трупу, человеческой кости, гробу - всему, что напоминало о смерти, бывшей следствием грехопадения человеческого. Поэтому жертва рыжей телицы в своих образах напоминала об обстоятельствах грехопадения и символически указывала на возможность очищения и помилования человека. Так, рыжий (красноватый) цвет напоминал Адама (" Адам" -" красноватый" ), женский пол животного указывал на прародительницу Еву. Так как первые люди после грехопадения были изгнаны из рая и подпали смерти, то и телица, которая как бы воспринимала грехи народа, закалалась вне стена. Кропление кровью телицы по направлению к скинии означало, что очищение человечества от грехов ожидается от Бога. Ст. 11-22: Жертва рыжей юницы (телицы) имела таинственно-преобразовательное значение. В этой жертве апостол Павел видел указание на голгофскую жертву. " Пепел юнчий, кропящий осквернений и давший человеку плотскую чистоту, прообразовал кровь Христову, очистившую " совесть человека от мертвых дел", т.е. от грехов (Евр. 9, 13-14). По указанию Апостола и св.отцов, заклание жертвы вне стана указывало на крестные страдания Христа вне врат Иерусалима (Евр. 13, 11-12). Кедровое дерево, сжигаемое вместе с жертвой, указывало на крест Христа Спасителя, червленая нить - на Его спасительную кровь, а иссоп - на очищаемую силу благодати Христовой, как и в псалме сказано: " окропиши мя иссопом и очищуся" (Пс. 50, 9). Очистительная вода преобразовала возрождающие воды крещения. Закон о рыжей телице, вероятно, был вызван смертью многих при возмущении Корея и при последовавшей затем повальной смертности. Но он, как известно из предания, соблюдался и в земле обетованной. События в Кадесе (Числ. 20) Смерть Мариами последовала в начале сорокового года странстовования в Кадесе у границ земли обетованной. Здесь по случай недостатка в воде начался ропот народа (2-6 ст.). Господь повелел Моисею извести воду из скалы; Моисей и Аарон, собрав народ к скале, как бы с неверием и сомнением сказали: " Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы известь для вас воду? " Можно заметить что отступление от буквального исполнения приказания Господня (" рцыте к каменю" — " скажите скале" ст. 8) и ударение скалы жезлом дважды указывает на сильное раздражение Моисея, недопустимое при исполнении воли Божией. Это же раздражение слышится и в словах, обращенных к народу " послушайте, непокорные! " Великий вождь был измучен возмущениями народа, дух его и Аарона был ослаблен многочисленными трудами сорокалетнего управления и путешествия, но все же Моисей и Аарон в этот момент оказались как бы ниже своего призвания. Вероятно, когда Моисей с раздражением спрашивал народ: " Разве из этой скалы вывести воду? ", то этим поселилось в народе чувство сомнения в возможность этого чуда. Господь наказует Моисея и Аарона - они не вошли в землю обетованную. Но и в наказании можно видеть милость Господа, потому что Он дает утомленным старцам — Моисею и Аарону - тот покой, в котором они нуждались по естественной слабости человеческой природа. Вскоре после этого Аарон скончался на горе Ор, а первосвященство перешло к его сыну Елеазару. Медный змий (Числ. 21, 4-9) Событие, о котором говорится в книге Числ. 21, 4-9, произошло в конце странствования, когда евреи совершили обходное движение от земли Едомской, через которую они не были пропущены (20, 14-21). Как только израильтяне начали испытывать неудобства путешествия по пустыне, они начали роптать на Моисея за то, что он вывел их из Египта. Ропот теперь был обращен против Бога (ст. 5). Возможно, что ропот исходил сначала от старого поколения, приобретшего в Египте склонность к идолопоклонству и чувственности. Поражение народа за ропот произошло через укусы змей. Моисей по просьбе народа помолился Господу и Он повелел ему сделать медного змея, выставить его на знамя для исцеления ужаленных. И когда жалила змея человека, то он, взглянув на медного змия, оставался жив. Змий, очевидно, был только внешним знаком той исцеляющей силы, которую посылал Господь за раскаяние. Змий считался в Ветхом Завете иногда символом зла; его изваяние может быть, служило напоминанием первого искушения (Быт. 3, 1-5), обращало мысли и чувства к раскаянию пред Богом, Которого народ еврейский искушал неверием и ропотом, ибо, как говорит апостол Павел, евреи, роптавшие в пустыне, искушали Христа (1 Кор. 10, 9). Вознесение на древо изображения змия, напоминавшего о грехе и наказании, а затем - спасании через веру и раскаяние, прообразовало спасение через Искупителя, взявшего на Себя грехи всего мира и вознесенного на крест. На такое прообразовательное значение медного змия указывал Сам Христос Спаситель: " Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 14-15). По словам церковной песни: " Змий, иже Моисеем возвышаемый на древо, божественное возвышение проображаше Христово, льстиваго змия умертвшего, всех же оживившего нас умертвившихся преступлением" (тропарь по 7-й песни канона утр. 2 гл.). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 767; Нарушение авторского права страницы