Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сотворение мира и человека (Быт. 1)
Первую главу книги Бытия по содержанию можно разделить на три части: а) начало мира (1-2), б) творение видимого мира (3-25) и в) сотворение человека (26-31). 1 ст.: Словом " в начале" бытописатель указывает, что мир не безначален, призван к бытию во времени и с самим временем. Бог поэтому является по выражению церковной песни, " времене превышем всякого, яко временем Творец" (Тропарь по 3-Й песни канона утр. воскр. 2 гл.). Для означения творческого действия, выраженного в славянском тексте словом " сотвори", в еврейском языке существуют три глагола: " бара" ( ), " аса" ( ) и " айцар". Глаголам " аса" и " айцар" обыкновенно придается значение первому " устраивать, созидать" а второму - " образовать", причем в обоих случаях предполагается устроение и образование из готового материала. Глагол же " бара", по указанию гебраистов, означает творение в собственном смысле, образование чего-нибудь вновь " из ничего". Это глагол и употреблен в еврейском тексте в первом стихе книги Бытия, чем ясно указывается, что мир приведен к бытию из небытия. Первопричиною, виновником всякого бытия является Бог. В настоящем случае в еврейском тексте слово " Бог" выражено словом " Елогим" ( ) - " Боги": существительным множественного числа от " Елоаг". По мнению некоторых толковников, множественное число " Елогим" указывает на бесконечную полноту сил, величие, могущество и превосходство Божественного Существа, на совокупность Божественных совершенств. Но некоторые отцы и учителя Церкви и христианские толковники усматривают в слове " Елогим" указание на троичность ипостасей в Божестве, причем глагол " бара", поставленный в единственном числе, указывает на единство Божественного Существа. Предметом начального творения является " небо и земля" (???? ???? – шамайм вэ арэц). Под " небом" в настоящем случае нельзя разуметь небо в собственном смысле, потому что твердь или видимое небо явилось на второй день (6-8), а небесные светила - в четверый день творения (14-19). Некоторые толковники под " небом" 1-го стиха разумеют мир ангелов или бесплотных духов. Мнение это, прежде всего, основывается на том, что бытописатель, называя ниже (2) новосотворенную землю " невидимой и неустроенной", ничего подобного не говорит о небе, представляя его, таким образом, благоустроенным, что можно сказать только о мире светлых духов. С другой стороны, господь в книге Иова говорит, что Он утвердил основание земли " при общем ликований утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости" (Иов 38, 7), указывая этим, что ангелы сотворены ранее видимого мира. Поэтому Святая Церковь, называя ангелов началом и начатком тварей, воспевает " Невещественные и умные ангелы прежде состави еси видимых всех" (Тропарь по 8 песне канона в понед. утр. 3 гл). Под " землею" нельзя разуметь землю в собственном смысле, ибо планета наша явилась во второй день творения (6-8), а суша отделена от воды в третий день (9-10). Под землею, по мнению толковников, бытописатель разумеет первоначальное вещество, материю, из которого образованы потом предметы видимого мира. 2 ст.: Обращаясь к первоначальному состоянию новосозданной материи, бытописатель называет ее, во-первых, " землею" потому, что земной шар образован был потом именно из этой первоначальной материи, во-вторых, " бездною", указывая этим на ее беспредельность и необозримость для человеческого глаза, и наконец, " водою", означая этим неустойчивость, неуплотненность первобытного вещества сравнительно с землею в собственном смысле. Далее это вещество называется " невидимым", в смысле отсутствия тех определенных признаков и качеств, с которыми явилась впоследствии, по завершении творческой деятельности и с которыми она наблюдалась теперь; " неустроенным", - в смысле отсутствия тех законов, которыми обусловлено существование мира впоследствии. Над этою, пока безвидною, неустроенною бездною первозданного вещества, со всех сторон проникая и охватывая ее, была тьма совершения, полное отсутствие света. Но в то же время первозданному веществу нельзя приписывать нестроение, борьбу и расстройство. Неустроенным первое состояние вещества называется только сравнительно с теми совершенствами и гармонией, которыми запечатлены были дни творения впоследствии. Уже с самого начала Дух Божий оживотворял безжизненную материю: " Дух Божий ношашеся верху воды". Под Духом Божиим должно разуметь, согласно Св. Отцам Церкви, третью Ипостась Святой Троицы. Действие Духа Божия (" ношашеся" ) в еврейском тексте выражается словом " мерахефет" ( ), которое в своем первоначальном значении прилагается к действию птицы, сидящей на яйцах, согревающей их, и таким образом, дающей им жизнь. Отсюда действие Духа Божия по отношению к неустроенному веществу можно представлять как зиждительную силу, которая оживляла первозданное вещество, способствуя деятельности и развитию естественных сил и законов, вложенных в него Богом. Таким образом, по сказанию бытописателя, Бог является Творцом Мира в собственном смысле, когда Он произвел " из Ничего" самое вещество мира. Это первое творение, когда " Все вообще создал Живущий во века" (Сир. 18, 1) затем уже из первозданного, но еще " неустроенного" вещества происходит второе творение, совершившееся в течении шести дней, когда всесильная рука Божия, по словам Писателя книги Премудрости Соломоновой, творит мир " из необразного вещества" (11, 18). 3-5 ст. " Выражением - рече" бытописатель указывает Слово Божие, которое вызвало к бытию свет. Под словом " рече" можно разуметь мысль, намерение, хотение божественное. С другой стороны, в выражении " рече" можно находить указание на участие в деле творения Ипостасного Слова, второго лица Святой Троицы, о Котором св. Иоанн Богослов говорит: " вся тем быша и без него ничтоже бысть, еже бысть" (Ин. 1, 3). Вообще в деле творения принимали участие все три лица Святой Троицы: " Словом Господним небеса утвердишься и духом уст Его вся сила их" (Ис. 32, 6). Предметом творения первого дня является свет, который по своей сущности не зависит от солнца и потому мог явиться ранее небесных светил. В первые три дня творения периодическая смена (слав. " разлучи между светом и между тьмою" ) дня и ночи могла обуславливаться не восходом и заходом солнца, а пульсацией света. Последовательною сменою света и тьмы, вечера и утра определился первый день творения. 6-8 ст.: Предмет второго дня творения в еврейском тексте выражен словом " ракиа" ( ), что значит " простертие, пространство, шатер". В Септуагинте это слово переведено " стереома" ( – твердь" ). Самое действие Творца при сотворении тверди можно представить в следующем виде: Господь обращается со Своим всемогущим словом к тому первозданному веществу, которое выше названо " землею", " бездною" и " водою" (1-2). По творческому слову Господа, это вещество мира распадается на бесчисленное множество отдельных частей, которые поставляются в известное правильное и закономерное отношение друг к другу. Пространство, образовавшееся между этими массами, и явилось " твердью". Таким образом, во второй день творения является наша планета Земля, называвшаяся в библейском тексте " водою", " яже бе под твердию" и видимое небо " твердь". 9-11 ст.: Дело творения третьего дня распадается на два момента: во-первых, по слову Творца, является " вода" и " суша", а во-вторых - земля производит различные виды растений. Таким образом, в третий день творения земли, составленная из первоначального неустроенного вещества, получает более определенный вид, т.е. образуются океаны, моря, озера, реки И является суша с материками, островами, горами, долинами, равнинами и пр. Затем, по слову Господа, земля производит растения. Растительное царство бытописателем подразделяется на три отдела: " бытие травное" (зелень, трава), растения, " сеющие семя по роду и по подобию" и " деревья плодовитые" (высшие роды растений). Ввиду того обстоятельства, что вторым днем деятельности Творца по отношению к целой Вселенной не заканчивается, что в четвертый день творения Господь представляется действующим во всей вселенной, можно думать, что и в третий день деятельность Творца не ограничивалась одною Землею. 14-19 ст.: В четвертый день творения, по слову Божию, являются " светила небесные". В повествовании об этом писатель употребляет глагол не " бара", а " аса", предполагая, очевидно, что самые тела светил были созданы ранее и существовали до четвертого дня. В четвертый день творения свет, созданный в первый день, был сосредоточен в этих массах небесных тел. Светила, по промыслительным планам Господа, назначены, во-первых для того, чтобы освещать землю, полагать различие между днем и ночью, таковы, в частности, солнце и луна. Во-вторых, по назначению Творца, светила небесные должны служить " знамениями", т.е. указателями тех или других естественных явлений и перемен в природе (Мф. 16, 2-3), свидетельствовать о присносущной силе и божестве Творца (Рим. 1, 19-20) и знамениями необычных событий в роде человеческом (Иоль. 2, 30-31; Деян. 2, 19-20; Мф. 2, 9, 24, 29-30, 27, 46, Лк. 21, 11, 25). В третьих, наконец, светила должны служить для указания времен, дней и лет, определяя своим видимым движением годовые, месячные и суточные периоды, времена года и тесно связанные с ними священные и гражданские времена. 20-23 ст.: В пятый день творения являются первые живые обитатели земли. Творческое слово Господа обращено к водам - это должно понимать в том смысле, что воды становятся обиталищем живых существ, приводимых к бытию новым творческим актом Бога. Здесь во второй раз употребляется глагол " бара", т.е. творение без готового материала, творение животной жизни " из ничего". В этот день явились пресмыкающиеся. Еврейское слово " шерец" ( ) имеет значение " многородящие" -наименование, вполне приложимое к рыбам и другим водным и земноводным животным. Вторым видом живых существ, явившихся в пятый день, были различие виды и породы птиц. Дело творения пятого дня заканчивается благословением, которое произносит Творец новосозданным тварям. Этим дается способность к размножению и продолжению рода. 24-25 ст.: При творении в шестой день животных четвероногих. Господь обращается с творческим словом к земле: " да изведет земля душу живу". Это значит, что телесный состав тварей приспосабливается к земле, как к месту их обитания. 26-28.: О высоких преимуществах природы человека свидетельствует то, что во-первых, создание человека совершается после особого божественного совета, во-вторых, человек творится по образу и подобию Божию, и наконец, поставляется господином и владыкою всей земли и всех сотворенных тварей. Совет Божий пред сотворением человека по толкованию святых отцов и учителей Церкви свидетельствует об особенное участи всех лиц Святой Троицы в создании человека. Словами " рече Бог" указывается единство Божества, а прибавлением " сотворим" - число лиц. Что касается образа и подобия Божия, то между ними следует полагать различие. Образ Божия, по учению отцов Церкви, состоит в свойствах и силах человеческой души - ее духовности и бессмертии, разуме и свободной воле, в подобие - в направлении этих сил и способностей к Богу, в свободном развитии и усовершенствовании данных Богом духовных сил до уподобления Творцу (Лев. 19, 2; Мф. 5, 48). Как образ и подобие своего Творца, как последнее и высшее создание на земле, человек является и владыкой природы, господином земли и всего животного мира. О самом акте творения сказано: " И сотвори (" бара" ) Бог человека (евр. " адам" ), указывая этим, что создание человека было новым творческим актом: подобно первоначальному творению (1) и животной жизни вообще (21). Благословением Бог давал, вместе с владычеством над землею, и способность рождения подобных себе. 29-30: Господь назначает в пищу человека " всякую траву семенную, сеящую семя", т.е. хлебные злаки, и всякое древо " еже имать в себе плод семене семенного", т.е. плоды различных деревьев; животным же назначает в пищу " всякую траву зеленую", т.е. траву в собственном смысле. Таким образом, человеку и животным была назначена только растительная пища. Для человека разрешение употреблять в пищу животных последовало только после потопа (Быт. 9, 3). 31 ст. Дела творения каждого дня получают одобрение Творца " и виде Бог, яко добро". Все же творение, законченное шестым днем получает высшее одобрение " се добро зело". Этот одобряющий суд Божий говорит о высочайшей мудрости и любви Творца ко всему сотворенному. Им же Господь навечно устанавливает законы природы, обеспечивает дальнейшее существование тварей. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 769; Нарушение авторского права страницы