Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О лжепророках (Втор. 13, 1-5) ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Если среди Израиля появится ложный пророк или сновидец и будет совершать знамения и чудеса (демонским действием по Божию попущению, как поясняют Св. Отцы), совращая при этом народ к служению иным богам, такого пророка не должно слушать, через него Господь испытывает (слав. " искушает" ) только приверженность и любовь к Себе народа (1-3 ст.). Израиль должен предавать смерти подобных ложных пророков (4-5 ст.). Если совратителем в идолопоклонство явится даже ближайший родственник, то израильтянин, поборов чувство родственной любви, должен донести на совратителя; последний должен быть побит камнями и доноситель должен первым бросить в него камень (6-11 ст.). Если совратится в идолопоклонство целый город, то Израиль, произнеся над ним обет с заклятием, должен разрушить сам город и истребить все находящееся в нем (12-18 ст.). Ветхозаветный закон о лжепророках предостерегает нас от уклонения в том или ином виде суеверия (приметы, гадание и т.п.), и указывает на необходимость сохранения чистоты религиозной истины. О ложный пророках и ложных знамениях и чудесах Христос говорит; " Тогда если кто скажет вам: " вот здесь Христос", или " там", - не верьте! Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Мф. 24, 23-24). И тогда, как и в ветхозаветные времена эти ложные знамения и чудеса будут испытанием истинности веры и любви к Богу (2 Фес. 2, 12). Законы о судьях и правителях (Втор. 16, 18-20; 17, 2-20) 16, 18-20: Из повествования книги Исход (18, 13-26) видно, что Моисей по совету тестя своего Иофора поставил тысяченачальников, сто-, пятидесятиначальников и письмоводителей для разбора обычных дел и тяжб между евреями. Но ввиду скорого поселения евреев в земле обетованной Господь указывает новое устройство суда, соответствующее условиям оседлой жизни народа. Теперь судьи и книгочии должны быть поставлены " во всех градах", т.е. по селениям. Иудейское предание говорит, что каждое значительное селение выбирало семь судей, к которым присоединялись два левита. От судей этим законом требуется справедливость, нелицеприятие и бескорыстие. 17, 8-13: Во время странствования по пустыне высшей судебной инстанцией, решавшей спорные дела и тяжбы, был Моисей. Но впоследствии для израильтян, поселившихся в земле обетованной после смерти великого пророка, такой инстанцией должны быть судьи, " в месте, еже изберет Господь Бог призвати имя Его тамо", т.е. в едином, избранном Самим Богом месте богослужения. Во главе этих судей должны стоять священники. К этой высшей судебной инстанции евреи должны были обращаться и в случаях особо сложных и запутанных дел, когда судьи селения затруднялись решением в них и имели противоречия (слав. " словеса судная во градах твоих" - ст. 8), вероятно, и недовольные решением первичной инстанции могли обращаться все же к высшему судилищу. Ведению этой инстанции подлежали дела уголовные (слав. " между кровию и кровию" ), дела об оскорблениях (слав. " между лиц язвою и язвою" ), вообще судебные тяжебные дела (слав. " между прением и прением" ). Так как в важных случаях священник решал дела по непосредственному откровению Господа, поэтому решение его было окончательным, и человек, дерзко (слав. " гордости" ) не подчинившийся этому решению, должен быть наказан смертью. Ст. 14-20: Моисей предвидит время царского правления в Израиле и дает народу указания относительно избрания царя и его деятельности. Законодатель запрещает этим высшим правителям народа умножать коней (потому что в древности на Востоке кони употреблялись не для работы, а для войны и пышности), уклоняться в многоженство (пример пагубного влияния многоженства - мудрейший из царей Соломон, который был совращен своими женами-иноплеменницами в идолослужение), умножать богатства (ибо это означало налоговое бремя для народа). Правитель должен вникать в нужды и интересы народа и руководствоваться в своей деятельности установлениями Закона. Жребий Левитов (Втор. 18, 1-8). Предсказание Мессии (Втор. 18, 9-21) Ст. 1-5: Под " жребием", которого не имели наследовать Левиты, разумеются доставшиеся по жребию земельные участки каждому из 12-ти колен Израилевых при разделении земли обетованной на уделы. Сам Господь - жребий левитов, как священнослужителей, они - жребий Его (греч. " клирос" - отсюда " клирики" ). Поэтому, взамен земельных участков, Господь передает им некоторые приношения Ему со стороны народа: различные части жертвенных животных и начатки плодов земли и шерсти овец. Кроме того, левитам принадлежали остатки хлебных приношений (Лев. 6, 14-17; 7, 9-10), десятина плодов земли и стад (Лев. 27, 30-34); Числ. 18, 21-22) и первенцы нечистых животных, за которых обыкновенно вносился выкуп (Числ. 18, 15-16). Также был установлен закон содержания священнослужителей, подтвержденный и в Новом Завете: " Священнодействующие, по Апостолу, - питаются от святилища" (1 Кор. 9, 13). Ст. 9-22: Все виды ложных прорицателей и чародеев, как-то вызывание духов и вопрошающие мертвых и т.п. должна быть казнены смертью, потому что такие люди все как обманщики - мерзки перед Господом, как и слушающие их. Но народу избранному должно быть чуждо чародейство, волхвование и все ложнопророчество, исходищее от диавола. В среде его должна храниться истина божественная и для утверждения Господь дает обетование о Высочайшем Пророке, имеющем прийти впоследствии. Господь сказал Моисею: " Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые (пророк тот) будет говорить Моим именем, с того я взыщу" (ст. 18-19). Под обетованным пророком, подобным Моисею, нельзя разуметь ни приемника последнего Иисуса Навина, ни позднейших пророков. При всей высоте личности Иисуса Навина его нельзя разуметь в данном cмысле по ясному указанию Священного Писания, в последней главе (34-й) книги Второзаконие позднейший священный писатель (может быть, сам Иисус Навин или составитель священного канона Ездра) замечает, что после Моисея народным вождем стал Иисус Навин; при этом: " не было более у Израиля пророка такого, как Моисей" (ст. 10). Второе предположение об отнесении этого обетования к какому-то из позднейших пророков нельзя принять потому, что все последующие пророки не были подобны Моисею. Сам Господь выделяет его из ряда дальнейших пророков (Числ. 12, 6-8). Новозаветное Писание ясно указывает, что под обетованным пророком разумеется Мессия - Христос Спаситель. В 3 гл. Деяний Апостольских повествуется, что после исцеления хромого при красных воротах храма святой апостол Петр обратился в Соломоновом притворе с речью к народу о наступивших по предсказанию пророков временах Мессии и приводит слова Втор. 13, 18-19 о пророке, подобном Моисею (Деян. 3, 20-24). Первомученик архидиакон Стефан в своей предсмертной речи к иудеям относит это пророчество также ко Христу Спасителю (Деян. 7, 37). Сам Христос Спаситель засвидетельствовал, что Моисей писал о Нем (Ин. 6, 46); (Лк. 24, 44) и народ в Лице Христа Спасителя видел пророка, грядущего в мир (Ин. 6, 14). Пророком, подобным Моисею, Мессия называется потому, что Он явился в мир, чтобы возвестить волю Божию и служение Его имело много сходственных черт со служением Моисея, который был прообразом Мессии. Особенная близость Моисей к Господу (Числ. 12, 6-8) предуказывала на близость Христа Спасителя как Сына к Богу Отцу (Евр. 3, 2, 5-6), Моисей был ходатаем (посредником) Ветхого Завета между Богом и народом еврейским (Гал. 3, 19). Христос был Ходатаем Нового Завета для всего человечества (Евр. 12, 24). Как Моисей освободил Израиля от рабства египетского, так Христос Спаситель освободил все человечество от рабства греху и диаволу. Как через Моисея дан был закон для ветхозаветного человека, так через Христа Спасителя новозаветному человеку дан закон благодати (Ин. 1, 17). Различные законы (Втор. 21) Эта глава книги Второзаконие должна быть отмечена как излагающая некоторое обряды, имеющие связь с событиями евангельской истории. Так, в частности, в ст. 1-9 излагается закон о неизвестно кем убитом человеке. Если будет найден труп его, то старейшины ближайшего города должны привести в дикую, неразработанную и незаселенную долину телицу, на которой доселе не работали, и с помощью священников заколоть ее здесь. Затем над головою телицы они омывают руки в знак непричастности к совершенному преступлению и просят Бога о невменении народу греха пролитой крови человеческой. Ко времени Христа Спасителя подобный обычай, возможно, существовал у римлян, потому что Пилат, чтобы засвидетельствовать свою невиновность в убиении Иисуса Христа " умыл руки перед народом" (Мф. 27, 24). Указанный в 21, 1-9 ст. Закон Моисея был направлен к тому, чтобы внушить уважение к человеческой жизни и страх ко греху убийства. Но ожесточение евреев явилось причиною того, что этот закон стал основанием их осуждения. В ослеплении злобою к ненавистному Праведнику, они ответили Пилату: " Кровь Его на нас и на чадах наших" (Мф. 28, 25). Другой эакон, излагаемый в ст. 22-23 рассматриваемой главы, говорит о погребении казненных и также имеет отношене к искупительному подвигу Христа Спасителя. По смыслу этого закона, тела повешенных преступников должны быть погребены в день казни и не оставаться на ночь, дабы не осквернялась ими земля обетованная, ибо проклят перед Богом всяк повешенный на дереве. Поэтому и Господь наш Иисус Христос, искупая человека от законной клятвы, Сам был " по нас клятва" (Гал. 3, 13) и повешен на древе крестном, приняв на Себя грехи мира. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы