Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Правила, приемы и средства композиции



Сюжетно-композиционный центр характеризуется наличием за­мысла и сюжета. Возникшая идея творчески преобразовывается через типизацию и обобщение, позволяющие выделить в художественном образе главное. Центр происходящего размещается в самом видном месте произведения, но он не должен нарушать цельности, простран­ства, колорита образа. Композиционный принцип выражения глав­ного обусловлен особенностью человеческого зрения задерживать внимание в первую очередь на том, что сильнее действует на глаз и эмоции. Учитывая избирательность зрения, можно отметить, что если фокус зрения сосредоточивается на ярком тональном пятне или дви­жущемся предмете, все остальное воспринимается нечетко, смутно. В этом явлении проявляется суть композиционного центра.

Определение места композиционного центра. Наиболее опти­мально воспринимается центральная часть плоскости рисунка, и значит, сюжетно-композиционный центр следует располагать на бо­лее видимой части, т.е. рядом с геометрическим центром. Располо­жение композиционного центра зависит в значительной степени от характера действия, направления движения фигур, а также от обще­го замысла художественного образа.

Масштабность. В процессе создания художественного образа очень важно для сюжетно-композиционного центра определить наиболее целесообразный масштаб. Восприятие композиции образа нарушает­ся, если главные персонажи сильно увеличены или уменьшены.

Прием изоляции используется, как правило, для того, чтобы сю­жетный центр легко выделялся. Для этого он обособляется от других действующих лиц, вокруг него создается свободное пространство.

Свет. Естественные и искусственные источники света испускают лучи в виде светового потока, который заливает предметные поверх­ности светом, делает их зримыми, освещенными. Долгое время в живописи освещение используется как средство передачи объемной формы. С помощью света становится возможным выявлять главное, существенное в художественном образе.

Светотень включает в свою структуру пять элементов: свет, по­лутень, тень (собственная и падающая), рефлекс и блик.

Симметрия и асимметрия. Представление о симметрии (от греч. гармония, соразмерность) как выражении определенных зако­номерностей дает множество природных форм и организмов. В при­роде симметрия выступает в качестве статичного средства замыкания формы в себе, соподчинения всех ее частей или средства динамиче­ского обогащения поверхностей и пространства.

В симметричной композиции объекты располагаются почти зер­кально по отношению к центральной оси рисунка. По своему харак­теру симметричные композиции статичны, обе части уравновешены. Если в предмете отсутствуют элементы симметрии, то их называют асимметричными. Поэтому принципы асимметрии лежат в основе изображения предметов движущихся или имеющих какое-то отно­шение к движению, либо предметов, в которых надо выразить вну­треннюю энергию, жизнь.

Равновесие. Глаз человека воспринимает предмет (или группу предметов) в натуре и изображении его массу, положение в простран­стве, взаимодействие масс нескольких предметов. При таком целостном восприятии реального предмета и его изображения возникает явственное ощущение зрительного веса массы, т. е. предмет кажется легким или тяжелым. Легким воспринимается предмет небольшого размера с сильно изрезанными контурами и светлоокрашенными поверхностями; тяжелыми кажутся предметы большого размера с упрощенными контурами и темноокрашенными поверхностями. Если одна часть воспринимается легкой, а другая тяжелой, то образуется неустойчивая композиция, оцениваемая как недолговечная, непроч­ная. Простейшим средством достижения композиционного равно­весия служит симметрия.

Ритм (повтор и чередование фигур). Универсальное природное свойство, присутствующее во многих явлениях окружающей действи­тельности. Жизненный ритм и ритм в искусстве выступают в качестве отличных категорий.

Особенность зрительного восприятия повторяющихся фигур ши­роко используется в изобразительном искусстве для выражения дви­жения, жизни.

Ритм возникает в результате взаимодействия ритмических элемен­тов — интервалов и акцентов. Акцентом принято считать повторяю­щуюся фигуру, цветное пятно или пластическую форму. Интервалом называют пространственный промежуток, который отделяет ритми­ческие акценты друг от друга. Чередуясь с интервалом, акцент тем самым создает ритмический ряд. Каждый ритм имеет свой характер, зависящий от числа акцентов, их формы, положения, светлоты, цве­та, величины акцента и интервала. В произведениях изобразительно­го искусства, как и в музыке, следует различать активный, порыви­стый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный. Ритм в искусстве присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, используемых в построении художественного образа, характеризующегося определенной эмоциональностью.

Формат. Влияет на построение, выразительность художественно­го образа и цельность его восприятия. Традиционно выделяют ква­дратные, прямоугольные (золотое сечение), в виде удлиненного прямоугольника (горизонтального, вертикального), овальные, круг­лые форматы. Выбор формата зависит от темы, сюжета художествен­ного образа, вида и жанра живописи. В процессе работы определя­ется соотношение сторон, вертикальная или горизонтальная форма, в которой будет строиться образ.

Размер. Восприятие художественного образа обусловлено раз­мерами картинной плоскости, который определяется с учетом за­мысла рисунка.

Горизонт. Точка зрения. В процессе создания художественного образа имеет большое значение определение высоты горизонта, ко­торая чаще меняется в зависимости от точки зрения. Все параллель­ные линии, уходящие в глубь пространства, сходятся в одной точке, называемой точкой схода. В зависимости от того, с какой высоты и с какой точки зрения взят горизонт, по-разному будут воспринимать­ся содержание художественного образа, его сюжетно-композиционный центр, отдельные детали.

Тон. Понятие употребляется в двух значениях: тон как степень светлоты в натуре и рисунке и тон как преобладание в натуре и ри­сунке того или иного цветового оттенка, составляющего оптическую смесь. Цвет помимо спектральной цветовой характеристики имеет тоновую. Каждый объект, обладая той или иной цветовой характе­ристикой, содержит в себе определенную светосилу, т.е. тон.

Динамика и статика. Жизненность художественного образа за­ключается в движении. Движением называют механическое действие, перемещение в пространстве, выражающее способность к борьбе; это естественные изменения, протекаемые во времени, сложный процесс развития человека как личности, выражающийся в возник­новении, становлении и угасании чувств, мыслей, настроения.

Передавая динамичный художественный образ, художник создает на плоскости иллюзию движения. Для этого ему необходимы диа­гональные линии, свободное пространство перед движущимся пред­метом; передача кульминационного момента движения. Движение также подчеркивается с помощью направления линий рисунка, раз­мытости фона, нечеткости контуров объектов на заднем плане.

Фактурой принято считать структуру поверхности предмета. Она хорошо воспринимается осязанием и зрением через различную от­ражательную способность материала. В этом случае целесообразно классифицировать по характеру отражения световых лучей: блестящая (поверхность зеркально отражает лучи); матовая (по­верхность беспорядочно рассеивает во все стороны упавшие на нее лучи света); глянцевая (матовую, рассеивающую поверхность лаки­руют, полируют); пушистая-, ворсистая-, бугристая-, шероховатая и т.д.

Живопись и проста и крайне сложна одновременно. Проста тем, что для воплощения замысла не требуется длительной подготовки и большого количества разных материалов, инструментов, приспособ­лений, как в других видах искусства. Сложность заключается в том, что, не используя реальный объем в живописном произведении, не­обходимо создать его иллюзию, при этом арсенал выразительных средств ограничивается только плоскостным решением художествен­ного образа.

Контрольные вопросы

1. Каково значение формата в создании художественно выразительного образа?

2. В чем заключается суть цельности композиции?

3. Как используется прием изоляции в произведениях живописи?


Поделиться:



Популярное:

  1. I. ПРИЕМЫ ИЗМЕРЕНИЙ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
  2. I.4.7. ЗАКОНЫ И ПРИЁМЫ КИНОПОВЕСТВОВАНИЯ
  3. II.1. Приемы изложения научных материалов
  4. VI. ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
  5. База правил нечеткой логики. Блок вывода. Нечеткий вывод на основе правила композиции.
  6. Вопрос 4. Психологические приемы влияния на собеседника в деловом общении. Психологическое влияние на партнера
  7. Вопрос 48.Психологические приёмы вступления в общение, развития и поддержания диалога, выхода из общения.
  8. Вопрос 5. Приемы освобождения от раздражения и гнева.
  9. Вопрос 52.Психологические приёмы и методы разоблачения лжесвидетеля в конфликтной ситуации допроса.
  10. Глава 2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ, СУЩЕСТВОВАВШИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО XIV — XV ВЕКОВ
  11. Глава 3. ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ РУКОПАШНОГО БОЯ
  12. Глава 7.Правила, по которым вы живете


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1733; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь