Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Характеристика и виды рисунка
Рисунком принято называть изображение, созданное с помощью линий, черт, отображающих важные признаки предмета (форму, размер, пропорцию, динамику, объем и т.д.), используемых во всех видах изобразительного искусства. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, по темам и жанрам, по технике исполнения. Рисунок может быть станковым и служить вспомогательным материалом для создания живописных, графических, скульптурных произведений. Неслучайно рисунок служит основой для усвоения выразительных средств создания художественного образа в изобразительном искусстве, для решения различных творческих задач. Знание техник и материалов рисунка, понимание их особенностей помогают реализовать любой замысел. По использованию изобразительно-выразительных средств различают: Линейный рисунок. Выполняется легкими, светлыми, обобщенными штрихами. С помощью линейного рисунка создается художественный образ, строятся различные таблицы, схемы, опорные сигналы. Тональный рисунок. Способствует передаче объемной формы изображаемого предмета и дает более полную характеристику его свойств и качеств. Тональный рисунок позволяет отобразить на плоскости характер освещения, материальность и пространственные отношения. Простейший вид тонального рисунка — контурный рисунок (силуэт), который заполняется одним ровным тоном. По технике выполнения: Оригинальный рисунок. Выполняется от руки в единственном экземпляре. Печатный рисунок. Наносится на клише, оставляющее оттиск на бумаге. Другое название — эстамп. Выделено несколько разновидностей эстампа: ксилография (на дереве); литография (на камне); линогравюра (на линолеуме); офорт (на металле). По целевому назначению: Академический рисунок. Выполняется длительное время на высоком профессиональном уровне с целью совершенствования приемов рисования, более глубокого освоения приемов изображения и тщательного изучения различных форм. Учебный рисунок, подготовительный этап, составная часть академического рисунка, выполняется с целью обучения рисованию. Творческий рисунок выступает в качестве самостоятельного произведения изобразительного искусства, отображающего внутренний мир художника, его душевную и духовную сущность, мысли, мировоззренческие идеи. Набросок — краткосрочный рисунок, выполненный с помощью линий, дополняемых редкой штриховкой или тушевкой. Этюд служит для более подробного изучения предмета и изображения его частей. Цель — выделение в течение длительного времени важнейших внешних и внутренних свойств и признаков объекта. Эскиз выполняется на основе собранных набросков и этюдов, которые выступают в качестве строительного материала эскиза, который впоследствии станет будущим произведением. По способам рисования. Различие между образом реального предмета, сложившимся в процессе зрительного восприятия, и образом, сохранившимся в памяти в виде представления, приводит к появлению разных способов изображения. Рисование по восприятию . Объект изображения в течение всей работы находится перед рисующим. Такой способ рисования называется еще и рисованием с натуры. Этот вид рисования заставляет художника задуматься над формой, содержанием натуры, определить признаки и свойства предметов, осмыслить их отношения. Параллельно с этим воспитываются внимательность и наблюдательность, развивается способность гармоничного видения, осмысления и изображения. Рисование по оригиналам (копирование). Выполняется не с натуры, а с рисунка-оригинала работы мастером. Такой вид рисования — вспомогательный прием при обучении основам изобразительной грамоты, поскольку позволяет наглядно увидеть, как могут быть решены изобразительные задачи. Цель копирования заключается еще и в том, чтобы практически освоить ту или иную технику рисования. Рисование по представлению . Объект изображения отсутствует, т.е. его нет перед глазами рисующего. Изображение создается на основе представлений и впечатлений о предметах, объектах, явлениях, событиях, которые были получены ранее. Образы формируются в сознании рисующего и потому несут на себе отпечаток индивидуальности, неповторимости. Очень часто они менее конкретны и глубоки, чем воспринимаемые объекты. Однако, несмотря на обобщенность характера рисунков по представлению, образы могут дополняться, конкретизироваться художником в ходе рисования, что способствует развитию зрительной памяти, творческого воображения, насыщению новыми образами. Выразительные средства рисунка
Точка. Получается от прикосновения острия карандаша, кисти или любого изобразительного материала к изобразительной плоскости или от пересечения линий и штрихов. Чаше всего используется при отображении светотени или при линейном построении композиции рисунка. В этом случае точка выступает в качестве опоры, поэтому ее называют опорной. Линия — наиболее распространенное изобразительно-выразительное средство, легко наносимое любым материалом. Линии различают по назначению: - вспомогательные — используются при компоновке и линейно- конструктивном построении формы предметов (объектов); - пространственные — служат для передачи пространственного положения формы в зависимости от освещения и окружающей обстановки; - плоскостные — применяются чаще всего в декоративном искусстве и графике. По характеру: - прямые выполняются короткими соединяющими тонкими штрихами, идущими от намеченной на бумаге точки и обозначающими направление линии; - кривые изображаются посредством трех опорных точек (две конечные определяют длину линии, третья — указывает на высоту линии). Расстояние между точками оказывает влияние на характер самой линии. По направлению: горизонтальные; вертикальные; диагональные. По технике выполнения: простые (все прямые и некоторые кривые: замкнутая, дугообразная) и сложные (ломаная — зигзагообразная; волнистая; комбинированная; спиралевидная). Штрих — относительно короткие линии, позволяющие отобразить размеры, контуры предмета, светотеневую моделировку, характер формы, передать объем и фактурность. Штрихи, как и точки, могут быть опорными. Штриховка — прием нанесения тона с помощью штрихов, направление которых определяется движением поверхности изображаемого предмета, ее структурой, формой, размерами и пр. Тон — передача в рисунке светотеневых отношений (градаций) на предмете посредством штриховки, тушевки и окраски. На предметах с ровной, мягкой изогнутой линией переход от света к тени будет постепенным, с характерными полутонами, тоновыми нюансами, наличием рефлексов. Предметы, имеющие угловатую неровную поверхность, содержащую множество изгибов и изломов, отличаются своеобразием и в тональном изображении. Тоновой рисунок в этом случае подчиняется другим законам передачи светотени, в зависимости от материала предмета, направления источника света. Тушевка — прием нанесения тона с помощью слитных штрихов, выполняемых боковой поверхностью графита карандаша.
Контрольные вопросы
1. Какие виды рисунка выделены в теории искусства? 2. Какое значение имеют выразительные средства для формирования графического образа в рисунке? 3. В чем состоит значение рисунка для различных видов искусства?
Особенности овладения рисунком детьми дошкольного возраста Специфика рисования Рисование — один из самых популярных видов изобразительной деятельности и творчества. Первые рисунки появляются у ребенка тогда, когда ему впервые попадет в руки карандаш. Мы уже говорили о том, что первые каракули, штрихи носят исследовательский и вместе с тем отобразительный характер. Направления штрихов, их форма, сочетание — первые изображения ребенка, через которые он передает свое настроение, отношение к тому, что его привлекает, волнует. После того как малыш узнает краски и другие изобразительные материалы, рисунок не перестает его привлекать. В свободной деятельности дети чаще рисуют карандашами и фломастерами, чем красками, поскольку они позволяют быстрее получить изображение, точнее передать детали образа. Лист бумаги служит для дошкольника средством общения, самовыражения и даже полем для изобразительной игры. Поэтому в рисунке ребенок уделяет внимание внутреннему смыслу, а не его форме. Из-за этого маленький художник упускает важные моменты построения образа, что приводит к хаотичному расположению его элементов, размыванию главного. Если не уделять этой проблеме внимания, то рисунок постепенно утрачивает свою изобразительно- выразительную привлекательность и напоминает некое схематичное повествование, имеющее незаконченный вид. Для того чтобы у детей не формировалось искаженное восприятие рисунка, целесообразно выделить ряд направлений в педагогическом процессе. 1. Отработка изобразительных навыков — цель изобразительной деятельности. Одним из изобразительных навыков становится свободное проведение различных по характеру линий (рис. 12— 16). 2. Оптимизация творческой активности, обусловливающей развитие изобразительного творчества дошкольников.
Дети 2, 5 — 3, 5 года собрались рисовать зимний пейзаж. Предварительно они рассмотрели различные изображения зимнего леса в разных колористических гаммах, с использованием нескольких техник. Педагог предложил закрыть фон для будущей работы. Так как данный вид деятельности хорошо знаком дошкольникам, ему оставалось только напомнить, что общий колорит фона должен соответствовать тому настроению, которое они хотели бы отразить в своих работах. После того как фон был готов, педагог, используя показ как метод обучения, продемонстрировал способы рисования заснеженной ели, и каждый новый способ дети самостоятельно повторяли на отдельных листках бумаги. Затем каждый ребенок выбрал тот прием, который ему больше всего понравился. Рисуя первую ель, дошкольник стремится повторить все движения, которые он совершал при тренировке. А вот последующие деревья он начинает изменять, добавляя какие-то элементы, поясняя ход своих мыслей: «...А на этой ели будет много снега, и я поставлю большие отпечатки кисточкой»; «А у меня елка наклонилась, потому что ей тяжело под снегом». Рис. 12. Прямые линии: I — горизонтальные; ритм вертикальный (падающий); вертикальные; 2 — свободный горизонтальный ритм; свободный диагональный; объемные горизонтальные; 3 — пространственные горизонтальные; диагональный устремленный; композиционные вертикальные; 4 — падающий вертикальный ритм; сложный смешанный ритм; смешанный горизонтальный ритм
Рис. 13. Ломаные линии: 1 — усиливающийся вертикальный ритм; смешанный ритм; 2 — диагональный ступен чатый; ритм ломаных линий; 3 — ломанный горизонтальный ритм; ломанный верти кальный ритм; 4— спокойный вертикальный ритм; переплетение ломаных линий Рис. 14. Волнистые линии : 1 — волнистые горизонтальные; пучок диагональных; 2 — волнистые вертикальные; волнистые усиленные к центру; 3 — волнообразное движение; волнистые усиленные к краю; 4 — волнистые диагональные; «срез камня»; 5 — концентрация линий к центру; волнистые пересекающиеся; 6 — волнистая «живая»; концентрация линий к краю; 7— расходящиеся от угла; ветвистые линии; 8— округлые линии (ослабление тона); концентрические ослабленные к центру; 9 — переплетение; концентрические, ослабленные к краю Рис. 15. Округлые линии: 1 - горизонтальные овалы; «цепочка»; 2— пересекающиеся овалы; горизонтальный ритм овалов; 3 — вертикальный ритм овалов; перекрывающиеся овалы Рис. 16. Спиралевидные линии: 1 — горизонтальная спираль с усилением; приближающаяся спираль; спираль «улитка»; 2 — диагональная спираль; свободные диагональные спирали; свободная горизонтальная спираль; 3 — ниспадающая диагональная спираль; ниспадающие вертикальные спирали; расширяющаяся вертикальная спираль; 4 — наклонная горизонтальная спираль; пучок расходящихся спиралей; свободные пересекающиеся спирали; 5 — пересечение диагональных спиралей; свободные дугообразные спирали; расширяющийся пучок спиралей Упражнения в рисовании
Невозможно ждать от ребенка проявления творчества, если у него не хватает технического опыта. Здесь важны две стороны: наличие опыта и внесение нового элемента. Замыслы могут остаться нереализованными, так как их воплощение обусловлено не только уровнем владения техникой рисования (проведение различных линий, наложение мазков, нанесение штрихов и т.д.), но и связью между зрительно воспринимаемым объектом, координацией движения руки с кисточкой (карандашом) и представляемым образом. Для того чтобы перенести задуманное на плоскость листа, ребенку необходимо освоить несколько операций: - научиться зрительно рисовать любой объект и регулировать рисовальные движения благодаря импульсам коры головного мозга; - овладеть техникой изображения; - изучить последовательность изображения для достижения целостности образа; - усвоить цветовые отношения и формообразующие движения. Каждая из обозначенных сторон выступает одновременно самостоятельным механизмом и составляющим одного процесса, который направлен на развитие изобразительного творчества.
Ребенок, не имея представления о том, как выглядит верблюд, не может его изобразить, добиться узнаваемости образа. А для этого ему необходимо хотя бы один раз увидеть это животное
Даже знакомый предмет (объект) сложно изобразить, если не хватает ручной умелости. Конечно, можно возразить, указав на удачные и интересные по цвету, форме, композиции каракули, которые получаются у ребенка, не имеющего большого опыта в области изобразительной грамоты. В этих удивительных каракулях видим занимательные образы мы, взрослые. Именно с позиции взрослого в них отмечается неординарное цветовое решение, оригинальное композиционное построение. Считать это в полной мере творчеством детей было бы необъективно. Сами малыши не видят ни оригинальности, ни индивидуальности в своих работах, так как у них пока еще нет опыта сравнения и сопоставления. Они ориентируются на мнения взрослых, что способствует постепенному формированию их собственной эстетической оценки. Поэтому очень важно помочь дошкольнику обогатить изобразительный опыт, используя упражнения и творческие задания, которые служат связующим звеном между замыслом и творческим продуктом. Условно можно выделить несколько обучающих упражнений. Рисование в воздухе с повторением движений педагога.
При выполнении лессировкой неба педагог показывает рукой движение кисточки: сначала в одном направлении, затем ворс разворачивается и начинает движение в другом направлении. Педагог показывает именно рукой, а не кисточкой, поскольку кистью руки можно более наглядно отразить характер движения ворса. Дети повторяют за педагогом движения рукой. Иногда рисование в воздухе необходимо выполнять кисточкой, чтобы дети зрительно и тактильно запоминали особенности рисовального движения.
Совместная прорисовка деталей на отдельном листке бумаги с подробным пояснением каждого рисовального движения. Упражнение позволяет скорректировать мелкие рисовальные движения и помогает ребенку прочувствовать силу нажима кисти или карандаша для получения определенного изображения, увидеть последовательность изобразительных движений. Важно не только развивать зрительную и тактильную память в отношении формообразующих движений, но и учить детей на слух воспринимать инструкции. В связи с этим всем движениям необходимо давать словесную характеристику.
Рисуя дерево, педагог поясняет: «Посмотри, мы положили кисточку плашмя и ведем плавно вверх. Кисточка свободно движется, слегка изгибаясь, рисует еле заметную волнистую линию, и постепенно ворс кисти отрывается от листка. Только кончик соприкасается с поверхностью. Мы продолжаем рисовать концом кисти. Получился ствол. На самом верху ствол переходит в большую ветку. Теперь мы меняем широкую кисть на среднюю и рисуем ветки более тонкой кистью. Кладем кисточку к стволу и плавными волнистыми движениями поднимаемся вверх. Опять к стволу, кисточку кладем плашмя, постепенно она поднимается, и мы рисуем концом. Вот одна ветка длиннее, а другая короче. Они все разные. Мы их рисуем смело, не боимся, что они будут заходить на ствол, друг на друга. Теперь берем тонкую кисточку и рисуем еще более мелкие веточки, они переплетаются, как будто держатся за руки. Веточки не плоские, а объемные, нарисуем тень на них. Смешаем краски, чтобы у нас получился темный оттенок, и теперь тонкой кисточкой покажем тень, она должна быть только с одной стороны, а с другой ветка остается светлой...» Подробное объяснение необходимо для того, чтобы дети могли одновременно видеть изображение, анализировать характер рисовальных движений для получения образа.
Отработка отдельных технических приемов по инструкции педагога. Упражнение может проводиться как вне занятия, так и в ходе него. Цель его — обеспечить своевременную коррекцию отдельных приемов, деталей, необходимых ребенку для реализации замысла. Процесс освоения основ изобразительной грамоты сложен, длителен, требует постоянного закрепления усвоенного материала. Дошкольники в ходе рисования очень часто, увлекаясь самим процессом, забывают многие правила и начинают расстраиваться, если у них что-то не получается из задуманного. Важно ненавязчиво оказать помощь, направляя ребенка на припоминание правил. Если же дошкольник испытывает неуверенность при выполнении какого-либо приема, то целесообразно его подбодрить, вселить в него уверенность. Когда ребенок оказывается не в состоянии вспомнить прошлый опыт, можно предложить потренироваться на отдельном листке, поскольку попытки выполнить заново какую-то деталь могут также закончиться неудачей. Маленький лист бумаги меньше сковывает действия дошкольника и выступает в качестве тренировочной основы, на которой он смело экспериментирует, пробует разные варианты или отрабатывает какой-то один прием. На отдельном листке можно при необходимости отрабатывать приемы совместно с педагогом. Очень часто педагог из-за нехватки времени на занятии не дожидается, пока дошкольник самостоятельно добьется результата, а сам выполняет необходимый элемент на детской работе. Творческого развития в этом случае не происходит. Ребенок привыкает, что педагог дорисует, педагог поможет и т. д., перестает проявлять усилия в достижении поставленной цели. У него постепенно пропадает интерес к рисованию. Подражание педагогу, копирование отдельных элементов изображения. В копировании нет ничего опасного для творчества. Все зависит от характера его использования в системе обучения. Если оно выступает в качестве основного метода, то оказывает негативное влияние на творчество. Когда копирование или подражание используется с целью закрепления рисовальных движений, то оно способствует расширению опыта ребенка, формированию технической базы 1 (рис. 17). Таким образом, использование упражнений, направленных на приобретение ребенком «рисовального» опыта, приводит в конечном счете к развитию детского изобразительного творчества. Творчество и деятельность — это не исключающие друг друга понятия, а две стороны одного явления. Изобразительная деятельность помогает ребенку творить, проявлять индивидуальность, дает определенную свободу. А творчество, которое проявляется на основе изобразительной деятельности, способствует гармоничному развитию личности дошкольника.
1. См.: Ломоносова М. Т. Графика и живопись: учеб. пособие. — М., 2003. — С. 150-151.
[1]
Рис. 17. Упражнения в штриховке Контрольные вопросы 1. Какие виды рисунка, по вашему мнению, доступны детям дошкольного возраста? 2. В чем состоит суть упражнений? С какого возраста целесообразно применять упражнения для формирования изобразительных навыков? Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 18699; Нарушение авторского права страницы