Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Н. П. ОГАРЕВ. «ЧТО НУЖНО НАРОДУ?»
Очень просто, народу нужна земля и воля. Без земли народу жить нельзя, без земли нельзя его и оставить, потому что она его собственная, кровная. Земля, никому не принадлежит, как народу. Кто занял землю, которую зовут Россией? Кто ее возделал, кто ее спокон веку отвоевывал да отстаивал против всяких врагов? Народ, никто другой, как народ. Народ спокон веку на самом деле владел землей, на самом деле лил за землю кровь и пот, а приказные на бумаге чернилами отписывали эту землю помещикам да в царскую казну. Вместе с землей и самый народ забрали -в неволю и хотели уверить, что это и есть закон, это и есть божеская правда. Однако никого не уверили. Плетьми народ секли, пулями стреляли, в каторгу ссылали, чтобы народ повиновался приказному закону. Народ замолчал, а все не поверил. И из неправого дела все же не вышло дела правого. Притеснениями только народ и государство разорили. Увидели теперь сами, что попрежнему жить нельзя. Задумали исправить дело. Четыре года писали да переписывали свои бумаги. Наконец, решили дело и объявили народу свободу. Послали повсюду генералов и чиновников читать манифест и служить по церквам Молебны. Молись, мол, богу за царя, да за его волю, да за свое будущее счастье. Народ поверил, обрадовался и стал молиться. Однако, как зачали генералы и чиновники толковать народу «Положения», оказывается, что воля дана только на словах, а не на деле. Что в новых «Положениях}) прежние приказные законы, только на другой бумаге, другими словами переписаны. И барщину' и оброки отбывай помещику попрежнему; хочешь получить свои землю и избу - выкупай их на свои собственные деньги. Выдумали переходное состояние. Не то на 2 года, не то на 6, не то на 9 лет определили для народа новое крепостное состояние, где помещик будет сечь через' начальство, где суд будет творить начальство, где все перепутано так, что если б в этих царских «Положениях» и нашлась какая-нибудь льготная крупица для народа, то ею и воспользоваться нельзя. И государственным крестьянам попрежнему их горькую судьбу оставили, и землей и народом оставили владеть все тех же чиновников, а хочешь на волю, ВЫкупай свою землю. Слушает народ, что ему толкуют генералы tf чиновники про волю, и понять не может - какая это воля без земли под помещичьими и чиновничьими розгами. Верить не хочет народ, что его так бесчестно обманули. Быть, говорит, не может, чтобы царь 4 года своим словом ласкал нас свободой, а теперь на деле подарил бы прежней барщиной и оброком, прежними розгами и побоями. Хорошо, кто не поверил, да смолчал; а кто не поверил да стал тужить о несбывшейся воле, тех пришли вразумлять плетьми, штыками да пулями. И полилась по Руси безвинная кровь. Вместо молитв за царя... стоны мучеников, падающих под плетьми и пулями да изнемогающих под железами по сибирской ДОроге. Так-то опять плетьми да каторгой хотят заставить народ верить, что новый приказ ной закон есть божеская правда. Да еще глумятся царь да вельможи, Говорят, что через два года будет воля. откуда же она будетволя-то? Землю урежут, да за урезанную заставят платить втридорога, да отдадут народ под власть чиновников, чтобы и сверх этих тройных денег еще втрое грабежом ВЫЖИмали; и чуть кто не даст себя грабить, так опять плети да каторга. Ничего они, не то, что че-' рез два года, - а никогда для народа не сделают, потому что их выгода - рабство народное, а не свобода. И откуда это народу такая беда, что живет он, живет, работает, работает, а до правды дожить не может и вечно народом торгуют? Как откуда? Ради чего Иуда Христа продал? Ради алчности. Та же алчность заставляет и царей, и помещиков, и чиновников торговать народной землей, народной кровью и обманывать народ, чтоб им была во всем излишняя роскошь, народ живи в бедности, неволе, невежестве. Землю от народа Отписали на себя. Все, что народ ни выработает, - подавай ко дворцу, да в казну, да дворянам; а сам вечно сиди в ГНИЛой рубахе да в дыряBыx лаптях. Свободу ОТняли. Шагу не смей сделать без ЧИНОвничьего позволения, без паспорта или билета, и за все плати. Ничему народ не учили. Деньги, что сбирают на народное ученье, сорят на царские конюшни и псарни, на ЧИНОвников иненужное JJОЙСКО, которое стреляло бы по народу..Нет! Двоедушничать с народом и обманывать его бесчестно и преступно. Торговать землей и волей народа не то ли же, что Иуде торговать Христом? Нет, дело народа должно быть решено без торга, по совести и правде. Решение должно быть простое, откровенное, всякому понятное; чтобы слов решения, раз произнесенных, ни царь и ни помещики с чиновниками перетолковать не могли. Чтобы ради глупых, бестолковых, изменнических слов не лилось неповинной крови. Что нужно народу? Земля, воля, образование. Чтобы народ получил их на самом деле, необходимо: 1) Объявить, что все крестьяне свободны с той землей, которою теперь владеют. У кого нет земли, например, у дворовых и некоторых заводских, тем дать участки из земель государственных, т. е. народных, никем еще не занятых. У кого из помещичьих крестьян земли не в достачу, тем прирезать земли от помещиков или дать земли на выселок, так, чтобы ни один крестьянин без достаточного количества земли не остался. Землей владеть крестьянам сообща, т. е. общинами. А когда в какой общине народится слишком много народу, так что тесно станет, дать той общине для крестьян сколько нужно земли на выселок из пустопорожних удобных земель. В тысячу лет русский народ заселил и завоевал земли столько, что ему ее на многие века хватит. Знай плодись, а в земле отказа быть не может. 2) Как весь народ будеть владеть общей народной землей, так, значит, весь народ за пользование этой землей будет платить и подати на общие народные нужды в общую государственную (народную) казну. Для сего освобожденных с землей крестьян обложить такою же податью, какую ныне платят государственные крестьяне, но не более. Подати те взносить крестьянам сообща, за круговою порукою; чтобы крестьяне каждой общины отвечали друг за друга. 3) Хотя помещики триста лет владели неправо землей, однако народ, ИХ обижать не хочет. Пусть им казначейство выдает ежегодно в пособие или вознаграждение, сколько нужно, примерно, хоть шестьдесят миллионов в год, из общих государственных податей. Лишь бы народу осталась вся земля, которую он теперь на себя пашет, на которой живет, с которой кормится и отапливается, с которой скот свой кормит и поит, да лишь бы подати ни в каком случае не повышали, а то народ на Отсчитывание вознаrpаждения помещикам из податей согласен. А сколько кому из ВЫСчитываемых на ЭТО из податей денег приходится, помещики сами промеж себя по губерниям согласиться могут. Народу это все равно, · лишь бы подать не повышали. Помещичьих крестьян по последней ревизии считается всего 11 024 108 душ. Если их обложить одинаковою податью с Государственными. крестьянами, т. е. рублей по семи с души в год, то, отсчитав из этих семи рублей Около 1 р. 60 к. серебром, которые помещичьи крестьяне ныне платят в казну (подушными и разными повинностями), останется затем с каждой души около 5 р. 40 к. серебром, а от всех помещичьих крестьян в России около шестидесяти миллионов рублей серебром. Значит, есть чем пособить и Вознаградить помещиков; больше этого им и желать стыдно, и давать не следует. 4) Если при такой подати до полных шестидесяти миллионов, следующих помещикам, чего и не хватит, то для покрытия недостатка все-таки никаких лишних податей требовать не надо. А следует убавить расход на войско. Русский народ ЖИвет в миру со всеми соседями и хочет жить с ними в миру, стало, ему OrpOMного войска, которым только царь тешится да по мужикам стреляет, не надо. А потому войско следует сократить наполовину. Теперь на войско и на флот тратится сто двадцать Миллионов, а все без толку. С народа собирают на войско денег кучу, а до солдата мало доходит. Из ста двадцати миллионов сорок миллионов идет на одних только военных чиновников (на военное управление), которые еще, кроме того, сами знатно казну разворовывают. Как сократить войско наполовину да еще в особенности посократить военных чиновников, так и солдатам будет лучше, да и излишек от расходов на войско большой останется, миллионов в сорок серебром. С таким излишком, как бы ни было велико вознarpаждение помещикам, а уплатить будет чем. Податей не прибавится, а распределятся они разумнее. Те же деньги, которые народ теперь платит на лишнее войско, чтоб царь тем войском по народу стрелял, пойдут не в смерть, а в жизнь народу, чтоб выйти народу спокойно на волю с своей землей. 5) И собственные расходы царского правительства надо сократить. Вместо того, чтоб строить царю конюшни и псарни, лучше строить хорошие дороm Щt ре248 месленные, земледельческие и всякие пригодные народу школы и заведения. Притом само собою разумеется, что царю и семье царской нечего напрасно присваивать себе удельных и заводских крестьян и ДОХОДЫ с них; надо, чтоб крестьянство было одно и платило бы одинаковую подать, а из подати и будут отсчитывать, сколько за управление положить можно. 6) Избавить народ от чиновников. Для этого надо, чтоб крестьяне и в общинах, и в волостях управлялись бы сами, своими выборными. Сельских и волостных старшин определяли бы своим выбором и отрешали бы своим судом. Между собой судились бы своим третейским судом или на миру. Сельскую и волостную полицию справляли бы сами своими выборными людьми. И, чтоб во все ЭТО, равно как и в то, кто какою работою или торговлей и промыслом занимается, отныне ни один помещик или чиновник не вмешивался бы, лишь бы крестьяне: во-время вносили свою подать. А за это, как сказано, отвечает круговая порука. Для легкости же круговой поруки крестьяне каждой общины промеж себя сделают складчину, т. е. составят мирские капиталы. Случится ли с кем беда, мир ссудит его из этого капитала и не даст погибнуть; запоздал ли кто податью - мир внесет за него подать в срок, даст ему время поправиться. Понадобилось ли для всей общины построить мельницу или магазин или купить машину, общественный капитал поможет им сладить общеполезное дело. Общественный капитал и хозяйству сельскому поможет, да и от чиновников спасет, так как при исправном платеже податей ни один чиновник никого и притеснить не может. Тут-то и важно, чтоб все стояли за одного. Дашь одного в обиду - всех обидят. Само собой разумеется, не надо, чтоб до этого капитала чиновник пальцем дотронулся; а те, которым мир его поручит, те в нем отчет миру и дадут. 7) А для того чтобы народ получил землю и волю, сохранил бы их на вечные времена; для того, чтобы царь не облагал произвольно народ тяжкими податями и повинностями, не держал бы на народные деньги лишHeгo войска и лишних чиновников, которые давили бы народ; для того, чтобы царь не мог прокучивать народные деньги на пиры, а расходовал бы их по совести на народные нужды и образование - надо, чтоб подати и повинности определял бы и раскладывал промеж себя сам народ через своих выборных. В каждой волости выборные < YI' сел решат промеж себя, Сколько надо собрать с своего народа денег на общие нужды волости, и выберут промеж себя доверенного человека, которого пошлют в уезд, чтобы вместе с выборными от других волостей, и землевладельцев, и городских обывателей, решить, какие нужны подати и повинности по. уезlIY. Эти выборные на уездном сходе выберут промеж себя доверенных людей и пошлют их в губернский город, чтобы решить, какие HapolIY ПРИllЯть повинности по губернии. Наконец, выборные от губернии съеlIYТСЯ в столицу к царю и порешат, какие повинности и подати должны быть отбываемы народом для нужд государственных, т. е. общих для всего русского народа. Доверенные < YI' народа люди не даlIYТ народа в обиlIY, не позволят брать с народа лишних денег, а без лишних денег не из чего будет содержать и лишнего войска, и лишних чиновников. Народ, значит, будет жить счастливо, без притеснений. Доверенные люди решат, сколько податей платить HapolIY и как платить их, чтобы никому не было обидно. Как соберутся выборные да столкуются, им уж можно будет порешить, чтобы подать платилась не с lIYши, а с земли. У какой общины земли более да земля получше, той, значит, и' платить податей придется более; а кто землей бедней - те и платить буlIYТ менее. Тут и помещики с своей земли платить буlIYТ.. Значит, дело будет справедливее, и для народа ль}отнее. Доверенные же решат, как по справедливости отбывать рекрутскую повинность; как по справедливости отбывать дорожную, постойную и подводную повинности; оценят их деньгами и разложат по всему HapolIY безобидно. Разочтут всякую народную копейку, на какое именно дело ей идти; сколько денег на правительство, сколько на войско, сколько на суды, сколько на училища народные, сколько на дороги. И что решат, то только и будет. Как пройдет год, так в каждой копейке подай HapolIY отчет - куда она истрачена. Вот тогда народ и будет в самом деле благоденствовать. Вот что нужно HapolIY, без чего он жить не может. Да кто же будет ему таким другом, что доставит ему все зто? До сих пор народ веровал, что таким дру_ гом ему будет нынешний царь. Что не в пример прежних царей, которые отписали землю от народа и отдали его в неволю к вельможам, помещикам и чиновникам, новый царь осчастливит народ. Только как пришли генералы с солдатами расстреливать народ за волю и сечь шпицрутенами, так пришлось и про нового царя сказать: не жди от царя никакого добра, а только одного зла, так как по алчности своей цари и волю, и достаток народа обирают неминуемо. Пусть же народ подождет молиться за него, а своим чутьем да ЗдРавым смыслом поищет себе друзей понадежнее, друзей настоящих, людей преданных. Пуще всего надо HapolIY сближаться с войском. 11 отец ли, мать ли снаряжает сына в рекруты - не забывай народной воли, бери с сына клятву, что по наpolIY стрелять не будет, не будет убийцей отцов, матерей и сестер кровных, кто бы ни дал приказ стрелять, хотя бы сам царь, потому что такой приказ, хотя бы и царский, все же приказ окаянный. Затем ищи себе друзей и повыше. Когда найдется офицер, который научит солдат, что стрелять по HapolIY грех смертный, - знай; народ, что это друг его, который стоит за землю мирскую да за волю народную. Найдется ли помещик, ' который тотчас отпустит крестьян на волю со всею их землею, самым льготным способом и ни в чем не обидит, а во всем поможет; найдется ли купец, который не пожалеет своих рублей на освобождение; найдется ли такой человек, у которого ни крестьян, ни рублей нет, но который всю жизнь и lIYмал, и учился, и писал, и печатал только для того, как бы лучше устроить землю мирскую да волю народную: знай, народ, - это все друзья его. Шуметь без толку и лезть под пулю вразбивку нечего; а надо молча сбираться с силами, искать людей преданных, которые помогали бы и советом, и руководством, и словом, и делом, и казной, и жизнью, чтоб можно было умно, твердо, спокойно, дружно и сильно отстоять против царя и вельмож землю мирскую, волю народную да правlIY человеческую. z: \CorvDoc\учебник245\Новая папка\doc.htm - 0#0 оглавление z: \CorvDoc\учебник245\Новая папка\doc.htm - 0#0 z: \CorvDoc\учебник245\Новая папка\doc.htm - 0#0 z: \CorvDoc\учебник245\Новая папка\doc.htm - 0#0 z: \CorvDoc\учебник245\Новая папка\doc.htm - 0#0 z: \CorvDoc\учебник245\Новая папка\doc.htm - 0#0 z: \CorvDoc\учебник245\Новая папка\doc.htm - 0#0 z: \CorvDoc\учебник245\Новая папка\doc.htm - 0#0 z: \CorvDoc\учебник245\Новая папка\doc.htm - 0#0 z: \CorvDoc\учебник245\Новая папка\doc.htm - 0#0
№10 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1940; Нарушение авторского права страницы