Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие и структура правопорядка
Правопорядок — понятие, теснейшим образом связанное с понятием права. Последнее, как было показано ранее, может быть понято как система нормативно определенных правовых отношений (система правовых коммуникаций). Право представляет собой, таким образом, функционирующую коммуникативную систему, целью которой является установление такого общественного порядка, субъекты которого удовлетворяют свои интересы, реализуя субъективные нрава и обязанности. Правопорядок следует отличать от общественного порядка. Под последним понимается система общественных отношений (коммуникаций), основанная на всех социальных нормах (включая нормы права, морали, нравственности, религии, этикета и т. д.) и соответствующих нормативных ожиданиях и действиях. Соответственно такая система имеет упорядоченный (согласованный, легитимный, стабильный) характер. Общественный порядок возникает благодаря институционализации схем поведения и поддерживается через наделение людей обязательным знанием в процессе социализации и его закрепление в процессе повседневных взаимодействий. Наряду с правовым порядком выделяют порядок экономический, политический, нравственный. Правовой порядок — неотъемлемая часть общественного порядка. Результатом действия права и будет являться установление правопорядка на «выходе» такой системы. Правопорядок можно рассматривать как правовое состояние общественных отношений, т. е. как результат непрерывного процесса воспроизводства правовых коммуникаций. Правопорядок не отделим от понятия права, и можно утверждать, что там, где есть право, есть и правопорядок, и наоборот. 12 Алексеев Н. Н. О гарантийном государстве// Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. М., 1998. С. 604-605. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник Правопорядок всегда носит фактический характер, т. е. правопорядок — это не замысел законодателя, а реально существующее в обществе воспроизводство правовых коммуникаций. Поэтому правопорядок как социальная реальность может существенно отличаться от «абстрактного правопорядка» (законодательной идеи правопорядка), заложенного в текстах законодательства. Поскольку правовые тексты создаются не только государством, то и в правопорядке следует выделять государственный правопорядок и социальный правопорядок. Государственный правопорядок возникает на основе реализуемых норм государственного права, а социальный правопорядок — на основе норм внегосударственного, социального права. В принципе эти правопорядки сосуществуют как подсистемы единой системы правопорядка, взаимодействуя и дополняя друг друга (по принципу диалога). Следует, однако, иметь в виду, что в определенных аспектах правовой действительности между ними возможны и конфликты (разрывы в правовой коммуникации), которые разрешаются в пользу того или другого правопорядка.13 Следовательно, правопорядок является результатом не только сознательной, рациональной, волевой деятельности социальных субъектов и их функционально-структурных образований, включая государство, но в своем целостном и глубинном значении — результатом правовой самоорганизации общества. 13 Один из возможных вариантов коллизии правопорядков описан Л. С. Яви- чем: «Когда рост производительных сил приводит к ломке устаревших производственных отношений и появлению новых отношений собственности в недрах прежнего строя, то последние образуют новый тип первичных правоотношений, которые находятся в антагонизме с тем правопорядком, который продолжает поддерживаться архаичным законодательством и связанной с ним старой законностью. Под напором прогрессивных элементов будущего правопорядка официально признанный порядок отношений расшатывается, разлагается отжившая свой век законность, падает значение безнадежно отставшего законодательства, а связанная с ним правовая политика государства испытывает глубоко кризисное состояние. Иной процесс расшатывания правопорядка снизу может иметь место тогда, когда государственная власть декретирует введение таких отношений, которые обгоняют роет производства настолько, что, вопреки законам государства и требованию властей их соблюдать, не имеют под собой материальной почвы. Новый, искусственно навязанный правопорядок, основываясь на государственном принуждении, каким-то образом действует в политических отношениях, но постоянно наталкивается на правоотношения, соответствующие реальной ступени развития отношений производства, распределения и обмена. Такой искусственный правопорядок нестабилен, подрывается стихийно воспроизводимым правопорядком, согласован только с законом и потому с экономической точки зрения вреден, постоянно деструктируется, отрицательно влияет на состояние законности» {Явич Л. С. Сущность права. С. 162). Глава XIX. Законность и правопорядок «Как университет не есть регулирующий его деятельность университетский устав, церковь не есть церковное право, рабочий синдикат не есть то... синдикальное право, которым регулируются отношения между ним и его членами и взаимное отношение между последними как членами синдиката, точно также государство следует отличать от порождаемого им государственного правопорядка, регулирующего отношения между государством и гражданами и взаимные отношения последних между собою. Поэтому надо различать две стороны: проблему отношения между государственным правопорядком и правопорядком вообще и между государством и правом в более узком смысле этого слова. В Средние века несовпадение государства с обществом, государственного правопорядка и правопорядка вообще, государства и права было совершенно наглядным. Государство было только одним из общественных союзов наряду с многообразными другими общественными ассоциациями, имевшими независимое от него бытие, вступавшими с ним в борьбу и часто выходившими из этой борьбы победителями. Государственный правопорядок был только одним из видов правопорядка, и притом роль его по сравнению с негосударственным правопорядком, имевшим самые разнообразные источники (обычное право, церковное право, гильдейское право, договорное право феодальной иерархии), была весьма ограничена. Государство само не считало правотворчество своей существенной функцией и в своей жизни даже руководствовалось большею частью не им установленными, а заимствованными из других правопорядков нормами. Впервые абсолютизм провозгласил монополию государственного правопорядка, откуда и идет отождествление государственного правопорядка с правопорядком вообще и поглощение им всех других правопорядков. Параллельно с этим шел процесс... уничтожения всех других общественных союзов... превращения их из корпораций в " учреждения" и органы государства. Ликвидировав все старые феодальные общественные связи, государство стало как бы лицом к лицу с обществом как неорганизованным агрегатом отдельных подданных. Однако, присвоив себе монополию права и сделав правотворчество своей существенной функцией, абсолютистское государство не отождествляло себя с правом: оно считало себя стоящим над правом и на порождаемое им право смотрело лишь как на орудие более обширной и универсальной задачи осуществления общего Блага. Только с либерализма идет отождествление государства с правом в виде поставления государству в качестве единственной и не исчерпывающей его задачи правотворчества и пра-воохраны. Государственный правопорядок еще резче мыслится здесь как правопорядок вообще, общество — как простой агрегат отдельных атомов-граждан, нуждающихся для своей общественной жизни только в однообразном, на всю территорию общества распространяющемся праве-государстве. Как мы видели выше, концепция эта вполне разделялась и отрицавшими государство-право марксистами; новый либерализм, с одной стороны, и ревизионизм, с другой, находятся также всецело еще под ее влиянием. Впервые синдикализм решительно порвал с нею, противопоставив государству социальное право синдикальных организаций. Однако отрицание синдикализмом государства, противопоставление свободного социального права как права истинного, принудительному праву государства как праву мнимому, опять-таки затушевало всю проблему. Только гильдеизм, реставрировав идею государства, вновь поставил — уже в новой плоскости — проблему ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник взаимоотношения государства и права. Смысл лозунга " нового средневековья" в значительной мере сводится именно к отрицанию правовой монополии государства, к признанию государства одним только из общественных правотворческих союзов, наравне с другими, и к различению между государством и государственным правопорядком. Коль, наиболее разработавший теорию гильдеизма, определенно различает между тремя понятиями: Общества-общения (community), общества-организации (society) и государства, расположенными как бы на двух плоскостях общественного бытия... Плоскость общения есть основная, глубинная плоскость общественного бытия: она кроет в себе полноту последнего, подобно личностям, из которых общение состоит, она характеризуется текучестью своего бытия, неопределенностью очертаний, бесконечностью и многообразием пребывающих в ней интересов и стремлений, неисчерпаемостью ее возможной активности; это есть плоскость обычаев, традиций, конвенциональных правил. Примером таких общений могут служить семья, деревня, город, нация, человечество. Над этой плоскостью возвышается, как его своего рода умаленная кристаллизация, плоскость организованного общества: в отличие от простого общения, организация есть более определенное единство лиц, преследующих общую цель... или совокупность целей; всякая организация функциональна (или многофункциональна, но не всефункциональна, как в потенции всефункциональна личность и община), то есть преследует ограниченные и определенные цели и руководится в своей деятельности определенными правилами, или нормами, как бы ни были они иногда рудиментарны по форме. Среди этих организаций имеются и такие, которые преследуют одинаковые интересы отдельных членов (например, акционерные компании), но также и такие, которые преследуют некий общий, сверхиндивидуальный интерес (например, церковь, тред-юнионы, университет). Чем важнее для общества функция, тем " существеннее" она как организация. Обычаи, традиции, условные правила поведения сгущаются здесь до определенного правопорядка. Эта вторая плоскость есть поэтому плоскость социального права, столь же разнообразного, как и разнообразны те отдельные, определенные функции, которые лежат в основе соответствующих организаций. Неправильно вознесенное со времени Ренессанса на какую-то высшую плоскость, государство в гильдейском строе относится к этой второй плоскости организованного общества. Оно — один из общественных союзов наряду с другими социальными правопорядками. Однако внутри правопорядков уже, а не порождающих их организаций можно различить тоже как бы два слоя, сообразно степени принудительности, характеризующей отдельные правопорядка Не будучи простым принуждением, всякое право, однако, содержит в себе возможность такового».14 Государственный правопорядок поддерживается и обеспечивается государством, существуя в режиме законности. Нарушения законности подрывают и основы правопорядка. Но вместе с тем, как было отмечено выше, не всякое нарушение правопорядка свидетельствует и о нарушении законности. 14 Гессен С. И. Правовое государство и социализм //Гессен С. И. Избранные сочинения. М., 1999. С. 400-403. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы