Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Обоснование эмпиризма в трудах Д. Локка. Принцип “tabula rasa”.



В конце 17 в. традиции эмпиризма развил британский философ Джон Локк (1632 – 1704), написавший « Опыт о человеческом разуме ». Некоторое время Локк серьёзно занимался естествознанием и медициной и стал членом Лондонского Королевского Общества (аналога Академии наук). Локк на протяжение многих лет занимался общественно-политической деятельностью, в том числе и будучи депутатом парламента.

Придерживаясь материализма, Локк полагал, что нет никакой бестелесной субстанции. Локк в наиболее яркой форме сформулировал основные положения эмпиризма. Он считал, что всякое познание носит опытный характер и начинается с чувственных ощущений, восприятий. Чего-либо, не проистекающего из чувственного опыта, Локк не допускал. Локк выдвинул три основных положения, чётко обозначившие сущность его эмпиризма:

1. Нет никаких врождённых идей. Врождённые идеи должны наличествовать у абсолютно всех людей, однако многие идеи, которые считаются врождёнными, есть не у всех, следовательно, они не врождены, а приобретены в ходе опыта. Например, идея Бога не является врождённой, поскольку её нет у некоторых дикарей, а также у детей. Относительно всего врождённого среди людей должно господствовать полное согласие, однако подобного единодушия среди людей не наблюдается. Всё познание начинается с опыта и не может проходить вне опыта. Данные опыта, таким образом, являются единственным каналом получения информации о мире. Локк был одним из наиболее последовательных защитников теории иннативизма.

2. Душа при рождении подобна чистой доске (tabula rasa). У новорождённого до испытываемого им первого ощущения в душе нет никакого содержания, оно появляется лишь в результате контакта с внешним миром посредством опыта. Выражение «tabula rasa» стало чрезвычайно распространённым в теории познания и психологии.[57]

3. Нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в чувствах. Всё содержание нашего разума мы получаем посредством деятельности чувств. В конечном итоге разум не способен без содействия чувств начать познавательную деятельность. Локк последовательно проводит линию сенсуализм а, утверждая первенство и приоритетность деятельности чувств над деятельностью разума. В конечном итоге любое знание является результатом умозаключений из данных чувственного опыта.

Опыт, согласно Локку, может быть внешний и внутренний. Источником внешнего опыта является объективная реальность, воздействующая на наши органы чувств и производящая ощущения. Душа в целом здесь пассивна и лишь воспринимает информацию из внешнего мира. Внутренним опытом Локк называет рефлексию как наблюдение и анализ своих собственных переживаний. При выработке внутреннего опыта душа более активна, чем при получении внешнего опыта. В противоположность Декарту Локк полагал, что внешний опыт является более достоверным нежели внутренний.

В результате опыта в душе появляются простые идеи, которые с помощью разума комбинируются в сложные, составные, получающиеся в результате сложения и перестановки простых идей (ассоциации). Ощущения Локк уподобляет знакам, буквам на бумаге, причём, они представляют собой не столько отражения, сколько символы действительности. Истина рассматривается Локком как соответствие между идеями, а отнюдь не между идеей и предметом. Заметим, что при понимании истины как соответствия идей между собой, усиливается возможность отрыва от реальности.

Локк различал три вида знания по степени их достоверности:

1. чувственное познание отдельных вещей;

2. демонстративное (доказательное) знание, т. е. знание соответствия или несоответствия идей друг другу, достигаемое опосредствованным путем, посредством рассуждений;

3. интуитивное, считающееся наиболее достоверным знанием. Это непосредственное восприятие умом соответствия или несоответствия нескольких идей. Например, интуитивно постигаются следующие положения: «белое не есть черное», «три больше двух», «целое больше части» и т. п.

Большое внимание Локк уделял рассмотрению операции абстрагирования. Он полагал, что абстрактные понятия это сложные идеи, у которых отделены как незначащие обстоятельства места и времени, при которых мы получили эту идею.

У Локка возрождается забытое после исчезновения античной философии учение о первичных и вторичных качествах. Первичные качества, к которым Локк относит протяжение и фигуру тел, объективны и присущи самим вещам. Вторичные же качества (цвет, вкус, запах и т.д.), имеющие субъективный характер, не присущи вещам, а появляются в нашей душе в результате воздействия на неё тел, обладающих определёнными первичными качествами.[58]

В области социально-политической мысли Локк оставил заметный след как один из основоположников либерализма. Именно Локку принадлежит идея существования у человека естественных (данных от природы) неотчуждаемых прав и свобод. К числу естественных прав Локк относил право на жизнь, свободу и собственность. Государство призвано защищать эти права граждан и чрезмерно не вмешиваться в частную жизнь граждан. Для ограничения деспотизма государственной власти Локк предлагает принцип разделения властей на три независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Локк выступал против преследований по религиозному принципу, защищая принцип веротерпимости. В целом Локка можно считать мыслителем, стоящим у истоков философии Просвещения.

 

37. Рационализм Нового времени. [59] Рационалистический дуализм Р. Декарта. Принцип “cogito”.

Основоположником рационализма Нового времени считается французский мыслитель Рене Декарт (1596 – 1650). Выдвинутое им учение стало называться по его латинизированной фамилии картезианство м. Декарт был многосторонне развитым учёным и содействовал развитию философии, физики, математики и других наук. Например, в космогонии он предложил вихревую гипотезу образования вселенной; эта теория некоторое время (до появления учения И. Ньютона) пользовалась признанием в научных кругах. Школьники и студенты до сих пор используют Декартову систему координат для построения графиков математических функций. С помощью этой системы координат Декарт наглядно показал связь между алгеброй и геометрией как частями математики. Скончался Декарт в Стокгольме, куда был приглашён шведской королевой для преподавания ей философии. Основными философскими произведениями Декарта являются « Рассуждение о методе » и « Начала философии ».

Вся система знаний уподобляется Декартом дереву, корни которого образует метафизика (философия), ствол – физика, а ветви – частные науки, среди которых Декарт на первый план выдвигает медицину, механику и этику. Подобно тому как самые сладкие плоды мы получаем с деревьев, так и практическую пользу в наибольшей степени приносят частные науки. Декарт, будучи последовательным рационалистом, верил в беспредельные возможности разума. Однако следует разработать опирающийся на разум правильный метод постижения мироздания. Математика являлась для Декарта идеалом научного знания, и все науки должны ориентироваться на математические методы с их отстранённостью от показаний чувственного опыта.

Декарт выдвигает 4 основные правила метода, гарантирующих максимальную достоверность познания:

1. Принимать за истинное только то, что воспринимается ясно и отчётливо и не даёт повода к сомнению (этим в частности и объясняется большая роль интеллектуальной интуиции в гносеологии Декарта). Именно ясность и отчётливость идей Декарт признаёт в качестве основного критерия их истинности. Если в каком-то положении можно усомниться, или оно воспринимается смутно и неясно, мы ни в коем случае не должны принимать его за истину.

2. Делить каждую сложную вещь на простые составляющие её части и изучать их. Именно эти части, считает Декарт, можно познать ясно и отчётливо. По сути, на этом этапе мы производим операцию анализа изучаемого объекта.

3. В познании мыслью следует идти от простейших, элементарнейших, то есть наиболее доступных нам вещей, к всё более сложным, трудным для понимания. Происходит некое восстановление целостности объекта, предварительно расчленённого на простейшие элементарные части. На место анализа приходит обратная методологическая процедура – синтез. Результатом всех этих операций и будет познание вещи.

4. Создавать как можно более полные перечисления, обзоры, не упуская ничего из внимания. В результате должна получиться некая последовательность идей в их восхождении от простых к всё более сложным, которую можно сравнить с непрерывным рядом натуральных чисел.

Декарт считал наиболее оптимальным и надёжным методом научного познания дедукцию, выведение всего знания из немногих интуитивно постигаемых идей.

Декарт широко применяет так наз. метод радикального сомнения. Его роль заключается в том, что оно должно выделить то, в чём невозможно никакое сомнение, и что, согласно первому правилу метода, может рассматриваться в качестве гаранта истинности всего остального знания. Декарт скептически относится к чувствам, считая, что им не следует доверять, поскольку в показаниях чувств всегда можно усомниться. Следует также усомниться в существовании мира вне нас, ведь вполне возможно допустить, что всё испытываемое нами является сном или что нас обманывает некий злой волшебник. Единственное, в чём нельзя усомниться, это само сомнение. Даже если мы усомнимся в сомнении, само сомнение не будет поколеблено. Но сомнение есть разновидность мышления. Следовательно, всегда будет дано мышление, которое следует считать критерием существования субъекта. Отсюда вытекает знаменитая формула Декарта: « Мыслю, следовательно, существую » (“ Cogito ergo sum” ). Затем путём сложных умозаключений из несомненности мышления Декарт выводит существование объективного мира, бытие Бога и пр.

Разум, считает Декарт, настолько надёжен и всесилен, что он никогда не ошибается; ошибки происходят не от действий разума, а от вмешательства в его деятельность менее совершенных способностей человека, например, страстей и воли. В целом же можно заметить, что Декарт, как и большинство рационалистов, стремится показать определяющую роль разума, как в познавательной деятельности, так и в определении поведения человека

В нашем разуме, полагает Декарт, существуют врождённые идеи, которые даны нам при рождении Богом. Декарт считается одним из наиболее заметных представителей нативизма -учения о наличии у человека врождённых идей. Всё познание в конечном итоге сводится к дедуктивному развёртыванию и конкретизации содержания этих идей. К врождённым идеям относится идея Бога, а также, например, идея тождества, благодаря наличию которой якобы даже младенец может различать сходные и различные предметы. Бог правдив, и к созданным им идеям следует обращаться как к критерию истинности. Декарт по своим религиозным убеждениям являлся деистом. Именно ему принадлежит идея «первотолчка», данного Богом при творении материи.

По решению онтологического аспекта основного вопроса философии Декарт придерживался позиции дуализм а. Согласно Декарту, существуют две равноправные субстанции – материя и дух. Они не оказывают воздействия друг на друга, но объединяются в человеческом теле. Основным неотъемлемым свойством (атрибутом) телесной, материальной субстанции является протяжённость (ведь нет тел, не обладающих протяжённостью), а атрибутом духовной субстанции считается мышление, что вытекает из принципа «Cogito». Человек существует как духовная субстанция, лишь поскольку он мыслит. Материю Декарт представлял состоящей из мельчайших частиц – корпускул, движущихся по механическим законам.

Поскольку Декарт считал, что животные лишены мышления, они не причастны и духовной субстанции. У животных, полагал Декарт, наличествует только телесная субстанция. Следовательно, всё поведение животных обусловлено механическими взаимодействиями. Отсюда Декарт заключает, что животные являются не более чем живыми автоматами, совершенными механизмами, созданными природой, намного превосходящими по своему совершенству все творения рук человека. Во многом картезианская позиция оправдывала жестокое обращение с животными, которые из-за отсутствия у них души якобы не могут страдать и испытывать боль. Представление о животных как механизмах, автоматах служит одной из ярких иллюстраций механицизма как господствующей черты мировоззрения Декарта-учёного.

В области психологии Декарт знаменит тем, что первый разработал теорию рефлекса как ответной реакции организма на воздействие внешней среды. Большое значение придавал Декарт шишковидной железе (эпифизу). Именно в этой железе, по его мнению, происходит переход духовных (психических) процессов в материальные, физиологические.

 

Пантеизм Бенедикта Спинозы.

Ещё одним философом-рационалистом, оказавшим значительное влияние на развитие философии, был голландский мыслитель Бенедикт Спиноза (1632 – 1677). Он родился в еврейской семье и воспитывался в духе иудаизма, однако из-за своего свободомыслия был исключён из еврейской общины и подвергался преследованиям как со стороны иудеев, так и со стороны христианских церквей. Особенно участились нападки на Спинозу после выхода в свет его « Богословско-политического трактата », в котором Спиноза выступал с позиций веротерпимости против преследования инакомыслящих. Кроме того, в этом произведении Спиноза, опираясь на знание древнееврейского языка, предпринял критический анализ текста Библии, выявляя в ней противоречия и показывая, что Библия не продиктована святым духом, а создавалась в течение многих столетий авторами, происходивших из различных слоёв общества. В последние годы жизни Спиноза бедствовал и добывал средства к существованию шлифовкой стёкол.

Главным теоретическим произведением Спинозы является « Этика », которая была написана в подражание «Началам» Евклида геометрическим способом. Спиноза последовательно и сухо доказывает одну теорему за другой, выводя их из данных в начале работы определений и интуитивно постигаемых аксиом. Всё это свидетельствует о попытке применения Спинозой как философом-рационалистом характерного для математики метода даже к столь далёкой от неё дисциплины как этика – учение о нравственности.

Спиноза критикует Декарта за признание им двух независимых субстанций. Субстанция, считает Спиноза, может быть только одна, она не должна ничем ограничиваться или определяться. Если же субстанций будет несколько, то они будут ограничивать друг друга, поэтому они собственно уже не будут являться субстанциями. Спиноза последовательно проводит линию монизма, утверждая наличие лишь единственного первоначала мироздания, одной субстанции.

Основное свойство субстанции – быть причиной самой себя (сausa sui). Всё остальное имеет причину своего существования в чём-то другом. Субстанция, согласно Спинозе, есть то, что существует само в себе и представляется само через себя, то есть представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которой она должно была бы образоваться. Субстанция обладает следующими свойствами:

1. Существованием,

2. Самостоятельностью, то есть свободой, понимаемой как независимость от чего-либо кроме себя самой, что вытекает из определения субстанции.

3. Вечностью и бесконечностью.

Субстанция отождествляется Спинозой с природой и называется Богом. В результате получается следующее равенство: Субстанция = Природа = Бог. Это ярко выраженная пантеистическая позиция, ведущая к отождествлению Бога и природы, Бога и общемировой субстанции (материи). Таким образом, фактически Спиноза склонялся к пантеистически окрашенному материализму, хотя никогда себя материалистом не называл. Следует отметить разницу между пантеизмом эпохи Возрождения (Д. Бруно) и пантеизмом Спинозы. Для пантеистических взглядов Спинозы уже не характерны органицизм и гилозоизм, которые можно заметить в воззрениях мыслителей-пантеистов Ренессанса. Пантеизм Спинозы основывается на механицистских представлениях о мироздании.

Субстанцию Спиноза, имея в виду, что все конкретные вещи происходят именно из субстанции, называет «порождающей природой» (“natura naturans”). У единственной субстанции есть те же два атрибута (основных свойства) – мышление и протяжённость, которые Декарт относил к разным субстанциям. Через эти атрибуты субстанция открывается познанию. Причём, через один из атрибутов (мышление) мы познаём другой.

Кроме атрибутов выделяются также модусы как состояния субстанции. Под модусами Спиноза подразумевает конкретные предметы и явления окружающего мира. Модусы в отличие от субстанции существуют в другом и представляются через другое.[60] Человек также является модусом, хотя и сложным. Все модусы конечны, зависят от субстанции и других, ограничивающих их модусов, то есть, не свободны. Человек (как один из модусов) также не свободен. Совокупность модусов Спиноза называет «порождённой природой» (“natura naturata”).

В теории познания Спиноза придерживался рационализма. Он считал, что чувственное познание недостаточно, смутно; что оно может дать лишь мнение, а не знание. Основой гносеологии Спинозы можно назвать выдвинутое им положение, гласящее: «Порядок и связь идей та же что порядок и связь причин». Расположение идей в нашем сознании полностью должно соответствовать связи вещей в материальном мире. Разум имеет дело с идеями, совпадающими с реальным положением и связью модусов субстанции. Отсюда следует вывод, что понять связь вещей внешнего мира можно, обращаясь лишь к идеям, находящимся в нашем сознании, что делает необязательным изучение мира посредством чувственного опыта. Высшим проявлением познавательных способностей Спиноза считает рациональную интуицию.

Спиноза был последовательным рационалистом и в области собственно этики. Он был убежден, что именно разум должен управлять поведением людей, а страсти, желания и аффекты должны быть или подчинены разуму или искоренены совсем. Не трудно заметить, что полное осуществление этой этической программы привело бы к превращению человека в некий разумный автомат, лишённый всякой свободы выбора. Впрочем, как мы видели, свобода человека как одного из модусов субстанции Спинозой отрицается изначально.

Учение Спинозы, вследствие свойственного ему пантеизма, не признавалось официальными христианскими конфессиями. Приверженность пантеизму Спинозы стала в кон. 17 – 18 вв. одним из проявлений философского и религиозного свободомыслия. Когда Альберта Эйнштейна спросили, в какого Бога он мог бы поверить, великий учёный ответил, что смог бы поверить только в отождествляемого с природой и её законами Бога Спинозы.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 2250; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь