Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Движение – способ существования материи. Формы движения материи, их взаимосвязь и взаимодействие.



 

Одной из важнейших категорий онтологии следует считать движение. Движение является способом существования материи, её атрибутом, то есть неотъемлемым имманентным свойством любого бытия. В философии движением считается всякое изменение [97] . Ещё в древности рядом мыслителей была высказана идея о движении как черте всего сущего. Достаточно вспомнить знаменитое высказывание Гераклит а: «Всё течёт, всё изменяется».[98] Однако в античной традиции, напомним, существовала и противоположная тенденция, которая рассматривала движение как что-то ущербное, свойственное не столько бытию, сколько его противоположности. Так, иллюзорным и несовместимым с бытием считали движение представители элейской школы ( Парменид, Зенон ). Платон рассматривал всё подвижное, изменчивое как несовершенное, ущербное бытие.

В философии, начиная с 18 в., утверждается представление о движении как неотъемлемом сущностном свойстве бытия. Это относится как к материалистическим, так и ко многим идеалистическим учениям. Французские материалисты 18 в. ( П. Гольбах, Д. Дидро и др.) обосновали тезис о том, что движение не привносится в материю извне, а является изначально присущей материи характеристикой. Гегель, создавая систему диалектического абсолютного идеализма, постулировал изначальную изменчивость идеального первоначала, и определяемое ей движение всех материальных объектов. Открытия в естествознании 19 – 20 вв. подтвердили правоту представлений о движении как неотъемлемом свойстве материи.

Следует согласиться с тезисом, что всё движется. Обычно мы противопоставляем движение и покой. Однако на самом деле состояния покоя не существует. С объектами, которые мы с обыденной точки зрения называем покоящимися, всё равно происходят некие изменения, может быть, незаметные нам. Покоем мы называем малую степень движения, которая именно в силу своей незначительна нами не замечается. Можно сказать, что движение абсолютно, а покой относителен. Покой является лишь моментом движения, в котором процессы изменения менее всего выражены.

Виды движения подразделяются по формам всё более совершенствующейся материальной организации бытия (механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное). Вместе с ней усложняются и свойственные каждому уровню бытия формы движения. Движение (изменение) объектов становится всё более многофакторным, однозначно не предсказуемым. Так механическое движение является самым предсказуемым, в то время как движение биологическое и социальное не подвергается столь жёсткой и однозначной детерминации.[99]

Приведём примеры каждого из видов движения.

1. Механическое движение (перемещение тела в пространстве) является самым простым видом движения. В обыденном языке мы движением называем именно механическое движение.

2. Физическое движение. К нему относятся более сложные процессы, относящиеся к сфере изучения физики, в частности, тепловые и электромагнитные процессы.

3. Химическое движение. К химическому движению причисляются всевозможные химические реакции, то есть превращения веществ (окисление, нейтрализация, образование щелочей и солей и т.д.).

4. Биологическое (органическое) движение. Примерами этого вида движения являются физиологические процессы (движение крови по организму, дыхательные движения, обмен веществ), эволюционные процессы (генетические мутации, появление новых животных и растительных видов, сопровождающееся вымиранием прежних видов), распространение растений, миграции животных и пр.

5. Социальное движение, включает в себя все процессы, связанные с изменениями в обществе. К социальному движению относится, например, совершенствование производительных сил, научные открытия и технические изобретения; реформы и революции, развитие религии и художественной культуры, войны и т.д.

Так же как и при рассмотрении уровней организации материального бытия, при анализе форм движения, встает проблема редукционизма. Следует помнить, что каждый последующий вид движения более сложен, и не сводим, не редуцируем к предшествующему.[100]

Одним из видов движения можно считать циклическое движение, которое характеризуется возвращением объекта к исходной точке процесса и строгой повторяемостью всего хода движения. К циклическим процессам могут быть причислены смена времён года, фаз луны, чередование приливов и отливов. Однако полного «возвращения на круги своя» и в циклических процессах не происходит. Также одним из видов движения следует признать развитие – качественные, направленные, необратимые изменения объектов и их систем.[101]

 

66. Пространство и время как формы бытия материи, естественнонаучное и философское понимание.

Вопросы, связанные с изучением пространства и времени как неотъемлемых атрибутов бытия, занимают значительное место в круге проблем онтологии. С категориями пространства и времени оперируют практические все научные дисциплины. (Попробуйте привести примеры использования этих категорий в химии, физике, биологии и других науках). В обыденном общении мы также используем эти понятия, как изначально ясные, не пытаясь их чётко определить. В этом и заключается одновременно кажущаяся простота и действительная сложность размышлений о пространстве и времени. Ещё Аврелий Августин в 5 в. в «Исповеди» замечал: «Что обыкновеннее бывает у нас предметом разговора, как не время? И мы, конечно, понимаем, когда говорим о нём или слышим от других. … Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь, но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик».

В целом можно предложить следующие принятые в современной философии и естествознании определения пространства и времени:

Пространство – это форма сосуществования материальных объектов и процессов. Сосуществование подразумевает существование неких объектов (не совпадающих между собой) в одно и то же время. Категория пространства будет характеризовать протяжённость материальных объектов и их систем. Вспомните, что ещё Рене Декарт считал именно протяжённость (способность занимать некоторое место) главным свойством телесной субстанции. Мы просто не можем представить себе непротяжённого тела.

Время – это форма последовательной смены состояний объектов и процессов. Чтобы получить представление о времени, необходимо проследить за свершающимися с некоторым объектом изменениями (сменой состояний объекта). Категория времени будет характеризовать длительность, продолжительность бытия объектов от первого состояния объекта до последнего. Время изучается особой дисциплиной, получившей название темпорология.

Одним из основных относящихся к пониманию пространства и времени вопросов, обсуждавшихся в философии, является вопрос об онтологическом статусе пространства и времени. Объективны они или субъективны, то есть принадлежат ли пространство и время только нашему сознанию или обладают независимой от сознания реальностью? Другой дискуссионный вопрос: как соотносятся пространство и время с миром материальных объектов?

Главным представителем субъективного понимания пространства и времени считается Иммануил Кант. Проблему пространства и времени Кант рассматривает в «Критике чистого разума», в главах, посвящённых анализу чувств. Пространство и время понимаются Кантом как априорные, доопытные формы нашего созерцания. Они характеризуют наш способ восприятия мира. Все вещи для нас существуют в пространстве и времени, а вещи в себе вне рамок пространства и времени. Как только вещи в себе воздействуют на наши органы чувств, они образуют созерцания, оформляющиеся в соответствии с априорными структурами пространства и времени. Таким образом, пространство и время принадлежат лишь нашему сознанию, то есть субъективной реальности. Пространство Кант называет внешним чувством, а время – внутренним. Из материала вопроса 44 вспомните, научность какой дисциплины обосновывает Кант, утверждая общность действия пространства и времени для всех субъектов?

Объективная точка зрения на пространство и время утверждает, что они существуют в реальности независимо от нашего сознания, объективно. Но внутри объективного понимания пространства и времени имеются разные течения. Самыми главными из них являются субстанциальная и реляционная теории пространства и времени.

Субстанциальная теория пространства и времени признаёт, что пространство и время являются субстанциями, существующими наряду с материей. Пространство, например, понимается в качестве гигантского вместилища, резервуара для погружённых в него материальных объектов. Пространство и время, согласно этой теории, существуют независимо от материи, их свойства не зависят от свойств материальных объектов и процессов в них. Субстанциальная теория пространства и времени была очень распространена в истории философии и физики. Подобное понимание пространства и времени защищал на рубеже 17 – 18 вв. английский физик и философ Исаак Ньютон, являющийся самым ярким представителем субстанциальной теории. Ньютон выдвинул и с помощью средств математики, физики и философии обосновывал учение об абсолютном пространстве, независимом от материи. При принятии субстанциальной теории, даже если в ходе мысленного эксперимента вся материя исчезнет, останутся пустые пространство и время.

Противоположностью субстанциальной теории является реляционная теория пространства и времени. В отличие от субстанциальной, она утверждает, что пространство и время – это не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. И время и пространство - это формы координации объектов, не имеющие самостоятельного, отдельного от них существования. Реляционная теория подчёркивает, что свойства пространства и времени зависят от свойств обуславливающих их материальных объектов. Из мыслителей прошлого реляционной теории пространства и времени придерживались Платон и Августин. В 17 в. приверженцем реляционной теории выступал один из оппонентов Ньютона – Г. Лейбниц. Представители реляционной теории вслед за Лейбницем признают, что при мысленном эксперименте, если исчезнут материальные объекты, то не станет также пространства и времени, поскольку они являются лишь формами координации материальных объектов.

На протяжение 18 – 19 вв. субстанциальная и реляционная теории пространства и времени воспринимались как одинаково обоснованные, равнозначные. Однако после создания Альбертом Эйнштейном в 1905 г. теории относительности предпочтение начало отдаваться реляционной теории как более обоснованной и отвечающей современному уровню познания мира и развития науки. Согласно теории относительности, пространство и время оказались релятивны, относительны. Эйнштейну удалось доказать, что такие характеристики как длина отрезков, длительность временных промежутков, одновременность событий являются относительными, то есть отличаются в различных системах отсчёта. Было доказано, что физически свойства времени и пространства зависят от распределения гравитационных масс материальных объектов: вблизи тяжёлых объектов свойства пространства и времени начинают отклоняться от привычных нам эвклидовских и приближаются к тем, которые рассматривались только в неклассических системах геометрии.

Рассмотрим основные свойства пространства и времени.

К числу главных свойств пространства можно отнести:

1. Протяжённость, то есть свойство существовать одно подле другого, одно рядом с другим. Это основное свойство пространства, указывающее на его сущностную черту.

2. Однородность то есть отсутствие выделенных точек в пространстве, Это означает, что любая точка пространства по своим физическим характеристикам не отличается от всех остальных точек пространства.

3. Изотропность – равноправие всех направлений в пространстве, проведённых как из одной, так и из разных точек.

4. Трёхмерность то есть утверждение, что положение точки в пространстве задаётся при помощи трёх координат. Вспомните систему стереометрических координат а также то, что габариты любого тела измеряются с помощью трёх характеристик: длины, ширины, высоты.

Свойства времени несколько отличаются от свойств пространства:

1. Длительность, то есть способность существовать одно после другого, существовать раньше или позже. Это основное, сущностное свойство времени, Время всегда длится и длительность обязательно связана с изменением, течением. Обратите внимание на понятое ещё в древности и средневековье различие между временем и вечностью ( Платон, Августин и др.). В вечности не существует текучести, изменчивости. Именно в вечности пребывают Бог и идеальные сущности. Время же неразрывно связано с изменением и является характеристикой вечно изменчивого, и потому несовершенного, материального мира. Платон называл время «подвижным образом вечности».

2. Однородность, подразумевающая равноправие всех моментов времени. По своим физическим характеристикам любой момент времени обладает теми же физическими свойствами, что и все прочие моменты.[102]

3. Необратимость и однонаправленность времени. В отличие от изотропного пространства время анизотропно, то есть обладает лишь одним единственным заданным направлением. Время необратимо: покинув временной момент мы уже не можем в него вернуться, тогда как в оставленную нами точку пространства можно вернуться, но уже в другом времени. Как считают многие темпорологи, необратимость времени связана с асимметрией причинно-следственных отношений: причина всегда предшествует вытекающему из неё следствию. Таким образом, «путешествие» в прошлое может привести к разрыву установившихся причинно-следственных связей и лишить современные события онтологического обоснования. Обычно выделяют три вида времени: прошлое, настоящее и будущее. (Подумайте в связи с этим над рядом вопросов: действительно ли существуют прошлое и будущее? Что представляет собой настоящее? Куда движется время: из прошлого в будущее или из будущего в прошлое? ).

4. Одномерность, то есть возможность задать момент времени с помощью одной координаты.

Таким образом, чтобы указать положение объекта в пространственно-временном континууме требуется 4 координаты. Следует уяснить, что пространство и время континуальны (неразрывны) и не могут быть отделены друг от друга, образуя единое целое, так наз. мир Минковского (по фамилии немецкого физика начала 20 в., исследовавшего связь пространства и времени). В пространственно-временном континууме обязательно присутствуют три элемента: пространство, время и материя.

Все обозначенные нами выше свойства пространства и времени относятся к физическим пространству и времени. Однако, кроме него, можно выделить психическое пространство и время, которые могут быть определены как отражение физических пространства и времени в сознании. Они отличаются от физического пространства и времени рядом особенностей. Например, в отличие от всегда текущего равномерно физического времени, психическое время может течь то быстро, то медленно.[103]

Можно также говорить о биологическом пространстве и времени (ареалы распространения видов животных и растений, разница в продолжительности жизни живых существ, разница в периодичности жизненных циклов и пр.), Наконец, когда говорят о социальном (историческом) пространстве и времени обычно подразумевают разницу в уровне развития стран и культур. Так европейские колонизаторы и аборигены Австралии, не знающие земледелия, скотоводства и употребления металлов, живут в физическом времени одновременно, однако в социальном времени между ними разница не в одну историческую эпоху.

 

Понятие «природа».

Понятие «природа» играет чрезвычайно важную роль в философских размышлениях. Напомним, что сама европейская философская традиция зародилась как раз в качестве размышлений о природе (древнегреческие философы-физики). На всех этапах развития философского познания изучение природы в различных аспектах занимало значительное место в общем контексте философского знания. Конечно, ценностная значимость изучения природы в разных культурах, разных исторических эпохах и даже в различных направлениях философии весьма отличались между собой. Однако какую бы философскую традицию мы ни взяли, мы найдём в ней более или менее ярко выраженное отношение к природе.

Под природой понимается та часть окружающей реальности, которая возникла и существует без участия человека как социокультурного надбиологического существа. (Обратите внимание, что во многих языках слово «природа» происходит от корня, связанного с обозначением процессов возникновения, рождения, появления на свет: «фюзис» в греческом, “natura” (от “nascor” – рождаться) в латинском, «при род а» - в русском). Таким образом, понятие «природа» охватывает первые 4 уровня организации материи: механический, физический, химический и биологический.

Социальный уровень организации материи уже не включается в понятие природы. Противоположностью природе следует считать социум, культуру как ту реальность, которая создаётся человеком как надбиологическим существом.[104] Однако противоположность социокультурной и природной реальности является относительной, а не абсолютной. Между ними не существует жёсткой границы.[105] Несомненно, природа служит основой существования общества и культуры, своеобразной кладовой из которой люди черпают материал для его преобразования в артефакты культуры.

Как вы знаете, изучению природы посвящён один из важнейших разделов философского знания – натурфилософия. По сфере изучаемых явлений он примыкает к онтологии, поскольку природа является одной из главных составных частей бытия. Натурфилософия также тесно взаимодействует с гносеологией, философией и методологией науки, поскольку те выполняют свою задачу формирования и обоснования эффективности методов философского и естественнонаучного изучения природы.

Напомним, что натурфилософское и естественнонаучное изучение природы не подменяют друг друга, а являются взаимодополнительными. Без помощи со стороны частных наук натурфилософия, придерживаясь свойственного ей спекулятивного (умозрительного) метода, может оторваться от реальности, попасть в область необоснованных догадок. Не случайно И. Ньютон предписывал физике остерегаться метафизики (т.е. умозрительного изучения природы) и утверждал: «гипотез не измышляю». Многие учёные воспринимали натурфилософию как то, что препятствует развитию науки, или в качестве несовершенного, не доросшего до научного уровня точности изучения природы. Особенно сильной была подобная реакция на умозрительные натурфилософские системы корифеев немецкой классической философии начала 19 в. – Шеллинга и Гегеля. Несомненно, частные явления природы могут быть в совершенстве изучены на основе опытного экспериментального естествознания, опирающегося преимущественно на эмпирические методы.

Однако всякая естественная наука изучает не всю природу, а лишь какую-то её часть (астрономия – небесные тела и явления, химия – превращения веществ, биология – организмы и их совокупности и т.д.). Целостный образ природы может создать только натурфилософия. При этом она может как взаимодействовать с частными естественными науками, так и дистанцироваться от результатов их деятельности, формируя образ природы на основе мифологии, религии, общефилософских и ценностных предпосылок и пр. Природа в философии и культуре могла восприниматься как предмет поклонения и как объект эксплуатации со стороны человека, как источник всех благ и положительных ценностей (культ естественности, близости к природе) или как среда, несущая потенциальную угрозу для человека. Формируемый натурфилософией образ природы, таким образом, соотносится с культурой различных стран и эпох, с той картиной мира, которая свойственна им.

В античной философии природа воспринималась как мировое целое, совпадающее с космосом. Природой изначально считалось всё, что включается в космический универсум. Также словом «природа» обозначали сущность изучаемого объекта, которую необходимо раскрыть (обратим внимание на название поэмы Лукреция «О природе вещей). Так, Аристотель считал «природой» естественные свойства вещи (природа огня – обжигать и устремляться вверх, природа земли – быть тяжёлой и устремляться вниз и пр.). Также в античности (у Платона и Аристотеля) зарождается рассмотрение явлений природы с точки зрения конечных целей, существование которых предполагалось у всего сущего. Такой подход называется телеологией.

В средневековой философии природа не считалась самостоятельной реальностью. Природа принадлежала к тварному миру, созданному Богом и получала своё бытие от него. Правда, иногда и сам Бог назывался высшей природой. Представитель ранней схоластики Эриугена (810 – 877) выделял 4 вида природы: 1. Не сотворённая и творящая (Бог), 2. Сотворённая и творящая (мир идей), 3. Сотворённая и не творящая (все объекты мироздания, в том числе и человек), 4. Не сотворённая и не творящая (конечная причина). Средневековые философы полагали, что изучать природу необходимо лишь для подтверждения могущества, мудрости и творческих способностей Бога, способного создать прекрасный и совершенный мир.

Вся природа в средневековой картине мира представлялась в виде иерархии различных уровней бытия и существ. Уровни различались по степени совершенства, определяемой близостью к Богу. Вследствие этого считалось, что не всё в природе в одинаковой мере отражает божественное величие. Считалось, что более лёгкие объекты являются более благородными, близкими к Богу, так как устремляются вверх. Вода благороднее земли, но менее совершенна, чем воздух. Менее благородное служит более благородному. Вода и земля созданы для растений и служат им, а те служат скоту. Человек как высшее земное существо является хозяином всего на Земле, но сам должен подчиняться Богу.

Считалось, что существование каждой вещи и явления определялось высшим божественным планом. Можно говорить о символизм е, господствовавшем в средневековом понимании природы. Каждый природный объект или процесс, несовершенный сам по себе, намекал на скрытую за собой высшую сущность, являлся её символом. Всё в природе считалось отмеченным печатью Всевышнего, то есть исполнено высшим смыслом. Отсюда склонность к аллегорическому истолкованию природных явлений в средневековой науке и философии.

В средневековом представлении о природе не было понятия о наличии объективных законов. Считалось, что миропорядок установлен Богом и может быть Им в любой момент изменён. Как утверждали некоторые теологи, Бог волен даже уничтожить прошлое и сделать бывшее не бывшим.

В эпоху Возрождения происходит восстановление интереса к природе как самостоятельной реальности. Повышению статуса изучения природы способствовало распространение пантеизма, отождествлявшего природу и Бога и переносившие черты, приписывающиеся ранее исключительно Богу на природу. Природа многими ренессансными мыслителями рассматривалась как совокупность скрытых таинственных сил, которые необходимо познать и поставить на службу человеку. Тот, кто сможет овладеть этими силами, станет могущественным хозяином мира. Изучение скрытых сил природы считалось возможным также и путём магии, герметической мудрости, алхимии – тех дисциплин, которые были затем отнесены к паранауке.

Напомним о господстве в натурфилософии Ренессанса органицистских представлений, уподобляющих природный универсум биологическому организму. Также вспомните, что в эпоху Возрождения резко меняется картина мира. На смену пространственно ограниченному геоцентрическому антично-средневековому космосу приходит представление о бесконечном и не имеющем чёткого центра космическом пространстве.[106]

В представлениях о природе, господствующих в Новое время органицистская парадигма была заменена механицистской. Мир представал как бескрайнее пространство, заполненное частицами (корпускулами), движущимися по законам механики. Ещё одним новшеством в понимании природы, отличающим представления о природе в Новое время от представлений предшествующих эпох, является замена телеологического (целевого) принципа изучения природы каузальным (причинным). Учение о конечных целях, господствующее со времён Аристотеля, было сдано в архив. Теперь учёные при исследовании явлений природы стали задаваться вопросом «почему нечто существует? », а не вопросом «с какой целью нечто существует или происходит? ».

Также отметим распространение в Новое время математических методов исследования природы, связанное определённым образом с механицистской парадигмой. Вспомните знаменитые слова Галилея о том, что «книга природы написана на языке математики». Соответственно, чтобы прочесть и понять природу надо знать язык математических формул и символов. На смену качественному изучению природы, господствующему в античности, средневековье и в эпоху Ренессанса приходит количественное изучение, связанное с математикой и механикой.

Также одной из черт, характеризующих познание природы в Новое время, следует считать широкое применение экспериментальных методов. Утвердилось представление, что природу необходимо поставить в специальные условия, в которых она вынуждена была бы открыть свои тайны. На место благоговейного преклонения перед природой теперь пришли практические соображения выгоды; основной целью изучения природы теперь стало не приобщение к совершенству природного универсума, а использование природы ради пользы человека. Была выдвинута идея подчинения природы власти человека, всё более усиливающейся по мере познания природы.[107] Итак, природа в раннее Новое время (17-18 вв.) воспринималась как некий гигантский механизм, действующий по строгим законам. В естествознании Нового времени утвердилась заимствованная из механики жёсткая («лапласовская») модель детерминизма.

В 18 веке в воззрениях на природу начинается утверждение принципа историзма и эволюционных идей. Ранее, начиная с античности, считалось, что объекты природы (земля, планеты, животный и растительный мир и пр.) существуют неизменно; такими, какими они были всегда. В 18 в. развитие геологии и наук о живой природе убедительно доказало, что природа прошла длительный путь развития и не всегда была такой, какой мы её видим сейчас. Появляются космогонические гипотезы, объясняющие возникновение солнечной системы ( И. Кант, П. Лаплас ), разворачиваются дискуссии об основных факторах образования горных пород (споры между вулканистами и нептунистами), появляются первые эволюционные идеи в биологии (Ж. Бюффон).

На рубеже 18-19 вв. под влиянием исследований электричества и магнетизма начинает подвергаться критике механицистская картина мира. Была сделана попытка заменить эту картину мира другой, в которой основой всех явлений были бы признаны электромагнитные взаимодействия. Такую попытку переосмысления предприняли немецкие натурфилософы конца 18 – начала 19 вв. И. В. Гёте (знаменитый в первую очередь как гениальный поэт) и Й. Ф. В. Шеллинг (1775 – 1854). Они вслед за И. Кантом критиковали ограниченность механицизма применительно к познанию явлений органической природы. Так, Шеллинг представлял природу в качестве бессознательного духовного органического начала, находящегося в вечном движении, развитии от простого к сложному ( повышении ). Повышение осуществляется из-за наличия в природе противоположных (полярных) сил. Поскольку основой всего сущего считались электромагнитные явления, принцип взаимодействия полярностей (наподобие положительного и отрицательного заряда) играл значительную роль в рассмотрении природы. Натурфилософия Шеллинга и Гёте была пронизана диалектическими идеями поступательного развития природы, что отвечало новому уровню научных знаний о природе. Одновременно в естествознании 19 в. окончательно утвердились эволюционные воззрения на живую и неживую природу (эволюционные учения Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина ).

Картина природы, совмещавшая элементы механицизма и признание важной роли электромагнитных взаимодействий, продержалась до конца 19 в. Однако в ней вскоре между основными положениями механики и электродинамики были обнаружены существенные противоречия. Результатом преодоления этих противоречий оказался отказ учёных от теории эфира[108] как среды, заполняющей мировое пространство, в которой, как считалось, происходят электромагнитные процессы. Альбертом Эйнштейном были сформулированы два варианта теории относительности: Специальная теория относительности (СТО – 1905 г.) и Общая теория относительности (ОТО – 1915 г.). Результатом появления теории относительности стало коренное изменение представлений о мироздании. Картина мира, основывающаяся на физике Ньютона, как было показано А. Эйнштейном, оказалась не абсолютной истиной, а лишь частным случаем, приспособленным для относительно небольших скоростей. Коренным образом изменились представления о пространстве и времени (см. ответ на предшествующий вопрос). Теория относительности постулировала наличие предельной скорости – скорости света (300 000 км/с.).

Одновременно с этими изменениями в представлениях о мироздании происходит открытие микромира. В конце 19 в. было открыто и экспериментально подтверждено существование электрона как мельчайшей единицы электрического тока. Началось проникновение в глубины ранее считавшихся неделимыми атомов. В 1895 г. немецкий физик К. Рентген открывает Х-лучи, позже названные в его честь. Была обнаружена способность определённых веществ (радия, полония и пр.) испускать подобные лучи; это явление было названо радиоактивностью. Английский физик Э. Резерфорд предложил планетарную модель атома, в котором вокруг положительно заряженного ядра вращались отрицательно заряженные электроны.[109] Максом Планком было введено понятие кванта как минимального количества излучаемой энергии.

Большое значение для понимания сущности процессов в микромире имели принцип дополнительности ( Н. Бор ) и принцип неопределённости ( В. Гейзенберг ). Принцип дополнительности утверждает, что для полного понимания процессов в микромире необходимо применять два взаимоисключающих (дополнительных) набора понятий. Так, например, был решён спор о корпускулярной и волновой природе света. Принцип неопределённости приводил к заключению о существенном отличии процессов детерминации в микромире от детерминации в мире макрообъектов. Оказалось, что в микромире преобладают статистические закономерности, при которых (в отличие от принятых в классической механике динамических закономерностей) однозначно предсказать поведение исследуемых объектов невозможно. Огромное значение для формирования современной картины природы имела теория Большого взрыва как начала существования мироздания и концепция расширяющейся вселенной.

Образ природы в современной философии и науки характеризуется отсутствием имеющейся в классических представлениях наглядности. Также была доказана невозможность познания многих явлений объективно, без учёта наличия фактора наблюдателя. В современном естествознании получил распространение антропный принцип, согласно которому вселенная изначально развивалась, предполагая появление на определённой стадии эволюции познающего субъекта (наблюдателя, человека).

Природу можно воспринимать как постоянно усложняющуюся систему, в которой наблюдается активное упорядочивание и совершенствование. Каждый из объектов природы представляет собой систему, но одновременно сам входит в качестве элемента в систему более высокого уровня. В природе можно выделить следующие главные подсистемы: 1. Литосфера – земная кора; 2. Атмосфера – воздушная оболочка планеты; 3. Гидросфера – водная оболочка Земли; 4. Биосфера – сфера существования и жизнедеятельности биологических организмов. Кроме того, в философии и естествознании 20 в. ( Э. Леруа, В. И. Вернадский ) появилось учение о ноосфере как части окружающей реальности, испытавшей на себе воздействие разумной деятельности человека.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 966; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь