Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Прямая коллективная «мозговая атака»
Прямая «мозговая атака» является методом коллективного генерирования идей для решения творческой задачи. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи. Основные принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик, шуток. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии. Руководитель должен умело направлять ход дискуссии, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, использовать шутки, реплики. Количество участников сессии обычно составляет от 4 до 15 человек, оптимальной считается группа от 7 до 13 человек. Желательно, чтобы участники группы были разного возраста, имели разные интересы, различный социальный опыт, однако рекомендуется соблюдать баланс между участниками разного уровня активности, характера и темперамента. Длительность «мозговой атаки» варьируется от 15 минут до одного часа. Отбор идей производят специалисты-эксперты, которые осуществляют их оценку в два этапа. Вначале из общего количества отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом выбирается самая оптимальная, с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения. Массовая «мозговая атака» Массовая «мозговая атака», предложенная Дж.Дональдом Филипсом (США), позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в большой аудитории (число участников варьируется от 20 до 60 человек). Особенность этой модификации метода заключается в том, что присутствующих делят на малые группы численностью 5—6 человек. После разделения аудитории на малые группы, дают возможность микрогруппе самостоятельно обсуждать проблему. Деятельность работы малых групп может быть разной, но четко определенной, например 15 минут. После генерирования идей в малых группах проводится их оценка, затем выбирают наиболее оригинальную. Е.А.Александров предложил проводить мозговой штурм в форме диалога. Сущность диалога в данном случае состоит в активизации творческого потенциала личности при коллективном генерировании идей с последующим формулированием контридей. Предусматривается поэтапное выполнение следующих процедур: 1-й этап — формирование малых групп, оптимальных по численности и психологической совместимости; 2-й этап — создание группы для анализа проблемной ситуации, формулирование исходной творческой задачи в общем виде, сообщение всем участникам правил работы; 3-й этап — генерирование идей по правилам прямой коллективной «мозговой атаки» (особое внимание обращается на создание творческой, непринужденной обстановки); 4-й этап — систематизация и классификация идей. Изучаются признаки, по которым можно объединить идеи, согласно этим признакам идеи классифицируются в группы. Составляется перечень групп идей, выражающих общие принципы, подходы к решению творческой задачи; 5-й этап — оценка идей на реализуемость. «Мозговая атака» на этом этапе направлена только на всестороннее рассмотрение возможных препятствий к реализации выдвинутых идей; 6-й этап — оценка критических замечаний, высказанных во время предыдущего этапа, составление окончательного списка практически используемых идей. В список вносятся только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критических замечаний, а также выдвинутые контридеи. Наиболее эффективные результаты достигаются в случае, если всех участников группы рационально распределить на микрогруппы: 1) генерирование идей; 2) группа анализа проблемной ситуации и оценки идей; 3) группа генерирования контридей. Кроме описанных вариантов мозгового штурма встречаются и другие. При подготовке и организации работы методом мозгового штурма педагог должен опираться на демократический стиль общения, поощрять фантазию, неожиданные ассоциации, стимулировать зарождение оригинальных идей и выступать как их соавтор. И чем более развиты способности педагога к сотрудничеству и сотворчеству, тем эффективнее, при прочих равных условиях, решение творческой задачи. Другое важное условие работы педагога с группой - доверие к творческим силам и способностям детей. Важно уметь шуткой, удачной репликой поощрить малейшую инициативу членов творческой группы. В работе необходимо оптимально сочетать логику и интуицию. В условиях генерирования идей желательно ослабить активность логического мышления и всячески поощрять интуицию. Этому в немалой степени способствуют и такие правила, как запрет критики, отсроченный логический и критический анализ выдвинутых идей. Несомненным достоинствам этого метода является то, что он позволяет обучаться приемам творческого мышления в группе. Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этого метода как бы автоматически снимаются. Доброжелательный психологический микроклимат создает условия для раскованности, активизирует интуицию и воображение. Для развития креативности наряду с мозговым штурмом столь же часто используют метод эвристических вопросов. Этот метод известен также как метод «ключевых вопросов». В практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ученика на идею правильного ответа. Эвристические вопросы широко использовали в своей научной и практической деятельности еще Сократ и древнеримский философ Квинтилиан. Квинтилиан рекомендовал своим ученикам для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии поставить перед собой и ответить на следующие семь ключевых вопросов (эвристических вопросов): Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Метод эвристических вопросов базируется на следующих закономерностях и соответствующих им принципах: 1. Проблемности и оптимальности. Путем искусно поставленных вопросов проблемность задачи снижается до оптимального уровня. 2. Дробления информации (эвристические вопросы позволяют осуществить разбивку задачи на подзадачи). 3. Целеполагания (каждый новый эвристический вопрос формирует новую стратегию - цель деятельности). Эвристические вопросы должны стимулировать решение творческих задач 1. Нужно ясно понять предложенную задачу, а для этого поставить перед собой вопросы: что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Возможно ли удовлетворить условию? Достаточно ли условие для определения неизвестного? Или недостаточно? Или чрезмерно? Или противоречиво? Полезно сделать чертеж. Важно ввести подходящие обозначения. Разделить условие на части, постараться записать их. 2. При поиске идеи решения и при составлении плана решения важно найти связь между данным и неизвестным. Спросите себя: известна ли вам какая-нибудь родственная задача? Нельзя ли ею воспользоваться? Нельзя ли использовать метод ее решения? Не следует ли ввести какой-либо вспомогательный элемент, чтобы воспользоваться прежней задачей? Нельзя ли сформулировать задачу иначе, проще? Нельзя ли придумать более доступную задачу? Более общую? Более частную? Аналогичную задачу? Нельзя ли решить часть задачи, удовлетворить части условия? Нельзя ли извлечь что-либо полезное из данных? Все ли данные и условия вами использованы? Приняты ли во внимание все понятия, содержащиеся в задаче? 3. Осуществляя план решения, контролируйте каждый свой шаг. Ясно ли вам, что предпринятый вами шаг правилен? Сумеете ли доказать, что он правилен? 4. Всегда нужно контролировать полученное решение. Спросите себя: можно ли проверить результат? Можно ли проверить ход решения? Можно ли получить тот же результат иначе? Можно ли проверить правильность полученного результата? Можно ли в какой-нибудь другой задаче использовать полученный результат? Можно ли решить задачу, обратную этой? Достоинство метода эвристических вопросов заключается в его простоте и эффективности для решения любых задач. Эвристические вопросы особенно развивают интуицию мышления, общую логическую схему решения творческих задач. Большой вклад в разработку методов развития творческого мышления внес П. Торренс. Он предлагал на первом этапе работы с детьми давать им задачи на решение анаграмм (поиск слова в бессмысленной последовательности букв). Затем по картинкам испытуемый должен был развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия. Позднее испытуемым предлагали разные предметы и просили перечислить всевозможные способы их применения. Торренс считал, что такая организация занятий позволит освободить человека от задаваемых обществом рамок и он начнет мыслить творчески и нестандартно. Ценные рекомендации по развитию детского воображения дает известный итальянский писатель Джанни Родари в книге «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй». В частности, он предлагает развивать словесное творчество ребенка через предъявление ему пар слов для придумывания историй, соседство которых было бы необычным. Например, Золушка - пароход, трава - сосульки и т. п. Многие тренинги креативности построены на основе игры. Игра, как никакая другая деятельность, заставляет придумывать новое, фантазировать, творить. Приведем в качестве примера нескольких и гр и упражнений для развития воображения. Игра «Сравни» Каждому участнику предлагается закончить предложение: «Зеркало в темноте сверкало, как...» «Стул скрипнул, как...» «Смех малыша напоминал...» |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы