Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Влияние воображения на органические процессы
Из всех психических процессов воображение более всего способно влиять на наше тело, вызывать в нем самые различные изменения. Из повседневной жизни каждому известно, как создаваемая воображением картина вызывает учащение пульса, изменение дыхания, побледнение лица, расширение зрачков и т.д. Нередко встречаются факты самовнушения здоровыми людьми различных болезней. Даже студенты медицинских институтов на младших курсах нередко находят у себя многие болезни, хотя в действительности их нет. Особенно ярко это проявляется у лиц впечатлительных, с богатым воображением. Когда Г. Флобер писал сцену отравления Эммы Бовари, героини знаменитого романа, он ясно ощущал во рту вкус мышьяка. По свидетельству М. Горького, при описании им сцены убийства цыганки в повести «Старуха Изергиль», у него на левой стороне груди возник красный рубец, не проходивший несколько дней. Самовнушение может привести и к более печальным последствиям.
По свидетельству венгерского психиатра Иштвана Гарди, рабочий одного из холодильников случайно оказался запертым в рефрижераторе и был убежден, что холодильная установка включена. Наутро его нашли мертвым, причем врач констатировал все признаки смерти от переохлаждения организма. При выяснении обстоятельств этого несчастного случая было, однако, установлено, что рефрижератор не был включен и что смерть, следовательно, наступила не от холода, а от ожидания и представления картины смерти. Иногда разыгравшееся воображение может стать причиной психического расстройства и последующего заболевания. Поводом для этого может послужить неправильно понятое слово авторитетного человека, которое провоцирует работу воображения. Известны случаи, когда неосторожное высказывание врача вызывало у пациента мысль о том, что он заболел опасной болезнью. При этом человек способен столь ярко представить все симптомы, что они действительно могут развиться и возникнет так называемое ятрогенное заболевание (ятрогения). Аналогичным образом может возникнуть психическое расстройство и при неосторожном, бестактном, педагогически неграмотном высказывании учителя. Такие заболевания называютсядидактогенными (дидактогения). К.К.Платоновым описан следующий случай: «Людмила В., 16 лет, ученица IX класса средней школы, здоровая, трудолюбивая, усидчивая (по словам матери), обратилась с жалобами на «панический страх», который с некоторых пор стал овладевать ею перед классными письменными работами: задолго до предстоящей письменной работы у нее развивается состояние внутренней тревоги, с болезненно-напряженным ожиданием «чего-то неотвратимо страшного». Вместе с тем в эти дни отмечается резко сниженный аппетит, плохой сон, не может готовить уроков. Во время самой письменной работы испытывает состояние растерянности, не может сосредоточиться, причем «все происходит, как в тумане». Вследствие этого делает много необычных для нее описок и грубых грамматических ошибок по тем правилам грамматики, которые прекрасно знает. Таких ошибок в обычном, спокойном состоянии совершенно не допускает. На этой почве наступили конфликтные отношения с учительницей, в результате чего возникло тяжелое невротическое состояние с мыслями о «бесперспективности» учебы. В то же время такие письменные работы в домашних условиях пишет вполне хорошо, без волнений и без ошибок. Проведенная беседа вскрыла психическую травму: будучи в IV классе, девочка была переведена из одной школы в другую, причем в новой школе учительница русского языка встретила ее недружелюбно и при устных ответах (у доски) давала ей слишком сложные задания. Но с устными ответами девочка справлялась. Однако во время первой же письменной работы учительница, подойдя к ней, резко бросила фразу: «Языком ты крутишь хорошо, а вот посмотрим как напишешь! ». Девочка сразу сильно разволновалась: «А что, если наделаю ошибок! ». И почувствовала, что ее всю «охватило жаром»: руки, лицо и все тело вспотели, в голове «пошел туман», и вся работа была написана ею как в тумане: «Что писала— не помню! ». А при известии о плохой отметке, поставленной за эту работу (учительница, возвращая ее работу, сказала: «Я так и знала! »), с ней что-то произошло: «Внутри как-то все осунулось и снова появился туман в голове». С этого дня и возник страх перед классными письменными работами». В то же время сознательное использование образов воображения позволяет управлять органическими процессами, делает их доступными для тренировки и развития. Достаточно ярко представить себе вкус лимона, как немедленно начинается слюноотделение. Интересно, что прямой самоприказ в отличие от представления не вызывает выделения слюны. Основываясь на силе воображения, французский аптекарь Эмиль Куэ создал оригинальную систему лечения, названную им «школой самообладания путем сознательного самовнушения». Куэ считал, что главной причиной болезней является воображение человека. Исходя из этого, больным предлагалось ежедневно, сидя или лежа в удобной позе, представлять себя абсолютно здоровыми, повторяя 20—30 раз формулы самовнушения вроде: «Мне становится лучше и лучше... Мое зрение (или слух) улучшается и т.п.». Такие сеансы, по несколько минут каждый, рекомендовалось проводить 3 - 4 раза в день, особенно перед сном в состоянии покоя и расслабления. Куэ подчеркивал, что достижение результата совершенно не требует усилий, ибо любые достижения предполагают участие воли, в то время как именно воля должна остаться в стороне. В двадцатом веке, придуманная Эмилем Куэ система, получила широкое распространение и известность как аутогенная тренировка. Помимо представлений о состоянии своих внутренних органов человек может использовать воображение, чтобы представить движения какой-либо части собственного тела (руки, ноги и т.д.). При этом в мышцах, которые должны осуществлять это движение, можно зафиксировать импульсы, аналогичные тем, которые регистрируются при реальном выполнении движения. Это так называемые идеомоторные акты. О существовании идеомоторных актов свидетельствует следующий опыт. Необходимо взять в руку маятник-нитку, к которой привязан висящий грузик. На листе бумаги следует нарисовать круг, разделенный на 4 сектора пересекающимися под прямым углом линиями. Если поставить локоть руки на стол и взять свободный конец нити большим и указательным пальцем, то маятник может совершать произвольные движения по отношению к сегментированному кругу в направлении, на котором мы сосредоточились, образ которого представляем себе с наибольшей точностью. Если представить, что маятник движется по линии, пересекающей круг вертикально, то висящий предмет действительно начнет такое движение, хотя мы будем держать конец нитки совершенно спокойно, не помогая пальцами этому движению. Именно представление о возможном негативном результате действия не позволяет новичку проехать на машине, не совершив аварии, или начинающему туристу перейти пропасть по переброшенному через нее бревну (хотя по бревну, лежащему на земле, он ходит спокойно). Правильное представление движения широко используется спортсменами, профессиональными танцорами, людьми, овладевающими трудовыми навыками. Это связано с тем, что неоднократное представление движения упрочивает механизм выполнения данного действия. Тренеры рекомендуют своим воспитанникам перед выполнением упражнения проделать его в уме, представить от начала до конца. Практика показывает, что такое «проигрывание» улучшает выполнение упражнения. В заключение хотелось бы повторить рекомендации И. В. Вачкова о том, как пользоваться своим воображением: Воображение - сильное оружие против многих собственных проблем. Но этим оружием можно и пораниться самому. Учись не следовать за своим воображением, а управлять им. Откажись от привычки давать воображению полную свободу. Иногда нам бывает нужно избавиться от навязчивого образа нашей фантазии или памяти. Но стараться не представлять конкретный образ, не думать о нем - всё равно, что тушить костёр керосином. Нужно не бороться с определенным образом, а думать о другом. 4. Богатое, яркое, сочное воображение нам необходимо в жизни. Тренируй способность целенаправленно вызывать чёткий зрительный образ, например, так: посмотри на стакан с водой, закрой глаза и воспроизведи как можно точнее этот образ, снова открой глаза, корректируй образ вплоть до совпадения с конкретным восприятием. Бывая на природе, у речки, в лесу запоминай обстановку и чувство отдыха. Дома, когда устанешь, сядь в кресло, закрой глаза и представь на несколько минут этот образ речки, леса, своё ощущение покоя и блаженства на природе. Ты отлично отдохнёшь. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы