Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


См. Автологокатарсис Атанасова, Декапсуляция Чолакова, Катарсис, Катарсическая психотерапия.



 

 

Й

 

ЙОГА. Это санскритское слово перево­дится как “соединение, связь”. Здесь под­разумевается связь человеческой природы с космосом. Исторически Й. развилась в среде индуизма и буддизма и, до некото­рой степени, под влиянием философии и практики этих религий. Но сама по себе Й. не является религией, поскольку не свя­зана с верой, ритуалами и священными писаниями. Она состоит из методов, кото­рые были выработаны практикой йогов на протяжении тысячелетий. Эти методы, взя­тые из контекста, можно независимо опи­сать и оценить с помощью современных научных инструментов.

Й. иногда рассматривают как специ­фическую разновидность психотерапии, психической саморегуляции, цель кото­рой — достижение особого состояния пси­хики с помощью приемов, управляющих эмоционально-вегетативной сферой.

Существует много видов Й. Проблема систематизации осложняется тенденцией современных учителей Й. создавать свои " Утаенные системы, смешивая классические и новейшие методы. Классическая Й. включает восемь ступеней, описанных Патанджали (II в. дон. э.): 1) яма, 2) нияма, 3) асана, 4) пранаяма, 5) пратьяхара, 6) дхарана, 7) дхиана, 8) самадхи.

Яма — это этические правила поведе­ния, выполнение которых способствует “психическому очищению”. Принципы ямы включают воздержание от проявления зла по отношению ко всему живому, милосердие, правдивость, доверительность, неподкупность, нестяжательство, контроль над чувствами и желаниями, половое воздержа­ние, ограничение питания и др. Следование этим принципам является необходимым ус­ловием медитации. Считается, что по ме­ре ужесточения воздержания увеличивается способность к психической саморегуляции.

Нияма — свод приемов, предназначен­ных для “внешнего очищения”, нормали­зации деятельности внутренних органов. Это достигается с помощью очистительных процедур, умеренного питания. Развивая принцип воздержания, нияма рекомендует избегать излишних разговоров, производить только целесообразные движения, говорить мало, медленно и мягко, посредством чего устанавливается контроль над мыслями, ибо речь есть “рассеивание ума”.

Следующие две ступени — асана и пра­наяма — составляют так называемую хатха-Й., целью которой является совершен­ствование тела, освобождение его от склон­ности к усталости и замедление процесса разрушения и старения. Согласно учению йогов, в организме человека постоянно цир­кулирует по меридианам-каналам энергия Прана, формой проявления которой являет­ся взаимодействие двух противоположнос­тей — ха (Индия) или ян (Китай) (поло­жительная сила, энергия Солнца) и тха (Индия) или инь (Китай) (отрицательная сила, энергия Луны). Задача хатха-Й. со­стоит в гармонизации этих двух начал.

Асаны — это специальные позы, пре­бывание в которых, согласно Патанджали, приводит к прекращению борьбы между ян и инь. С. А. Гуревич (1985) отмечает тройное воздействие асан на человека: фи­зическое, психическое и, наконец, терапев­тическое влияние на деятельность внутрен­них органов и желез внутренней секреции. Одна из целей асан — противостоять дис-кинетической активности гладкой муску­латуры, возникающей при стрессах. При­обретая способность неподвижно пребы­вать в одной из этих поз, человек улучшает свои возможности концентрации сознания.

Пранаяма — управление жизненной энергией (биоэнергетикой) посредством контроля дыхания. Связь между дыхани­ем и психическим состоянием человека бы­ла замечена йогами в глубокой древности: при психическом напряжении отмечается задержка дыхания, облегчение сопровож­дается более или менее глубоким выдохом (“вздох облегчения”). Правильное дыха­ние способствует ясности ума. Рамачарака (1915) считает ошибочным сведение пранаямы к контролю дыхания. Он пишет, что управление дыханием в различных дыха­тельных упражнениях служит для замедле­ния метаболизма и высвобождения некото­рого количества жизненной энергии, обычно расходуемой на нужды тела. Однако это лишь опосредованный способ управления жизненной энергией. Цель же состоит в пол­ном овладении ею, и эта цель достигается посредством различных йогических прак­тик. Зрелые йога демонстрируют свое уме­ние останавливать сердце, не дышать по же­ланию, в прошлом некоторые йоги давали закапывать себя в землю на несколько дней.

Пратьяхара — это самоуглубление, от­влечение от чувств. Жизненная энергия отводится от органов чувств, и медитирую-щий йог, судя по записи биотоков его моз­га, больше не реагирует на бесконечный поток стимулов из внешнего мира. Патанджали определяет самоуглубление как возвращение чувств к первоначальной чи­стоте путем отвлечения от объектов. Виве-кананда (1911) выделяет два этапа в ос­воении пратьяхары. Первый связан с “вы­ключением чувств”, для чего рекомендует­ся позволить мыслям блуждать, пассивно наблюдая за тем, о чем думается, не стараясь остановить мысль. По существу, на этом этапе пратьяхара аналогична методу сво­бодных ассоциаций. На втором этапе за­дачей является освобождение мыслей о теле, ощущение полного “растворения” те­ла: практикующийся представляет, как каждая часть тела от ног к голове “уходит в бесконечность”,

Дхарана — концентрация (фиксирова­ние внимания) на определенном объекте. Это упражнения в планомерной сосредо­точенности, которые существенно не отли­чаются от приемов пратьяхары. Дхара­на — это пратьяхара на объект (например, кончик носа), вчувствование в объект.

Дхиана — медитация. Это концентра­ция на отвлеченных идеях (любовь, чисто­та, уверенность и т.п.). Всякие предмет­ные (образные) формы созерцания исклю­чаются. Сосредоточение направляется на идею, смысл, не связанный с какой-либо конкретной формой. Такое состояние, как правило, сопровождается экстазом и назы­вается самадхи.

Самадхи — озарение, состояние сознавания, или постижения, Истины. Это состо­яние не поддается описанию, поскольку в поле сознания нет ничего, к чему могли бы относиться слова. В данном случае можно говорить о высвобождении реликтовых форм дологического мышления, которое непосредственно связано с континуальным (глубинным) потоком сознания. Этот вид сознания присутствует в нас, но остается скрытым логико-структурированным мыш­лением. Таким образом, просветление на­ступает тогда, когда человек освобождается от привязанности к слову и знаку. Надо реализовать то состояние сознания, которое максимально благоприятствует непосред­ственному переживанию психологического опыта (вне словесной передачи). Необходи­мо “опустошить сознание” до полного от­сутствия мыслей или образов для управле­ния континуальным потоком сознания такого сознания, которое открывается после снятия вербализации. Этим методом и яв­ляется медитация (Абаев Н. В., 1989). И самадхи человек полностью владеет своими физическими и психическими способнос­тями. Достигший самадхи может произвольно регулировать жизненные процессы, обмен веществ, понижать и повышать темпе­ратуру, давление.

Й. является источником многих психотерапевтических приемов психической саморегуляции. Аутогенная тренировка Шульца (Schultz J. Н., 1987) в значительной степе­ни основывается на практике йогов. Черты родства и различия аутогенной трениров­ки и системы йогических упражнений Шульц подробно разбирает в своей работе “Высшая ступень аутогенной тренировки и раджа-Й.” (1932). Поза лежа в аутогенной тренировке соответствует шавасане, поза кучера — садхасане (поза созерцания). В последней позе подбородок приближается к груди, открывается рот, расслабляется мимическая мускулатура, язык слегка при­жимается к нёбу, взгляд направлен немного выше переносицы с одновременной конвер­генцией глазных яблок. Это внутренне-вер­хнее положение глазных яблок является со­ставным элементом гипноза. Деление ауто­генной тренировки на первую и вторую сту­пени соответствует преемственности между хатха-Й. (И. тела) и раджа-Й. (психоло­гической И., включающей последние четыре ступени классической И.). В Индии физи­ческие упражнения хатха-Й. входят в ком­плексы гигиенической гимнастики и ис­пользуются миллионами людей. Раджа-Й. распространена главным образом в специ­альных учебных заведениях. Сложность и громоздкость системы И. делают ее практи­чески неприемлемой для массового приме­нения. Трансцендентальная медитация, предложенная Махариши Махешем Йогой, получившая широкое распространение в современном мире, устраняет отмеченный недостаток. Медитация применяется в дзэн-психотерапии, а также в психотерапевтических техниках морита-терапии и найкан-терапии. Из других методов психической саморегуляции, основанных на системе Й., широко используется пранаяма, или контроль дыхания, а также шавасана – поза полного расслабления (поза трупа).

Шавасана представляет значительный интерес для психотерапии, поскольку считается, что расслабление в этой позе (асане) прблизительно в 5 раз глубже, чем в аутогенной тренировке. Упражнение име­ет много модификаций. Ниже приводятся два варианта шавасаны — простой и энер­гетический (Гуревич С. А., 1985). При ша­васане человек лежит в свободной одежде на спине с ногами, раздвинутыми прибли­зительно на 30°, и руками, отведенными от туловища на 15°, с повернутыми пред­плечьями и полусогнутыми пальцами. Гла­за закрыты. В этом положении осваивает­ся медленное ритмическое диафрагмаль-ное дыхание с короткой паузой после каж­дого вдоха и более продолжительной — в конце выдоха. Внимание концентрируется на ощущениях в ноздрях (прохладе вды­хаемого и теплоте выдыхаемого воздуха), что способствует концентрации и, следова­тельно, большей мышечной релаксации, ко­торая достигается путем последовательно­го расслабления мышц до ощущения тя­жести. Длительность выполнения — при­близительно 30 минут. В процессе упраж­нения врач проверяет степень релаксации, поднимая и опуская конечности. Ежеднев­ные занятия шавасаной в течение трех не­дель приводят к субъективному и объек­тивному улучшению самочувствия пациен­тов, к снижению артериального давления, уменьшению частоты сердцебиений, норма­лизации сна, успокоению.

В практике психотерапии целесообраз­нее использовать иной, более сложный, но одновременно более эффективный вариант упражнения — “энергетический”. Его усвое­ние происходит в три этапа: расслабление с помощью самовнушения, мыслительная работа с активными областями организма, расслабление с использованием “образа энергии”. Первая часть упражнения близ­ка к аутогенной тренировке: медленно, мо­нотонно проговариваются формулы само­внушения, позволяющие добиться мышеч­ного расслабления. Формулы рекоменду­ется формировать в триаде — законченные блоки из трех предложений, первое из кото­рых предназначено для переключения вни­мания, второе представляет собой динами­ческое самовнушение, третье вызывает ста­тическое состояние. Концентрации помога­ет представление потока внимания — “лу­ча фонарика-прожектора”, который “освещает” ту область тела, с которой ведется ра­бота. Проговаривая, например, “Мое внима­ние на лице”, человек представляет, будто луч фонарика освещает его лицо. В отли­чие от классической аутогенной тренировки, расслабление проводится снизу вверх, от ног к голове. Упражнение начинается и за­вершается формулой успокоения: “Я (мыс­ленно представляется все тело) успокаива­юсь. Я спокоен”. Затем следуют формулы релаксации, охватывающие по мере усвое­ния все большие группы мышц. Каждая формула произносится лежа в шавасане мысленно, с полным сосредоточением на нужном участке тела, повторяется 3 — 4 раза с 3—4-секундным промежутком. По мере усвоения упражнения из триады самовну­шения удаляется динамическая часть (“та­кая-то часть тела расслабляется”), и фор­мула звучит так: “Мое внимание на... Та­кая-то часть расслаблена”. Полное выпол­нение первого этапа шавасаны занимает 30 — 40 минут.

Согласно концепциям восточной меди­цины, в человеческом теле существуют об­ласти, которые являются “выключателя­ми”: если на них сконцентрировать вни­мание, то расслабляются определенные группы поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры. Работа с активными облас­тями — более высокая ступень шаваса­ны. Здесь не нужно произносить фразы самовнушения, достаточно лишь напра­вить на данную активную область внима­ние и потом представить, что эта зона ста­новится мягче, “тает”, “растворяется”. Вы­деляют 16 основных зон и одну дополни­тельную: пальцы ног, лодыжки, колени, об­ласть половых органов, область ануса, ки­сти рук, область пупка, локти (дополни­тельная), область желудка, область сердца, плечи, горло, губы, кончик носа, точка меж­ду бровей, середина большого родничка го­ловы, макушка черепа. На расслабление каждой активной зоны по мере усвоения упражнения должно уходить все меньше времени: в среднем оно составляет 15—20 секунд. После усвоения этого этапа мож­но перейти к третьей ступени шавасаны — энергетическому расслаблению. Методика выполнения третьей части: находясь в шавасане, мысленно представляем, что энергия медленно поднимается от ног к голове и через точку между бровей (“тре­тий глаз”) “выливается” наружу. Образ энергии рисуется по-разному: в виде теп­ла или холода, “мурашек” и т. п. Иногда в процессе упражнения возникает мелкое подергивание мышц, что считается явлени­ем положительным: “энергия промывает тело”. Длительность этого этапа расслаб­ления в шавасане — около 3—4 минут. В процессе выполнения расслабления возни­кает гипноидное состояние. Поэтому вы­ход из шавасаны должен быть плавным: подтягивается носок правой ноги, далее под­тягиваются оба носка, пятки при этом выд­вигаются вперед. В дальнейшем руки сжи­маются в замок и, медленно поднимаясь вверх, выворачиваются. Все тело тянется вслед за руками, и человек садится.

Шавасана дает значительный эффект при многих психосоматических заболева­ниях и неврозах, особенно осложненных гипертоническим синдромом и диссомни-ей, быстро снимает психическое напряже­ние, тревожность, усталость, компенсирует недостаток сна. Абсолютных противопо­казаний шавасана не имеет, но ею не сле­дует заниматься более 45 минут из-за воз­никающей гипотонии.

Последовательное рассмотрение всех ступеней Й. выявляет тесную связь этого учения с психотерапией. Положительная оценка психотерапевтических аспектов Й. обусловлена в настоящее время четким раз­граничением религиозно-мистического об­рамления концепции народной медицины Востока и ее практических приемов. В по­следние годы появилось много психотера­певтических исследований, посвященных этой проблеме, с тем чтобы, критически осмыс­лив Й., поставить ее наследие на службу практическим потребностям психотерапии.

 

 

К

 

КАБИНЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ. Так называется усовер­шенствованный вариант комнаты отдыха, в которой созданы оптимальные условия для быстрого и эффективного снятия эмо­ционального перенапряжения, восстанов­ления работоспособности, проведения пси­хотерапевтических и психогигиенических мероприятий.

В К. п. р. применяется комплексный метод оптимизации психических процес­сов, условно названный психологической разгрузкой, который включает физиологи­ческие и психологические средства восста­новления работоспособности и предупреж­дения переутомления эмоционального про­исхождения. Площадь К. п. р. определя­ется из расчета не менее 2 м2 на человека. В комнате не должны ощущаться шум, вибра­ция и другие неблагоприятные факторы производственной среды, она должна быть обеспечена приточно-вытяжной вентиляци­ей. Оптимальная температура в помещении – 20-22°. Комната оборудуется мяг­кими креслами с подлокотниками, в кото­рых можно принять полулежачее положе­ние (кресла желательно накрыть полиэтиленовой пленкой и обеспечить подставками для ног), магнитофоном (с набором кассет), гидроаэроионизатором, а при возможнос­ти кондиционером. В цветосветовом решении интерьера должны преобладать голубой и зеленый цвета, успокаивающие нервную систему. Желательно, чтобы создавалось впечатление пребывания на лоне природы. Пол покрывается линолеумом на мягкой основе, гармонирующим по цвету с окраской стен. Цветовая композиция до­полняется цветным освещением, трижды из­меняющимся в течение сеанса. Для созда­ния более полной иллюзии пребывания на лоне природы используются пейзажи, рож­дающие положительные эмоции. Это могут быть диапозитивы с изображением леса, моря, озера и др., проецируемые на экран с помощью диапроекторов. Для оформления К. п. р. можно использовать также декора­тивные элементы — валуны, гальку, коряги, вьющиеся растения и др.

Основная задача К. п. р. — восстанов­ление работоспособности в стадии развива­ющегося утомления. Время пребывания в К. п. р. условно разделяется на три перио­да: отвлекающий (1, 5—2 минуты), успо­каивающий (7—10 минут), тонизирующий (2—3 минуты). В соответствии с задачами этих периодов трижды меняется музыка (по содержанию, громкости и темпу), цвет, уровень освещенности, поза, ритм дыхания и словесные формулировки аутогенной тре­нировки. Во время первого периода звучит запись пения птиц и популярные мелодии с мягким мелодико-ритмическим рисунком (громкость до 15—20 дБ). Посетители К. п. р. располагаются в креслах в свобод­ной позе с приподнятыми ногами, рассмат­ривают проецируемые на экран изображе­ния ландшафтов, вызывающие положи­тельные эмоции. На втором этапе для дос­тижения состояния эмоционального равно­весия включают зеленые лампы. Посетите­ли принимают полусидячее положение, способствующее расслаблению мышц, перехо­дя на успокаивающий ритм дыхания (ко­роткий вдох и удлиненный выдох). Звучит негромкая мелодичная музыка (до 10 дБ), а в паузах — записанные на магнитофон­ную ленту психотерапевтические формулы, построенные с учетом характера труда, за­дач данного периода и требований аутоген­ной тренировки. Третий период проходит при оранжевом (красном) освещении, его музыкальная программа состоит из бодрых, мажорных произведений (марши, спортив­ные и молодежные песни, энергичная и ве­селая танцевальная музыка). Занимающи­еся в К. п. р. постепенно переходят к позе стоя, делают несколько мобилизующих ды­хательных движений (глубокий вдох и ко­роткий выдох). Словесные формулы этого периода направлены на повышение общего тонуса, активизацию психических процес­сов. В заключение включают все лампы дневного света, и в сопровождении марша, веселой песни выполняется комплекс физи­ческих упражнений с учетом особенностей вида труда и возраста людей. Лицам, зани­мающимся тяжелой физической работой, полезен самомассаж. В соответствии с тре­мя указанными периодами желательно из­менять с помощью подсветки виды, изобра­женные на крупных слайдах или проеци­руемые на экран. Например, вначале посе­тители видят изображение леса при заходя­щем солнце, на втором этапе — в предвечер­ние часы, на третьем — на рассвете, во время восхода солнца, когда просыпается приро­да, воздух насыщен озоном, ощущается при­ятный запах хвойных деревьев.

При ограниченных возможностях К. п. р. в первую очередь туда направляют лиц, ра­ботающих в условиях повышенной нагруз­ки на нервную систему, сочетающих работу с учебой, а также тех, кто жалуется на пере­утомление или находится в кризисной ситу­ации (тяжелая болезнь или смерть близко­го человека, чрезмерно напряженная семей­ная обстановка, частые служебные конф­ликты и др.). В К. п. р. восстанавливается работоспособность лиц, находящихся в стрессовом состоянии или тех, чья повсед­невная деятельность протекает в условиях эмоциональной напряженности. Эмоциональный дистресс не только приводит к сни­жению трудоспособности и ухудшению де­ятельности организма, но и является одной из частых причин нарушения техники безо­пасности. Пребывание в К. п. р. способст­вует также предупреждению эмоциональ­но-аффективного перенапряжения и его от­рицательных последствий у лиц, страдаю­щих заболеваниями, вызванными психи­ческим фактором (неврозы, психосомати­ческие расстройства).

В К. п. р. можно осуществлять и дру­гие психогигиенические мероприятия. К ним относятся: 1) массовое обучение ра­ботников различных предприятий прие­мам психотерапевтической доврачебной самопомощи и, в частности, аутогенной тре­нировке; 2) активная психопрофилактика рецидивов алкоголизма; 3) эмоциональ­но-волевая тренировка спортсменов (по А. Т. Филатову); 4) дополнительные сеан­сы психологической разгрузки для работ­ников пенсионного и предпенсионного воз­раста с целью продления трудоспособнос­ти; 5) лечебно-профилактическая помощь людям, желающим избавиться от хрониче­ского никотинизма; 6) психогигиеничес­кие беседы, включающие демонстрацию слайдов и прослушивание фрагментов ли­тературно-музыкальных произведений, по­священные различным аспектам здорово­го образа жизни.

В последние годы на предприятиях организуются кабинеты эмоционально-во­левой тренировки и социального тренинга, психологической гимнастики и др. Бла­годаря тому, что в их штатном расписании предусмотрены должности врача-психоте­рапевта или психолога, на их базе решается широкий круг задач, в том числе психоте­рапевтического и социально-психологиче­ского характера. Кабинеты психогигиени­ческого профиля целесообразно открывать и в медицинских учреждениях, где труд медработников связан с повышенными эмо­циональными нагрузками и необходимо быстро восстанавливать работоспособность (в отделениях хирургии, реанимации, ане­стезиологии, на станциях “скорой помо­щи”). В заводских профилакториях и домах отдыха, где не предусмотрена должность врача-психотерапевта, обслуживать К. п. р. может фельдшер, прошедший специальную подготовку по психогигиене, психопрофилактике и психотерапии.

КАБИНЕТ социально-психоло­гической ПОМОЩИ. Организационная структура, аналогичная западным кри­зисным центрам, предложена суицидоло­гической службой А. Г. Амбрумовой.

Первый К. с.-п. п. был открыт в Москве в 1975 г., в дальнейшем кабинеты со­здавались на базе общесоматических по­ликлиник и здравпунктов вузов. Основ­ная задача К. с.-п. п. — первичная и вто­ричная профилактика суицида у лиц, на­ходящихся в состоянии кризиса. Основные принципы работы К. с.-п. п.: 1. Системность — связь с отделами внутренних дел, администрацией предпри­ятий и учебных заведений, муниципальны­ми органами; преемственность в обслужи­вании пациентов К. с.-п. п. и станций и от­делений “скорой помощи”, психиатричес­ких стационаров, суицидологических каби­нетов психоневрологических диспансеров, а также других подразделений суицидоло­гической службы — кризисного стациона­ра и телефона доверия.

2. Комплексность — интеграция врачей-психиатров, психологов, социологов и юри­стов. Центральная фигура К. с.-п. п. — врач-суицидолог, занимающийся диагнос­тикой суицидального риска и антисуици­дальных факторов, психотерапией и психо­гигиенической работой с лицами, окружаю­щими пациента, и группами риска. Медицин­ская сестра выполняет функции социально­го работника и патронажной сестры. Меди­цинский психолог занимается диагностикой, позволяющей уточнять индивидуальные психотерапевтические программы, и участвует в их реализации. Консультант-социолог решает вопросы индивидуальной культуральной и социальной (региональной) эпидемиологической диагностики, ведет разработку превентивных антисуицидальных программ. Юрист обеспечивает консультации и правовую защиту пациентов.

3. Превентивность - раннее выявление суицидального риска и профилактика суицидального поведения, активная психогигиеническая работа.

4. Анонимность — право пациента на анонимное обращение.

Ведущие психотерапевтические мето­ды: групповая психотерапия с частотой встреч 2—3 раза в неделю на протяжении 2—3 месяцев, индивидуальная аксиопсихо-терапия (психотерапия кризисных состо­яний).

КАТАРСИС. Понятие К. (“очищения”) ввел Аристотель (384—322 гг. до н. э.), который утверждал в своем сочинении “Поэтика”, что через сочувствие и страх трагедия добивается очищения (катарси­са) духа. Как синоним в русском языке употребляется термин “отреагирование”, соответствующий латинскому “абреакция”. За отреагированием следует уменьшение аффективного напряжения и чувство об­легчения.

Множество психокатарсических при­емов использовалось в древнем мире и в средние века. Храмовый сон из языче­ских святилиц и асклепионов (Асклепий — бог здоровья в Древней Греции) переносится в церкви и монастыри. Отреагирующее значение имеет проповедь — часть христианского таинства покаяния. Прощение, которое обещает священник, беседы о конфликтах совести придают исповеди характер отреагирующей пси­хотерапии. Лучше всего представлено от­реагирование в лечебных ритуалах и за­говорах. Они включают заклинания и символические действия, далекое насле­дие языческой демонологии, часто смеши­вающееся и срастающееся с христиански­ми обрядами и обычаями. Во многих из них есть катарсические моменты (Атанасов — Атанасов Ат., 1969).

Более доступной, по-человечески понят­ной формой исповеди и отреагирования яв­ляются так называемые утешения беседой, т. е. простой непринужденный разговор с доброжелательным человеком о своих про­блемах и тревогах. Во время беседы рас­сказывают о гнетущих, мучительных пере­живаниях, выслушивают утешающие сло­ва, сравнивают свои невзгоды с подобными у других людей, и это, может быть, са­мая хорошая рациональная и катарсичес-кая народная психотерапия, действитель­но приносящая успокоение.

По Атанасову, К. с позиций учения И. П. Павлова о высшей нервной деятель­ности — это физиологический (соответст­венно патофизиологический) процесс сни­жения и нормализации возбуждения в па-тодинамической структуре инертного сверх­возбуждения, возникающего под действием психотравмы. Он может быть предметом исследования как нормальной, так и па­тологической физиологии. В первом слу­чае это касается незначительных психо­травм, почти ежедневно переживаемых, но не вызывающих невроза. Сверхвозбужде­ние функциональной структуры быстро выравнивается и исчезает. Этот ежеднев­ный К. — явление осознанное и хорошо известное. Сверхсильный для определен­ных индивидов раздражитель может стать поводом для возникновения патодинами-ческих очагов с высоким инертным воз­буждением, которые сохраняются дли­тельное время и являются предметом па­тофизиологии. Не все в процессе сниже­ния возбуждения может быть осознано, к тому же не все осознанное адекватно.

При тяжелых психических травмах у людей, предрасположенных к невротичес­ким расстройствам, спонтанный К. не на­ступает, и именно поэтому требуется пси­хотерапевтическое вмешательство. Как лечебная техника или, точнее, как принцип лечебной техники К. используется во мно­гих психотерапевтических методах, объе­диняемых понятием •“•кamapcuчecкaя пси­хотерапия”. В качестве одного из меха­низмов лечебного воздействия К. входит в такие методы психотерапии, как психо­анализ, психодрама, групповая психотера­пия и многие другие.

См. также Автологокатарсис Атанасова, Гипнотическая абреакция, Декапсуляция Чолакова, Искусственная реп­родукция аффективных переживаний по Крестникову, Методика репродуктив­ных переживаний Асатиани, Психока-тарсический метод Брейера, Фармако­логическая абреакция.


КАТАРСИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Под этим термином объединены психотерапевтические методы, использующие в каче­стве принципа лечебной техники катар­сис — отреагирование, абреакцию (Атанасов — Атанасов Ат., 1990).

Период научного исследования К. п обычно связывается с именем Фрейда (Freud S.). Около 1880 г. он начал свою работу и опубликовал ее результаты, совме­стно с Брейером (Breuer J.), в 1895 г (см. Психокатарсический метод Брей­ера).

Метод, сходный с психокатарсисом Брейера, в 1889 г. описал француз Жане (Janet P.). В 1926 г. М. М. Асатиани пред­ложил свою методику репродуктивных пе­реживаний (см. Методика репродуктив­ных переживаний Асатиани). Позже А. Ф. Горидзе (1929) подчеркнул значение этого приема и напомнил слова М. М. Аса­тиани, что “катарсис — это хирургия в пси­хотерапии”. Московский психотерапевт С. Я. Лившиц опубликовал монографию (1927) на русском языке, а в 1928 г. деталь­но описал на немецком языке свой метод отреагирования, который он назвал гипно-анализом.

Харьковский психотерапевт и последо­ватель И. П. Павлова К. И. Платанов (1939) разработал свою методику “экспе­риментальной репродукции невротических синдромов”. Больной вводится в глубокий гипноз, и ему внушается время перенесенно­го невроза, при этом наблюдаются те же са­мые симптомы и переживания, которые были установлены в активной стадии нев­роза. Эту технику используют и для диагно­стических целей. К. И. Платонов описал также метод, названный им психоанамне­зом, — расширенный и углубленный анам­нез как самая существенная часть врачебно­го подхода, имеющий и явное катарсическое

значение.

Психокатарсическая терапия (Франк – Frank L., 1927) используется для отреагирования в “пассивном состоянии”, или полусне (по автору). Больной принимает лежа самую удобную позу и максимально расслабляется. Он не направляет свои мысли, не борется с ними, а отдается пассивно нахлынувшим воспоминаниям и представлениям без их обсуждения и принятия во внимание. Врач ничего не внушает пациенту. Так создается пассивное состояние, которое, возможно, является легким гипнозом и самогипнозом (Атанасов, 1990) инормализует болезненное восприятие проблемы, обсуждаемой с врачом.

К катарсическим методам Атанасов относит еще один прием, названный “терапией отравленного пера”. При конфликт­ных ситуациях больной пишет множество писем, в которых изливает всю свою обиду и злость на лиц, которые, как он считает, поступили с ним несправедливо. Письма не отправляются — они являются лишь поводом для отреагирования.

Мур (Moore М. S., 1945) использова­ла метод, состоящий в многократном пересказывании психотравмирующих пережи­ваний, больной при этом находится в по­стели с закрытыми глазами. Эта техника нашла применение при повторяющихся кошмарных снах. Среди множества дру­гих катарсических методов следует ука­зать на метод, разработанный Лейнером (Leuner Н.).

Большой вклад в развитие К. п. внесли болгарские ученые Крестников (Кръстни-ков Н.), Чолаков (Чолаков К.), Атанасов и др. Крестников обычно требовал от своих пациентов после репродукции обстоятель­ных письменных отчетов о пережитом во время сеанса, называя это графокатарсисом.

В основе К. п. лежит повторное воспро­изведение сильной эмоции, обусловленной психотравмирующей ситуацией. Механизм действия катарсиса состоит в освобождении от неотреагарованных эмоций при отсутствии негативных последствий, имевших место в реальности. Это облегчает возможность пересмотра значимости психотравмы для пациента. Катарсис успешен, когда тревога, связанная с восстановлением контакта с ситуацией, подавляется другими позитивными эмоциями в психотерапевтических условиях (Гринкер, Шпигель - Grinker R. R., Spiegel J. P., 1945) чувством защищенности и безопасности (Вольпе - Wolpe J., 1973). Катарсис достигается полным погружением в психотравмирующую ситуацию или путем поэтапного приближения к ней (де­сенсибилизация).

См. Автологокатарсис Атанасова, Декапсуляция Чолакова, Искусственная репродукция аффективных пережива­ний по Крестникову, Катарсис, Психолиз, Фармакологическая абреакция.

КАТАТИМНЫЕ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕ­ЖИВАНИЯ ПО ЛЕЙНЕРУ. Автором этой методики, именуемой также “Symboldrama” и представляющей собой одну из наиболее удачных попыток упорядочения и система­тизации “грез наяву”, является Лейнер (Leuner Н., 1980). Концептуально в ее ос­нове лежит модель аналитической психоди­намики. Методика была впервые опубли­кована автором в 1954 г. и постепенно до­рабатывалась и развивалась. При невро­зах (в том числе затяжных их формах) и психосоматических расстройствах прово­дится 15—50 сеансов 1 — 2 раза в неделю.

В состоянии релаксации пациентам предъявляются и внушаются определен­ные образы, которые служат стимулом для проекции бессознательных конфликтов (в духе подсознательного обучения во сне или подсознательной символики). Экспе­риментально отработаны 10 стандартных образов: созерцание луга или текущего ру­чья, восхождение на гору, осмотр дома, вглядывание в темноту леса, встреча со значительными людьми, испытание уста­новок на сексуальность и агрессивность, идеальный образ Я, вызов архаических символических образов. Они служат сти­мулами для формирования пластических образов, имеющих символическое значение и отражающих типичные подсознательные конфликтные сферы по их тематике. Наи­более важным является отражение инфан­тильных объектных отношений, фиксаций на ранних фазах развития, защитных ме­ханизмов, стереотипов поведения.

В процессе работы с К. о. п. п Л. авто­ром был открыт ряд психодинамических феноменов: фиксированные образы как проекции “ядер конфликта”, фокусирование на релевантных проблемах, функцио­нальное единство воображения и интрапсихического конфликта, развитие на этой основе терапевтических принципов (“опе­рация с символами”). Тем самым достига­ется возможность непосредственного воз­действия на конфликтные структуры с кор­рекцией инфантильных объектных отно­шений, а также удовлетворения архаичес­ких потребностей в сфере нарциссических, оральных и анальных переживаний.

Терапевтические стратегии разделяют­ся по дидактическим целям на 3 ступени. Базовая ступень сосредоточивается на ме­тодике обучения при работе с первыми 5 образами и на творческом развитии и раз­вертывании “грез наяву”. Психотерапевт занимает при этом протективную позицию при соблюдении основных психотерапев­тических правил поведения — аутентич­ности, эмпатичности и теплоты. Средняя ступень — сосредоточение на свободном ассоциировании по поводу развертываю­щихся пластических образов с обращени­ем к их генезу и реальному поведению. В то же время используются стратегии, фо­кусирующиеся на специфических конф­ликтных структурах, а также стимуляция регрессии в инфантильную конфликтную область. Пациентов обучают переработке невротических структур и анализу проек­ций, связанных с переносом. Высшая сту­пень предполагает сосредоточение на ос­тальных 5 стандартных образах и вводит психоаналитические приемы.

Психодиагностика осуществляется пу­тем исследования неосознаваемых конф­ликтов в течение ряда сеансов, контроля за ходом психотерапевтического процесса благодаря повторяемости проецируемых установок и наблюдаемых феноменов трансформации в духе “движущейся про­екции”.

В сравнении с классической психоана­литической техникой, в К. о. п. п Л. значи­тельно скорее протекает процесс эмоцио­нальной регрессии (уже с первого сеанса), что приводит к сосредоточенности на нео­сознаваемых конфликтах. Отсюда следу­ет значительное сокращение сроков пси­хотерапии, даже при хронических рас­стройствах. Метод К. о. п. п. Л. отличает­ся также от поведенческой психотерапии. В К. о. п. п. Л. символические функции противопоставляются воображению реаль­ных ситуаций (как, например, в приемах Вольпе (Wolpe J.)), в методиках поведен­ческой психотерапии последние подчерки­ваются.

КАУЗАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ, (от лат. causa — причина). Метод психоте­рапии, основанный на принципах анализа причинности в социальной сфере и устой­чивых представлениях о конкретных при­чинных связях (каузальной схеме).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь