Разногласия между людьми по вопросам привлекательности и отталкивания
Люды по степени своей привлекательности и отталкивания неодинаковы и подразделяются на различные категории:
1 – Люди, не обладающие ни привлекательностью и ни отталкивающими особенностями; никто не любит их, и никто не враждует с ними; они не могут возбудить ни любовь и привязанность, ни зависть и враждебность; они ходят среди людей в безразличном состоянии и подобны камням на обочине.
Это слабое существо, без всякого влияния. Это – человек, у которого нет ни одной привлекающей внимания черты, как с точки зрения превосходства, так и с позиции гнусности. Он подобен животному, ходившему среди людей и овце, которая никому не является ни другом и ни врагом, и если и ухаживают за ней, то только ради того, чтобы в подходящее время пользоваться ее мясом. Он не создает ни положительную и ни отрицательную эмоциональную волну. Подобные лица – это группа никчемных и беспочвенных людей, ибо человек нуждается в том, чтобы он сам любил и был любимым, и можно сказать, что он нуждается еще и в том, чтобы он сам ненавидел и его ненавидели.
2 – Люди, у которых имеется привлекательность, но нет отталкивающих особенностей. Они находят общий язык и общаются со всеми; превращают в своих последователей лиц, любой категории; все любят их и никто ими не пренебрегает; когда подобные люди умирают, мусульмане омывают их святой водой Зам-Зама [[11]], а индусы их сжигают на священном огне.
Смирись с добром и злом, о, ‘Урфи, чтобы после твоей смерти
Мусульмане омывали тебя водой Зам-Зама, а индусы сжигали.
По рекомендациям этого поэта, [[12]] в обществе, который состоит из мусульман, которые читают над усопшим ритуальную молитву и в знак уважения омывают его святой водой, а также из индусов, в знак уважения сжигающих усопших, следует жить так, чтобы тебя считали своим и уважали, как индусы, так и мусульмане. И как индусы, так мусульмане провожали тебя в последний путь согласно своим обычаям.
Многие думают, что благонравие и хорошее общение, а выражаясь современными понятиями «общительность» человека, состоит в том, чтобы он завоевал дружбу всех людей. Но подобное для целеустремленного и идейного человека, который, не думая о своих интересах, стремится к осуществлению в обществе определенных принципов, не достижимо. Подобный человек, если он не лицемер, как правило, бывает искренним, решительным и конкретным. Ибо не все люди думают и чувствуют одинаково, и вкусы у людей бывают различными. В обществе есть как справедливые, так и угнетатели, как честные, так и порочные люди. И не все они могут любить правдивого и целеустремленного человека, цель которого объективным образом может не совпадать с интересами некоторых из них. Дружбу различных групп людей, преследующих разнообразные идейные течения, может завоевать лишь неискренний и лживый человек, который, стремясь угодить всем, говорит с каждым человеком согласно его желаниям и наклонностям. Но сели человек искренний и идейный, то, естественно, с ним могут дружить лишь определенная часть людей, а другая часть становятся его врагами. Группа людей, разделяющей его цели, притягиваются к нему, а другие люди, преследующие иные цели, отвергают его и идут против него.
Некоторые из христиан, считающих себя и свою религию провозвестниками любви, утверждают, что отличительной чертой совершенного человека является только любовь, благодаря которой он обладает лишь только притягательными особенностями. Может быть, некоторые индуисты также придерживаются подобной точки зрения.
В христианской и индуистской философии одним из наиболее часто наблюдаемых моментов является, именно, любовь. По их утверждениям, следует любить все сущее, и когда мы любим всех, то нет никаких препятствий на пути того, чтобы нас любили все, в частности и плохие люди, которые видели от нас только добра.
Но эти господа должны знать, что недостаточно быть только любящим, следует быть еще и идейным, а, по словам Ганди: «такова моя любовь». Любовь должна сочетаться с истиной, тогда она становится идейной и целенаправленной. А идейность предполагает наличие у человека врагов. При этом любовь представляет собою качество, которое привлекая части людей, другую часть опровергает.
Ислам также представляет собой закон любви. В Коране досточтимый Пророк характеризован как «милости к мирам»: «Мы отправили тебя только в качестве милости мирам».[[13]] Иными словами, Пророк направлен Богом только в качестве милости и благодеяния для людей, то есть для того, чтобы он был олицетворением милости даже к самим опасным врагам и проявлял к ним благорасположения.[[14]]
Но рекомендуемая Кораном любовь не означает, что мы должны отнестись к каждому человеку согласно его наклонностям и желаниям, обращаться к нему так, чтобы ему было лестно, и он притягивался к нам. Любовь не означает, что мы должны предоставить каждому индивиду полную свободу действовать согласно его наклонностям и одобрить все его наклонности. Это, пожалуй, не любовь, а притворство и лицемерие. Любовь это то, что сочетается с истиной. Любовь – это благодеяние, и иногда благодеяния могут не соответствовать желаниям и наклонностям человека. О, как много людей, которые в ответ на оказанное им добро отвечают враждебностью, ибо оказанное добро противоречить их наклонностям. Кроме того самая логически выверенная и рациональная любовь должна соответствовать интересам всего человеческого сообщества, а не желаниям и интересам отдельно взятого индивида или группы людей. Немало любви и добра, оказанные отдельным лицам, равносильны враждебному отношению ко всему обществу.
История знает немало великих реформаторов, стремившихся к улучшению различных аспектов жизни общества, которым в ответ досталось только враждебное отношение и ненависть людей. Следовательно, любовь не всегда и не везде может служить средством притягательности.
Любовь может служить и в качестве великой отталкивающей силы, настраивающей против человека целое общество.
‘Абд ар-Рахман бин Мулджам[[15]] был из числа самих ярых врагов ‘Али. А ‘Али знал, что это очень опасный и коварный враг. Об этом иногда напоминали и другие, посоветовав ему расправиться с этим своим врагом. Но ‘Али не согласился отомстить до совершения преступления со стороны врага, сказав что «если он мой убийца, то я же не могу убивать свою убийцу собственными руками». Кроме того он говорил: «Я хочу, чтобы он остался живым, и желаю ему счастья. Но он жаждет моей смерти».
С другой стороны, любовь не единственное средство оздоровления человечества. Натура некоторых лиц нуждается также и в жестокости, в борьбе и в том, чтобы их опровергали. Ислам является как религией привлекательности и любви, так и религией отпора и возмездия.[[16]]
3 – Люды, обладающие отталкивающими особенностями, но лишенные притягательности и вызывающие вражду, а не дружественные чувства. Эти люди также относятся к порочным лицам. А это означает, что они лишены положительных человеческих качеств, ибо если бы они были наделены человеческими качествами, то у них было бы, хоть незначительное число сторонников, ибо хорошие лица среди людей, хоть в малом количестве, но всегда существуют.
Если бы все люди были порочными и угнетателями, то наличие подобной вражды было бы оправдано и справедливо, но никогда не возможно, чтобы все люди до единого были порочными, таким же образом, никогда все люди без исключения не могут быть вполне положительными. Естественно, человек, ставший объектом всеобщей ненависти, порочен сам. В обратном случае, как можно, чтобы человек в душе у которого заложена доброта, не имел ни одного друга. В натуре подобных людей нет ни одной положительной черты, даже в смысле применения жестокости. Существо подобных лиц невыносимо для всех людей без исключения. У них нет ни одной черты, которая хоть кому-то было по душе.
‘Али (мир ему! ) говорит: «Самые беспомощные из людей – те, кто братьев себе не сумел обрести, а самый беспомощный среди них – тот, кто, найдя, не сумел подле себя удержать».[[17]]
4 – Люди, обладающие, как привлекательностью, так и отталкивающими особенностями. Это идейные люди, действующие ради осуществления своих идей и убеждений, они привлекают в свою сторону определенную группу людей, завоевав их любовь и признание, а другую группу отталкивают от себя. То есть они способны обрести, как друзей, так и врагов, а также проявляют терпимость, как к сторонникам, так и к недоброжелателям.
Но эти лица также бывают разной категории, так как иногда они обладают одинаково сильными привлекательными и отталкивающими чертами, а порою у некоторых из них эти черты проявляются слабо, а у других – неодинаково. Наиболее значительными лицами являются те, у кого сильные привлекательные и отталкивающие особенности, а это зависит от того, насколько сильно в их духе заложены положительные и отрицательные основы. Конечно, сила также бывает разной степени, и может достичь такого уровня, когда привлеченные друзья готовы пожертвовать жизнью ради человека и проявлять на пути осуществления его цели чудеса альтруизма; а враги у него становятся до того стойкими, что также готовы пожертвовать жизнью, но уже в борьбе против него. И эта сила может быть до того действенной, что даже после смерти ее обладателя окажется в состоянии веками способствовать сохранению его притягательности и отталкивающих сторон в сердцах людей, охватывая широкие просторы людского обитания. И эти трехмерные качества привлекательности и отталкивания свойственны божьим угодникам (авлийа) и пророкам.[[18]]
С другой стороны, следует обратить внимания на то, какие элементы ими привлекаются, а какие отталкиваются. Например, иногда они, привлекая мудрых, отталкивают невежественных лиц, а иногда – наоборот. Иногда привлекают благородных лиц, отталкивая от себя подлых, а иногда – и наоборот. Следовательно, друзья и враги, привлекательные и отталкиваемые им индивиды являются неопровержимым аргументом, определяющим сущность самого человека. Одного лишь наличия (и даже в сильной степени) привлекательности и отталкивающих особенностей недостаточно для того, чтобы говорить о похвальных личностных особенностях человека. Эти особенности говорят о подлинных основах личности человека. А личность никакого человека сама по себе не может быть аргументом в пользу его доброты. Все мировые лидеры и даже такие профессиональные преступники, как Чингисхан, Хаджжадж[[19]] и Му’авийа, [[20]] были лицами, обладающими как привлекательностью, так и отталкивающими особенностями. Без наличия положительных моментов в своей внутренней природе никто не может подчинить себе тысячи воинов, навязав им свою волю. Не обладая потенциалом руководителя, никто не может подобным образом сплотить вокруг себя огромное количество людей.
Надир-шах [[21]] был одним из людей с подобными качествами. Скольких людей он обезглавил, а сколько людей им были ослеплены, но, тем не менее – он исключительная личность. Он создал в разоренном Иране в конце правления Сефевидов [[22]] многочисленную армию и подобно магниту, который притягивает железные осколки, собрал вокруг себя воинственных мужей. Ему удалось не только освободить Иран от ига иноземцев, преследуя их до Индии, но и объединить под иранской эгидой обширные территории соседних стран.
Поэтому, каждый человек притягивает себе подобных, а отличающихся от себя лиц отталкивает. Справедливое и благородное лицо привлекает доброжелательных лиц, ищущих справедливости, и отталкивают склонных к вожделениям и наживы лицемеров. Преступники соберут вокруг себя преступных элементов, отгоняя порядочных людей.
И, как было отмечено, другое отличие в этом плане основывается на степень силы притяжения. В отличие от закона Ньютона, в котором сила притяжения в зависимости от увеличения массы и уменьшения расстояния возрастает, у людей сила притяжения и влияния зависит от их личностных характеристик.
‘Али – личность с двойственной силой
‘Али из числа тех мужей, которые обладают мощной силой притяжения и отталкивания. Более того, возможно, нам не удается оттискать в истории более мощную силу притяжения и отталкивания, каковой располагал ‘Али. У него были изумительные, исторически уникальные, преданные, великодушные, горячо и пламенно любившие его друзья, каждый из которых считал за честь отдать жизнь за него и ставил дружбу с ним превыше всех мирских благ. По истечению многих веков после смерти ‘Али эта притягательная сила все еще своим блеском приковывает взоры. При жизни вокруг него вращались честные, благородные, бескорыстные, великодушные, добрые, справедливые, служившие народу люди, жизнь каждого из которых представляет собою поучительную историю. А после его смерти в период правления Му’авийи и других омейядов многие из этих людей были подвергнуты многочисленным пыткам, но они оказались стойкими в своей любви и преданности ‘Али.
Слава многих мировых личностей после их смерти меркнет и окажется похороненной вместе с ними в одной могиле, а мужи истины сами умирают, но созданные ими идейные школы и всенародная любовь к ним с течением веков становятся все ярче.
Вы истории мы встречаем немало примеров, когда по истечению многих лет и даже столетий после смерти ‘Али некоторые лица ради него пожертвовали своими жизнями. Так, по истечению двадцати лет после мученической кончины ‘Али, один из его поклонников и почитателей по имени Майсам амар, находясь у виселицы, говорил о ‘Али, его похвальных человеческих качествах.[[23]] И в период, когда исламский мир стонал под неимоверным давлением, все свободы были отменены, а на лицах людей наблюдался смертоносный пыл вынужденного молчания, сей отважный муж громогласно объявил: «О, люди! Подходите, я хочу рассказать вам о достоинствах ‘Али! ». Люды со всех сторон подходили, чтобы слушать слова Майсама. Деспотический режим Омайядов, почувствовав угрозу своим интересам, принудил Майсама к молчанию и через несколько дней он был казнен. История знает немало подобных поклонников и стойких последователей ‘Али.
Влияние притягательности ‘Али не ограничивается отдельно взятым столетиям. Проявления его могущественной силы притяжения мы наблюдаем во все века.
Известен муж по имени Ибн Сакит из числа ученых и крупных знатоков арабской словесности, который и поныне наряду с Сибавайхом[[24]] считается одним из величайших знатоков арабской грамматики. Этот ученый муж жил во времена правления ‘Аббасидского халифа Мутаваккила, то есть примерно двести лет спустя после мученической гибели ‘Али. Придворные халифа обвинили его в принадлежности к шиитам. Но так как он был превосходным ученым и видающейся личностью, то Мутаваккил выбрал его в качестве учителя для своих детей. Однажды к Мутаваккилу пришли его дети со своим учителем Ибн Сакитом. В тот день решили их экзаменовать, и они успешно прошли экзамен. Мутаваккил, выразил удовлетворенность работой Ибн Сакита и, по-видимому, помня, что его обвиняют в принадлежности к шиитам, спросил: «На твой взгляд кто лучше, эти двое моих сыновей или сыновья ‘Али – Хасан и Хусейн? ».
Ибн Сакит был сильно разгневан этим вопросом и подобным сравнением. Кровь закипела у него в голове. Он сам по себе подумал: «Этот самодовольный мужчина до того обнаглел, что своих сыновей сравнивает с Хасаном и Хусейном! Это моя вина, что взял на себя воспитание его детей». И в ответ на вопрос Мутаваккила сказал: «Клянусь Богом, для меня Канбар, раб ‘Али, гораздо любимее, чем эти двое и их отец! ».
Мутаваккил тотчас же приказал вынуть Ибн Сакиту язык со стороны затылка.
Историю известны много преданных и самоотверженных лиц, которые отдали свои жизни во имя любви к ‘Али. У кого еще можно будет наблюдать подобное притяжение? Не думаю, что в мире можно отыскать подобных аналогов.
Но у ‘Али были и стойкие враги, которые корчились от гнева, даже услышав его имя. ‘Али выходя из рамки отдельно взятой личности, приобрел значимость целой идейной школы. Именно поэтому он, притягивая к себе одну группу людей, вместе с тем, отталкивает другую группу. Да, ‘Али – личность с двойственной силой.
Часть первая: Притягательная сила ‘Али (мир ему! )
Сильные притяжения
В предисловии к книге «Хатам-и пайамбаран» («Печать пророков») читаем: «Призывы, обращенные к человечеству, и радиусы их воздействия были неодинаковыми. Некоторые призывы и идейные системы являются одномерными и действуют в одном направлении. В период своего возникновения они охватывают широкие массы людей, привлекают в свою сторону миллионы последователей. Но по истечении определенного срока их влияние ослабляется, и они постепенно придаются забвению.
А некоторые другие призывы бывают двухмерными. Радиус их воздействия направлен в две стороны. Они, также охватывая широкие массы людей, распространяются в определенные временные интервалы. То есть они действуют не только в пространственные, но и во временные измерения.
Но иные призывы распространялись с учетом различных измерений. Они, охватывая широкие массы человечества, оказали на них влияние, и это влияние наблюдается во всех континентах. Кроме того эти призывы охватили не только временные измерения, то есть принадлежали не конкретной эпохе или отдельно взятому веку, и действовали в течение длительных столетий, но и проникли своими корнями в глубину духа человечества, властвовали над тайнами его внутреннего мира, нал сердцами людей, управляя их чувствами. Подобные трехмерные призывы свойственны когорте пророков.
Какую можно найти идейную школу, которая смогла бы подобно великим мировым религиям властвовать над умами сотни миллионов людей в течение тридцати, двадцати или, как минимум, четырнадцати столетий, глубоко затронув все аспекты их внутреннего мира?
Точно таким же образом можно будет рассуждать и о притяжениях, которые иногда бывают одномерными, зачастую двухмерными, а порою и трехмерными.
Притягательность ‘Али относится к третьему случаю. Она воздействовала на широкие массы общества, не ограничивая свое влияние рамками одного или двух веков, а проходя через все пространственно-временные преграды, находила все большее распространение. Это истина, которая сияет сквозь все века и эпохи, проникая в глубину сердец и внутреннего мира людей. И таким образом, что о ‘Али вспоминают по пришествии многих веков, с упованием слушают об его похвальных качествах, проливают слезы по поводу павших на его долю лишениях и муках, что воздействует даже на врагов, заставляя их прослезиться. А это самое мощное из притяжений. Отсюда следует, что связь человека с религией – это не из категории материальных связей. Эта иная форма связи, и ничто другое не может иметь такие крепкие связи с человеческим духом.
Если бы у ‘Али не было Божественного цвета, и если он не был бы Божьим человеком, то он давно был бы позабыть. История человечества знает многих героев: герои слова, герои науки и философии, герои власти и могущества, герои полей сражения. Но все они позабыты или вовсе не узнаны человечеством. А ‘Али, будучи убитым, не только не умер, но стал еще живее. По его же словам: «Пропали собирающие богатство еще при жизни, и вечность снискали знающие (божественных наук) даже после смерти: тела их разложатся, но примеры их в сердцах останутся».[[25]]
А о самом себе он говорит: «Вы меня увидите в грядущие дни, узнаете неизвестные пока вам мои качества, вы узнаете меня после того, как я покину свое место, и его займет другой человек»
Мой век не – знаток сокровенных тайн,
И мой Йусуф не для этого рынка предназначен.
Отчаивался я в старых моих друзьях,
Мой Синай горит от прихода Моисея.
Море друзей безмолвно как росинка,
А моя росинка бурлит словно море.
Моя мелодия – совсем с иного мира,
Это звон колоколов из иного каравана.
О, как часто поэт рождается после смерти,
Закрывая свои очи, другим откроет глаза.
Спасая свои пожитки из мира небытия,
Подобно цветам растет из собственной могилы.
Мое море не помещается в канаве,
Для моего шторма нужны целые моря.
В моей душе дремлют много молний,
Моим ристалищем являются горы и равнины.
Мой удел – вечный источник бытия,
Доверяли мне все тайны этой жизни.
Я высказал тайны, никому не ведомые,
И никто, как я, не сверлил жемчужины мысли.
Однажды открыл мне секрет старец небосвода:
«Не следует скрыть тайны от своих приближенных».[ [26] ]
Действительно ‘Али, словно законы естества, сохраняется вечно. ‘Али – неиссякаемый источник изобилия и, по словам современного арабского литератора Джубрана Халила, «он из числа тех личностей, которые рождались намного раньше своей эпохи».
Некоторые люди являются руководителями только в свое время, а некоторые другие могут быть предводителями чуть дольше своей эпохи, но их влияние среди людей постепенно угасает. Но ‘Али и ограниченное количество людей остаются лидерами и предводителями вечно.