Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Необходимость борьбы против раздора




Самой трудной формой борьбы является противостояние раздору, которое представляет собой борьбу против хитрецов, использующих невежественных лиц для осуществления своих целей. Эта битва гораздо тяжелее борьбы против ереси, ибо в битве с невеждами означает борьбу против достаточно известного и изученного во всех планах течения. А борьба с раздором в действительности представляет собой борьбу против замаскированной ереси. У раздора два лица: видимое, объектом которого является ислам, и невидимое, нацеленное на внутренний мир, и целью которого является ересь и интриги. И познание этого лица для простых людей представляется трудным, а иногда даже невозможным, поэтому борьба с раздорами зачастую была обречена на провал. Ибо народные массы зачастую способны распознавать только внешнюю сторону, а тайная сторона и внутренние аспекты положений для них продолжают оставаться неопознанными.
Повелитель Правоверных ‘Али в письме одному из своих сподвижников по имени Мухаммад бин Абу Бакр говорит: «Сказал мне Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует! ): «Я не страшусь за мой народ – ни со стороны верующих, ни со стороны язычников, ибо что до верующего, то по вере Аллах дарует ему Свою защиту, что же до язычника, то Аллах унизит его за его многобожие. Однако страшусь я за вас со стороны обладателя сердца лицемерного, но языка благозвучного, кто говорит то, что вы [добром] признаете, но делает то, что вы отвергаете».[[159]]
Здесь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует! ) говорит о своей озабоченности в связи с действиями лицемеров и сеятелей раздора, ибо массы мусульман не знают об их уловках и интригах и могут обмануться, увидев их благообразную внешность.[[160]]
И следует обратить внимание на то, что, чем больше невежд, тем выше возможности раздора и разногласий. Борьба против невежд и невежества сама по себе является и борьбой против раздоров, ибо невежды служат орудием в руках лицемеров. Следовательно, борьба против невежды и невежества равнозначна обезоруживанию лицемера и лишению его меча.

 

‘Али – истинный предводитель


Все естество ‘Али, история его жизни, его характер и поведения, его внешность, его слова и изречения служат для нас уроком и примером, средством воспитания и примером для руководства.
Так же как и привлекательные качества ‘Али, его отталкивающие особенности являются для нас поучительными и полезными. Мы при посещении его гробницы и во всех других случаях, когда демонстрируем свое уважение к нему, претендуем на то, что являемся друзьями его друзей и врагами его врагов. Другими словами, мы стремимся к точке, которая расположена в атмосфере его привлекательности и которая привлекает нас. Одновременно, мы питаемся удалиться от тех точек, которые относятся к области его отталкивания.
Все, что нами было сказано в этой книге, составляет лишь отдаленные уголки области его привлекательности и отталкивания. Особенно кратко мы рассуждали об его отталкивающей силе, но из всего сказанного можно делать выводы, что ‘Али особенно сильно отталкивал от себя две категории лиц:
1 – Хитрых лицемеров.
2 – Невежественных аскетов.
Освоение этих двух уроков достаточно, чтобы лица, претендующие на принадлежность к его последователям (шиитам) смотрели на мир открытыми глазами и не поддавались хитрым уловкам лицемеров, были дальновидными и избегали поверхностного взгляда на религиозные истины. А современное шиитское общество страдает именно отсутствием достаточной дальновидности и глубинного взгляда на эти истины.

 


Наше приветствие приверженцам истинного пути!


[1] Сефевиды - династия персидских шахов в 1502-1736 гг. Основатель - Исмаил I, потомок основателя суфийского ордена Сефевие Шейха Сафи, по имени которого названа династия. Важнейшими представителями этой правящей династии были: Исмаил I, Аббас I, Тахмасп I.

 

[2] Муэдзин (от араб. «азана» - «извещать», «объявлять») – служитель мечети, призывающий с минарета верующих мусульман на молитву.

[3] Имам (от араб. «амма» - «стоять впереди», «предводительствовать») – глава исламской общины.

[4] ‘Ирфан (от араб., букв.: «знание») – достижение божественного Абсолюта преимущественно посредством интуиции, а не путем дискурсивного мышления. Обладающий подобными знаниями – ариф, гностик. Далее вместе распространенного в русскоязычной литературе слов «мистик» и «мистицизм» мы используем термины «’ариф» и «’ирфан». Сущность и содержание этих терминов до определенной степени будут раскрыты в данной книге при рассмотрении личностных качеств ‘Али.

[5] Хариджиты (от арабского «хараджа» - «выступать») – самая ранняя в исламе религиозно-политическая группировка, образовавшаяся в ходе битвы халифа ‘Али против не признающего его власть наместника Сирии Му’авийи при Сиффине, на правом берегу реки Евфрат в июне 657 года. В ходе этого крупного сражения ‘Али, нанеся поражение сирийским сторонникам Му’авийи, тем не менее, для устранения разногласия между мусульманами согласился на третейский суд. Му’авийа умело воспользовался этой ситуацией в своих политических целях. А группа сторонников халифа ‘Али количеством 12 тысяч воинов покинули его лагерь под Куфой, объявив третейский суд несовместимым с духом ислама. Впоследствии, эта группировка повела борьбу как против Омейядов, так и против ‘Али, который в 661 году пал от рук одного из хариджитов.

[6] Двустишие принадлежит перу Джалал ад-дина Руми.

[7] Но сегодня представляют структуру живых организмов в качестве механического устройства, а силу отторжения – подобием насоса. (Примеч.автора).

[8] Двустишие Джала ад-дина Руми.

[9] В отличие от электричества, при котором две одноименные полюсы отталкивают, а различные полюсы –притягивают друг друга. (Примеч. автора).

[10] «Маснави» - полное название «Маснави-йи ма’нави» («Духовная поэма») – знаменитое поэтическое произведение Джала ад-дина Руми, признанное как энциклопедия и свод правил и принципов ‘ирфана.

[11] Зам-Зам - название священного источника в Мекке

[12] Имеется в виду известный персоязычный поэт Индии ‘Урфи Ширази (ум. в 1590 г.), написавший на ряду с другими стихотворениями поэму «Хосрау и Ширин», в подражании Низами.

[13] Коран, 21: 107.

[14] Он был благожелательно настроен по отношении ко всему, даже к животным и неодушевленным существам. Поэтому в его жизнеописаниях мы наблюдаем, что все используемые им в жизни орудия и средства имели определенные названия, а это говорит о том, что все сущее было предметом его благорасположения и любви и, как будто, он признавал все вещества обладателями личностных качеств. История в этом плане не знает подобных ему лиц, а это, фактически, говорит о том, что он был символом человеческой любви и благорасположения. Когда он проходил мимо горы Ухуд (гора между Меккой и Мединой), с блестящими добротой взглядом смотрел в сторону горы и выразил свое доброе расположение к ней словами: «Это гора, которая любит нас и любима нами». Это человек, доброе расположение которого распространяется даже на горы и камни. (Примеч. автора).

[15] Ибн Мулджам – хариджит, который 19 января 661 года смертельно ранил ‘Али при выходе из мечети Куфы.

[16] Можно утверждать, что месть также представляет собой проявления милосердия и благорасположения. В одной из молитв говорится: «О, Тот, милосердие и доброта Которого превосходит Твой гнев! Когда Ты хотел благословить, проявил гнев. А если бы не было Твоего милосердия и доброты, то не было бы и Твоего гнева». Это подобно гневу отца, который любит своих детей и интересуется их будущим. Если дети проявляют непослушание, отец рассердится и иногда наказывает их. Тогда когда он не реагирует на предосудительные поступки чужих детей. Рассердился на своего ребенка, потому что любит его, и не реагирует на ошибки чужих детей, потому, что они ему безразличны. А иногда симпатии могут оказаться ложными, то есть могут оказаться чувствами, неподвластными разуму. И как сказано в Коране: «Пусть во имя Веры Божьей не охватывает вас жалость к ним». (24: 2). То есть при исполнении Божьих законов не должно преобладать жалость к виновным лицам. Ибо ислам интересуется, как благом индивида, так и благом всего общества. Величайшим грехом является тот, который покажется человеку ничтожным и не заслуживает его внимания.
Повелитель Правоверных ‘Али изрек: «Тягчайший грех – тот, который совершающий его почитает ничтожным». (Имам ‘Али «Путь красноречия», Москва, «Восточная литература» РАН, 2007, изречение 348, с. 340).
Поэтому ислам учит, что если совершился какой-либо грех, который не остался совершенно скрытым и о котором узнали некоторые лица, тогда виновное лицо должно понести наказание. В исламском фикхе говорится, что за нарушение всякого запрета и несоблюдение обязательных предписаний должно быть предусмотрено соответствующее наказание.
В результате греховного поступка одного лица общество на один шаг приближается к пороку, а это пример величайшей опасности для общества. Следовательно, виновный должен понести наказание в соответствие с совершенным им грехом, чтобы и общество могло пребывать в нормальном состоянии. Поэтому само наказание и возмездие – это своего рода добро по отношение к обществу.

[17] Имам ‘Али. Путь красноречия, Москва, изд. «Восточная литература» РАН, 2007, изречение 12, с. 298.

[18] Хатаме пайамбаран (Печать пророков), т. 1, сс. 11, 12.

[19] Хаджжадж ибн Йусуф (ум. в 714 г.) — военачальник и сановник омейядского халифа Абд ал-Малика (685 — 705). Кровавые расправы с недовольными в Иране и Хорасане, куда в 694 г. Хаджадж был послан правителем, сделали его имя синонимом алчного грабителя и палача.

[20]Му’авийа ибн Абу Суфйан (605-680)—первый омейядский халиф (681-680). Его отец Абу Суфйан Сахра ибн Харба, один из вождей курайшитов. Му’авийа враждовал с Пророком и принял ислам лишь только после завоевания Мекки (630) мусульманами. В период, когда халифом стал ‘Усман, он стал наместником Палестины, а затем и Сирии. После смерти ‘Усмана отказался признать ‘Али халифом. В ходе сражения, которое произошло между ними в 657 г. при Сиффине, когда победа стала склоняться на сторону ‘Али, Му’авийа предложил передать решение спора, кому быть халифом, благочестивым арбитрам. Арбитры, подкупленные Му’авийей, решили вопрос в его пользу. Раскол среди сторонников ‘Али и борьба с хариджитами не позволили начать новую войну против Му’авийи.

[21] Надир-шах Афшар (1688 -1747) – шах Ирана с 1736 года. Пришел к власти после успешного завершения возглавляемой им борьбы за изгнание из Ирана афганцев и турок. Завоевал значительную территорию в Индии, Средней Азии и Закавказье.

[22] Сефевиды - династия иранских шахов в 1502-1736 гг. Основатель - Исмаил I, потомок основателя ордена Сефевийа Шейха Сафи, по имени которого названа династия. Важнейшие представители: Исмаил I, Аббас I, Тахмасп I.

[23] В период правления Омайядских халифов было введено правило публичного порицания ‘Али. Подобное публичное порицание позднее было отменено халифом из этой династии ‘Умаром бин ‘Абд ал-‘Азизом Марваном (717-720).

[24] Сибавайх, Абу Башар 'Амру ибн 'Усман ибн Канбар Фарси Байдави (765-796) – крупный знаток и автор первой в истории книги по арабской грамматике, иранец, уроженец городка База' в провинции Фарс.

[25] Имам ‘Али. Путь красноречия, Москва, изд. «Восточная литература» РАН, 2007, изречение 147, с. 316.

[26] Икбал, Мухаммад. Куллийат-и аш’ари фарси (Полное собрание персидских стихов), Тегеран, «Амир-и Кабир», 1345 х. с / 1966 г., с. 177.

[27] Джала ад-Дин Суйути в своей книге «Дурр ал-мансур» («Рассыпанный жемчуг») при комментировании айата 7 суры 98 Священного Корана передает из уст Ибн Асакира, услышавший это предание (хадис) от Джабира бин ‘Абдаллаха, который рассказал: «Я был на собрании у Пророка, ‘Али также явился на это собрание. Его Светлость Пророк изрек: «Клянусь Тем, в руках Которого находится моя душа, этот мужчина и его приверженцы в День Суда будут из числа спасенных». Этот рассказ передается также такими авторами, как Манави в его книге «Канз ал-хакаик» («Соровище истин») в двух вариантах, Хайсами в книге «Маджма’ уз-заваид» («Свод излишеств») и Ибн Хаджар в «Ас-саваик ал-мухрика» («Яркие молнии»).

[28] Имам ‘Али. Путь красноречия, Москва, изд. «Восточная литература» РАН, 2007, изречение 45, с. 302.

[29] «Бихар ул-анвар» («Моря света»), т. 40, сс. 281-282; Фахр Рази «Ат-тафсир ул-кабир», комментарии к айату 9 суры «Кахф» («Пещера»).

[30] В «Бурхан-и кате’» относительно эликсиру говорится: «Эта акциденция, расплавляющая, смешивающая и совершенствующая, то есть превращает мед в золото. Эликсиром называют еще и полезные лекарства, а также взгляд совершенного духовного предводителя (муршид-и камил)». Кстати, эти три особенности свойственны и любви, которая также является расплавляющей, смешивающей и совершенствующей. Но наиболее популярным свойством является именно ее способность к совершенствованию. Поэтому поэты иногда называли любовь лекарем, лекарством, Платоном и Галеном. К примеру, Маулави (Джалал ад-дин Руми) в предисловии к своей поэме «Маснави-йи ма’нави» говорит:

Будь счастлива, о, правдивая наша любовь!
О, ты, лечащий все наши недуги!

О, лекарство против нашего высокомерия и тщеславия,
О ты, который являешься нашим Платоном и Галеном.

[31] Вахши Бафки (ум.в 1583 г.) – один из представителей событийного стиля в персидской поэзии, автор нескольких эпических и лирических поэм, самой значительной из которых считается поэма «Фархад и Ширин».

[32] Двустишие Хафиза.

[33] Двустишие ‘Аллама Табатабаи.

[34] Из «Маснави» Джала ад-дина Руми.

[35] Например в Коране говорится: «Понес урон тот, кто [злое] в душе сокрыл (дасса. – М. М.)». (91: 10).

[36] Из «Маснави» Джала ад-дина Руми.

[37] Принятые в мусульманской классической литературе формы любви.

[38] Из «Маснави» Джала ад-дина Руми.

[39] К примеру, в айате 21 суры 30 Корана говорится: «Другое из знамений Его – то, что сотворил он жен для вас из вас самих, чтобы находили вы успокоение в них, и установил сердечность и благосклонность ( курсивы – наши. – М. М.) между вами».

[40] Руми Джалал ад-Дин Балхи (1207-1272) Персидский поэт-суфий, философ. Родился 30 сентября 1207 в семье ученого-богослова. Место рождения - Балх, Афганистан. С 1212 жил в Нишапуре, Багдаде, Дамаске, Алеппо, где учился в медресе и получил хорошее образование. 1220 - переехал с семьей в Конье (Малая Азия), где создал суфийскую общину мевлеви, сыгравшую большую роль в общественной и политической жизни того времени и последующих веков. Готовился стать ученым. 1244 - под влиянием суфия Шамсиддина Табризи (Шамса Тебризи) предался дервишским радениям. Многие свои газели подписывал именем своего учителя. После бесследного исчезновения наставника создал «Диван Шамса Табризи». Умер 17 декабря 1273, в Конье ( в нынешней Турции). Среди произведений - лирический диван, суфийско-философские трактаты, поэмы: «Месневийе манави» (поэма; содержит толкование основных положений суфизма), «Диван Шамса Табризи", “Поэма о сути всего сущего”

[41] Рассел, Герберт. Занашуйи ва ахлак (Супружество и мораль), с. 134.

[42] Имеется в виду воззрения Ибн Сины в его книге «Трактат о любви» и Мулла Садра в описании третьего духовного путешествия в книге «Четыре путешествия». (Примеч. автора).

[43] Из «Маснави» Джлал ад-дина Руми.

[44] Коран, 2: 165.

[45] Коран, 59: 9.

[46] Коран, 2: 222.

[47] Коран, 3: 148.

[48] Коран, 9: 4.

[49] Коран, 9: 108.

[50] Коран, 49: 9.

[51] Коран, 3: 31.

[52] Коран, 5: 54.

[53] Коран, 20: 96.

[54] Коран, 30: 21.

[55] «Господи наш! Поселил я часть потомства моего в долине, годе не растут злаки, у Дома Твоего Священного. Господи наш! Пусть творят они [там] молитву. Склони к ним сердца людей, надели их плодами, - быть может, возблагодарят они [Тебя]». (Коран, 14: 37).

[56] Имам Бакир – Абу Джа’фар Мухаммад бин ‘Али ал-Бакир (ум. в 732 г.), пятый имам мусульман-имамитов (двунадесятников), прозванный «Бакир («Вскрывающий [сущность знаний]»).

[57] Все 12 имамов мусульман шиитов, в частности, и Имам Бакир, являются потомками ‘Али и Фатимы (дочери Пророка). Отсюда и словосочетание «члены Семейства Пророка».

[58] Сафинат ул-бихар (Корабль морей), т. 1, с. 201, статья «О любви».

[59] Сафинат ул-бихар, т. 1, с. 662, статья «Небо».

[60] Коран, 3: 159.

[61] Из «Маснави» Джалал ад-дина Руми.

[62] Коран, 41: 34.

[63] Из «Гулистан» Саади.

[64] Имам ‘Али. Путь красноречия, Москва, «Восточная литература», 2007, письмо 53, с. 272.

[65] Мухаммад Насир ад-Дин Туси (1201 — 1274), — средневековый теолог, ученый-астроном, математик и философ, основатель (1259) и руководитель знаменитой обсерватории в окрестностях иранского города Мараги.

[66] Туси, Хаджа Насир уд-дин. Шарх-и «Ишарат». (Разяснения к «Ишарату»), т. 3, с. 383. Новое издание.

[67] Но у любви есть и определенные недостатки. К ее недостаткам можно отнести то, что влюбленный видит только красоту возлюбленной, не замечая ее пороки. В «Нахдж ул-балага» («Путь красноречия») (в хутбе 107) говорится: «Любовь к любой вещи приводит к ослеплению и глухоте» или «Если человек чего-либо любит, то эта любовь его ослепляет и вредит его слуху». А Саади в своей книге «Голестан» пишет: «Каждому человеку кажется, что его ум совершенен, а его дите – красив».
Данное положение не противоречит нашим утверждениям в тексте о том, что последствием любви является чувствительность разума. Чувствительность разума в том понимании, что он выводит человека из состояния детства и задействует скрытый в нем потенциал. Но к отрицательным последствиям любви относится не то, что она превращает человека в олуха, а, то обстоятельство, что она приводит к отрешенности и невнимательности. Быт олухом это нечто другое, чем быть отрешенным и невнимательным. В большинстве случаев несообразительные люди, стремясь сохранить умеренность в чувствах, бывают менее беспечными и отрешенными.
Любовь способствует также и поднятию уровня сообразительности, но зато, внимательность при этом становится однобокой и односторонней. Поэтому в тексте утверждается, что одна из особенностей любви заключается в том, что она порождает одностороннюю внимательность, узкую сосредоточенность внимания, в результате чего появляются некоторые недостатки и наблюдается уменьшение внимания к другим вопросам.
Сверх того, любовь не только скрывает от взора влюбленного пороки возлюбленной, но наоборот, эти пороки кажутся ему достоинствами, ибо одним из последствий любви является то, что везде, где проникает ее свет, там все выглядит прекрасным. Мельчайшие лучи солнца превращают тьму в свет и, по словам Вахши Бафки:

Если сядешь в чашу моих глазниц,
Увидишь там только достоинства Лейли.

По-видимому, причина здесь заключается в том, что любовь не подобна науке, чтобы стопроцентно подчиняться закономерностям. Внутренний и духовный аспект любви превосходит его внешних и объективных аспектов, то есть степень любви зависит не от красоты, а от предрасположенности и духовной закваски влюбленного. Действительно, влюбленный располагает такой закваской, существом и огнем, скрытым под пеплом, которым нужен только повод, ибо, как говорят, любви не ведомы причины. Когда возникает мельчайший повод, то скрытый под пеплом огонь разгорается, проявляется скрытая доселе сила, которая сообразно со своими возможностями создает красоту, превосходящую реальную красоту возлюбленной. Поэтому мы часто в текстах встречаем утверждения о том, что влюбленному пороки возлюбленной кажутся достоинствами, а ее щипы – цветами и жасминами. (Примеч. автора).

[68] Бихар ул-анвар, т. 15, с. 51, старое издание.

[69] Двустишие из «Маснави» Джала ад-дина Руми.

[70] Двустишие Хафиза.

[71] Стихотворение принадлежит ‘Алламе Табатабаи.

[72] Аш’ариты –последователи одной из наиболее известных направлений мусульманского калама (науки о формально-логических аргументациях основных религиозных принципов ислама). Направление названо по имени одного из его основоположников и крупных представителей Абу-л-Хасана ‘Али ибн Исмаила ал-Аш’ари (873-935). Представители этого направления признавали реальность и вечность Божественных атрибутов (сифат) и извечность Корана, как атрибута Божественного слова, а также считали, что подлинным создателем всех человеческих действий является Бог, а люди лишь приобретают их (касб).

[73] Из поэмы «Маснави» Джалал ад-дина Руми.

[74] Воины, участвовавшие в походе мусульман на Табук против византийцев, состоявшийся в 631, были названы джайш ал-‘усрат («воско нуждающихся»). Многие из исламских воинов, например «люди суффа» (люди, живущие на возвышении), до того были бедными, что даже не имели необходимую для участия на пятничном намазе одежду, не говоря уже о военном снаряжении.

[75] Бихар ал-анвар, т. 21, сс. 215-216, новое издание.

[76] Билал, ибн Раббах (ум. В 642 г.), родом из Абиссинии (Эфиопии); был рабом; затем Пророк освободил его; одни из верных сподвижников Пророка, первый муэдзин (призывающий на намаз) ислама.

[77] Абу Бакр ас-Сиддик, 'Абдаллах ибн 'Усман (572-634) – первый из четырех праведных халифов (рашидун), один из ближайших соратников Пророка. Халифом стал 9 июня 632 г. Положил начало принципу руководства исламом как государственной политикой. При нем сложились главные атрибуты исламского государства, началось формирование политической, социальной и военной структуры исламского общества, а также завоевание Сирии и Ирака.

[78] Сиддик ( от арб. Сиддик – «верный») – прозвище Абу Бакра, который отличился своей верностью и преданностью Пророку и исламу.

[79] Здесь используется слово хилал («неполная луна») созвучное слову Билал.

[80] Рджи’ – название родника, расположенного на пути между Меккой и Мединой, и около которого в третьем году хиджри (625 г.) было совершено вероломное нападение на отправленную Пророком делегацию к племенам ‘азал и кара.

[81] Первое крупное и победоносное сражение мусульман во главе с Пророком с язычниками-мекканцами (17 марта 624 г.) у колодца Бадр, расположенном на расстоянии 150 километров к юго-западу от Медины.

[82] Имеется в виду сражение с мекканцами в 625 году около одноименной горы, когда из числа мусульман 70 воинов, в том числе, верный сподвижник и дядя Пророка – Хамза, пали смертью мученика, а сам Пророк был ранен.

[83] бу Суфйан Сахр бин Харб – один из вождей курейшитов, враждовавший с Пророком и подвергавший мусульман давлениям и гонениям. Принял ислам после завоевания Мекки мусульманами (630 г.).

[84] Рак’ат (от арабского рак’а – «коленноприклонение») – часть молитвенного обряда у мусльман.

[85] «Сира» Ибн Хашима, т. 2, сс. 169-173.

[86] Анасары (мн. число от арабск. насир – «помощник») – жителы Йасриба (именуемый затем Мадинат ун-наби (Город Пророка) или сокращенно Мадина, Медина) из племен аус и хазрадж, которые в 622 году заключили договор с Мухаммадом, признав его своим религиозным предводителем, предоставив ему и мухаджирам (переселенцам из Мекки) право поселиться в их городе и предоставили им всяческую помощь.

[87] Ибн Аби-л-Хадид. Комметарии к «Нахдж ул-балага», Бейрутское издание, т. 3, с. 574; Сира Ибн Хишама, т. 2, с. 94.

[88] К собранию проповедей, писем и изречений ‘Али бин Абу Талиб «Нахдж ул-балага» («Путь красноречия») различными авторами написаны многочисленные комментарии и разъяснения.

[89] Ибн Аби-л-Хадид. Комментарии к «Нахдж ул-балага», т. 2, с. 220, Бейрутское издание.

[90] Сунна (от араб. сунна – «пример») – пример жизни Пророка, как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого последователя ислама, как источник материала для решения всех проблем жизни человека и общества.

[91] Коран, 42: 23.

[92] Коран, 34: 47.

[93] Фахр ад-Дин Мухаммад ибн 'Амру ибн ал-Хусейн ар-Рази (1140 – 1209), известный под именем Имам Фахр Рази. Был факихом, мутакаллимом, комментатором Корана, философом, врачевателем и искусным проповедником. Отличался незаурядным интеллектом, выдающимися способностями в различных направлениях науки своего времени.

[94] Замахшари, Махмуд ибн ‘Умар Абу-л-Касим (1075—1144), прозванный Джар-ул-Лах (“соседствующий с Аллахом”) и Фахр Хуварезм (“Гордость Хорезма”) – богослов мутазилит, законовед ханафитского толка, филолог и литератор. Родился в г. Замахшаре ( в Хорезме) в небогатой семье; учился грамоте и читал Коран под руководством отца, посещал начальную школу (куттаб); еще в детстве ему ампутировали сломанную ногу, и он ходил на деревянном протезе. Среди сохранившихся трудов аз-3амахшари (около 20, по названиям известно около 50) преобладают грамматико-лексикографические и литературные; собственно богословским можно считать лишь его комментарий к Корану «ал-Кашшаф», оконченный 20 февраля 1134 г. в Мекке, в пору творческой зрелости 3амахшари.

[95] Имеются в виду ал-Хасан и ал-Хусейн, внуки Пророка от его дочери Фатимы, которая состояла в браке с его двоюродным братом и ближайшим сподвижником ‘Али бин Абу Талибом.

[96] Любовь Пророка к этим лицам не имеет личного характера. То есть это не связано с тем, что они являются его детьми или внуками. Будь на их месте другие лица, они тоже заслужили бы любви Пророка. Чувство любви Пророка к этим лицам связано с тем, что они были образцовыми людьми, их любил Сам Бог. Иначе, у досточтимого Пророка были и другие дети, которых он любил не до такой степени, да это не входило и в круг обязанностей правоверных. (Примеч. автора).

[97] Коран, 7: 158.

[98] Фахр Рази. Тафсир ал-кабир, т. 27, с. 166, Египетское издание.

[99] Ибн ал-Асир 'Изз-ад-Дин Абу-л-Хасан 'Али (1160-1234) – один из самих известных исламских историков.

[100] Асад ул-Габат, т. 4, с. 23.

[101] Сайути. Канз ул-‘амал, т. 6, с. 156.

[102] Абу Наим. Хулийат ул-авлийа, т. 1, с. 6. По данному вопросу дошло до нас множество преданий. В достоверных книгах суннитов я встретил более 90 преданий, в которых говорится о любви к Повелителю Правоверных ‘Али. Много таких преданий встречается и в шиитских источниках. Например, Маджлиси в 39 томе своей книги «Бихар ул-анвар» посвятил целую главу вопросам любви и ненависти к ‘Али, которая содержит 123 подобных преданий. (Примеч. автора)

[103] Табари. Ар-рийад, т. 2, с. 219. По данному вопросу, по нашим сведениям, в суннитских источниках встречаются еще около двадцати преданий. (Примеч. автора).

[104] Ибн ал-Хаджар. Ас-саваик ал-мухрикат, с. 74. По данному вопросу в суннитских источниках содержатся еще 5 преданий. (Примеч. автора)

[105] Мустадрак ус-сахих, т. 3, с. 131. В суннитских источниках сохранилось 18 вариантов этого предания. (Примеч. автора).

[106] По словам Маулави:
Отвагой он подобен Божьему льву,
А в благородстве равного ему нет.

[107] 19 января 661 года ‘Али, при выходе из мечети города Куфы был смертельно ранен хариджитом Ибн Мулджамом и через два дня скончался. Опасаясь осквернения его могилы врагами, его родные и сподвижники предпочли похоронить ‘Али тайно и ночью в местечке под Куфой, где впоследствии возник город Неджеф, ставший одной из мусульманских святынь.

[108] Мустафа («избранный» ил «очищенный») – эпитет Пророка Мухаммада.

[109] Бихар ул-анвар, т. 42, сс. 295-296, Новое издание.

[110] Зийад бин Аби Суфйан (622-673) - известен оше как Зийад бин Абихи (Зийад сын своего отца), поскольку имя его отца точно не было известно. Родился в ат-Таифе. Халиф Му'авия по политическим соображениям в 664г. признал Зийада своим братом; якобы некогда Абу Суфйан, отец Му'авии сошелся с матерью Зийада и от него родился Зийад. Он известен еще как Зийад бин Сумаййа или просто Ибн Сумаййа — по имени своей матери, которую звали Сумаййа. Зийад рано научился грамоте, еще четырнадцатилетним юношей был писцом и вел раздел добычи между воинами. Узнав о его способностях, халиф 'Умар приказал эмирам Басры по всем делам советоваться с ним. Во время спора за престол между 'Али и Му'авией Зийад занял нейтралитет, но затем примкнул к 'Али. Начиная с 665г. и до самой смерти Зийад был наместником Басры, и затем и всего 'Ирака. Он сумел жестокостью навести должный порядок в 'Ираке и благоустроил его города. Зийад известен еще и как оратор.

[111] ‘Убейдоллаха бин Зийад (648-686), оммеядский наместник Куфы, по поручение которого военачальник ‘Умар бин Са’ад бин Аби Ваккас аз-Захри ал-Мадани (ум. в 686) шел с войной против Имама ал-Хусайна. В битве, которая состоялась в Карбале 10 октября 680 года, Имам ал-Хусайн пал смертью мученика.

[112] Хаджжадж ибн Йусуф (ум. в 714 г.) — военачальник и сановник омейядского халифа Абд ал-Малика (685 — 705). Наряду с причастности к гибели Имамам ал-Хусайна еще и кровавые расправы с недовольными в Иране и Хорасане, куда в 694 г. Хаджадж был послан правителем, сделали его имя синонимом алчного грабителя и палача.

[113] Мутаваккил (846- 861) – ‘аббасидский халиф, отличавшийся крайним распутством и жестокостью. «Правоверные» историки восхваляют его за то, что он (851) запретил му’тазилизм, ставший при Мамуне государственной религией халифата, и ревностно преследовал еретиков. Он восстановил притеснительные предписания против иноверцев, срыл христианские церкви в Багдаде, разрушил шиитскую молельню у гробницы ал-Хусайна в Кербеле и воспретил паломничество туда; вообще шиитов он преследовал наравне с му’тазилитами. С его времени занятия философией стали в государстве тайными. С тюркской гвардией, получившей в халифате большую силу еще при Му’тасиме, Мутаваккил вступил в борьбу и был убит. После его смерти хаос неудержимо ворвался в халифат.

[114] Коран, 5: 54.

[115] Байт ал-мал (букв. «дом имущества») – доходы, которые считались общим достоянием мусульман: пятая часть добычи (ганима), закат (налог в пользу нуждающихся мусульман), харадж (поземельный налог), джизья (поборы у последователей других монотеистических религий), бесхозное и выморочное имущество.

[116] Ибн Хишам «Сира», т. 4, с. 250.

[117] Имеется в виду мятеж, поднятый в 656 году против ‘Али сподвижниками Пророка Талхой и Зубайром. Мятежников поддерживала вдова Пророка, энергичная ‘Аиша, которая во время битвы вдохновляла своих сторонников, восседая на верблюдице (джмал). Отсюда и название битвы «битва джимал», участники которой в истории ислама стали известны как люди джимал. Исход битвы решался в пользу ‘Али, который простил участников мятежа, в том числе и ‘Аишу.

[118] Название местности на правом берегу Евфрата, где состоялась упомянутая нами ранее в этой книге битва между сторонниками ‘Али и Му’авийи.

[119] Название местности недалеко от Сафина, где хариджиты покинули лагерь ‘Али.

[120] До этого с такими же названиями подобных людей характеризовал сам Пророк, который обращаясь к ‘Али, сказал: «После меня тебе приходится вступить в битву с вероломными, угнетателями и отступниками». Данное предание приводится Ибн Аби-л-Хадидом в его комментариях к «Нахдж ул-балага, т. 1, с. 201, который отмечает, что «это предание является одним из аргументов в пользу пророчества Печати Пророков, ибо в нем четко предсказывается будущее». (Прим. автора).

[121] «Нахдж ул-балага», хутба 3., с. 15.

[122] Лам’а. т. 1, «Китаб ал-джихад», раздел 1; «Шарае’», «Китаб ал-наджат».

[123] Лам’а. т. 1, «Китаб ал-джихад», раздел 1; «Шарае’», «Китаб ал-наджат».

[124] Лам’а. т. 1, «Китаб ал-джихад», раздел 1; «Шарае’», «Китаб ал-наджат».

[125] То есть поощрение одобряемого и запрещение порицаемого подразумевают необходимость распространения «одобряемого» и уничтожения «порицаемого». Следовательно, поощрять одобряемого и запрещать порицаемого следует там, где налицо вероятность результативности соответствующих действий. А если известно, что наши действия нерезультативны, то в чем необходимость подобных действий?
Кроме того, принцип легитимности данного действия связан с наличием целесообразности. Оно неизбежно должна предприниматься там, где угроза преобладания порочности отсутствует. Необходимым условием наличия этих двух условий является практическая прозорливость. Человек, лишенный практической прозорливости, не может правильно рассуждать о последствиях своих действий, и о том, не приводят ли его действия к большей порочности? Поэтому невежественное поощрение одобряемого приносит больше вреда, чем пользу. (Прим. автора).

[126] Духа ал-ислам, т. 3, с. 330, со ссылкой на книгу «Ал-фирак байн ал-фирак».

[127] Там же, с. 332.

[128] Нахдж ул-балага, хутба 40.

[129] Ибн ал-Асир. «камил», т. 3, с. 336.

[130] Шахрастани. «Ал-милал ва-н-нихал».

[131] Коран, 33: 6.

[132] День, когда Абубакр после смерти пророка был избран группой мусульман халифом. Сакифа местность в Медине, где состоялись выборы халифа.

[133] Хусейн Таха. «’Али ва бануху», с. 40.

[134] Коран, 39: 65.

[135] Коран, 7: 204.

[136] Коран, 30: 60.

[137] Ал-имамамт ва-с-сийасат, с 141.

[138] Там же, с. 143.

[139] Ибн Абдаррайба. «Фаджр ал ислам», с. 263, со ссылкой на «Ал-‘акд ал-фарид».

[140] Там же, с. 243.

[141] Камил мубарред, т. 2, с. 116.

[142] Нахдж ул-балага, хутба 60.

[143] Нахдж ул-балага, хутба 98.

[144] Нахдж ул-балага, хутба 236.

[145] Там же, хутба 125.

[146] Коран, 6: 57.

[147] Имам ‘Али. Нахдж ул балага (Путь красноречия), Москва, «Восточная литература», 2007, хутба 40.

[148] Коран, 9: 84.

[149] Имам ‘Али. Нахдж ул-балага, хутба 127.

[150] Там же, хутба 127.

[151] Из всех последствий этого положения в исламском мире в большей степени привлекают внимание психологические удары, которые были нанесены мусульманам. Священный Коран установил, что воззрение и мышление являются фундаментом исламского призыва. Коран объявил врата иджтихада и рационального мышления открытыми. Например, айат 122 из суры 9 Корана гласит: «Почему бы не отправить из сообщества каждого по отряду, чтобы укрепиться в Вере и по возвращении увещевать людей [оставшихся]? Быт может, станут избегать они [зла]. Или в айате 29 суры 8 говорится: «Если богобоязненны вы, наградит вас Всевышний способностью отличать [Истину от лжи], простит вам проступки ваши и отпустит [грехи] – ведь велик Он щедростью». Хариджиты, вопреки этим кораническим установкам, на основе которых исламский фикх всегда должен был оставаться динамичным и развивающимся, приступили к действиям, приводящим к стагнации и застою. Они воспринимали исламское просвещение как догму и распространили свои воззрения на вес спектр исламского учения. (прим. автора)

[152] Абу-л’Аббас. Ал-камил фи-л-лугат ва-л-адаб, т. 2, с. 134.

[153] Коран, 4: 59.

[154] Имам ‘Али. Нахдж ул-балага (Путь красноречия), хутба 125.

[155] Му’тазилиты (от араб. – обособившиеся) – представители крупного направления в исламе. Получили свое название в связи с «особлением» от кружка ал_хасана ал-Басри (ум в 728 г.) его учеников Васила ибн Ата и Амра ибн ‘убайда. Они выдвинули пять принципов: 1) божественная справедливость преполагает свободу человевческой воли и способность Бога творить только «наилучшее», а занчит, и невозможность нарушения Им установленного извечного порядка; 2) строгое единобожие отрицает реальность и извечность Божественных атрибутов, в том числе и атрибута речи, что предполагает «сотворенность» Корана; 3) если Бог обещал «покорным» рай и угрожал «непокорных» адом,, то Он обязан осуществить свое общение и угрозу; поэтому даже Его «милосердие» не в состоянии изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния; 4) мусульманин, совершивший тяжкий грех, находится в «промежуточном состоянии» между верующим и неверующим; 5) мусульманин обязан способствовать всеми средствами торжеству добра и бороться со злом.

[156] Ахбариты (араб. мн. число от слова «хабар» - сообщение, рассказ) одна из двух богословско-правовых школ шиитов-имамитов, признававшая ахбар единственным источником фикха. А ахбар – это мусульманские предания о словах и поступках Мухаммада. В этом значении ахбар – синоним хадиса. В раннем исламе эти два термина употреблялись как равнозначные. Однако, шииты в процессе формирования своего вероучения провозгласили недостоверными хадисы, переданные сподвижниками Пророка и противопоставили им ахбары, переданные со слов шиитских имамов.

[157] Коран, 49: 9.

[158] Имам ‘Али Нахдж ул-балага, хутба 147.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.095 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь