Шиизм – школа любви и благорасположения
Одно из преимуществ шиизма перед другими религиозными направлениями заключается в том, что его основной и опорой является благорасположенность. С момента своего формирования, то есть со времен досточтимого Пророка это религиозное направление является мелодией любви и благорасположения. С тех пор, как из уст досточтимого Пророка прозвучало выражение «’Али и его приверженцы (ши’а) являются из числа спасенных», [[27]] постоянно вокруг ‘Али образовалась группа людей, которые были его приверженцами и искренними последователями. С того дня шиизм является вероучением любви и восхищения. Его Светлость ‘Али является попечителем школы любви и благорасположенности. Компонент любви в шиизме присутствует в полной мере. История шиизма связана с именами восхищенных, влюбленных и самозабвенно преданных личностей.
‘Али – это личность, который, заслуженно и справедливо наказывая некоторых лиц, велел бить их плетьми или согласно нормам шариата изредка приказал отрубить кому то из них руку, но, тем не менее, эти люди не отвернулись от него и не переставали любить его. В этом плане он сам изрек: «Даже если бы я ударил этим мечом по носу верующего, чтобы он возненавидел меня, то он не возненавидел бы меня; и если бы бросил перед лицемером все блага этого мира, чтобы он возлюбил меня, он не возлюбил бы меня. И это – поскольку приговор произнесен устами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует! ), - когда он сказал: «О ‘Али, и не возненавидит тебя верующий, и не возлюбит тебя лицемерный»».[[28]]
‘Али – это мера и весы для испытания природной сущности и достоинства людей. Тот, у которого безупречная сущность и благородное естество не обижается на него, если даже он угрожает ему мечом; о тот, у кого неблагородное естество, тот, даже испытав его доброту и щедрость, не возлюбит его. Ибо ‘Али – это воплощение истины.
Один из друзей Повелителя правоверных, лицо достойное и богобоязненное, к сожалению, допустил ошибку и заслужил наказание. Повелитель правоверных велел отрубить ему кисть правой руки. Он, взяв отрубленную кисть левой рукой, удалился. Один из хариджитских бунтовщиков по имени Ибн ал-Кава’, решил использовать этим происшествием в пользу своих сторонников и против ‘Али. Он, с поддельным состраданием на лице подошел к нему, и спросил: «Кто отрубил тебе руку? ». Тот в ответ сказал: «Кисть моей руки отрубил глава наместников Пророка, предводитель спасаемых в День Суда, больше всех имеющий права быть главой верующих ‘Али бин Аби Талиб, который является предводителем наставляющих на путь истины и совершенствования, вестником райских благ, борцом среди отважных, мстителем по отношению к невежественным, щедрым на подаяния, носителем правдивых и благих слов, бесстрашным выходцем из Мекки, величественным и верным».[[29]]
Ибн ал-Кава’ сказал: «Горе тебе! Он отрубил тебе руку, а ты его превозносишь! ». И последовал ответ: «Как мне не превозносить его, когда любовь к нему приплетена с моим естеством и с моей кровью? Клянусь Богом, он отрубил мою руку согласно божественным предписаниям».
Подобная любовь и привязанность, встречаемых нами в истории ‘Али и его сподвижников, способствуют нам разобраться в суть любви, благорасположения и их последствиях.
Эликсир любви
Персоязычные поэты называли любовь «эликсиром». Алхимики были убеждены в наличии вещества под названием «эликсир»[[30]] или «алхимия», которое якобы способно превращать одно вещество в другое. Они веками стремились найти это вещество. А поэты стали воспользоваться этим термином, отмечая, что истинным эликсиром, способным к превращениям, является именно любовь. Ибо именно любовь в состоянии быть сущностью сердца (в широком смысле этого слова).
Любовь, действительно, является эликсиром и обладает алхимическими свойствами, то есть может превращать один металл в другой. Люды также представляют собой различные металлы.
Эта любовь способствует тому, чтобы сердце было настоящим сердцем, без любви сердце – это вода и глина. По словам поэта Вахши Бафки: [[31]]
Сердце, у которого нет страданий, это не сердце,
Пустое от страданий сердце – это горсть глины и воды.
О Боже! Дай мне пылающей ярким пламенем грудь,
В которой было бы сердце, с множеством страданий.
Одним из последствий любви является сила и могущество. Любовь творит силу, превращает трусливых лиц в отважных людей.
Курица, пока она одна, ведет себя тихо и спокойно, ищет себе на корм всяких червей, боится мельчайшего шороха, не сопротивляется даже против слабого ребенка. Но когда у курицы появляются птенцы, и в глубине ее естества возникнет любовь, то она угрожающе опускает свои крылья, давая знать, что готова к защите своего потомства, вид у нее становится воинственным и даже голос у нее становится более отчетливым и более сильным. Раньше она отступала при мельчайшей опасности, но теперь готова отважно нападать на любого, кто хоть чем-то представляет угрозу для ее цыплят. Это любовь, которая превратила трусливую курицу в отважную птицу.
Любовь превращает тихого и ленивого человека в подвижного и чопорного и даже олуха переделает в сметливого.
Юноша и девушка, не думающие до женитьбы ни о чем другом, кроме того что напрямую касалось им самим, когда влюбляются и создают семью, впервые в жизни будут чувствовать ответственность за судьбу другого, и радиус их желаний и потребностей увеличивается. А когда у них появляются дети, то их душевное состояние подвергается коренному изменению. Теперь тот ленивый и малоподвижный юноша становится юрким и динамичным, а девушка, которую даже силой не возможно было заставить рано утром покинуть постель, теперь уже по первому зову своего грудного ребенка готова молниеносно прийти к нему на помощь. Что это за сила, преодолевшая леность и безразличие и заставившая юношу и девушку быть такими чувствительными? Эта сила не что иное, как любовь.
Именно любовь способна превращать скупого человека в щедрого, а из нетерпеливого лица создать выносливого человека.
Именно любовь способна превратить себялюбивую курицу, стремившуюся собирать зернышки и защитить себя, в щедрое существо, которое готово отдать последнюю зернышку своим птенцам. Любовь вчерашней изнеженной, сонливой, обидчивой и нетерпеливой девушке придает удивительные силы стойко вынести бессонницу, голод, лишения и все трудности материнства. Появление сострадания, устранение из души всякой грубости и жестокости, иными словами, эмоциональная утонченность, а также сосредоточенность, целеустремленность, избежание неловкости в обществе, все это является следствием любви и благорасположенности.
В поэзии и литературе из множества из множества последствий любви мы чаще всего сталкиваемся с одним явлением, которого можно характеризовать как вдохновение и благодать любви.
Соловей стала сладкоречивой из-за цветка, иначе,
В ее устах не было бы столь готовых слов и газелей.[ [32] ]
Благодеяния любви, внешне кажущиеся нечто вне бытия соловья, в действительности являются ничем иным, как силой, присущей самой любви.
Ты не думай, что Меджнун сам по себе стал Меджнуном, ибо
От земли до небес на него влияла притягательность Лейли.[ [33] ]
Любовь разбудит дремлющие силы, освобождает обузданные могущества, как будто способствует расщеплению атомов. Она вдохновляет и создает героев. О, как много поэтов, философов и деятелей искусства, которые являются порождением силы любви.
Любовь совершенствует личности и пробуждает удивительные дремлющие внутренние таланты. Она выводит из духа негодных примесей и желчи, другими словами, любовь – очищающее начало. Она устраняет такие предосудительные качества, как эгоизм, безразличие, зависть, скупость, трусливость, ленивость, а также горделивость и тщеславие. Она устраняет злобу и ненависть и, говорят, что неудачи в любви, в свою очередь, могут стать причиной порождения злобы и ненависти.
От любви все горькое становится сладким,
От любви все медное может стать золотым.[ [34] ]
Любовь с психологической точки зрения способствует облагораживанию духа, а с физической точки зрения – расплавлению и истощению. То есть любовь на телесном уровне воздействует прямо противоположно духовному уровню. На телесном уровне любовь становится причиной разрушения, бледности лица, истощению частей тела, ухудшению пищеварения и нервного состояния. Может быть, все ее влияние на телесном уровне имеет разрушительный характер, а на духовном поприще дело обстоит иначе, здесь трудно судить о предмете любви и о способах влюбленности. А о социальных последствиях любви рассуждать не будем. Но с духовной и индивидуальной позиции она, в основном, имеет совершенствующий характер. Ибо в этом плане она порождает силу, сострадание, очищение, энтузиазм и ответственность; устраняет слабость, низость, злобу, вражду и несообразительность, а также устраняет все отрицательные моменты, которые в Коране именуются «сокрыть в душе (злое)»[[35]] (дасса) и отводит из души предосудительные примеси, способствуя ее очищению.
Царь души (любовь) разрушает тело,
А после будет его облагораживать.
Блажена душа того, который ради любви
Готов отдать дом и все свое состояние,
Разрушит свой дом ради клади и злата, а затем
За счет клада перестроит его лучше прежнего,
Прикроит воду он, очистив арык, а затем
По арыку пустит чистую питьевую воду,
Раскроет кожу, вынимая наконечник стрелы,
И прикроет рану новым кожным покровом.
Совершенные люди, сведущие в тайны бытия,
Ошеломлены, зачарованы, пьяны и влюблены.
Зачарованы они не в смысле смысле, чтоб отвернуться от Него,
Они зачарованы, так, что углублены в Нем и опьянены Им.[ [36] ]
Покорение крепостей
Любовь, независимо от ее формы, то есть вопреки животно-половой, животно-потомственной или человеческой форме, [[37]] а также независимо от качеств и особенностей объекта любви, то есть, является ли этот объект отважным, искусным, знающим, обладателем особых нравственных качеств или нет, способна вывести человека из состояния замкнутости в себе и эгоизма.
Эгоизм сам по себе является своего рода ограниченностью и нечто вроде крепости. Любовь к другому лицу абсолютным образом покоряет эту крепость. Человек пока он замкнут в себе, является слабым, трусливым, завистливым, злобным, нетерпеливым, эгоистичным и горделивым. А его дух, лишенный блеска, волнения и радости, отличается постоянной холодностью и молчанием. Но когда он, преодолевая крепость вокруг себя, переступает пределы своего «я», эти омерзительные качества в нем вымирают.
Каждый, у кого разорванная от любви одежда,
Очищается от алчности и всех других пороков.[ [38] ]
Но себялюбие в смысле качества, которое должно быть устранено, не является существенным положением. То есть нельзя утверждать, что человек, чтобы избавиться от эгоизма, должен потерять всякий интерес к самому себе. Иными словами, это не означает, что человек должен стремиться к тому, чтобы вовсе не любить себя. Интерес к себе, который именуется «любовью к своей сущности» («хубб-и зат»), заложен в природе человека недаром, чтобы его необходимо было искоренить. Исправление и совершенствование человека не предполагает, что в его природе заложены ряд лишних моментов, которые в качестве лишнего и вредного должны быть уничтожены. Другими словами, улучшение человека означает не уменьшение, а увеличение и совершенствование в нем чего-либо. Задача, поставленная творением перед человечеством, соответствует направлению творения, то есть совершенствованию и созиданию, а не сокращению и уменьшению.
Борьба против эгоизма означает борьбу против «ограничения самого себя». Человеческое «я» должно совершенствоваться. Крепость, возведенная вокруг человеческого «я», которая ограждает человека от всего, кроме него самого, и способствует тому, чтобы все, не принадлежащее ему, считалось чужим и посторонним, должна быть разрушена. Личность человека должна расширяться и охватить всех других людей и всех творений. Следовательно, борьба против эгоизма равносильна борьбе против самоограничения. И поэтому эгоизм – это ограниченность мыслей и наклонностей. Любовь, интересы и наклонности направляют мысли человека в мир, который находится вне его бытия. Они способствуют расширению его индивидуальной природы, меняют центр его бытия. Поэтому любовь – это великий нравственный и воспитательный фактор, конечно, с тем условием, чтобы она была правильно направлена и верно использована.