Вероломные, угнетатели и отступники
‘Али в период своего пребывания на посту халифа отталкивал от себя трех групп людей и стал бороться против них. Это были люди джимала [[117]], которых он называл вероломными (накисин), люди Сиффина [[118]], которые были названы им угнетателями (каситин), а также люди Нахравана [[119]] - хариджиты, которых стали назвать отступниками (марикин) [[120]]. В этом плане ‘Али говорит: «Но едва я принял власть, как одна партия отступилась, а другая проявила неповиновение, покуда остальные совершали мерзости»[[121]].
Вероломные (накисин) с психологической точки зрения были корыстолюбцами и сторонниками всякого преследования. Слова ‘Али относительно справедливости и равенства были направлены против этой группы людей. Но психологическое состояние угнетателей было подчинено политиканству, фальши и раздорам. Они стремились брать в свои руки бразды управления государством и стремились ослабить влияние ‘Али. Некоторые лица, стремясь к достижению своих корыстных целей, посоветовали ему примириться с подобными людьми. А он не соглашался, ибо был далек от подобных сделок. Он был настроен бороться против всякого угнетения, а не примириться с угнетателями. А с другой стороны, Му’авийа и его сторонники выступали против власти ‘Али. Они сами хотели управлять исламским обществом, и в действительности, борьба ‘Али с ними был битвой против вероломства и раздоров.
Третья группа, то есть отступники (марикин) отличались духом ненужной раздражительности, показной святости и опасного невежества. ‘Али категорически отвергал этих людей, отталкивал их от себя, и был по отношению к ним непримирим.
Одним из проявлений универсальности и совершенства ‘Али является то, что, сталкиваясь с различными группировками, промахами и отклонениями, вел против них решительную борьбу. Порою, мы замечаем его на сцене борьбы против корыстолюбцев и ревнителей мира сего, иногда встречаем его в поле битвы против лживых и порочных политиканов, а зачастую замечаем его в состоянии борьбы против невежественных и греховных святош.
А теперь будем рассуждать о третьей из вышеперечисленных групп, то есть о хариджитах. У этой группы, несмотря на то, что они канули в Лету, очень поучительная история. Их мысли укоренились среди различных групп мусульман и, в результате, в течении всех четырнадцати лет истории ислама, несмотря на то, что их представители и даже название их группировок стерлись с памяти людей, тем не менее, их дух продолжает сохраниться в теле некоторых святош, что создает немало преград на пути прогресса ислама и мусульманского общества.
Появление хариджитов
Хариджиты – это мятежники. Это название образуется от слова харидж, то есть непокорность и мятеж. Их появление связано с нижеследующим событием. В последний день битвы при Сиффине, когда победа стала склоняться на сторону ‘Али, Му’авия по совету ‘Амру бин ‘Ас прибегал к очень обдуманной хитрости. Он, заметив тщетность всех своих действий и стараний и почувствовав неминуемость своего поражения, подумал, что может достичь желаемого результата только нечестным путем. Он велел своим воинам прикрепить листы Корана на кончиках копий, и тем самим демонстрировать всем, что он и его сторонники также являются мусульманами и приверженцами Корана, и что спор следует разрешить только на основе Священной Книги. Это не было новым предложением, до этого оно прозвучало из уст самого ‘Али. Скорее всего, это было хитрым предлогом для того, чтобы избежать надвигающегося поражения и как-то спастись от гибели.
‘Али, обращаясь к своим воинам, громогласно призывал: «Бейте их! Они хотят спасти себя под сенью слов и надписей Корана, а затем продолжить свои действия, противоречащие Корану. Важен правдивый смысл Корана, а не бумага с кораническими надписями. Коранической истиной и его верным проявлением являюсь я! Они используют бумагу и надписи в качестве предлога, чтобы уничтожить смысл и истину Корана.
Некоторые невежественные люди и безответственные святоши, численность которых была велика, к словам ‘Али отнеслись с удивлением. Они кричали: «Что, нам воевать с самим Кораном? Мы же воюем для возрождения Корана, а они тоже являются приверженцами Корана, так для чего нам воевать с ним? » ‘Али в ответ изрек: «Я тоже говорю, что нам следует воевать во имя Корана. Но эти люди никакого отношения к Корану не имеют. Они используют слова и записи Корана только для своей защиты».
В исламском фикхе, в книге «Китаб ал-джихад» («Книга о джихаде») рассматривается вопрос об использовании мусульман в качестве щита со стороны неверных. Здесь подразумевается случай, когда неверные, которые находятся в состоянии войны с мусульманами, используют мусульманских пленных впереди себя в качестве щита. При этом исламские воины при атаке или в случае, когда обороняются, вынуждены убивать и своих братьев по вере, используемых в качестве живого щита противником. То есть нанесение поражения атакующему врагу возможно только путем уничтожения своих братьев. При этом согласно исламским законам убийство братьев по вере во имя высших интересов ислама и в целях сохранения жизни остальных мусульман считается позволительным. В данном случае используемые в качестве живого щита мусульманские военнопленные, будучи воинами ислама, считаются мучениками (шахидами), и при их гибели близким и родственникам этих воинов за счет исламского бюджета оплачивается необходимая материальная компенсация. [[122]]
И подобное обстоятельство свойственно не только исламскому фикху. В мировых законах относительно войны и военных действий также встречается положение, согласно которому в случае использования противником внутренних сил принято уничтожить эти силы, чтобы достигнуть врага и заставить его отступить.
Когда ислам разрешает во имя достижения победы уничтожить людей, то о бумаге или каких-либо книгах говорить кажется излишним. Уважение к бумаге и к книгам зависит от содержания этих бумаг и книг. Сегодня (имеется в виду битва при Сиффине – М.М.) война ведется во имя содержания Корана. А они (противники – М.М.) используют бумагу в качестве средства для достижения своих целей, и в ущерб содержанию и смыслу Корана.
Но невежество подобно черному занавесу закрыло взоры их разума, и истина им была неведома. Они (хариджиты – М.М.) заявили, что не будут воевать с Кораном, это непозволительный поступок, который должен быть искоренен, а воевать следует с теми, кто является противником Корана. До окончательной победы (сторонников ‘Али – М.М.) осталось меньше часа. Малик Аштар, будучи благородным, преданным и самоотверженным военачальником, продолжал наступление и был близок к шатру самого Му’авийи и к тому, чтобы очистить тело ислама от излишных щипов. В это время упомянутая группа (хариджитов – М.М.) обратились к ‘Али с угрозами и заявили, что предпримут нападение на Малика Аштара с тыльной стороны. Несмотря на уговоры ‘Али, они продолжали отстаивать свою позицию и проявили больше упорства. ‘Али написал письмо Малеку Аштара и велел ему покинуть поле брани и приостановить битву. В ответ он просил еще несколько минут, ибо битва уже была почти выиграна, а противник был близок к краху.
Но хариджиты стали угрожать ‘Али, обнажая мечи и заявив, что в случае отказа приостановить битву они разрежут его на куски. ‘Али в очередной раз послал гонца к Малику Аштару, и просил его прекратить бой и вернуться, если желает видеть его (‘Али) живым. Он вернулся, а противник радовался своей удавшейся уловкой.
Битва была приостановлена, решено было вынести соответствующий вердикт по Корану. Для этого решили создать арбитражный суд, который должен был состояться из числа представителей двух сторон. Данному арбитражу вменялся в обязанность обсуждать ситуацию на основе Корана и общего согласия сторон, чтобы искоренить вражду и решить вопрос на справедливой основе.
‘Али просил, чтобы они (сторонники Му’авийи – М.М.) предложили своего представителя, чтобы в ответ он также выдвинул своего. Но они единодушно, с одобрением Амру бин ‘Аса и ‘Асары, выбрали путь обмана и хитрости. ‘Али предложил кандидатуру ‘Абдаллаха бин ‘Аббаса, испытанного политика или Малика Аштара, преданного и прозорливого мужа или кого-нибудь другого в этом роде, но невежественные лидеры противостоящей стороны искали в качестве кандидатуры себе подобного человека. И они выдвинули в состав арбитражного суда кандидатуру Абу Муса, человека недальновидного, который к тому же недолюбливал ‘Али (мир ему! ). На многочисленные попытки ‘Али и его друзей убедить противостоящую сторону в некомпетентности и нечестности Абу Мусы, противники отвечали, что на иную кандидатуру они не согласны. ‘Али согласился, оставив решение вопроса на их совесть. Наконец, Абу Муса был назначен в состав арбитражного суда в качестве представителя ‘Али. После длительных месяцев переговоров, ‘Амру бин ‘Ас, обращаясь к Абу Мусе, сказал: «Лучше, чтобы ради достижения согласия между мусульманами, на посту главы мусульман находился не ‘Али и не Му’авийа, а третье лицо, а лучшим в этом плане является никто иной, как твой зять ‘Абдаллах бин ‘Умар». Абу Муса согласился и сказал: «Ты прав. Теперь как нам поступить? ». После чего ‘Амру бин ‘Ас продолжил: «Для этого ты лишишь ‘Али права на халифат, а я откажу Му’авию занять пост халифа. А мусульмане изберут на этот пост достойного человека, каковым обязательно будет Абдаллах бин ‘Умар. И тем самим вражда между мусульманами будет искоренена». Договорившись, они объявили, что люди должны собраться для объявления вынесенного арбитражным судом вердикта.
Народ собрался. Абу Муса, обращаясь к ‘Амру бин ‘Ас, просил, чтобы тот излагал свою позицию. А ‘Амру бин ‘Ас в ответ сказал: «Почему я? Ты старше меня и к тому же относишься к числу уважаемых сподвижников Пророка. Мне не подобает позволить себе дерзость и выступить раньше тебя». Абу Муса двинулся в сторону трибуны (минбара). Теперь уже сердца у людей трепетали, глаза были сосредоточены в его сторону, дыхание у всех, как будто, приостановилось. Все ждали оглашения решения арбитража. Абу Муса начал говорить и заявил: «Мы после переговоров пришли к такому выводу, что ради блага исламской уммы халифом не были ни Али и ни Му’авийа. Мусульмане сами могут выбрать халифом кого хотят». Затем, сняв со своего пальца кольцо, добавил: «Я снимаю ‘Али с поста халифа, так же как снял со своего пальца это кольцо». Сказав это, он покинул трибуну.
Место за трибуной занял ‘Амру бин ‘Ас, который сказал: «Вы слышали слова Абу Мусы, который снял ‘Али с поста халифа, я тоже снимаю его с этого поста, как это делал Абу Муса». После этого он также снял со своего пальца кольцо,
Некоторые невежественные люди и безответственные святоши, численность которых была велика, к словам ‘Али отнеслись с удивлением. Они кричали: «Что, нам воевать с самим Кораном? Мы же воюем для возрождения Корана, а они тоже являются приверженцами Корана, так для чего нам воевать с ним? » ‘Али в ответ изрек: «Я тоже говорю, что нам следует воевать во имя Корана. Но эти люди никакого отношения к Корану не имеют. Они используют слова и записи Корана только для своей защиты».
В исламском фикхе, в книге «Китаб ал-джихад» («Книга о джихаде») рассматривается вопрос об использовании мусульман в качестве щита со стороны неверных. Здесь подразумевается случай, когда неверные, которые находятся в состоянии войны с мусульманами, используют мусульманских пленных впереди себя в качестве щита. При этом исламские воины при атаке или в случае, когда обороняются, вынуждены убивать и своих братьев по вере, используемых в качестве живого щита противником. То есть нанесение поражения атакующему врагу возможно только путем уничтожения своих братьев. При этом согласно исламским законам убийство братьев по вере во имя высших интересов ислама и в целях сохранения жизни остальных мусульман считается позволительным. В данном случае используемые в качестве живого щита мусульманские военнопленные, будучи воинами ислама, считаются мучениками (шахидами), и при их гибели близким и родственникам этих воинов за счет исламского бюджета оплачивается необходимая материальная компенсация.[[123]]
И подобное обстоятельство свойственно не только исламскому фикху. В мировых законах относительно войны и военных действий также встречается положение, согласно которому в случае использования противником внутренних сил принято уничтожить эти силы, чтобы достигнуть врага и заставить его отступить.
Когда ислам разрешает во имя достижения победы уничтожить людей, то о бумаге или каких-либо книгах говорить кажется излишним. Уважение к бумаге и к книгам зависит от содержания этих бумаг и книг. Сегодня (имеется в виду битва при Сиффине – М.М.) война ведется во имя содержания Корана. А они (противники – М.М.) используют бумагу в качестве средства для достижения своих целей, и в ущерб содержанию и смыслу Корана.
Но невежество подобно черному занавесу закрыло взоры их разума, и истина им была неведома. Они (хариджиты – М.М.) заявили, что не будут воевать с Кораном, это непозволительный поступок, который должен быть искоренен, а воевать следует с теми, кто является противником Корана. До окончательной победы (сторонников ‘Али – М.М.) осталось меньше часа. Малик Аштар, будучи благородным, преданным и самоотверженным военачальником, продолжал наступление и был близок к шатру самого Му’авийи и к тому, чтобы очистить тело ислама от излишных щипов. В это время упомянутая группа (хариджитов – М.М.) обратились к ‘Али с угрозами и заявили, что предпримут нападение на Малика Аштара с тыльной стороны. Несмотря на уговоры ‘Али, они продолжали отстаивать свою позицию и проявили больше упорства. ‘Али написал письмо Малеку Аштара и велел ему покинуть поле брани и приостановить битву. В ответ он просил еще несколько минут, ибо битва уже была почти выиграна, а противник был близок к краху.
Но хариджиты стали угрожать ‘Али, обнажая мечи и заявив, что в случае отказа приостановить битву они разрежут его на куски. ‘Али в очередной раз послал гонца к Малику Аштару, и просил его прекратить бой и вернуться, если желает видеть его (‘Али) живым. Он вернулся, а противник радовался своей удавшейся уловкой.
Битва была приостановлена, решено было вынести соответствующий вердикт по Корану. Для этого решили создать арбитражный суд, который должен был состояться из числа представителей двух сторон. Данному арбитражу вменялся в обязанность обсуждать ситуацию на основе Корана и общего согласия сторон, чтобы искоренить вражду и решить вопрос на справедливой основе.
‘Али просил, чтобы они (сторонники Му’авийи – М.М.) предложили своего представителя, чтобы в ответ он также выдвинул своего. Но они единодушно, с одобрением Амру бин ‘Аса и ‘Асары, выбрали путь обмана и хитрости. ‘Али предложил кандидатуру ‘Абдаллаха бин ‘Аббаса, испытанного политика или Малика Аштара, преданного и прозорливого мужа или кого-нибудь другого в этом роде, но невежественные лидеры противостоящей стороны искали в качестве кандидатуры себе подобного человека. И они выдвинули в состав арбитражного суда кандидатуру Абу Муса, человека недальновидного, который к тому же недолюбливал ‘Али (мир ему! ). На многочисленные попытки ‘Али и его друзей убедить противостоящую сторону в некомпетентности и нечестности Абу Мусы, противники отвечали, что на иную кандидатуру они не согласны. ‘Али согласился, оставив решение вопроса на их совесть. Наконец, Абу Муса был назначен в состав арбитражного суда в качестве представителя ‘Али. После длительных месяцев переговоров, ‘Амру бин ‘Ас, обращаясь к Абу Мусе, сказал: «Лучше, чтобы ради достижения согласия между мусульманами, на посту главы мусульман находился не ‘Али и не Му’авийа, а третье лицо, а лучшим в этом плане является никто иной, как твой зять ‘Абдаллах бин ‘Умар». Абу Муса согласился и сказал: «Ты прав. Теперь как нам поступить? ». После чего ‘Амру бин ‘Ас продолжил: «Для этого ты лишишь ‘Али права на халифат, а я откажу Му’авию занять пост халифа. А мусульмане изберут на этот пост достойного человека, каковым обязательно будет Абдаллах бин ‘Умар. И тем самим вражда между мусульманами будет искоренена». Договорившись, они объявили, что люди должны собраться для объявления вынесенного арбитражным судом вердикта.
Народ собрался. Абу Муса, обращаясь к ‘Амру бин ‘Ас, просил, чтобы тот излагал свою позицию. А ‘Амру бин ‘Ас в ответ сказал: «Почему я? Ты старше меня и к тому же относишься к числу уважаемых сподвижников Пророка. Мне не подобает позволить себе дерзость и выступить раньше тебя». Абу Муса двинулся в сторону трибуны (минбара). Теперь уже сердца у людей трепетали, глаза были сосредоточены в его сторону, дыхание у всех, как будто, приостановилось. Все ждали оглашения решения арбитража. Абу Муса начал говорить и заявил: «Мы после переговоров пришли к такому выводу, что ради блага исламской уммы халифом не были ни Али и ни Му’авийа. Мусульмане сами могут выбрать халифом кого хотят». Затем, сняв со своего пальца кольцо, добавил: «Я снимаю ‘Али с поста халифа, так же как снял со своего пальца это кольцо». Сказав это, он покинул трибуну.
Место за трибуной занял ‘Амру бин ‘Ас, который сказал: «Вы слышали слова Абу Мусы, который снял ‘Али с поста халифа, я тоже снимаю его с этого поста, как это делал Абу Муса». После этого он также снял со своего пальца кольцо,
Некоторые невежественные люди и безответственные святоши, численность которых была велика, к словам ‘Али отнеслись с удивлением. Они кричали: «Что, нам воевать с самим Кораном? Мы же воюем для возрождения Корана, а они тоже являются приверженцами Корана, так для чего нам воевать с ним? » ‘Али в ответ изрек: «Я тоже говорю, что нам следует воевать во имя Корана. Но эти люди никакого отношения к Корану не имеют. Они используют слова и записи Корана только для своей защиты».
В исламском фикхе, в книге «Китаб ал-джихад» («Книга о джихаде») рассматривается вопрос об использовании мусульман в качестве щита со стороны неверных. Здесь подразумевается случай, когда неверные, которые находятся в состоянии войны с мусульманами, используют мусульманских пленных впереди себя в качестве щита. При этом исламские воины при атаке или в случае, когда обороняются, вынуждены убивать и своих братьев по вере, используемых в качестве живого щита противником. То есть нанесение поражения атакующему врагу возможно только путем уничтожения своих братьев. При этом согласно исламским законам убийство братьев по вере во имя высших интересов ислама и в целях сохранения жизни остальных мусульман считается позволительным. В данном случае используемые в качестве живого щита мусульманские военнопленные, будучи воинами ислама, считаются мучениками (шахидами), и при их гибели близким и родственникам этих воинов за счет исламского бюджета оплачивается необходимая материальная компенсация.[[124]]
И подобное обстоятельство свойственно не только исламскому фикху. В мировых законах относительно войны и военных действий также встречается положение, согласно которому в случае использования противником внутренних сил принято уничтожить эти силы, чтобы достигнуть врага и заставить его отступить.
Когда ислам разрешает во имя достижения победы уничтожить людей, то о бумаге или каких-либо книгах говорить кажется излишним. Уважение к бумаге и к книгам зависит от содержания этих бумаг и книг. Сегодня (имеется в виду битва при Сиффине – М.М.) война ведется во имя содержания Корана. А они (противники – М.М.) используют бумагу в качестве средства для достижения своих целей, и в ущерб содержанию и смыслу Корана.
Но невежество подобно черному занавесу закрыло взоры их разума, и истина им была неведома. Они (хариджиты – М.М.) заявили, что не будут воевать с Кораном, это непозволительный поступок, который должен быть искоренен, а воевать следует с теми, кто является противником Корана. До окончательной победы (сторонников ‘Али – М.М.) осталось меньше часа. Малик Аштар, будучи благородным, преданным и самоотверженным военачальником, продолжал наступление и был близок к шатру самого Му’авийи и к тому, чтобы очистить тело ислама от излишных щипов. В это время упомянутая группа (хариджитов – М.М.) обратились к ‘Али с угрозами и заявили, что предпримут нападение на Малика Аштара с тыльной стороны. Несмотря на уговоры ‘Али, они продолжали отстаивать свою позицию и проявили больше упорства. ‘Али написал письмо Малеку Аштара и велел ему покинуть поле брани и приостановить битву. В ответ он просил еще несколько минут, ибо битва уже была почти выиграна, а противник был близок к краху.
Но хариджиты стали угрожать ‘Али, обнажая мечи и заявив, что в случае отказа приостановить битву они разрежут его на куски. ‘Али в очередной раз послал гонца к Малику Аштару, и просил его прекратить бой и вернуться, если желает видеть его (‘Али) живым. Он вернулся, а противник радовался своей удавшейся уловкой.
Битва была приостановлена, решено было вынести соответствующий вердикт по Корану. Для этого решили создать арбитражный суд, который должен был состояться из числа представителей двух сторон. Данному арбитражу вменялся в обязанность обсуждать ситуацию на основе Корана и общего согласия сторон, чтобы искоренить вражду и решить вопрос на справедливой основе.
‘Али просил, чтобы они (сторонники Му’авийи – М.М.) предложили своего представителя, чтобы в ответ он также выдвинул своего. Но они единодушно, с одобрением Амру бин ‘Аса и ‘Асары, выбрали путь обмана и хитрости. ‘Али предложил кандидатуру ‘Абдаллаха бин ‘Аббаса, испытанного политика или Малика Аштара, преданного и прозорливого мужа или кого-нибудь другого в этом роде, но невежественные лидеры противостоящей стороны искали в качестве кандидатуры себе подобного человека. И они выдвинули в состав арбитражного суда кандидатуру Абу Муса, человека недальновидного, который к тому же недолюбливал ‘Али (мир ему! ). На многочисленные попытки ‘Али и его друзей убедить противостоящую сторону в некомпетентности и нечестности Абу Мусы, противники отвечали, что на иную кандидатуру они не согласны. ‘Али согласился, оставив решение вопроса на их совесть. Наконец, Абу Муса был назначен в состав арбитражного суда в качестве представителя ‘Али. После длительных месяцев переговоров, ‘Амру бин ‘Ас, обращаясь к Абу Мусе, сказал: «Лучше, чтобы ради достижения согласия между мусульманами, на посту главы мусульман находился не ‘Али и не Му’авийа, а третье лицо, а лучшим в этом плане является никто иной, как твой зять ‘Абдаллах бин ‘Умар». Абу Муса согласился и сказал: «Ты прав. Теперь как нам поступить? ». После чего ‘Амру бин ‘Ас продолжил: «Для этого ты лишишь ‘Али права на халифат, а я откажу Му’авию занять пост халифа. А мусульмане изберут на этот пост достойного человека, каковым обязательно будет Абдаллах бин ‘Умар. И тем самим вражда между мусульманами будет искоренена». Договорившись, они объявили, что люди должны собраться для объявления вынесенного арбитражным судом вердикта.
Народ собрался. Абу Муса, обращаясь к ‘Амру бин ‘Ас, просил, чтобы тот излагал свою позицию. А ‘Амру бин ‘Ас в ответ сказал: «Почему я? Ты старше меня и к тому же относишься к числу уважаемых сподвижников Пророка. Мне не подобает позволить себе дерзость и выступить раньше тебя». Абу Муса двинулся в сторону трибуны (минбара). Теперь уже сердца у людей трепетали, глаза были сосредоточены в его сторону, дыхание у всех, как будто, приостановилось. Все ждали оглашения решения арбитража. Абу Муса начал говорить и заявил: «Мы после переговоров пришли к такому выводу, что ради блага исламской уммы халифом не были ни Али и ни Му’авийа. Мусульмане сами могут выбрать халифом кого хотят». Затем, сняв со своего пальца кольцо, добавил: «Я снимаю ‘Али с поста халифа, так же как снял со своего пальца это кольцо». Сказав это, он покинул трибуну.
Место за трибуной занял ‘Амру бин ‘Ас, который сказал: «Вы слышали слова Абу Мусы, который снял ‘Али с поста халифа, я тоже снимаю его с этого поста, как это делал Абу Муса». После этого он также снял с пальца своей правой руки кольцо, затем надел его на палец левой руки и сказал: «Я признаю халифом Му’авийю, так же как надел кольцо на свой палец». Сказав это, он также покинул трибуну.
Поднялась шумиха на собрании. Люди нападали на Абу Муса, некоторые стали угрожать его хлыстами. Он сбежал в Мекку, а ‘Амру бин ‘Ас отправился в Шам (Сирию).
Хариджиты, которые были инициаторами этого бесчестия, воочию наблюдали за работой арбитража и поняли свою ошибку. Но они, все-таки, не догадались об истинной сути своего промаха. Они не признавались в том, что ошиблись, когда поверив хитростям Му’авийи и ‘Амру бин ‘Аса, приостановили сражение; не признавались в том, что допустили промах, назначив арбитрами ‘Амру бин ‘Аса и Абу Мусу. Наоборот, они утверждали, что ошиблись именно тогда, когда, не понимая, подчинились воле людского арбитража, тем самим якобы способствуя тому, чтобы еретиками стали как ‘Али, так и они сами. Ибо арбитром в решении религиозных вопросов может выступить только Сам Господь. Поэтому они покаялись и призывали к покаянию и самого ‘Али.
В ответ ‘Али изрек: «Да простит Бог мне все мои грехи! Мы постоянно просим прошения у Господа за наши прегрешения». А они сказали, что этого недостаточно, и ты должен признать греховность арбитража и просить прошения у Бога именно за это свое прегрешение. Он парировал, отметив, что не им был придуман вопрос об арбитраже, наоборот, это было их (хариджитов – М.М.) предложение; с другой стороны как можно считать грехом то, что в исламе считается легитимным и как признаться в несовершенном грехе?
После этого хариджиты стали действовать в качестве религиозной секты. Вначале они представляли собой мятежную и непокорную группу и, следовательно, назывались хариджитами. Но постепенно они придумали для себя принципы и основы вероучения и их партия, имеющая вначале политический характер, со временем обрела религиозную окраску. Хариджиты позднее в качестве сторонников отдельно взятой богословско-правовой школы (мазхаба) приступили к религиозной пропаганде. Постепенно стали думать о разоблачении причин якобы существующих в исламском мире пороков. Они пришли к такому выводу, что ‘Усман (третий халиф), ‘Али и Му’авийа все являются грешниками, и мы должны бороться против возникших пороков, поощрять одобряемое и запретить порицаемое. Следовательно, хариджитская богословско-правовая школа возникла под предлогом обязательств относительно поощрения одобряемого и запрещения порицаемого.
Обязательство относительно поощрения одобряемого и запрещения порицаемого, прежде всего, подчинено двум условиям: первое, это религиозная прозорливость, а второе – практическая прозорливость. Ибо, как говорится в одном из преданий, без подобной прозорливости в следовании религиозному учению больше вреда, чем пользы. А практическая прозорливость предполагает наличие двух условий, которые в фикхе упоминаются словосочетаниями «возможности влияния» и «отсутствие систематизированных пороков». Эти понятия, скорее всего, связаны с логическим подходом к упомянутым обязанностям.[[125]]
Хариджиты не отличались ни религиозной и ни практической прозорливостью. Они были невежественными людьми, лишенными прозорливости, они даже отрицали необходимость наличия практической прозорливости. Ибо они считали религиозные действия чисто культовым делом и утверждали, что они должны совершаться без наличия прозорливости, иначе говоря, закрытыми глазами.