Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Классическая и неклассическая философия. Отличие.



Немецкая классика представлена именами И. Канта, И. Г. Фихте, В. Ф. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, Л. Фейербаха. Общими чертами классической немецкой философии являются: 1. Выдвижение и обоснование идеи свободы как главной гуманистической ценности. Немецкие философы видели в свободе выражение и критерии общественного и культурного прогресса человечества 2. Разработка целостной концепции диалектики, диалектического метода мышления, познания. Диалектика понималась как универсальный механизм развития материальной и духовной культуры, природы и общества. 3. Философия в немецкой классике предстаёт как глубоко разработанная и целостная система философских дисциплин, идей, понятий. Единый комплекс философских знаний был представлен Гегелем. В него вошли философия природы, логика, философия истории, философия права и т.д. Неклассическая философия -- философия конца 19-20 в. в., для которой характерно переосмысление указанных выше положений (Ф. Ницше, А. Бергсон экзистенциалисты, постмодернисты). Характерные особенности: Предмет научного познания. Объекты любого рода (их свойства, отношения, взаимосвязи, изменения). Субъект Научного познания. Ученые, объединенные в коллективы исследователей различного рода, мощности и организационной структуры. Структура Научного знания. Науки: а) естественные, социальные, гуманитарные, технические, технологические; б) математика; в) логика; г) комплексные, междисциплинарные, фундаментальные, прикладные исследования; д) опытно-конструкторские разработки; е) эмпирическое и теоретическое знание; ж) метатеории. Методы научного исследования: а) от типа объекта (область исследования); б) исследовательской задачи. Методологический плюрализм. Конструктивная свобода. Методологическое творчество

 

Классическая философия -- стиль мышления, который сформировался в 17-19 веках (в рамках классического рационализма -- Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель ). К ее характерным особенностям можно отнести следующие:
1. Главный базовый принцип -- рационализм (ориентация на разум, науку). Математика является образцом, моделью рациональности. Изложение ведется в понятийной форме.
2. Гносеологизм, разработка методологии, четкое определение понятий. Человек рассматривается в качестве субъекта познания.
3. Объективная онтология.
4. Представление о делении философской проблематики на онтологическую, гносеологическую, аксиологическую, этическую и т. д.
5. Системность мышления и изложения идей.

Неклассическая философия -- философия конца 19-20 в. в., для которой характерно переосмысление указанных выше положений (Ф. Ницше, А. Бергсон, экзистенциалисты, постмодернисты). Характерные особенности:
1. Иррационализм, ориентация на внерациональные формы познания и освоения действительности (волю, инстинкт, откровение ), метафоризация реальности, сближение с искусством, мифологией.
2. Нет теории познания: философия выражает переживания субъекта " по поводу" реальности (объективной или субъективной).
3. Субъективная онтология, бытие как существование человека.
4. Универсализм, синкретичность философских идей.
5. Антисистемность ( проблемность ) -- решение конкретных философских проблем.

 

3 Какой путь духовно – нравственного развития предполагает человеку джайнизм? Древняя индийская философия направлена на духовный мир самого человека, фактическим основателем к-го явился Джина Махавира Вардхамана.. В классический период возникают философские школы: ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные признающие авторитет «вед». Это веданта, санкхья, ньяя, йога, вайшешика.миманса. Неортодоксальные не признающие авторитет вед – джайнизм, чарвака-локояка, буддизм. Философия джайнизма – достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Данная религия проповедует ненанесение вреда всему живому в этом мире. Философия и практика джайнизма, в первую очередь, основываются на самосовершенствовании души для достижения вечного блаженства, всесилия и всеведения. Душа, которая преодолела телесную оболочку и достигла нирваны, называют джиной. В центре религиозно-философской доктрины джайнизма – проблема бытия личности. Согласно джайнизму любое существо – это индивидуальная и вечная душа. Основными положениями джайнизма являются: • Душой обладает абсолютно каждая вещь и всё живое. • Каждая душа является священной и обладает врожденным восприятием, знанием, счастьем и силой, которые скрыты в её карме. •Необходимо относиться ко всему живому как к самому себе, нести добро и никому не причинять вред. • Каждая душа несёт ответственность за свою жизнь как в настоящем так в и будущем. • При освобождении от кармы душа становится свободной и приобретает бесконечное знание, божественное сознание, счастье и восприятие. • Совершенное знание, Совершенное поведение и Совершенное воззрение являются путём к идеалу. • В джайнизме отсутствует понятие божественного спасителя, создателя или уничтожителя. Вселенная саморегулируется, и каждая душа в состоянии достичь божественного сознания собственными усилиями. • Основа совершенного воззрения, условие совершенного знания и основа совершенного поведения – это сознание души, а не сознание тела, что ведёт к состоянию отрешения от мирских вещей. Джайнизм подчёркивает необходимость контроля своими чувствами, так как привязанность к мирским вещам, боязнь их потерять могут завести человека в туннель ненависти, насилия и невежества. • Целью джайнизма является освобождение души от негативных эффектов, которые вызваны неправильными мыслями, речами и действиями. Эту цель можно достичь с помощью очищение кармы, при использовании «трёх драгоценностей джайнизма». •

 

М

1Мировоззрение. Значение мировоззрения.

Мировоззрение – это система представлений о мире и место человека в мире. Основная философия мировоззрения –регуляция поведения и сознания человека. Способность к разумному мышлению не является врожденной, ее необходимо формировать и развивать. Практическое назначение философии связано с осмыслением коренных вопросов жизни. Все эти вопросы носят мировоззренческий характер. Мировоззрение возникает с появлением человека, с необходимостью осознания им самого себя, своего места в мире. Мировоззрение- обобщенная система взглядов человека на мир, на его место в мире, его отношение к миру Мировоззрение многомерно, то есть формируется под влиянием различных сфер человеческой деятельности. В нем присутствуют не только знания, но и чувства, оценки, настроения, воля, нормы, идеалы. В мировоззрение переплетены психологический, эмоциональный, познавательный факторы. Оно всегда отражает своеобразие культурно-исторического бытия человека, его социальное положение, общественно-индивидуальный образ жизни, стиль мышления, сознания и т.п. Мировоззрение также подвержено историческим изменениям. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия и наука. Особенности мифа: 1 отождествление образа и предмета имени и вещи 2 преобладание чувственного эмоционального над рациональным и рассудочным. Особенности религии: 1 удвоение мира на чувственный земной и небесный 2 признание преобладающей роли сверхчувственного мира над чувственным. особенности философии 1 рационально- теоретическое отношение к миру 2 тотальная критика и сомнение. особенности науки 1 рационально теоретическое познание 2 отрицание субьективного в предмете, обьективность познания.

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством

 

34. Материя и её атрибуты: движение, пространство, время. Онтология( греч. онтос –сущее, логос – учение, т.е. учение о сущем ) это термин стал использоваться в философии с 17в. Определение материи дал в своем труде материализм и эмпириокритицизм В.И. Ленин: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» Понятие материи является одним из самых фундаментальных понятий философии. Опираясь на повседневный опыт и наблюдения, древние материалисты утверждали, что все явления окружающего нас мира имеют первооснову т.е. субстанцию. У древних греков в качестве такой субстанции выступали вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) и т.д. Атрибутами материи являются: движение, пространство, время. Под движением в философии следует понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояния объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - внутренне присущий материи атрибут, способ её существования. Движение, как и материя, несотворимо и неучтожимо: оно не привносится извне, а заключено в самой природе материи. Движущаяся материя не может существовать иначе как в пространстве и времени. В мире нет материальных объектов, не обладающих пространственно-временными свойствами, как не существуют пространство и время сами по себе, вне материи или независимо от неё. Пространство – есть форма бытия материи, характеризующая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время - форма бытия материи, выражающая длительность её существования, последовательность смены состояния в процессе изменения и развития всех материальных систем. Пространство и время неразрывно связаны между собой, их единство проявляется в движении и развитии материи. Специальная теория относительности Эйнштейна установила, что конкретные свойства пространства и времени зависят от особенностей материальных объектов, их движения и взаимодействия Универсальные законы существования и развития материи: Закон единства и борьбы противоположностей, Закон перехода количественных изменений в качественные, Закон отрицания.

34. Материя и её атрибуты: движение, пространство, время.

Материя обладает неотъемлемыми свойствами - атрибутами, главными из которых являются движение, пространственно временная определенность и отражение.

Структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем, определенных уровней, предполагает взаимодействие между ними. Взаимодействие приводит к изменению объекта, к изменению его свойств, отношений, состояний.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 3534; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь