Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные идеи утопистов и их представители



Общая характеристика - признавали огромную роль воспитания и влиянии окружающей среды на формирование человека, но рассматривали людей как пассивный продукт обстоятельств и воспитания.

Социалисты-утописты принимали активное участие в разработке проектов, уставов и руководств для школы, отстаивали в них идеи о необходимости гуманного отношения к детям, учета их возрастных и индивидуальных особенностей и создания благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого ребёнка.

Сен-Симон говорил о целесообразности включения в содержание общего образования школьников " общеполезных сведений, относящихся к промышленности". В качестве " приманок" детей к трудовым занятиям воспитателям рекомендовалось использовать " маленькие орудия" и " маленькие мастерские", размер которых предлагалось увеличивать сообразно возрасту детей.

Так Фурье говорил, что знание оторванное от практики отбивают интерес и охоту к учёбе у детей. Моральные воздействия на детей Фурье предлагал осуществлять в форме поощрений и в форме товарищеских испытаний.

Всестороннее развитие умственных и физических сил каждого ребёнка и формирование у детей наибольшей способности к труду они относили к ведущим факторам, способствующим проявлению всех способностей человека.

Оуэн категорически запрещал привлекать детей моложе 10 лет к работе на фабрике и создал ряд воспитательно-образовательных детский учереждений:

1. школу маленьких детей (1-6 лет), которая включала ясли, детский сад и площадку для игр;

2. начальную школу (6-10 лет);

3. вечернюю школу для подростков, работающих на производстве.

Для взрослых рабочих и их семейств вечерами организовывались лекции, беседы и культурные развлечения.

В школе для маленьких учились пению танцам, много времени проводили на свежем воздухе. Особое внимание уделялось физическому воспитанию, гимнастике, играм. Большое значение придавал воспитанию детей в духе коллективизма, в этой школе учили в процессе бесед о природе. Мною внимания уделялось эстетическому воспитанию, музыкальным и ритмическим занятиям. Он стремился дать детям доступные для их возраста знания развить их мышление. Все обучение строилось на основе наглядности, большое значение придавал трудовому воспитанию. С 10 лет дети вечером посещали вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Таким образом, Оуэн впервые создал дошкольное учереждение, начальную школу для детей рабочих, для детей занятых на производстве, соединил обучение с производительным трудом, организовал для взрослых рабочий клуб, где проводились культурно-просветительские мероприятия.

Его труд " Новый взгляд на общество, или опыты об образовании человеческого характера": характер человека определялся условиями окружающей среды, независимо от его воли.

Кабе - его идеал - коммунистическое общество, следовательно должно быть целенаправленное воспитание граждан и работник. Граждане способны приводить в жизнь систему общности.

Главное в воспитании - труд. Следовательно обязательна профессиональная подготовка детей. Все дети от 18 лет получают широкое общее образование, затем каждый выбирает ту или иную профессию, которую он должен изучить теоретически или практически. Для работников коммунистического общества труд - радость жизни.

Кабе, в отличие от Сен-Симона был не теоретиком, а практиком. Свои идеи реализовывал в колониях Оуэна.

Дезами - нужно построить новый строй, его особенность должна быть в том, чтобы у каждого человека было право на всестороннее развитие. Он считал, что каждому нужно давать общее образование. К общественному труду детей надо приучать в раннем детстве, они должны участвовать в производительном труде.

Вейтлинг - в основе его идеи точка зрения, что у каждого человека есть несколько страстей:

1. страсть к знаниям,

2. страсть к приобретениям,

3. страсть к наслаждениям.

Ведущая страсть - страсть к знаниям. Она определяет развитие человека и общества. Социальное неравенство возникает из-за отсутствия правильного воспитания детей.

Порочные страсти - к приобретению и наслаждению. В идеальном обществе нужно правильно организовать воспитание, но такое общество может быть создано путем революции.

Нужно реформировать школу. Школа должна быть обязательной с 8 до 15 лет. Дети получают умственное образование и трудовую подготовку в области ремесел и с/х. Начиная с 15 лет, дети 3 года проводят в Армии труда, где каждый день в течение 6 часов обучаются основам будущей профессии. Прогресс общества зависит от участия молодежи в производительном труде.

11Основные идеи философии Платона? Непосредственным преемником учения Сократа стал Платон (427-347гг. до н.э.). Он был представителем объективного идеализма. Душа и тело- сущности разнородные. Считал, что вне нас- сверхъестественная сила, она живёт вне нас и творит мир: духовный, а уже из него материальный. Им была основана школа Академия, ставшая центром античного идеализма. Истинное бытие, учил Платон, составляет мир идей (эй досы), чувственные вещи изменчивы и непостоянны, они возникают и исчезают и являются только тенями идеи - вечных и неизменных духовных сущностей. Высшей идеей является благо, высшее добро. Методологический принцип Платона состоит в раздвоении мира на мир идей и мир вещей. Описание взаимоотношений между ними составляет ядро его философского учения. Чувственный мир вещей рассматривается как " неистинно сущий ": предметы, познаваемые чувствами, непрерывно возникают и исчезают, в них нет ничего постоянного, а, следовательно, истинного. Сущность вещей заключена в бестелесных, нечувственных формах, которые постижимы лишь разумом, сознанием. Они и названы Платоном " видами" или " идеями" (эй досами). Каждому классу или виду материальных чувственных предметов соответствует определенная идея, в которой заключена их суть. Например, реальный стол является таковым, поскольку он соответствует идее стола вообще. Всеобщая совокупность идей составляет подлинное бытие. Мир идей божественен по своей природе, чувственные предметы дают только мнения, источник высшего знания – идея, знания, которые открываются душе до вселения её в тело через созерцание мира идей (знание - есть припоминание). Социально-политические воззрения Платона (государство, закон и др.) наиболее ярко выражены в рационально-утопической, антидемократической теории “идеального государства”. В эстетике Платон выступает против теории искусства как подражания.

Вещи материального мира могут меняться, рождаются и умирают, а вот их причины должны быть вечными и неизменными, должны выражать сущность вещей. Главный тезис Платона заключается в том, что «…вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть».

Можно сказать, что идея – сверхчувственная причина, образец, цель и прообраз всех вещей, источник их реальности в этом мире. Платон пишет: «…идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними и суть их подобия, самая же причастность вещей идеям заключается не в чем ином, как только в уподоблении им».

Таким образом, можно выделить основные признаки идей:

вечность

неизменность

объективность

безотносительность

независимость от чувств

независимость от условий пространства и времени

 

 

17. Основные проблемы философии Нового времени. Основные представители философии Нового времени. В философии Нового времени резко повысился статус науки. Наука становится необходимым средством практики. Ориентация на науку как на высшую ценность и составляет главную особенность философии Нового времени. Для развития промышленности и всего материального производства, для нужд торговли и мореплавания необходимо было накопление и расширение знаний в области механики, астрономии, физики, анатомии и других естественных наук. Ф. Бэкон – основоположник эмпиризма Нового времени. Другим доминирующим направлением Нового времени стала философия рационализма, которая установила безусловное значение разума. Родоначальник рационализма - Рене ДекартСтавил задачу создания научного метода познания, противостоящего схоластике. Главным средством достижения достоверных знаний Декарт считал интуицию и дедукцию.

Философия Нового времени охватывает XVII—XIX века. Изменение социально-экономических отношений, ослабление влияния церкви, развитие науки неизбежно отражаются на всей культуре Нового времени, и прежде всего на философии. Она все активнее выступает с критикой схоластической учености, стремится к достоверности и сближению с наукой. Отсюда вытекает и одна из основных проблем новой философии — проблема метода научного познания.

Решение проблемы метода познания в философии Нового времени связано с двумя течениями — эмпиризмом, у истоков которого стоял крупный английский философ, лорд-канцлер Фрэнсис Бэкон (XVI — XVII вв.), и рационализмом, ярким представителем которого был французский мыслитель и математик Рене Декарт (конец XVI — первая половина XVII в.).

«Знание — сила». Фрэнсис Бэкон

Эмпиризм — гносеологическая концепция, согласно которой основу человеческого познания составляет чувственный опыт. Наиболее значительные последователи эмпирической линии в философии Нового времени: Т. Гоббс, Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм — в Англии; Э. Кондильяк, К. Гельвеций, П. Гольбах. Д. Дидро и др. — во Франции.

«Мыслю, следовательно, существую». Рене Декарт

Рационализм — гносеологическая концепция, согласно которой основу человеческого познания составляет деятельность разума. Наиболее крупные представители рационализма после Декарта Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

Эмпиризм Бэкона, ориентированный на наблюдение и эксперимент, и рационализм Декарта, ориентированный на теоретическое исследование, оказали большое влияние на развитие научного познания. Но, разумеется, паука не могла принять ни тот, ни другой метод в качестве единственного. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рационализм и эмпиризм не противостоят, а дополняют друг друга.

 

Крупнейшим представителем материалистического монизма Нового времени был голландский философ-рационалист Бенедикт Спиноза. Его главный труд «Этика». Центральное понятие его философии – субстанция. Субстанция – первоначало, «причина самой себя», она совпадает с Богом и природой. Отсюда пантеизм Спинозы: Бог и природа сливаются воедино. Субстанция обладает двумя атрибутами (модусами) – протяженность и мышление. В человеке соединены эти два модуса и он является свободным существом. Спиноза дает классическое определение свободы как познанной необходимости. Идея равенства людей была развита в трудах английского философа Томаса Гоббса (1588-1679). Он считал, что люди равны от природы, но в процессе развития неизбежно возникает неравенство, а из него - взаимное недоверие. Это недоверие в конце концов приводит к состоянию «войны всех против всех». Поэтому люди путем общественного договора объединились в государство, что бы получить защиту и возможность гуманной жизни. По его мнению, только государство способно оградить общество от постоянных проявлений эгоистических страстей отдельных людей. Классические положения эмпиризма выдвинуты английским философом Джоном Локком (1632 - 1704). Основное сочинение “Опыт о человеческом разуме”. Источником нашего знания он признает опыт – «нет ничего в разуме, что не было бы прежде в чувствах». Когда рождается человек, у него нет никаких врожденных знаний, его мозг похож на “чистый лист бумаги»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 2533; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь