Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Русский космизм (Н. Федоров, К. Циолковский, Н. Вернадский).
Космизм – направление философии, которое рассматривало космос, окружающий мир, человека как единое взаимосвязанное целое. Русский космизм охватывает период со второй половины 19 века до первой половины 20 века. Видными представителями русского космизма являются Федоров, Циолковский и Венрадский. Федоров Николай Федорович (1828-1903) – религиозный мыслитель, энциклопедист. Автор теории – «Философия общего дела». Его главная идея – победа над смертью: 1) Продление жизни, а затем человеческое бессмертие 2) воскрешение всех прежних поколений. Для этого необходимо: 1) использовать достижения будущей науки 2) объединить усилия ученый всех стран, усилия всего человечества (идея единства человечества) 3) Преодолеть отчуждение людей, «небратские отношения» между ними. Результат: люди будут расселены на другие планеты по всему космосу (идея единства человека и космоса. Циолковский Константин Эдуардович ( 1857-1935) – материалист, гилозоист, пантеист, ученый в области астрономии, космогонии, ракетостроении. Космическая философия Циолковского: 1) сторонник пантеизма – есть высший разум, космос разумен и сам управляет собой. «Мысль» - фактор эволюции космоса. 2) сторонник гилозоизма – теории о том, что вся природа одушевлена (т.е. в любом атоме, хотя бы в зародыше имеется потенциальность возможность жизни). 3) космос полон разнообразных живых существ, отличающихся уровнем развития. ПО его мнению, человек, попав в космос, будет совершенствоваться и приблизится по своим качествам к высшим существам Вселенной и в будущем человек научится непосредственно перерабатывать солнечную энергию, станет человеком-растением. Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) – выдающийся русский ученый в области естественных наук, философ. Автор учения о биосфере – области всего живого совместно с окружающей средой. Биосфера – преобразователь планеты Земля. Он также считал, что жизнь на Земле существует вечно, первоначально в виде «живого существа», из которого потом развились все живые организмы и возникла биосфера и биосфера тесно связана с космосом, оказывающим на нее серьезное влияние (в первую очередь – Солнце).
С 9 Смысл жизни и предназначение человека у Сократа « Мудрейший из мудрецов» афинянин Сократ (470-399 гг. до н. э.), испытавший влияние софистов, иронизировал над тем, что софисты берутся обучать науке и мудрости, а сами отрицают возможность всякого знания, всякой мудрости. Сократ приписывал себе не саму мудрость, а только любовь к мудрости («я знаю, что ничего не знаю» ). Поэтому слово «философия» - «любовь к мудрости» после Сократа стало названием особой области познания и мировоззрения. К сожалению, Сократ не оставил после себя письменных источников, поэтому большая часть его высказываний дошла до нас через его учеников - историка Ксенофонта и философа Платона. Стремление философа к самопознанию («познай самого себя»), к познанию себя именно как «человека вообще» через отношение к объективным общезначимым истинам: добра и зла, красоты, блага, человеческого счастья — способствовало выдвижению проблемы человека как морального существа в центр философии. С Сократа начинается антропологический поворот в философии. Рядом с темой человека в его учении стояли проблемы жизни и смерти, этики, свободы и ответственности, личности и общества. Абсолютное истинное знание доступно лишь Богу. Но своими неустанными поисками истины Сократ доказал, что процесс познания так же важен, как и его итог, что искреннее стремление к истинному знанию – это уже важнейший шаг в раскрытии тайн человеческой души, даже, если эти тайны человек не успеет разгадать полностью. Своё предназначение этот первый по рождению афинский философ видел в том, чтобы подвигнуть людей к поиску истины (смысла жизни). разрушая самомнение собеседника Смысл жизни не в накоплении материальных благ, а в очищении и развитии своей души. Сократ часто употребляет слово «доблесть» — добродетель. Не от количества денег бывает доблесть, а от доблести появляются различные блага. Стремиться к мудрости, которая и есть высшее благо — в этом смысл жизни человека. Делать добро, не думать о деньгах. Заботиться о душе, развивать душевные качества, не думать о себе много, если при этом ничего из себя не представляешь. Сократ был очень беден, но это не угнетало его, а возвышало в собственных глазах. Мудрый тот, кто понимает, что мудрость его ничего не стоит.
36. Сознание, его происхождение и сущность. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщении, оценивании и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле. Сознание есть высшая форма психических отражений. Т Осн.принципы средневековой философии – теоцентризм (Бог в центре всех помышлений и чаяний человека, Бог – в центре всех объяснений); креационизм (творение мира и человека Богом из ничего); символизм (все природные явления и предметы воспринимаются не только в своем природном естественном качестве, но и как выражение божественной мудрости); дуализм (Бога и мира, т.к. они иноприродны, а также дуализм в самом тварном мире, т.е. дуализм мира земного (подлунного) и небесного (горнего); традиционализм (объясняли все на основе обращения к Священному писанию, учению отцов церкви и учения Аристотеля). Патристика и схоластика – основные этапы средневековой философии. Обычно этап патристики (от слова «патер» – «отец», имеются в виду «отцы Церкви») в истории философии определяется с I по VI в. Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и другие разработчики основных догматов христианской религии были одновременно и крупнейшими философами своего времени. Главные проблемы патристики: 1) проблема сущности Бога и Его тройственности (тринитарная проблема); 2) отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян); 3)понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели – «Град Божий»; 4) свобода воли человека и возможность спасения его души; 5) проблема происхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог, и другие проблемы. Теория гармонии веры и разума – Августин Блаженный (Августин Аврелий). Есть два пути приобщения человека к религии: а) понятийно-рациональный(логическое мышление, достижения наук и философии); б) нерациональный (авторитет Священного писания, церкви, эмоции и чувства). Приоритет Августин отдаёт нерациональным средствам. Религиозная вера не предполагает рационального обоснования. В сфере религиозной жизни следует просто верить, не требуя никаких доказательств. Схоластическая философия в лице ее представителей (Эриугены, Бонавентуры, Альберта Великого, Фомы Аквинского, Росцеллина, Абеляра, Ансельма Кентерберийского и многих других) сохраняла интерес к поднятым патристикой философским проблемам. На первый план все же выходят отношения разума и веры, религии и науки, а также вопрос соотношения общего и единичного. Фома Аквинский – новая версия теории гармонии веры и разума. Вера не должна противоречить разуму. Некоторые принципиальные положения вероучения могут быть рационально обоснованы. Например, Разум способен доказать догматы о существовании Бога, о сотворении мира, о бессмертии души и др. И разум и вера направлены к познанию одной и той же Истины – Бога, но делают это разными путями.Разум опирается на науку и философию, вера – на теологию.
У 28Учение Ницше «о воли к власти» и «сверхчеловеке». Учение о сверхчеловеке. Этим характеризуется сверхчеловек, о котором пишет Ницше в первой части «Так говорил Заратустра». Свобода и презрение к самому себе — вот смысл характеристик сверхчеловека, утверждающего таким образом саму жизнь. Образ сверхчеловека противопоставляется образу «последнего человека»: «Земля стала маленькой, и по ней прыгает последний человек, делающий все маленьким» — он живет дольше всех, но это «самый презренный человек, который уже не может презирать самого себя». Глупая толпа, слушавшая Заратустру, обрадовалась и была готова «дать сверхчеловека» взамен на то, чтобы стать последним человеком, не поняв сути противопоставления. Все это заставляет нас трактовать художественный образ сверхчеловека как идею высвобождения человеком жизни в самом себе — в противоположность той националистской интерпретации, которая была выведена из «Воли к власти» на основе упоминания «белокурой бестии». По Ницше, «никогда еще не было сверхчеловека». Воля к власти - это одна из разновидностей волевых импульсов человеческого поведения. Волю к власти Ницше считал определяющим стимулом деятельности и главной способностью человека. Основой жизни, по Ницше, является воля к власти или тяга всего живого к самоутверждению, всемогуществу, стремлению расширить власть. На протяжении всей жизни человек стремится достичь максимума чувства власти. Ницше презрительно отзывается о простом человеке и возвеличивает прирожденных " аристократов духа". Простые люди никчемны, слабы, половинчаты, мягкотелы, не способны созидать и властвовать. Они – рабы от природы и могут лишь подчиняться. Надо любить не слабого и ближнего, а сильного. (Христианство несправедливо, т.к. уравнивает сильных и слабых, умных и глупых. Воля присуща не всем, а избранным. Простому человеку у Ницше противостоит сверхчеловек – существо высшего биотипа, не принадлежащее ни к одной расе и выращенное элитой общества. Сверхчеловек – это выражение полноты жизни (творческий, культурный человек). Это создатель новых ценностей. Он находится вне всяких моральных норм, вне добра и зла, с особой жестокостью преодолевает тотальную ложь земного мира.
Воля к власти. Природа власти также дуалистична, как и природа человека. Власть не только приносит пользу, но и вредит. Как всякая воля, она стремится к максимизации. Сильные волей люди должны как повелевать, так и повиноваться. Повиновение - это не отказ от собственной власти, в нем заключено противодействие, это, такая же, как и приказывание, форма борьбы.
Идея о сверхчеловеке. Идея о сверхчеловеке или " белокурой бестии" занимает ядро ницшеанского учения. Очень часто путают Заратустру Ницше с его Сверхчеловеком. Заратустра только говорит о будущей белокурой бестии, он его предтеча и пророк, пришел, чтобы подготовить почву для новой расы людей. Всего содержатся три главных идеи о Сверхчеловеке в " Так говорил Заратустра": первая - оставаться верными земле, не верить тем, кто говорит о надземных надеждах, вторая - идея о вечном возвращении, сверхчеловек - это не новый этап в эволюции, хотя и имеет сходные с человеком внешние признаки, и третья - о Воли к Власти, о Бытие и сущности жизни. Сверхчеловек принимает философию " Вечного Возвращения". Это идея о мире, вечность которого обусловлена бесконечным повторением.
Ф |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы