Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания



Познаваем ли мир? Способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности? Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. С разных позиций и по-разному положительно решали этот вопрос Беркли и Гегель, французские материалисты XVIII в. и Фейербах, русские материалисты и философы-марксисты. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом. Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агностицизмом (греч. - недоступный познанию, непознаваемый). Важно отметить, что понимание агностицизма как учения, отрицающего возможность познания мира, является неточным. Едва ли можно назвать философов, полностью отрицающих такую возможность. Агностицизм следует определить как учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Элементы агностицизма содержались в релятивизме ( от греч. - относительный – методологический принцип, состоящий в признании относительности и условности всех наших знаний) древнегреческих софистов. Приняв тезис Гераклита о текучести, изменчивости всех вещей, Протагор полагал, что и знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать «двояко и противоположным образом». Поэтому нет ничего истинного, как нет и ничего ложного. Мнений об одной и той же столько, сколько людей ее воспринимает: как кому кажется так оно и есть на самом деле; любое суждение об одной и той вещи равнозначно любому другому. Релятивизм софистов послужил непосредственным источником античного скептицизма (от греч. - рассматривающий, исследующий - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания ействительности).

Субъект и объект познания

Познание — это процесс получения, хранения, переработки и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности.

Познание делит мир на две части:

— на объект (в переводе с латинского — противопоставлять себе);

— на субъект (в переводе с латинского — лежащий в основе).

Субъект познания — глубоко понятый осмысленный познавательно-преобразовательный активизм и соответствующие его наклонности.

Субъект является сложной иерархией, фундамент для которой — все социальное целое.

Настоящий субъект познания никогда не бывает только гносеологическим, потому что это живая личность с ее интересами, страстями, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия.

Когда субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т. п.

Но чаще всего под субъектом познания понимают некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности.

Научное познание исследует не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности.

Объект познания — это любая существующая независимо от сознания данность, на которую нацелена познавательно-преобразовательная деятельность субъекта.

Фрагмент бытия, который оказался в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение.

Объект в его отношении к субъекту — это в какой-то мере познанная реальность, ставшая фактом сознания, в своих познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума.

Со стороны познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект — без субъекта.

В современной гносеологии различается объект и предмет познания:

— объект познания — это реальные фрагменты бытия, которые подвергаются исследованию;

— предмет познания — это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек — это субъект истории, он сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Объект социально-исторического познания создается, а не только познается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован.

В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность.

Объективизм — направление в гносеологии, которое приписывает познанию постижение реальных предметов и объективных идей.

Субъективизм — учение об исключительной субъективности интеллектуальной истины, а также эстетических и моральных ценностей, отрицание их абсолютной значимости

8.Проблема первоначала в античной философии С первого момента своего возникновения античная философия стремилась постичь скрытую от глаз «смертного» человека сущность мира (Космоса) и его самого. Вопрос о том, что есть мир? – был центральным вопросом, которым задавались античные философы. Исходя из его решения, они ставили и решали другие проблемы. В соответствии с этим формировались и философские дисциплины, основные разделы философского знания: онтология – учение о бытии; психология – учение о человеческой душе как части Мирового Духа; гносеология, вопрошавшая о возможности и способах познания мира, а также о критериях истинности знания; этика – учение о нравственности, разными способами отвечавшее на вопрос о том, что необходимо человеку, чтобы жить в гармонии с миром и другими людьми, и социальная философия – формировавшая представления об устройстве общества и наилучших формах государства. Постепенно в древнегреческой философии начал складываться образ единого первоначала сущего. Сущее – это всё то, что окружает человека в мире в виде единичных вещей, предметов, разнообразных процессов и явлений. Античные философы вкладывали в философский образ первоначала тот смысл, что необходимо существует всему предшествующая природно-вещественная основа (субстанция), из которой всё выделяется как из своей причины и в которую всё в конце концов возвращается, в обратном движении сливаясь с изначальным единством как некой тотальностью бытия. Это первая и фундаментальная реальность, которая изначальна, постоянна и – согласно взглядам некоторых мыслителей (напр., Анаксимандра) – беспредельна в противоположность тому, что производно, вторично, конечно и преходяще. Несмотря на свою тотальность, первооснова не есть божество; она мыслится первыми философами в качестве основного принципа развития природы, который при определённых условиях обнаружить в ней самой. Цель философии – познать это безусловное начало, его возможность и силу как действительную всеобщую природу вещей, их подлинную сущность. Первые греческие философы поняли, что надо искать какие-то простые основания, исходя из которых, можно было бы логично вывести и объяснить устройство мира, человеческую жизнь, познание. И эта догадка имела решающее значение для развития теоретического, т.е. основанного на созерцательности человеческого ума знания, приведшего впоследствии к возникновению науки.
. Античная философия - комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с 7 в. до н.э. по 6 в. н.э. и характеризующихся определенным проблемно-содержательным и стилевым единством. Особое внимание античными философами уделялось проблеме первоначала и каждый по разному давал ему определение и по разному понимал его.

Милетская школа. Фалес. 1) все произошло из воды, 2) земля плавает на воде подобно куску дерева, 3) все в мире одушевлено и полно богов. Первым начал доказывать математические теоремы. От него - формирование геометрической картины мира (в мифе - родовая).

Анаксимандр. Источник существования - вечное и беспредельное начало (" божественное" ), которое всем управляет. Главное свойство его - апейрон, то есть беспредельное. Возникновение мира от борьбы тепла и холода. Люди от рыб, жизнь зародилась во влажном иле. Возникновение и развитие мира есть периодически повторяющийся процесс, через определенный промежуток времени мир снова поглощается окружающим его беспредельным началом.

Анаксимен. Вещи происходят из воздуха либо путем разрежения, связанного с нагреванием, либо путем охлаждения и сгущения.

Пифагорейская школа. Верили в переселение душ (метемпсихоз). считал, что первоначало всего - это число. Числа: совершенные (нечетные) и несов. (четные). У Пифагора космос - порядок, гармоничная система явлений. Числа есть образы. по которым Бог творил мир.

Гераклит. к. 6 - нач. 5 вв. до н.э. Логос есть то, от чего все происходит, естественный порядок, закон, огонь, живая энергия, приводящая все в движение и изменение, а также слово. задающее порядок мысли. Невеждам логос не доступен.

Элейская философия (Парменид и Зенон).

Парменид. То. что есть - есть бытие, а чего нет - так это небытие. Бытие должно быть единым и неподвижным. Движение для бытия невозможно, так как оно могло возникнуть только из небытия. Нет ни прошлого в бытии, ни будущего. Картина многообразного изменчивого мира отрывается чувственному восприятию, а образ неподвижного бытия - уму.

Зенон. Апорий цель - защита парменида. Ахилесс и черепаха.

Эволюционное учение Эмпедокла. Все вещи находятся в постоянном движении и развитии, однако элементы, из которых они состоят, неизменны. Основа всего сущего 4 элемента: огонь, воздух (эфир), вода и земля. Разнообразие вещей получается в результате соединения всех элементов в определенных пропорциях.

Античный атомизм Левкиппа и Демокрита. Деление до бесконечности невозможно, существует предел делимости вещей, то есть атом, атомы и есть подлинное бытие, они неделимы, вечны, неизменны.основоположники концепции о космических вихрях порождающих бесчисленные миры.

Софисты. Доказывали и опровергали все, что угодно. Все знания относительны. Протагор: вещи такие, какие они кажутся людям, то есть все верно для каждого, нельзя войти в одну реку дважды. Горгий: все ложно. В действительности ничего не существует, а если бы и было, то оно не может быть познано, а если бы даже и могли, то не смогли бы передать это знание другим.

Сократ. Оновное это стремление к созерцанию закономерностей природы и жизни


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь