Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Всякое изменение вообще - есть движение.



Материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретных своих форм. Движение - есть способ существования материальных систем. Основными формами движения материи являются: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Впервые эту классификацию предложил Ф. Энгельс в присутствии с уровнем развития науки второй половины XIX века. Современный этап философского и научного познания мира предоставляет широкие возможности для разнообразных интерпретаций многообразия форм движения материи. Так, в настоящее время существует множество мнений о том, что самостоятельными формами движения являются геологическое, экологическое, компьютерное и др. Сегодня акцентируется внимание на процессах самоорганизации в мире.

Характеризуя формы движения материи и их взаимосвязь необходимо обратить внимание на следующие моменты. Каждая форма качественно специфична, но все они неразрывно связаны и при определенных условиях могут переходить друг в друга. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших, однако, не являются их простой суммой. Высшие формы обладают своими собственными закономерностями, качественным своеобразием.

Если движение - это способ существования материи, то пространство и время - это формы существования материи.

Движение материи происходит в пространственно-временных формах, как коренных условиях всякого бытия.

Пространство - это объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов; способность их занимать определенный об и иметь определенную форму, структуру.

Время — это объективная форма существования материи выражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов.

Пространство и время - это не самостоятельные сущности, а формы существования движущейся материи. Они зависят от и определяются ею. Анализ проблемы пространства и время предполагает различие понятий: реальное пространство и время, перцептуальное пространство и время, концептуальное пространство и время.

Реальное пространство и время характеризует объектные пространственно-временные свойства и отношения самих реальных предметов и явлений, существующих независимо человека в пространственно-временной организации мира.С возникновением человека, возникают и формы отражения человеком в его сознании пространственно-временных свойств предметов. Это отражение существует на двух основных уровня перцептуальном и концептуальном.На перцептуальном уровне - человек познает пространственно-временные формы при помощи органов чувств и формирует чувственные образы, представления. Эти представления являются индивидуальными, зависят от физиологических и психологических факторов.

Концептуальное пространство и время — выражает теоретический уровень знаний о пространственно-временной организации мира. Это учения, концепции, теории пространства и времени. Они зависят не от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития общества, науки, культуры, являются общезначимыми для своей эпохи и индивидуальных особенностей человека.

В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная.

Субстанциальная концепция - рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе независимо от материальных объектов. Пространство и время это пустое вместилище, оно однородно и неизменно. Здесь пространство и время рассматриваются как самостоятельные субстанции.

Если предположить, что все вещи исчезнут, то останется пространство и время. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона (концепция классической механики), который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.

Реляционная концепция - рассматривает пространство и Время как особого рода отношения между объектами и процессами, которые вне их существовать не могут. Пространственно-временные свойства зависят от характера и скорости движущихся материальных систем и выступают как отношения между этими движущимися материальными системами. Реляционной концепции пространства и времени в истории философии придерживались I Аристотель, Августин Блаженный, И. Кант. К реляционной концепции относится теория относительности Эйнштейна. В соответствии с ее положениями, при приближении скорости движения тела к скорости света линейные параметры тела уменьшаются, а ритм течения времени замедляется.

Философское учение о пространстве и времени включают анализ всеобщих и особенных свойств пространства и времени. К всеобщим свойствам относят: объективность, универсальность, неисчерпаемое многообразие пространственно-временных форм в различных уровнях организации материи. К особенным свойствам относят: трехмерность реального пространства и одномерность, необратимость временных отношений. Реальное пространство трехмерно, т.е. для нахождения любого тела в пространстве необходимо и достаточно указать три его координаты. Время необратимо, однонаправлено. Все события, изменяясь во времени, развиваются от прошлого через настоящее к будущему. Невозможное абсолютное повторение событий.

О

37. Общественное сознание. Структура общественного сознания. Общественное сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание – часть общественного бытия, возникшая одновременно и в единстве с ним, необходимое условие его возникновения. Но при этом общественного бытия и общественного сознания различны и относительно самостоятельны. Обычно называют шесть форм общественного сознания: • Искусство • Наука • Мораль • Правосознание • Религия • Идеология — наивысшая форма общественного сознания. В структуре общественного сознания обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию, а также формы общественного сознания, к которым относят политическую идеологию, правосознание, мораль (нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку и философию: 1. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики стихийно, как непосредственное отражение внешней («бытовой») стороны жизнедеятельности людей и не нацелено на поиск истины.2. Общественная психология — эмоциональное отношение людей к своему общественному бытию, также формируемое стихийно в повседневной жизни людей. Его специфика и закономерности изучаются социальной психологией. Общественная психология включает в себя несистематизированные чувства и представления людей, прежде всего об их эмоциональной жизни, определенных состояниях и некоторых психических особенностях. Она — преобладающее настроение чувств и представлений в данной социальной группе («социально-психологическая атмосфера»), в данной стране, в конкретном обществе. 3. Общественная идеология — концептуально-теоретическое отражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности.

15Основные идеи и взгляды эпохи Ренессанса? Возрождения.

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой. В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер. С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере. В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику — природа трактуется пантеистически.

Гуманистическое (XIV-XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрар­ка, Лоренцо Валло и др. ) — в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизирова­ло над догматами Церкви.

Политическим идеалом Данте было единое светское государство, гарантирующее граж­данам законность и мир. Он восхваляет человека и отходит от его трактовки исключительно как божественного создания: «из всех проявлений бо­жественной мудрости человек — величайшее чудо». Данте признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом, и верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую приро­ду.

Натурфилософское (XVI — нач. XVII вв., представители: Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и Иоганн Кеплер) — пыталось развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опира­ясь на астрономические и научные открытия.

Представители натурфилософии обосновывали материалистический взгляд на мир, стремились отделить философию от теологии, формировали научное мировоззрение, выдвигая новую картину мира, в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной. Они считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму, а не Божественному откровению.

Андреас Везалий материалистически объяснил происхож­дение мира, в центре которого ставил человека. Везалием были опровергнуты взгляды, более тыся­чи лет господствовавшие в медицине со времен Галена (130-200) — древнеримского врача, кото­рый описал физиологию и строение человека, опи­раясь на исследования животных. Напротив, Веза­лий основывал свои выводы на многочисленных ана­томических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу «О строении человеческого тела» (1543), где подробно описал анатомию че­ловека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном.

Леонардо да Винчи Гениальный итальянский мыслитель, художник, ма­тематик, механик и инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теорети­ческими обобщениями, создал образ человека, от­вечающий гуманистическим идеалам Возрожде­ния. Кроме того, он сделал многочисленные откры­тия и экспериментальные исследования в области математики, естествознания, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы, за которым должно следовать рассуждение, истолко­вывающее протекание и результаты опыта. Лео­нардо считал, что наука — это полководец, а прак­тика — солдаты. Поэтому любая практика должна совершаться на основе хорошей теории.

Мистическое (XVI — нач. XVII вв., основной представитель Якоб Бёме) — было направлено на постижение Бога в особом состоянии, когда чело­века посещают мистические видения.

Политическое (XV-XVI вв., представитель Никколо Макиавелли) — изучало про­блемы управления государством, поведение правителей.

Утопическо-социалистическое (XV-XVII вв., представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) — искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной соб­ственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

Реформационное (XVI—XVII вв., представители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др.) — стремилось коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотноше­ния между верующими и Церковью.

Скептическое (XVI в., представитель Мишель де Монтень) — разоблачало сует­ность людей и бесполезность человеческого разума.

Неоплатоническое (сер. XV — XVI в., представители: Николай Кузанекий, Пико делла Мирандола, Парацельс и др.) — развивало учение Платона, пы­талось познать природу, Космос и человека с точки зрения идеа­лизма.

Николай Кузанский придерживался новаторских для своего времени философ­ских взглядов и дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой между Богом и Его тво­рением не существует разницы, т.е. мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же. «Единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творе­ние) относятся между собой как минимум и макси­мум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и мак­симум. Исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то со­впадают форма и материя. Поэтому сущность (эс­сенция) и существование (экзистенция) неразрыв­ны и бытие едино. Едины идея и материя. Философ полагал, что реально существует (поглощая все ос­тальное) актуальная бесконечность, что Вселен­ная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, а Земля не является центром Все­ленной. Вселенная — это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный. Мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог — в окружа­ющем мире. Бесконечность Вселенной, окружа­ющего мира приводит к бесконечности познания. Поэтому невозможно достичь абсолютного (пол­ного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию («ученому не­знанию» — термин Николая Кузанского)

Джованни Пико делла Мирандола Выдающийся итальянский философ-аристократ, знавший древние и восточнее языки, он попытал­ся объединить все известные ему религиозные и философские учения и в 1486 г. Опубликовал произведение «900 тезисов для защиты на диспу­те в Риме». Он исходил из идеи платонизма и не­оплатонизма о «срединном» положении человека между миром земным и божественным. Его глав­ные идеи заключались в том, чтобы возвысить че­ловека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью («четвертым миром» кос­моса, наряду с элементарным, небесным и ангель­ским), признать за человеком полную свободу вы­бора.

 

5.Основные проблемы философии даосизма. Китайская философия происхождение связываетс возникновением громадного яйца внутри первоначального хаоса из него выходит громадный человек Тань гу который одним взмахом руки рассекает хаос надвое и образуется в итоге небо и земля в ходе дыхания образуются ветры голоса гром из его одного глаза солнце и из др луна 4 части света из рук и ног реки и з крови дожди из пота и тд небо ослицетворяет мужское начало –ян а змеля женское начало инь небо орошает землю и она рождает жизнь небо управляет землей через незримые законы Дао – безличные законы неба управляющие миром. Достигают дао вечности избавившись от страстей. Для древнекитайской философии характерным является создание философских систем, в которых наибольшее значение придавалось обсуждению социально-политических, нравственных проблем. Решающую роль для становления китайского мировоззрения и философии сыграло соперничество трех школ: даосизма, конфуцианства и легизма. В центре внимания этих школ - этика и политика. Знание оценивается, прежде всего, как путь к нравственному совершенствованию. Основателем даосизма был Лао-цзы (старый учитель). Он жил в начале эпохи Чжань в VI-V веке до н.э. В основной работе “Дао дэ цзин” или " Книга о Дао" поставлены проблемы существования мира, бытия и небытия, человеческого общества и личности человека. Своё название школа даосизма получила вследствие того, что размышления её последователей сконцентрировались вокруг понятия “Дао”. “Дао” – важнейшая категория китайской философии, означающее Путь, правопорядок, она пронизывает все философские, религиозные, политические и другие сферы китайской философии. Согласно “Дао дэ цзин”, Дао неисчерпаемо, “безымянно” и является “праотцом” всех вещей. Дао растекается повсюду, благодаря ему рождаются все существа, и они не останавливаются в своем росте. Дао - это естественный путь, закон и основа всего сущего. Мир, жизнь людей управляется Дао, а не духами или волей Неба. Дао невидимо, но оно существует в вещах, но его нет в чувствах, ощущениях, Дао вечно. Весь мир - плод метаморфозы Дао. “Дао” оценивается даосами как благодать, добродетель, гармония. Жизнь, существование, телесность есть благо и оно добродетельно само по себе, просто в силу своей естественности. Добро и благо изначально вписаны в мироздание, заложены уже в основах бытия Неба, Земли и Человека. Поэтому главными нормами поведения человека даосы объявляли следование естественности и принцип недеяния /у-вэй /. В самом деле, если в Космосе разлита добродетель, а Природа благоухает благодатью, то все, что требуется от человека - не разрушить уже данную существующую гармонию, не навредить ей своим вмешательством. Любое человеческое действие, выпадающее из разряда “естественного следования природе, будет исполнено демонизма и зла. Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом, мудрый правитель должен следовать Дао. В даосизме была сделана попытка соединить двойственное понимание мира: чувственное и умопостигаемое. Чувства не в состоянии уловить Дао, оно не может передать, что есть Дао, ибо Дао текуче и переменчиво. Дао возможно только мыслить, постигать разумом..


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь