Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия Абая («Слова назидания»). Покажите какие философские, мировоззренческие, социальные проблемы волновали казахского мыслителя?



У Абая есть 45 прозаических слов (гаклия), в которых он выступают как крупный мыслитель, философ, размышляя о смысле жизни, о своем народе («Слова назидания»). " Без науки нет блага ни на том, ни на другом свете", - пишет он. " Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, тот мудрец, тот ученый, тот и обладает миром", - отмечает Абай в другом слове. Поэт воспевал труд. " Ум и знание - плоды труда", - учил он. Абай призывал казахов заниматься ремеслом, торговлей. Абай активно выступал за приобщение казахов к русской культуре. Он писал: ''Главное научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство - все это у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достигнуть добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру. Он переводил на казахский язык произведения А.С.Пушкина, М.Ю Лермонтова, Н.А.Крылова и других писателей.

Философские взгляды Абая тесно связаны с его просветительскими идеями. Он выступал идеологом прогрессивной части казахского крестьянства, стремившейся к экономическому и культурному сближению с великим русским народом и понимавшей полезность изучения русской науки и русских знаний, выгоды просвещения. Именно поэтому философские взгляды Абая Кунанбаева пронизаны идеями научного прогресса и просвещения народа. Абай возвышает человеческий разум и осуждает невежество и мракобесие.

 

У Абая нет специальных философских произведений, в которых в систематическом виде были бы изложены его взгляды на природу и общество, у него нет целостной и стройной философской системы. Он был поэтом-просветителем, посвятившим свои произведения благородному делу просвещения своего народа. Но в своих произведениях, где он говорит о полезности изучения науки, приобретения знаний, обучения искусству и о необходимости осуждения бескультурья и невежества, Абай изложил свои философские взгляды.

 

Необходимо отметить, что философские взгляды Абая очень противоречивы. С одной стороны, мы видим материализм в познании явлений мира и его закономерностей, с другой, – веру в бога и бессмертие души. Эта противоречивость в философских взглядах Абая обусловливается особенностью той общественно-политической среды, в которой жил и творил выдающийся казахский поэт-мыслитель.

 

Изучение его моралистических назиданий и стихов показывает, что Абай не был метафизиком, рассматривающим мир в состоянии застоя, неизменности. В произведениях Абая появляются элементы диалектического подхода к явлениям действительности. Явления природы и общества Абай рассматривает в движении и изменении.

Центральным вопросом своей философии Абай сделал важные во все исторические эпохи, но в то же время чрезвычайно трудные для своего разрешения, особенно в Казахстане второй половины XIX века, нравственно-этические проблемы. Жизнь становилась все более невыносимой. Обесценивание человека труда и его обезличивание достигли своего предела. Нравственно-этические проблемы при всей своей принципиальной важности не могли быть решены без относительно к решению более общих вопросов философии. Одним из таких вопросов был вопрос об общих основаниях бытия и познания, об отношении природы, Бога и человека.

Известно, что у А. Кунанбаева нет специальных философских произведений, в которых в систематизированном виде были бы изложены его взгляды на природу и общество, следовательно, он не дал целостной философской системы. Однако его бессмертные произведения содержат глубокие философские мысли, дающие нам право зачислить Абая в ряды выдающихся мыслителей прошлого.

Толкования явлений мира у Абая действительно противоречивы, так как материалистические суждения нередко переплетаются с идеалистическими. Но в большей части его философских размышлений явно и неуклонно пробивает себе дорогу материалистическая струя. Она проявляется прежде всего в признании Абаем объективной реальности мира, существования его независимо от сознания людей. Ум, сознание он считает продуктами труда, производными от объективной реальности.

«Слова назидания» или «Книга слов» (каз. Қ ара сө з, букв.: Черное слово, проза) — фундаментальное произведение великого казахского акына и просветителя Абая Кунанбаева, которое состоит из 45 кратких притч и философских трактатов. В этой прозаической поэме поднимаются проблемы национального воспитания и мировоззрения, морали и права, истории казахов.

Абай написал «Слова назидания» на склоне лет, уже познав искушения власти и тяготы земных дел, признание народа и потерю близких. Они распространялись путём их включения в каждую новую рукописную книгу. Некоторые из «Назиданий» были впервые опубликованы уже после смерти акына (1904 год) на страницах журнала «Абай» в 1918 году.

Многие умозаключения и поучительные выводы из книги актуальны и сегодня, они точно описывают старые, невыкорчеванные проблемы народа.

«Слова назидания» отличаются исключительно тщательной стилистической отделанностью, – продолжал Ауэзов. – Если это рассуждения – то рассуждения поэта, высказанные мастерским, выразительным, образным языком». Знакомство с прозой Абая заставляет вспомнить Ивана Бунина: «Свои стихи, кстати сказать, я не отграничиваю от своей прозы. И здесь, и там одна и та же ритмика – дело только в той или иной силе напряжения ее».

Нет нужды, да и невозможно коротко передать содержание «Слов назидания», как невозможно кратко рассказать о жизни вообще: так глубок по мысли, полифоничен, многогранен труд Абая. «Слова назидания» – книга о смысле жизни, мира и человеческого существования. Она примыкает к популярному на Востоке жанру назидательного завещания, ранее хорошо известному, например, из древнеегипетской и древнееврейской литератур: многомудрый правитель или философ, придя к концу своей жизни, единым взглядом охватывает бытие людей с высоты своего завершившегося, замкнувшегося опыта. Перед нами книга опыта, книга итога.

Если внимательно читать «Слова назидания», можно заметить, что одна сквозная идея сохраняет для Абая всю свою серьезность – идея полной неизъяснимости, непостижимости, запредельности Бога, что объединяет его с автором Книги Екклесиаста, многомудрым Соломоном, «сыном Давидовым, царем в Иерусалиме». Как и Соломон, сомневаясь в житейских ценностях, Абай не сомневается в Боге. Уж что для него сомнительно, так это суетливые человеческие попытки подступиться к Богу и даже овладеть Им. Трудно удержаться и не привести строки Абая из заключительного Слова сорок пятого:

«Люди стремятся к высшей справедливости и любви, и мудрым становится тот, кто искренне поверил и понял величие Аллаха. Именно искренне поверил, а не заставил себя уверовать в это. Сущность человека составляют любовь, справедливость и душевность. Люди не могут обходиться без этих начал. Просто в жизни не бывает случая, когда бы не участвовали они и не предрешали ту или иную человеческую судьбу. Таким создал Всевышний наш мир».

«Слова назидания» будут читать и через сто, и двести лет. Хотя бы для того, чтобы понять, как далеко прошли мы по указанному Абаем пути, насколько приблизились к указанной им цели, достойны ли называться последователями своего великого духовного наставника. Образный и точный, прекрасный язык «Слов назидания», изумительная стилистическая отделка, искренность и человечность поэта, его высокая устремленность и могучая мудрость ставят эту книгу в ряд гениальных литературных памятников человечества.

 

27. Философия З. Фрейда Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование. Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека. Будучи знаком с философскими идеями Платона, Фрейд, несомненно, почерпнул оттуда некоторые представления о бессознательном. Так, вряд ли в поле его зрения не попали те размышления Платона, которые были связаны с проблемой неосознанного знания человека. Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место во многих философских работах XIX в. в этот период намечается и осуществляется поворот от рационализма эпохи Просвещения и немецкой классической философии к иррационалистическому пониманию бытия человека в мире. На формирование психоаналитического учения Фрейда оказала влияние философия Шопенгауэра и Ницше. Многие идеи этих философов в значительной степени предопределили различные психоаналитические концепции, в том числе и фрейдовские представления о бессознательном. Для Фрейда бессознательное – это прежде всего и главным образом нечто психическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. В отличие от других, Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научным фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь " отрицательного" понятия - неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, " кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом. Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа. Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Под бессознательным не следует понимать нечто абстрактное или же какую-нибудь гипотезу, созданную для философской системы. Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, как считает он, не нарушается психическая непрерывность и становится понятным существо познавательного процесса с его сознательными актами

Фрейдизм - названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Философия психоанализа - одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру - искусство и литературу, театр и музыку, политические и социальные доктрины.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд - врач-психиатр, продолжатели его философских традиций Карл Густав Юнг, Карен Хорни и Эрих Фромм также были практикующими врачами-психоаналитиками.

Главный вывод философии психоанализа: вся человеческая культура создана на основе биологически обусловленного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие, сублимированные виды деятельности. Это позволило ему охарактеризовать европейскую культуру как культуру, созданную невротиками, людьми, чьи нормальные сексуальные влечения были в свое время подавлены и затем трансформировались в замещающие виды деятельности.

На втором этапе творчества (1920-1939) Фрейд уточняет концепцию бессознательного, включая в сферу инстинктивных импульсов первичные космические позывы - Эроса и Танатоса (жизни и смерти). Наиболее существенная разработка этого периода - динамическая концепция психики человека, включающей такие структуры, как Оно, Я и сверх-Я. Оно, по мнению Фрейда, - кипящий котел инстинктов, рождающий все последующие противоречия и трудности человека. Структура Я призвана реализовать (запрещать) импульсы Оно, согласуя их с требованиями той социальной реальности, в которой живет человек, а сверх-Я выступает как судья, общественный надзиратель над всей психикой человека, соотнося его мысли и поступки с существующими в обществе нормами и образцами поведения. Каждый из «этажей» психики человека живет своей жизнью, но реализация плодов их деятельности чаще всего искажена, ибо жизнь человека в обществе подчинена не его биоэнергетике, а тому культурному окружению, в которое он включен. Вся европейская культура, по мнению Фрейда, является культурой запрета, и все главные табу касаются именно бессознательных импульсов, поэтому развитие культуры предполагает развитие неврозов и несчастий людей, ведет к увеличению чувства вины каждого человека, отказу от собственных желаний.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1472; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь