Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Билет 15. Ф. Ницше о становлении, воле к власти, сверхчеловеке в истории западного человека. «Генеалогия морали».
В данном вопросе предлагается рассмотреть следующие понятия: становление, воля к власти, сверхчеловек, генеалогия, мораль. Все они при этом должны быть освещены исключительно исходя из преломления философии Ф. Ницше. Понятие становления используется Ф. Ницше, как синоним слова мир. Последний, к слову, как раз и определяется философом через этот его признак: мир – это постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же». Сразу отмечу, что под «вечным возвращением» автор понимает в первую очередь возвращение к переживанию. Интересно заметить, что столь динамичное и неустойчивое определение, казалось бы, такого неподвижного понятия, как мир, полностью соответствуют ницшеанскому пониманию истории. Это явление, мыслитель также видит через призму смены, но уже не «одного и того же», а все новых и новых ценностей. Стоит отметить, что в своих произведениях Ф. Ницше придает миру, а значит, и становлению, чрезвычайно хаотичный характер. Воля к власти – это ни что иное, как порыв движущей силы становления: она в некотором роде лежит в основе мира. Как видно из вышесказанного, Ф. Ницше считал волю к власти понятием универсальным. Более того, он считал его применимым не только к людям, но и к растениям и животным. Показательна следующая его цитата: «Из-за чего деревья первобытного леса борются друг с другом?... – Из-за власти! » Конечно же, здесь философ не говорит о традиционном понимании власти, но его метафора вполне уместна, ведь деревья борются за свет, который даст им возможность развиваться. Тем не менее, такое широкое понимание воли к власти не является единственным на страницах произведений Ф. Ницше. Так, нельзя не обратить внимание на волю к власти как определяющий стимул поступков человека, главную особенность его деяний. Нельзя не выделить и волю к власти, как образующий элемент «ткани бытия», ту максиму, к которой стремится сама жизнь. В понятии воли к власти также прослеживается увлечение мыслителем концепцией Ч. Дарвина. Так, например, борьбу видов за существование, описанную биологом, Ф. Ницше приравнивал к борьбе за власть внутри человеческого общества. В концепции воли к власти Ф. Ницше есть и некоторый психологизм. Так, например, филсоф открыто говорит о чем-то вроде коллективного бессознательного, провозглашая, что все формы человеческого поведения, на самом деле, маскируют под собой всю ту же волю к власти. Интересным представляется идея Ф. Ницше о том, как воля к власти проявляется у разных типов людей: у слабых она проявляется как воля к свободе, у сильных – как воля к еще большей власти, а если им не удается добиться власти, то – как воля к справедливости, у самых сильных – как любовь к человечеству, что на самом деле прикрывает стремление к подавлению чужой воли. Изучая феномен власти, Ф. Ницше обратил внимание и на другую интересную особенность: он говорит о том, что власть может произрастать из самых неожиданных явлений, но чаще всего она связана с монополией на отчуждение. Образ сверхчеловека, по Ф. Ницше – это культ сильной личности, одержимой жаждой власти. Он неразрывно связан с его критикой морали. Так, например, философ, будучи сторонником принципа социальной иерархии, развивает элитарную концепцию абсолютного госпосдства высшей касты (по сути как раз сверхлюдей в обозначенном выше понимании) – тех немногих, которые имеют право воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим большинством – серостью, которую не общество, а сама природа предназначила к тому, чтобы быть общественной пользой. Стоит отметить, что помимо предложенного мной выше определения сверхчеловека, в произведениях Ф. Ницше можно найти и другой его аналог, во многом отличный: сверхчеловек – это тот человек, который может следить за происходящим, учитывая больше, чем то, что он когда-либо знал. Генеалогия или генеалогический тип анализа – это метод, используемый Ф. Ницше для работы с понятиями. Он характеризуется тем, что почти всегда направлен на креативные отношения (имеющие место впервые), в определенной степени случаен и вспонтанен, а главное акцентирует внимание не на прошлом, а на настоящем и перспективном развитии будущего. Таким образом, словосочетание «генеалогия морали» есть ни что иное как исследование понятие морали. Ф. Ницше является убежденным критиком морали. Он говорит о том, что она играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость, размягчающие и расслабляющие волю человека (конечно же, Ф. Ницше говорит в первую очередь о воли к власти). Мыслитель подвергает сомнению и правильность критериев моральности: он утверждает, что они носят произвольный характер. Наконец, Ф. Ницше говорит и том, что мораль по сути своей бессмысленна. Свое суждение мыслитель объясняет упомянутой выше хаотичностью мира в его становлении, делающим невозможное законмерное развитие чего-либо, и, конечно же, морали, так от этого зависящей. Билет 16. Проблема истории человека в психоанализе З. Фрейда. Психоанализ как «наука о смысле». Билет 17.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1152; Нарушение авторского права страницы