Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Материалистическое понимание общества: сущность и разновидности.



В социальной философии важнейшим был и остается вопрос о том, что лежит в основе существования и развития человеческого общества, что предопределяет все изменения в общественной жизни. Ответы па пего даются разные. Можно выделить два основных подхода материалистический н идеалистический. В свою очередь каждый из них имеет своп разновидности в зависимости оттого, какой фактор общественного развития называется определяющим.
Одно из направлений материалистического подхода к обществу географический 'детерминизм, согласно которому, как мы знаем, решающим фактором развития общества является природная среда (reo- н биосфера, флора и фауна, климат, плодородие почвы, природные ресурсы, полезные ископаемые п т, п.). По мнению сторонников этой теории (1.1.1. Монтескье, Г. Бокль, Л. И. Мечников и др.), природа полностью определяет не только характер хозяйственной деятельности люден, размещение производительных сил, но и сущность политического строя, культуру, психологию, быт, традиции, обычаи и т. п. Подчеркивая центральное значение географических условий как стимула общественного развития, развивавшие этот взгляд ученые, выступив в свое время против традиционных идеалистических объяснений истории предопределением (теология), сверхъестественным вмешательством (томизм) пли случайным стечением обстоятельств, отнюдь не отрицали активной роли самого человека в достижении экономического благосостояния. Особенно это подчеркивал английский историк, представитель географической школы в социологии Г. Т. Бокль (1821 — 1862), обосновавший эти идеи в двухтомной книге «История цивилизации в Англии» (1857, 1861).
Другой разновидностью материалистического понимания истории является исторический материализм (К. Маркс, Л. Морган, Ф. Энгельс). В качестве основного источника развития общества ои выдвигает совершенствование материального производства. Таким образом, главным фактором, обусловливающим все стороны общественной жизни, выступает способ производства материальной жизни, т. е. производство средств к жизни Ii воспроизводство самого человека. Наиболее простое объяснение идеи исторического материализма дал Ф. Энгельс в статье «Похороны Карла Маркса» (1883):
186 Глава 10. Общество: основы философского анализа
*...люди и первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.... следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни п тем самым каждая данная ступень экономического развития народа плп эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены, -? а не наоборот, как это делалось до сих пор» 12.
При этом исторический материализм не отрицает ни роли идейных побуждений, мотивов, страстей в деятельности людей, пи значения научных идей, распространения знаний. Он лишь указывает, что эти идейные побуждения и страсти люден - и именно масс людей, равно как и уровень развития науки, столкновения противоречивых идей п стремлений, целей и интересов сами определяются объективными условиями производства материальной жизни. Как отмечал Ф. Энгельс, «...конечных причин всех общественных изменений и политических переворотов надо искать не в головах людей, не в возрастающем понимании ими вечной истины и справедливости, а в изменениях способа производства и обмена; их надо искать не в философии, а в экономике соответствующей эпохи»13.

К материалистическому пониманию истории следует отнести также позицию, которую условно молено назвать технологическим детерминизмом (Р. Арон, Д. Белл, У. Ростоу). Эта концепция утверждает, что общественное развитие зависит от уровня техники н технологии производства, соответствующих изменений хозяйственной деятельности людей. Например, французский философ и социолог Р. Арон (1905 1983) считает базисом общественной жизни «экономику, в частности производительные силы, то есть техническое оснащение общества вместе с организацией труда (выделено нами. — И. С.)»14. Американский социолог, экономист и историк У. У. Ростоу (1916 г. р.), автор теории «стадий экономического роста», уровень развития техники, промышленности, хозяйства в целом, долю накопления капитала в национальном доходе в единстве с естественными науками, связанными с техникой, рассматривает не только в качестве определяющего фактора общественного развития, но п как основание выделения «стадий роста» в человеческой истории.

Сущность человека

Вопрос о том, что такое человек, какова его сущность, всегда был и остается важнейшим в философии. Еще родоначальник немецкой классической философии И. Кант в работе «Критика чистого разума» (1781) писал, что существуют всего три вопроса, на которые философия призвана дать ответы: «1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я имею право надеяться? ». В них, утверждает он, объединяются «все интересы моего разума (как спекулятивные, так и практические)», так как они направлены на выяснение самого главного предмета в мире, вопроса о том, что такое человек, каково его «полное назначение»1.
Человек есть существо одновременно природное, социальное п духовное. Все эти три составляющие находятся в органическом единстве, и только в таком единстве, взаимодействии и взаимообусловленности они образуют и реализуют его родовую сущность.
Как природное существо человек — величайший итог и высший уровень длительной эволюции материи. Его генетическая программа обеспечивает рождение индивидов с универсальным неспециализированным мозгом, руками и гортанью, которые в комплексе создают готовность новорожденного к вхождению в систем)' общественных отношений н практической деятельности.
Человеческий мозг - самая сложная система во Вселенной. Он обладает замечательным свойством — устойчивой универсальностью, дающей возможность выработать способность к компенсаторной ликвидации влияния генетических вариаций в пределах нормы, способность, уравновешивающая эти влияния. Мозг включает огромное количество клеток. Только в его коре их 100 млрд. Он состоит из серого вещества коры и белого вещества самого мозга. В сером веществе имеется около 14 млрд нейронов, белое вещество образует примерно 90 млрд клеток.
1 Кант И. Критика чистого разума. СПб., 1993. С. 449, 465.
§ 1. Природа, сущность и предназначение человека 209
С) том, какую колоссальной сложности работу делает мозг, можно судить хотя бы по одной нервной клетке. Каждая из них содержит около 20 млн молекул РНК, которые несут «инструкции» от ДНК, вызывающей синтез белков. В пределах одной клетки синтезируется до 100 тыс. белков2.
Поразительной способностью деятельности мозга человека является то, что она построена на ассоциативных связях. В этом заключены и основы памяти: хранимая информация вовлекается в процесс сознания через данные связи, которые восстанавливают среду как целостную картину, что придает процессу мышления удивительную гибкость п быстроту и за счет чего мгновенно мобилизуются все нужные резервы памяти. Этим она существенно отличается от «памяти» современных кибернетических машин. В компьютерах каждая порция информации хранится в отдельной ячейке памяти и извлекается дискретно, отдельными частями.

Как живой организм человек в течение всей жизни подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) законам, благодаря которым сохраняется глубокое единство его со всем органическим миром. Это означает, что развитие и жизнедеятельность невозможны бездействия его генетической программы. Используя уникальные биологические особенности в качестве предпосылок, каждый индивид в своем онтогенезе в процессе социализации реализует себя как социальное существо.
При наличии глубокого единства с природой человек, отделившись, стал радикально, качественно отличаться от нее. Это своеобразие его как существа социального заключается в следующем:
..... человек умеет производить и производит, животное не производит;
..... животное строит только сообразно мерке своего вида, реализуя видовой опыт, человек же..... по мерке любого вида, ибо он универсален. Он опирается также иа законы красоты;
? - деятельности человека свойственны целесообразность, целенаправленность. У пего ценностно-ориентированное поведение. У животных же нет целей, нет мотивов и интересов. Вследствие этого жизнедеятельность человека выступает как сознательная деятельность;
...... трудовая деятельность человека носит общественный характер: опредмечивая в продукте свои социальные и интеллектуальные силы, он тем самым создает объективные условия обмена результатами труда. Распредмечивание этого продукта другим субъектом устанавливает связь между людьми. Человек может производить и
См.: Дубинин Н. II. Что такое человек. М., 1983. С. 66 — 67.
210 Глава 12. Философская антропология
заниматься трудовой деятельностью, лишь вступая прямо пли опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество.
Человек одновременно существо духовное, умное, сознательное. Он - Homo sapiens («человек разумный»). Каждое его действие, поведенческий акт совершается с участием сознания. Он живет в очеловеченном мире, ноосфере (от греч. nous разум, sphaira шар), где все предметы, процессы, явления наделены человеческим смыслом, значимостью, социальной функцией, целью. Продукты человеческой деятельности представляют собой культуру.
Овладевая в процессе социализации, общения, распредмечивания овеществленного в продуктах труда заложенными в них смыслом, содержанием, индивид осваивает очеловеченный мир, приобщается к бытию культуры, обретает способность разумно действовать с орудиями труда, различного рода символами, словами, языком информации, понятиями, со всей совокупностью социальных норм. У него вырабатывается широкий диапазон потребностей, интересов, целей и вместе с тем формируются механизмы самоконтроля, саморегуляции, выражающиеся в способности волевыми усилиями подавлять ИЛИ усиливать те пли иные виды деятельности. Появляется долг, ответственность. Иначе говоря, индивид становится «человеком разумным».
Итак, человек есть существо и природное (биологическое), и производящее, политическое (социальное), и разумное, культурное, нравственное (духовное). Он аккумулирует в себе весь комплекс общественных отношений и таким образом реализует свою социальную сущность. Он — дитя человеческой истории, результат развития общественного исторического процесса.
Одновременно человек творец этого общества, объект и субъект общественных отношений. Связь между ним и обществом носит коррелятивный (от лат. correlatio - соотношение, взаимозависимость) характер. Это такая взаимосвязь, которая не «растворяет» их относительную самостоятельность. Общество производит человека как личность -- человек производит o? uiecTBo. Общество со своими экономическими, политическими отношениями, культурными формами не есть некое самодовлеющее целое, не зависящее от человека и его деятельности. Оно само выступает как человек в его общественных связях п отношениях, т. е. совокупность отношений и форм практической деятельности людей.
Слова К. Маркса о том, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»**, нельзя пони-
§ 1. Природа, сущность и предназначение человека 211
мать как отрицание имманентной логики саморазвития человека, «растворение» человека в обществе, отождествление общества и общественного индивида. Их органическая взаимосвязь заключается в том, что, с одной стороны, общество есть продукт, результат человеческих отношений и деятельности людей, продукт их совместного
творчества, а с другой..... человек является по своем! сути продуктом
конкретно-исторического типа общественных отношений, продуктом социализации. Вне деятельности, социальных отношений и общения человек просто не может стать человеком. Поэтому можно говорить о социально-деятельной сущности человека.

 

 

 

 

Человек как личность

Философия обращает внимание на то, что человек как социальный субъект представляет собой единство общего, особенного п единичного. Общее обозначается понятием «индивид», которое указывает на принадлежность этого субъекта к роду Homo sapiens; особенное — понятием «личность», которое выражает социальное качество человека п его принадлежность к определенной социальной группе, определенному обществу; единичное понятием «индивидуальность», подчеркивающим наличие в человеке неповторимых, уникальных черт.
Личность есть единичное выражение ансамбля социальных отношений, той ограниченной их совокупности, через которые она непосредственно связана с другими индивидами. По речь идет не только о «внешних» общественных отношениях, но и отношении человека к самому себе как некоему «другому» — отношении «я» к себе как к некоторому «ие-я». Вглядываясь в себя как в другого, человек сравнивает себя с другими, определяя себя и свое место, роль в обществе. Не случайно психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в числителе кото рои стоит действительный успех, а в знаменателе наши притязания. При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь будет возрастать, т. е. удовлетворенность собой, самоуважение повышается по мере достижения успехов.
Всякий ли современный взрослый, психически нормальный человек является личностью? Разумеется, да. Человек, осознающий себя, свое «я», свое место в общественной системе (т. е. находящийся в здравом уме), способны!! действовать согласно правилам, нормам, установкам данного общества п нести ответственность (моральную, политическую, уголовную и т. д.) перед ним за свои поступки, действия, деятельность, это личность.
Когда индивид становится личностью? Исторически, сточки зрения филогенеза человеческого рода, он начинает формироваться как личность благодаря выделению индивидуального труда, отделению личных интересов от общинных. В первобытном обществе индивид полностью слит с социальной общностью (родом, племенем), не осознает себя самостоятельной личностью. Он еще, по словам К. Маркса, не оторвался от пуповины естественных связен, и его личное бытие «сливается» с бытием коллектива.
С момента рождения ребенок становится индивидом, но не является личностью. Ему предстоит пройти сложный процесс биологического, психического и социального развития, социализации, чтобы превратиться в нее, хотя уже в каждом новорожденном уникально, неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так п в фенотипе вся его предыстория и заложены основы его последующей истории, всей будущей жизнедеятельности.
Становление личности происходит при восприятии опыта, ценностных ориентации общества, культуры в целом, что называют социализацией.
Социализация? - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, ролен, в результате которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. На первых этапах формирования личности она осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность, распредмечивание форм культуры и цивилизации.
Это процесс динамичный, постоянный, потому п развитие личности идет непрерывно. Личность, застывшая в развитии, в своих устремлениях, - уже деградирующая, ибо жизнь общества, социальная жизнь находится в постоянном изменении, движении. Чтобы, например, оставаться на ДОСТИГНУТОМ уровне профессиональной подготовки, человек должен ежедневно воспроизводить через деятельность опредмечивания и распредмечивания свои профессиональные павы
§ 2. Человек как личность 217
кп. Если же он вследствие хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний центральной нервной системы и других подобных причин перестает воспроизводить свою социальную сущность, личность может «умереть» в живом организме (индивиде).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1228; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь