Человек как субъект истории. Роль личности в истории
Действующими лицами, субъектами исторического процесса являются народ, нации, классы, социальные группы, личности. Начиная с периода Древней Греции п кончая современной историей среди мыслителен, историков, социологов продолжается спор о том, кто из субъектов истории играет решающую роль в общественном развитии. Древнегреческие историки Геродот и Фукпдпд (460 395 до и. з.) утверждали, что всемирная история есть результат деятельности великих личностей: королей, полководцев, завоевателей. Столетия спустя, в XIX в. английский философ, писатель и историк Т. Карлейль (1795 - 1881) высказал ту же мысль: что всемирная история -? в сущности биография выдающихся личностей.
Особенно выпукло, даже резко выразил эту идею немецкий философ Ф. Ницше, который считал, что люди -•? бесформенный материал, из которого творят, простой камень, который нуждается в резчике. Историю делают не они, а сверхчеловеки, могучие и деятельные натуры, герои, которыми движет воля к власти, которым все дозволено для достижения цели. «История принадлежит прежде всего деятельному и мощному, тому, кто ведет великую борьбу...»12
В этих высказываниях ясно и четко изложена концепция, по которой творцами истории могут быть только выдающиеся личности.
Согласно другой позиции, отраженной в теории элиты, ее (как- и науку, культуру) творит особый слой высокоодаренных людей элита. Основоположники этой теории итальянский социолог и экономист В. Парето ( 1848?? - 1923) и итальянский политолог Г. Мое-
]i Ницше Ф. О пользе1 и вреде истории для жизни Соч.: H 2 т. М., 1990. T. 1. С. 159.
§ 3. Человек как субъект истории 221
ка (1858 1911) утверждали, что общество всегда делится на элиту (лучших) и пеэлпту (остальных). Первая выполняет функции управления обществом и выступает движущей силон общественного развития.
Внутри элиты различают группу под названием «лисы» (индивиды, обладающие способностью к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана) и группу «львов» (индивиды, отличающиеся способностью применять насилие). Между ними идет постоянное соперничество за власть. Приходя па смену друг другу, они создают два различных типа правления. Совершается постоянный «круговорот», циркуляция элит, п это поддерживает общество в состоянии стабильности.
Когда же правящие группировки не в состоянии разрешить социально-экономические проблемы, возникающие в ходе общественной практики, наступает социальная революция, которая заключается в обновлении персонального состава правящей элиты (путем кооптации новых членов, обладающих умом, способностями и образованием, пз низших классов плп «чистого обновления» — полной замены).
Эта позиция находит поддержку п дальнейшее развитие в теориях некоторых современных социологов п политологов — немецкого философа К. Маиигейма, американцев Т. Дайа, X. Цаиглера.
Существует и третья точка зрения: историю творят не только отдельные выдающиеся личности п не только высший СЛОЙ, ПО II все другие люди. Каждый человек, каждая личность — субъект истории и творец ее. Ф. Энгельс, анализируя вопрос о соотношении человека и общества в «Святом семействе» (1845), писал: не какая-то абстрактная «история», «...а именно человек, действительный, живой человек вот кто делает все это (историю, исторический процесс. II. С), всем обладает и за все борется. „История" не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История не что иное, как деятельность преследующего своп цели человека»^.
Человек является субъектом истории прежде всего как главная производительная сила общества, субъект общественного производства экономического, политического, духовного, социального. Создавая необходимые для жизни средства (материальный и духовный продукт), он воспроизводит себя, а через распредмечивание овеществленного в продуктах социального бытия труда воспроизводит других людей, общество в целом. Общество - это мир материальной и духовной культуры, цивилизации, мир социальных явле-
Маркс К., Энгельс Ф. Снятое ссмепстнп
Соч. 2-е плд. Т. 2. С. 102
222 Глава 12. Философская антропология
шш. Этот очеловеченный мир есть продукт, реальное воплощение человеческой деятельности. Главным же результатом деятельности человечен как субъекта общественного производства становится производство самого человека истинного богатства общества.
Способность человека опредмечивать своп социальные сущностные силы в продукте относится не только к материальному производству, но и к духовному. Им рождаются и духовные ценности искусство, наука, литература, мир духовной культуры. Человеческая духовность -- это целая сфера общественной жизни, совокупность идей:, теорий, идеалов, душевных СОСТОЯНИИ -.....от апатии, разочарования, отчаяния, депрессии до восхищения, наслаждения, любви, экстаза. Человек творит но законам красоты, значит, он создает и эстетические ценности п нравственные идеалы. Сложнее п драматичнее складываются человеческие взаимоотношения в социально-политической сфере.
Вопрос о природе героизма был впервые поставлен итальянским философом Дж. Внко (1668..... 1744), считавшим его характерной чертой лишь определенного периода истории «века героев», предшествовавшего «веку людей».
В эпоху революционного романтизма (XIX в.) была выдвинута идея героической личности -? бунтаря, борющегося за национальную и политическую свобод)'. Он противопоставлялся «толпе» как инертной массе п наделялся чертами индивидуальной исключительности, даже «сверхчеловка» (Ницше). Именно герой рассматривался в качестве главной движущей силы истории и ее творца, а остальные -в виде бесконечного количества нулей, которые могут стать положительной величиной лишь тогда, когда во главе них становится герой. Так представляли роль личности в истории русские народники 70 - 80-х гг. XIX в. и некоторые анархисты.
В марксистской философии героизм трактуется как слияние индивидуального подвига с массовыми героическими действиями. Индивидуальный подвиг понимается как самопожертвование личности ради достижения общих целей (трудовой героизм рабочих новостроек, подвиги в борьбе против фашизма в Великой Отечественной войне).
Проблема соотношения роли героя и толпы в историческом процессе является частью более общего социально-философского вопроса о роли личности и народных масс (нации, классов, социальных групп) в истории.
Известно, что народ, классы, социальные группы состоят из личностей, многообразие индивидуальных действий которых и образует общественный процесс, историю человечества. Поэтому каждый активно/действующий человек, каждая отдельная личность выступает,
§ 3. Человек как субъект истории 223
несомненно, как деятель, субъект п творец истории. По масштабы, интеллектуальный «ресурс», дарования, качества личностей неодинаковы. Поэтому в истории, пауке, искусстве, других сферах жпзшг п видах деятельности отдельные люди выделяются как великие, в ы д а ю I ц и е с я л и ч и о с т и.
Совершенно очевидно, что выдвижение и реализация выдающейся личности предполагают два обязательных условия: 1) общественную потребность в такой личности, рождаемую сложившимися обстоятельствами; 2) ее особые индивидуальные качества. Этот вопрос достаточно обстоятельно проработан в философской теории, поэтому приведем лишь два высказывания известных философов на эту тему. Г. В. Ф. Гегель писал в «Философии истории» (1837): «Историческими людьми, асемирноисто]тческими личностями являются те, в целях которых содержится... всеобщее... Их следует называть героями, поскольку они черпали своп цели и свое призвание не просто из спокойного, упорядоченного, освященного существующею системою хода вещей, а из источника, содержание которого было скрыто п недоразвилось до наличного бытия... Они являются великими людьми именно потому, что они хотели и осуществилп великое и притом не воображаемое и мнимое, а справедливое п необходимое»1 > {.
Еще более точно п определенно сказал об этом Г. В. Плеханов в работе «К вопросу о роли личности в истории» (1898): «Великий человек велик... тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени... Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет па себя почин удовлетворения этих нужд»