Структура диалектики как теории об универсальных связях и развитии бытия. Категория и закон
Наиболее глубокое раскрытие бытия, всех его форм, дает диалектика. В понимании мира она опирается на два главных онтологических принципа: 1) развития; 2) всеобщей универсальной связи вещей и явлений действительности. Это исходные положения, основополагающие идеи, являющиеся результатом обобщения человеческой практики и познания. Они фиксируют самую общую картину состояния окружающего мира и служат отражением тех процессов и связей, которые существуют в реальном бытии. Суть принципа развития состоит в том, что в мире нет материальных систем, которые не могли бы при соответствующих условиях развиваться. При этом оно не отождествляется с движением как со всяким изменением вообще, а трактуется как особый тип изменения. «Развитие — процесс длительных накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени»1. Так можно характеризовать, например, эволюцию биологических организмов в течение их жизни, видов, экосистем, формирование человека с его рождения, изменение знаний в ходе научных изысканий и т. д. Но нельзя отнести к развитию переходы одного вида энергии в другой, старение и разрушение жилых помещений и т. п., которые представляют собой лишь частные проявления изменчивости бытия, движения как преобразования.
Понятие развития не переносится на всю материю. Любая от дельная материальная система возникает и исчезает, имеет свою историю развития. Материя же как особая система никогда не возникает и не исчезает, в ее изменении нет признаков развития, в частности направленности, ибо по отношению ко всей материи как таковой лишены смысла понятия «простое», «сложное», «низшее», «высшее» и под., с помощью которых можно было бы установить вектор изменении.
В силу того что материя структурна п системна, вещи п явления оказываются не просто параллельно, независимо существующими, а взаимообусловленными, влияющими друг на друга. Они не могут быть абсолютно изолированными от прочих объектов. В этом обстоятельстве н заключается суть принципа универсальной связи вещей и явлений действительности. Наукой и практикой обнаружены и постоянно открываются новые самые разнообразные по качеству связи между различными ее сторонами: механические, физические, химические, биологические, социальные, однозначные, вероятностные, корреляционные, прямые и обратные, функционирования и развития, непосредственные н опосредованные и др.
Конкретизируются эти принципы в философских понятиях, называемых категориями диалектики, и ее законах. Человек мыслит понятиями, в которых фиксируется определенное знание о действительности, некоторое общее в данной совокупности вещей, явлений, событий и т. д. По степени общности различают понятия обыденные (стол, дерево п т. п.), частноиаучные (производная, валентность, масса, наследственность и др.) и философские, или категории (материя, единичное и общее, явление н сущность, часть и целое, форма и содержание, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность, качество и количество и т. д.). Следовательно, категориями называются понятия предельной общности, отражающие всеобщие и существенные черты, связи п отношения, присущие не отдельным видам явлений, процессов, а всему бытию, всем его формам.
В сочетании, взаимодополнении категории диалектики образуют подвижную сеть универсальных понятий, способных отражать переходы, противоречия, всеобщие связи бытия. По мере развития материальной п духовной культуры, знаний о бытии мышление обогащается новыми категориями.
Говорят, что категории диалектики имеют онтологический смысл. Это значит, что в них фиксируется всеобщее объективное знание о различных аспектах бытия. Именно но этой причине они обретают гносеологическое значение (выступают как бы опорными пунктами и ориентирами в познавательном процессе). Категории имеют и логическое значение, ибо служат аппаратом мышления. Все люди независимо от их национальности, от того, знают что-либо о них или пет, мыслят категориями.
Знание о бытии фиксируется также в законах. Закон ~ это общая, существенная, необходимая, устойчивая связь между явлениями бытия. Степень их общности различна, потому и законы имеют разную степень общности. Вследствие этого все законы условно можно разделить на три группы: частнопаучные, общие л всеобщие. Частпонаучпые выражают связи, характерные для определенного круга однотипных явлении (законы химические, биологические п т. д.). К общим относят те законы, которые охватывают гораздо больший круг явлений, чем частнопаучные (законы сохранения массы, энергии, количества, движения и др.). Всеобщие законы отражают всеобщие, универсальные связи бытия, например, связь качества п количества, противоположностей. Они называются философскими и формулируются через категории, т. с. но логической форме представляют собой суждения. Так, количество и качество категории, а их связь называется законом взаимного перехода количества в качество; случайность и необходимость категории, а их связь, переданная в суждении «случайность есть форма проявления и дополнение необходимости», выступает как закон бытия и познания.
Онтологическое знание, зафиксированное в принципах, категориях и законах диалектики, есть теоретический образ бытия, предельно общее знание о нем, а потому получает методологическое значение, определяет основные ориентиры познания.
Рассмотрим подробнее смысл всеобщих универсальных связей, зафиксированный в категориях единичного п общего, явления и сущности, а также в группах категорий, выражающих структурные связи, связи детерминации п концепцию развития.
15) Категории выражающие структурные связи бытия: часть и целое, содержание и форма
К категориям, выражающим структурные связи бытия, относятся «часть» и «целое», «система», «элементы» и «структура», «форма» п «содержание». С их помощью осмысливаются вопросы «устройства» мироздания и каждого сущего, любой вещи с точки зрения причастности к бытию.
Чтобы помять, что представляет собой тот или иной предмет, люди стремились узнать, из чего он состоит. Па основе познавательного подхода к бытию сформировались понятия «часть» и «целое». Предмет воспринимался как целое, а его компоненты, звенья - как части.
«„ Частъ" и „целое" - философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых (пптегратпвиых) свойств п закономерностей, не присущих предметам в их разобщенности. Благодаря этой связи образуется целое, но отношению к которому отдельные предметы выступают в качестве частей»2.
Такого типа связи имеют всеобщий характер. Простейший пример: частями молекулы воды как целого являются два атома водорода и один атом кислорода. Водород имеет свои свойства (он горит, в обычных условиях находится в форме газа п т. д.), кислород своп (он тоже газ, поддерживает горение и т. д.), по вода, как то целое, которое образовалось в результате соединения данных частей, получила пнтегратпвные свойства (в обычных условиях это жидкость, препятствует горению и др.), которыми не обладают водород и кислород по отдельности. Но вместе с тем следует заметить, что масса молекулы воды равна массе двух атомов водорода и одного атома кислорода, т. е. это ее качество является суммой соответствующих свойств частей.
Объекты бытия таковы, что та или иная часть свойств любого предмета сводится к свойствам его частей. Этим обстоятельством и обусловлено желание люден узнать при познании предмета, из чего он состоит. Оно же вначале приводило к упрощенным механистическим представлениям, согласно которым целое считалось простой совокупностью частей, т. е. к идее выводимости свойств целого из свойств его частей. Открытие пнтегратпвных свойств целого, их источника, заключающегося в связи всех частей, их взаимовлня нип привело к убеждению, что целое больше суммы своих частей (его свойства не сводятся без остатка к совокупности их свойств). Это означало открытие принципа целостности в понимании и познании сложных объектов.
Категории «часть» и «целое» характеризуют и направление познания. Оно начинается с нерасчлененного представления о целом, затем продолжается расчленением целого на части и заканчивается воспроизведением предмета в мышлении в форме конкретного, детально помятого целого. При этом надо иметь в виду, что типы целостности различны. Они определяются типом..связи между частями внутри целого. Например, связям функционирования (работе машины, взаимодействию ее частей) соответствует функциональный тип целостности, структурным связям (частей архитектурного сооружения) — структурный п т. д. Разные типы тесно сопряжены между собой, поэтому целостность является обобщенной характеристикой предметов, объектов, обладающих сложной внутренней структурой (клетка, общество, биологическая популяция), выступает как единство частей и многообразия их связей.
Осмысление взаимодействия категорий «часть» и «целое» способствовало формированию новых категорий: «элемент», «структура», «система», на базе которых сложился принцип системности и связанный с ним системный подход к самым различным объектам как важная методологическая установка в современной науке и практике.
Система (от греч. systema - целое, составленное из частей) — упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая структурой и целостностью. Элемент (от лат. elementum — стихия, первоначальное вещество) — компонент системы, неразложимый далее при данном способе ее рассмотрения. Абсолютно простых элементов, не поддающихся дальнейшему расчленению, нет. Те или иные компоненты выделяются как элементы системы лишь в зависимости от способа ее рассмотрения, поэтому в их качестве могут фигурировать самые разные «единицы» анализа системы. Элементами живого организма могут выступать молекулы, атомы, органы, клетки и т. д., в зависимости от того, какой уровень анализа нас интересует. Структура (от лат. structura — строение, расположение, порядок) ••- упорядоченная совокупность внутренних устойчивых связей системы, которые обеспечивают ее целостность. Системное исследование объектов нецелесообразно проводить, если в них, их совокупностях слабо выражены «системные эффекты», т. е. иитегративиые свойства. Например, в куче камней, песка подобных свойств почти не обнаруживается. Такие объекты называют неорганизованными совокупностями. Если же эти «эффек ты» проявляются достаточно интенсивно, как в биологических организмах, то следует руководствоваться принципами системного исследования.
Основополагающим среди них является принцип целостности, согласно которому свойства системы принципиально несводимы к сумме свойств образующих ее элементов, и потому свойства целого невыводимы из них. Тот же принцип фиксирует зависимость каждого, элемента, свойства и отношения системы от его места, функций и прочих факторов внутри целого (системы). Чрезвычайно важное методологическое значение имеют и другие принципы: «структурности (возможность описания системы через установление ее структуры, т. е. сети ее связей и отношений системы, обусловленность поведения системы не столько поведением отдельных элементов, сколько свойствами структуры), взаимозависимости системы и среды (формирование ею и проявление своих свойств в процессе взаимодействия со средой в качестве его ведущего активного компонента), иерархичности (рассмотрение каждого компонента системы как системы, а самой системы — как части более широкой системы), множественности описания (в силу принципиальной сложности каждой системы необходимость для адекватного ее познания построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект»3.
Существенный тип всеобщих связей бытия — взаимосвязь со-дер жания и формы. Содержание — это категория диалектики, фиксирующая совокупность составных элементов, свойств и взаимодействий, составляющих основу существования предмета или явления. Форма — категория диалектики, выражающая систему связей как способ организации и существования того или иного содержания, принцип его упорядоченности. Данные категории отражают разные, но неразрывные стороны одного и того же объекта: содержание оформлено, а форма содержательна. «...Содержание, — писал Гегель, — есть не что иное, как переход формы в содержание, а форма — переход содержания в форму»4. Любой объект, процесс имеет содержание и форму. Например, в едином процессе материального производства отношение людей к природе (во всем его технологическом воплощении) как главная связь выступает его содержанием, а их отношения друг к другу как производные связи — его формой.
Содержание и форма — категории относительные. То, что предстает формой в том или ином объекте, в свою очередь может «раз- дванваться» на содержание и форму. Так, производственные отношения суть форма развития производства, но они же — содержание развития совокупности всех общественных отношений, а политические, правовые, нравственные, религиозные отношения — это различные формы развития всех социальных отношений.
Форма и содержание едины, соответствуют друг другу, но не-, сколько не равноценны по значимости. Содержание определяет форму, оно динамичнее ее. Форма более консервативна, поэтому их адекватность относительна: говоря о ней, всегда имеют в виду большую или меньшую полноту соответствия. Форма имеет некоторую самостоятельность и оказывает на содержание активное воздействие. Она ускоряет его развитие, если в основном соответствует ему, и замедляет, когда начинает не соответствовать. Такое взаимодействие в бытии формы и содержания имеет важное методологическое значение.
Объективная диалектика ориентирует на изучение предметов и процессов действительности в единстве их содержания и формы, а также определяет направление познания (особенно на начальных его этапах) от формы к содержанию, от него — к предмету как целому, затем опять к изучению формы на новом уровне знаний ит. д. Формализация знания, например, дополнение содержательной интерпретацией результатов формального исследования в виде различных математических соотношений, весьма успешно применяется в точных пауках. Есть науки, изучающие различные формы: геометрия, структурная лингвистика, кристаллография и др. Все они базируются на относительной самостоятельности формы.
Требование единства формы и содержания, их соответствия друг другу тонко чувствуют и реализуют в своих произведениях творческие работники в поэзии, живописи и т. д. Не любое содержание может стать их предметом, не каждый сюжет подходит для той или иной художественной формы. Невозможно представить себе, например, известных политических деятелей в качестве поющих персонажей в онере или хореографического образа в балете. Чувство любви в разных обстоятельствах может быть различным. Много раз испытал его А. С. Пушкин, что запечатлелось в его лирике. Три стихотворения — «Я помню чудное мгновенье...» (посвященное А. П. Кери), «Калмычке» (посвященное случайно увиденной им во время путешествия калмычке) и «Мадонна» (посвященное жене Н. II. Гончаровой) демонстрируют соответствие формы своему содержанию, разного «качества» чувства поэта.