Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Биологические и социальные предпосылки возникновения сознания. Роль труда, языка и общения в формировании и развитии сознания



Возникновение сознания — продукт длительной эволюции ма­терии. Человеческий мозг — величайший итог и высший уровень развития природы. Генетическая программа человека обеспечива­ет рождение индивидов с универсальным неспециализированным мозгом, руками и гортанью, которые в комплексе создают готов­ность новорожденного к вхождению в систему общественных от­ношений и практической деятельности.

Мозг человека состоит из серого вещества коры и белого веще­ства самого мозга и включает в себя огромное количество клеток: кора содержит более 100 млрд, белое вещество образует примерно 90 млрд клеток. В сером веществе имеется около 14 млрд нейро­нов10.

Деятельность мозга человека основана на ассоциативных свя­зях, поэтому при необходимости сознание способно, мгновенно мобилизуя нужные резервы памяти, восстановить целостную кар­тину, что придает процессу мышления гибкость и быстроту.

Высокий уровень развития психики животных показывает, что сознание человека имеет свои биологические предпосылки в самой природе и что между человеком и его животным предком существует определенная связь и преемственность. Однако это не означает тождества их психики. Между психикой человека и пси­хикой животного существует качественное различие. Животным, даже самым развитым, присуще лишь конкретно-предметное мышление. Человек же не ограничивается первой сигнальной си­стемой. Во взаимодействии с ней у него возникает вторая сигналь­ная система, связанная со словом, понятийным мышлением.

Биологические предпосылки возникновения сознания доста­точно полно и обоснованно изложены английским естествоиспы­тателем, основателем эволюционной теории о происхождении ви­дов Чарлзом Робертом Дарвином (1809-1882) в работе «Проис­хождение человека и половой отбор» (1871). Дарвин показал, что человек как биологический вид ведет начало от человекоподоб­ных обезьян. Процесс превращения обезьяны в человека занял примерно три миллиона лет, в течение которых наш предок при­обретал человеческие черты и формировал сознание. Становление общества, человека и человеческого сознания — триединый про­цесс, хотя каждый из составляющих обладает относительной са­мостоятельностью, поэтому обозначается специальным термином.

На социальные предпосылки возникновения сознания обратил особое внимание Ф. Энгельс. В работе «Роль труда в процессе пре­вращения обезьяны в человека» (1876, впервые опубликована в 1896) он сделал попытку дать ответ на вопрос, что послужило

причиной выделения человека из животного мира: много сотен тысячелетий тому назад в жарком поясе Земли жила необычайно высокоразвитая порода человекообразных обезьян, которые под влиянием природно-климатических условий были вынуждены из­менить образ жизни. Они перебрались на землю, в результате чего функции их передних конечностей начали отличаться от функ­ций задних, постепенно делалась все более прямой походка, руки стали свободными. С течением времени они превратились в орган для изготовления и использования орудий труда. Труд привел к развитию мозга, сознания и речи, так как совместная целесооб­разная деятельность формирует потребность общения, передачи информации. Возникли язык, символика для обозначения пред­метов, явлений, поступков, а следовательно, способность к аб­страктному мышлению.

Только необходимо отметить, что решающую роль в возникно­вении и становлении сознания сыграл не просто труд как физи­ческий процесс, а орудийная деятельность, т. е. изготовление средств труда и труд посредством орудий. Переход от использова­ния палки и камня к их обработке и применение их в качестве средств труда положили начало новой сфере объективной реаль­ности — социальной, в которой основным способом жизнедеятель­ности субъектов становится целесообразная совместная деятель­ность.

Под влиянием труда и в связи с развитием мозга совершен­ствовались и органы чувств человека. Орел, отмечал Ф. Энгельс, видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз за­мечает в вещах значительно больше, чем глаз орла.

Из труда же возникает необходимость объединения, обобще­ния и общения, ибо человеческая деятельность носит обществен­ный, коллективный характер. В процессе трудовой деятельности возникает необходимость обозначить вещи, явления, процессы звуками, которые постепенно приобретают понятийное содержа­ние. Так складываются слова, формируется язык. В процессе об­щения звуковая речь осваивалась и закреплялась. Именно здесь, в сфере взаимоотношений по совместному труду, появляется по­требность что-то сказать друг другу. Потребность же формирует свой орган: неразвитая гортань человекообразной обезьяны посте­пенно приучается произносить членораздельные звуки. С появле­нием языка человеческая деятельность обретает осмысленный, сознательный, целесообразный характер. Одновременно люди, бу­дучи сознательными существами, устанавливают определенные правила поведения — моральные нормы, т. е. взаимные обязатель­ства соблюдения приличий в целях коллективного сосуществова­ния.

 

 

24) Общественное и индивидуальное сознание сознание. Относительная самостоятельность общественного сознания

Общественное сознание — это совокупность общественных идей, теорий, взглядов, учений, воззрений, социальных чувств, настроений, переживаний, отражающих социальную действительность. Оно представляет духовную сферу жизни, сознание общества на определенном этапе его развития. Однако понятия «духовная жизнь общества», «общественное сознание» и «сознание общества» не вполне совпадают. Первое характеризует процесс производства, обмена, распределения и потребления духовных ценностей, удовлетворения духовных потребностей, т. е. духовной деятельности людей. Сознание общества — это многообразие духовных явлений на отдельном этапе его функционирования. Содержание же понятия «общественное сознание» отражает не все существующее в обществе идеальное, а совокупность наиболее характерных для него идей, социальных чувств и т. д. Не все из индивидуального сознания входит в общественное, а только социально значимые элементы. Вместе с тем общественное сознание реально не может существовать иначе, как через индивидуальное, ибо в обществе есть только один сознательный субъект — человек.
Индивидуальное сознание — это духовный мир конкретной личности, ее взгляды, представления и настроения. Оно определяется особыми обстоятельствами жизни человека, его местом в системе общественных отношений, образованием, жизненным опытом, способностями и т. д., а потому выступает как нечто единичное, своеобразное, неповторимое. Вместе с тем индивидуальное сознание есть также сознание общественное, т. е. социально обусловленное, поскольку человек — это совокупность общественных отношений, продукт общественной жизни. Личность — представитель определенного класса, социальной группы, нации и, безусловно, несет в себе черты, свойственные этому классу или группе, нации.
Таким образом, общественное сознание относится к индивидуальному как общее к единичному. Они находятся во взаимосвязи, единстве, одно без другою не молат существовать. Однако вес это не исключает их качественного различия. Нельзя представлять общественное сознание как простую сумму индивидуальных сознаний. Его развитие подчиняется общесоцпологпческому закону решающей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, который показывает, что общественное сознание эпохи, народа, нации можно понять, лишь проанализировав материальное общественное бытие людей. Из этого закона следует, что источник существования и изменения идеи, взглядов, воззрении, социальных чувств, переживаний надо искать не только и не столько в самих теориях, сколько в экономических отношениях. И характер теорий, воззрений зависит в конечном счете от характера общественного бытия людей.
Но общественное бытие обусловливает общественное сознание не прямо и непосредственно. Между экономическими и социальными отношениями и общественным сознанием существует ряд промежуточных звеньев: структура и соотношение социальных групп и социальных сил в обществе; политические отношения; государственно-правовая надстройка; национальные взаимоотношения и т. и.

 

 

Будучи порождением, отражением общественного бытия, общественное сознание обладает относительной самостоятельностью в своем функционировании и развитии. В чем это проявляется? Прежде всего в преемственности духовного развития человечества. Новая идеология, общественные идеи, теории возникают не на пустом месте, а на основе того идейного, мыслительного материала, запаса понятий и представлений, которые накоплены в ходе предшествующего развития. Например, в философии французский материализм, немецкая классическая философия стали теоретическими источниками марксистской философии. Преемственность достигается не в полной изоляции от материальной жизни общества: она отражает происходящие в ней изменения.
Относительная самостоятельность в развитии общественного сознания заключается и в том, что теории, идеи, взгляды могут известное время не соответствовать социальной действительности - опережать ход исторического развития или отставать от него. Так, идеи К. Э. Циолковского о межпланетных перелетах ушли далеко вперед за рамки развития общества. Подобная способность общественного сознания, точнее отдельных его сторон, элементов, делает возможным предвидение главных тенденций исторического движения, разумеется, на основе научного анализа, изучения предшествующей и современной действительности. Именно на этом базируются экстраполяция н социальное прогнозирование.
Однако в целом ему присуща тенденция отставания от обще ственпого бытия пеплу вторпчностп. Например, пережитки прошлого, некоторые старые привычки и традиции, многие психологические явления продолжают существовать, хотя надобность в них отпала. «Традиции всех мертвых поколении, отмечал К. Маркс, тяготеют, как- кошма]), над умами живых»1. То же можно сказать п о консервативных идеях, не соответствующих новой реальности.
Третий важнейший момент относительной самостоятельности общественного сознания активное воздействие на породившее его общественное бытие. Политическое, правовое, философское, религиозное, художественное п прочее развитие, писал Ф. Энгельс, основано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние как друг на друга, так и на экономический базис-. К. Маркс также подчеркивал действенную роль передовых идей в историческом развитии: «...материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой; но п теория становится материальной силой, как только она овладевает массами»^.
Таким образом, роль идей, теорий, взглядов, социальных настроен пи не сводится только к пассивному отражению социальной действительности. Познавая закономерности развития, люди ставят перед собой осознанные цели и борются за их достижение. Выражая определенные интересы, идеи обретают свою реальность, воплощаются в практику.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 2470; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь