Влияние общества на природу. Экологические и демографические проблемы современности.
По мере развития общества, его производительных сил зависимость человека от природы ослабевает. Познавая ее законы, овладевая ее энергией, люди расширяют свои возможности, используя знания в собственных интересах. Технические системы, новые технологии позволяют многократно повысить производительность труда, чтобы обеспечить средствами к жизни постоянно растущее население.
Одновременное развитием промышленности, увеличением народонаселения становятся значительнее нагрузки па природу, влияние на нее общества, проявляющееся, с одной стороны, в преобразовании ее (создание национальных парков, заповедников, строительство плотпА, каналов, прудов, искусственных озер и т. д.), с другой в загрязнении и разрушении. Истребление части лесов, распашка степей, загрязнение атмосферы, рек, морей, океанов, чрезмерное применение химических удобрений, ядохимикатов, нещадная эксплуатация природных ресурсов привели к появлению экологических проблем*, а в некоторых регионах - к экологическому кризису. Обозначилась угроза экологической катастрофы вследствие исчерпания ряда природных ресурсов (энергетических, водных), раз-
* Экология? комплексная дисциплина об органической лонска н окружающую среду; раздел биологии, изучающий животных п растении с окружающем"! средой.
включенности че-изанмоотношенпя
170 Глава 9. Социальная онтология
рушения структуры помпы, загрязнения среды обитания промышленными п бытовыми отходами.
Решение экологических проблем связано с оптимизацией отношении общества и природы, которая предполагает учет тех последствии, которые вызывают паши действия в природной среде, и рациональное природопользование. Первое направление включает: разработку и массовое внедрение в производство безотходных, экологически чистых технологий: полную утилизацию природных ресурсов, вторичное, третичное использование промышленных и бытовых отходов, комплексное использование сырья и побочных продуктов; широкое применение и систематическое совершенствование очистных сооружений и оборудования по удалению загрязнителей в конце производственного процесса и др. Второе направление имеет и виду умеренную эксплуатацию природных ресурсов, охрану и заиш ту природы; работу по защитному лесоразведению, созданию заповедников и заказников.
Одни из важных инструментов экологический мониторинг (слежение) и прогнозирование позможпых негативных результатов действий людей. Система наблюдении и оценки складывающейся экологической ситуации позволяет прогнозировать и предотвращать отрiиlare.iьиые тенденции.
Существенным для общественных процессов фактором является рост народонаселения. Народонаселение естественная предпосылка существования общества п одновременно субъект исторического процесса. Это означает, что оно представляет собой не только материальное условие существования общества, но и главный элемент производительных сил, субъект производства п общественного развития.
Проблемы народонаселении (изменение численности, географическое распределение и состав, процессы воспроизводства рождаемость, смертность, продолжительность жизни, зависимость состава п движения населения от социально-экономических и культурных факторов) изучает специальная наука •• демография (от греч. demos народ и tfrapho пишу). Термин «демография» введен в пауку французским ученым А. Гипаром в 1855 г.
Социальная философия рассматривает народонаселение как фактор общественного развитии, анализируя степень влияния его плотности на общественные процессы. Необходимым моментом вляетея поиск факторов, влияющих на демографические процессы.
Под народонаселением понимается совокупность людей, проживающих на данной территории. Воздепстипс его на жизнь общества противоречиво. С одной стороны, его рост усложняет п динамизирует (активизирует) общественную жизнь, заставляет людей расшн-
§ 3. Влияние общества на природу 171
ряи> производство, искать источники питания, осваивать псе попью юррпторпп, вовлекая их и общественное поло и социализируя, сIим\.Iilруя «работать па себя». 11а это обратили внимание ainviiiii-cKiiii экономист, основоположник классической политической экономии У. Нетти ( 1623 1687) и сЬранцузекпп философ, социолог Ж. А. II. Копдорсе (1743 179а). Позднее их идеи более подробно рассмотрел п обосновал русский социолог, историк, правовед M. М. Ковалевский (1851 -? 916).
У. Петтп полагал, что поскольку основой всех богатств выступает труд, то увеличение трудового населения ведет к развитию и процветанию общества. M. М. Ковалевский и работе «Экономический рост 1: иропы до возникновения капиталистического хозяйства» (т. 1 3, 1898 1903) также отмечал, что это положительный фактор прогресса народного хозяйства в каждой стране. С другой стороны, возрастание населения неизбежно влечет расширение потребления всех ресурсов, повышение объема производства, усиление давления на природную среду, связанное с ее загрязненном и истощением. Возникла теория, согласно которой природные ресурсы не могут удовлетворить потребности «прибывающего» народонаселения, плодородие почвы ухудшается при увеличении потребностей, что порождает абсолютное перенаселение. Эта теория получила название «мальтузианство» по имени английского экономиста, священника англиканской церкви Т. Р. Мальтуса (1766 •• 1831). В своей книге «Опыт о законе народонаселения, пли Изложение прошедшего и настоящего действия этого закона па благоденствие человеческого рода» (1798) он указывал, что прибавление населения идет гораздо быстрее, чем средств существования (рост его происходит в геометрической прогрессии, а жизненных средств в арифметической). Поэтому мы должны поддерживать действия природы, вызывающие смертность (голод, эпидемии п т. д.). Чтобы уменьшить ужасы нищеты, болезней и голода, необходимы, по Т. Р. Мальтусу, нравственное воздержание и обуздание полового инстинкта. Более того, он настаивал на строгом соблюдении требования целомудрия до вступления в брак, а саму возможность брака ставил в зависимость от наличия средств для содержания семьи.
Ile только 'Г. Р. Мальтус и XVIП в., по и многие современные исследователи высказывают опасения в связи с увеличением населения при ограниченных ресурсах планеты. Статистика свидетельствует, что в целом на земном шаре численность его продолжает повышаться. Так, к 1850 г. оно насчитывало I млрд чел., и 1930 г. 2 млрд, в 1975 г. 4 млрд, п 2000 г. - 6 млрд чел. Сможет ли земля прокормить такое количество людей? Согласно
172 Глава 9. Социальная онтология
Т. Р. Мальтусу п его сторонникам пет. По мнению других -сможет, и есть другие пути решения этой проблемы помимо вопи, голода п эпидемии.
Какие же существуют возможности решения демографических проблем?
Во-первых, номере развития цивилизации, культуры и урбанизации происходит определенная стабилизация рождаемости. Она в тон пли иной мерс регулируется социальными факторами. Еще К. Маркс, возражая Т. Р. Мальтусу, отмечал, что всякому исторически особенному способу производства соответствуют свои законы народонаселения. «Абстрактный закон населения существует только для растений и животных...»6
Во-вторых, прогресс в сельскохозяйственном производстве далеко еще не достиг своего предела. Высокая культура земледелия и эффект иное ЖИВОТНОВОДСТВО распространены не повсеместно. Пригодные для выращивания сельскохозяйственных культур площади используются не полностью. Как отмечает американский специалист по вопросам народонаселения и природных ресурсов Р, Ревелл, если бы вся пригодная для получения сельскохозяйственных продуктов почва обрабатывалась с применением ныне известных и уже употребляемых в сельском хозяйстве методов, а где нужно и орошалась, то можно было бы обеспечить людей продовольствием в количестве, достаточном для поддержания существования около 100 млрд чел. пли для полного удовлетворения потребности в пище 50 - 60 мЛрд чел.7
И в-третьих, многие исследователи свидетельствуют, что далее производимого ныне продовольствия вполне хватило бы, чтобы прокормить население Земли, если бы оно распределялось между всеми людьми более или менее равномерно8.
Таким образом, природа и общество находятся в непрерывном взаимодействии. Это взаимодействие разнопланово. Общество выступает как составная часть природы, подсистема объективной реальности и как таковая существует, действует и функционирует но ее законам. Но это обособившаяся ее часть, и потому оно противостоит ей, образуя новую качественную определенность и развиваясь по своим, специфическим социальным законам, несводимым к природным. Поэтому общество, подобно человеку, имеет двойственную сущность -- природно-соцнальную, или биосоциальную.
й Маркс К. Капитал. Т. 1 V Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 646.
7 См.: Ревелл Р. Может ли Земля прокормить растущий род человеческий? Курьер ЮНЕСКО. 1974 Анг.-сспт. С. 7.
н См.: Федоров Е. К. Экологический кризис'и социальный прогресс. Л., 1977. С. 38 - 40.
§ 3. Влияние общества на природу 173
Природная среда, будучи постоянным и необходимым услоннем существования общества, влияет на ускорение или замедление темпов исторического развития, размещение производительных сил, характер хозяйственной деятельности. По нельзя сказать, что она ока зывает решающее воздействие на общественное развитие, способ всей общественной жизни, что она определяет культуру и цивилизацию. В свою очередь, общество, человечество по мере развития все более ощутимо, заметно изменяет природную среду, преобразуя, социализируя и очеловечивая ее. Вместе с тем рост производства и народонаселения ведет к истощению ее ресурсов и загрязнениям. При этом следует иметь в виду, что человек губит не природу как таковую (ибо выжженная атомной бомбой земля но-прежпему остается природой), а пригодную для человеческого бытия природу. Поэтому люди должны помнить, что, загрязняя и уничтожая природную среду, они уничтожают самих себя.