Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эстетическое сознание. Искусство.



Эстетическое сознание (от греч. aisth.etik.os — чувствующий, чувственный) — совокупность вкусов и идеалов, взглядов и представлений о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом, возвышенном и низменном. Оно связано с эстетической деятельностью и эстетическими отношениями человека к действительности. Последние реализуются в труде, быту, общественной жизни, искусстве и заключаются в изменении и производстве предметов, явлений по законам красоты. Особенность эстетического отношения заключается в том, что оно носит конкретно-чувственный, эмоциональный и бескорыстный характер.
Наиболее общее понятие, фиксирующее эстетические отношения человека к действительности и результаты эстетической деятельности, — эстетическое, т. е. совершенная целесообразность, соотнесенная с мерой. Она обнаруживается в природных и общественных явлениях, продуктах материального и духовного производства, произведениях художественной культуры. Объективно-эстетическое связано с симметрией, ритмом, гармонией свойств, сторон, целесообразностью, упорядоченностью, оптимальностью функционирования предметов, процессов, явлений. Субъективно-эстетическое предстает в форме эстетических вкусов, идеалов, чувств, суждений, взглядов, теорий. Наиболее концентрированно эстетическое выражено в искусстве.
Особую значимость имеет эстетическое в труде, поскольку он? -• основа существования общества, обязательное условие жизнедеятельности человека, Эстетическое присутствует и в процессе,
§ 3. Формы общественного сознания 91
н в результатах, и в условиях труда. Процесс взаимодействия людей с предметом труда предполагает преодоление сопротивления материала, стихийных сил природы, требует напряжения физических и духовных сил. Но при этом человек испытывает удовлетворение, радость успеха, наслаждение, ибо утверждает себя как разумное н общественное существо. Когда происходит совпадение необходимой деятельности со свободной жизнедеятельностью, труд превращается как бы в игру. Цель труда - производство продукта — становится одновременно средством реализации сил и способностей. Это порождает изящество п виртуозность, высокое мастерство п подлинное эстетическое наслаждение. Радость творчества — одно из высших эстетических наслаждении.
Эстетическое в продуктах труда заключается в наиболее полном соответствии формы и функции, когда данная форма пли конструкция наилучшим образом обеспечивает функционирование вещи, процесса, явления. В этом состоит их совершенство. Следовательно, эстетическое неразрывно связано с утилитарным. Вещь, утилитарное назначение которой неясно, остается эстетически нейтральной. Утратив же свое функциональное содержание, она теряет и эстетическую выразительность либо переходит в разряд украшений. В продуктах труда эстетическое подчиняется законам симметрии, гармонии, соразмерности, меры, композиции. Эти законы выработаны в течение многовековой практики эстетического освоения действительности. Эстетическое в условиях труда подразумевает эстетическую выразительность места работы и отдыха (цеха, фермы, комнаты отдыха и т. д.), которая включает определенную освещенность, цветовое решение отделки стен, потолков, станков, ритм расстановки оборудования. Исходя из данных физиологии и психологии о восприятии цвета и звука ученые дают рекомендации по оформлению промышленного интерьера.
Создавая изделия, вещи, машины, отвечающие современным требованиям пользы, удобства и красоты, человек удовлетворяет не только материальные, но и эстетические потребности. На этой основе возник дизайн (англ. design — проектировать чертеж) — художественно-техническая деятельность по формированию предметной среды. Ее методом является художественное конструирование, которое ставит целью обеспечение удобства эксплуатации, рациональность компоновки и высокий эстетический уровень. Дизайн решает две основные задачи: разрабатывает (конструирует) новые модели, виды изделий, соответствующие современным функциональным и эстетическим требованиям, и создает эстетически выразительную техническую среду.
92 Глава 5. Общественное и индивидуальное сознание
В структуру эстетического сознания входят также эстетические чувства, оценки, вкусы, идеалы, эстетические суждения, взгляды, категории, теории. Эстетические чувства это эмоциональные переживания удовольствия, наслаждения или неудовольствия, неприятия в зависимости от меры соответствия объекта восприятия идеалам субъекта. Процесс эстетических переживаний может иметь верхние и нижние пределы. Если мера ожидаемого значительно превзойдена, эстетическое чувство поднимается до высокого напряжения, которое можно охарактеризовать как достижение гармонии чувств через потрясение. Если созерцаемый объект более или менее отвечает эстетическому идеалу, возникает чувство удовольствия, умиротворенности, комфорта.
Эстетический идеал — это представления людей о предельно совершенном в своем роде, соответствующем мере, гармонии и соразмерности. Так как эстетическое" связано не только с утилитарным, функциональным, но и с этическим, эстетический идеал можно определить как «обобщенное представление о благом содержании и красивой форме»7. Он взаимодействует с другими элементами эстетического сознания, потому что, сложившись, становится критерием эстетических чувств, впечатлений, оценок, суждений.
В наиболее полном, обобщенном виде эстетическое осмысление мира, действительности воплощено в искусстве. Оно выступает такой формой духовной деятельности человека, которая, специализируясь на эстетическом осмыслении действительности, доводит его до предельных степеней разносторонности и обобщенности. Именно поэтому произведение искусства всегда обладает эстетической ценностью, даже если оно изображает безобразное, трагическое или ужасное, но изображает это прекрасно.
Искусство — специфическая форма духовного освоения мира, в которой органически сочетается художественно-образное отражение действительности с творческой переработкой ее по законам красоты. В нем действительность не только отражается и познается, но и оценивается. Отношение художника к тому, что он показывает, его позиция, оценочное суждение — неотъемлемая сторона художественного произведения.
Отличается искусство и специфическим предметом: это не мир сам по себе, а отношение человека к нему, взаимосвязь объекта и субъекта, т. е. объективная реальность, преломленная в духовном мире человека, или этот духовный мир, отражающий объективную реальность. Иначе говоря, предмет искусства составляет духовное содержание социального бытия человека. Этим и объясняется слож
7 Малышев И. В. Эстетика: Курс лекции. М., 1994. С. 21.
§ 3. Формы общественного сознания 93
ность его структуры: F5 нем объективное сплетено с субъективным, материальное с духовным, природное с социальным.
Такой предмет освоении выработал п специфический способ отражения художественный образ. Только в образной, а не в абстрактно-логической форме можно передать взаимосвязь между объектом и субъектом, ибо реальная связь внешнего мира и человека всегда конкретна. Взятое в абстрактно-всеобщем виде отношение «объект - субъект» доступно только научному, фплософско-теорс-тпческому познанию. Когда же возникает потребность познать это отношение во всей его конкретности, вступает в действие искусство, которое в образных моделях представляет общее как единичное. Художественный образ и есть особая форма отражения, в которой общее дается через единичное, индивидуальное: воспроизводя единичное, он раскрывает в нем общее; показывая индивидуальное, находит в нем типическое; описывая случайное, выявляет стоящую за ним закономерность. Поэтому художественный образ носит всегда конкретно-чувственный характер. Если нет конкретной чувственности, индивидуализации, то это абстрактная заумь, рупор, схема.
Художественный образ -- синтез отражения и творческого преображения реальности, в результате которого достигается обобщение. Если нет преобразования и обобщения, то это будет документальная фотография, натура.

Художественное освоение мира многопланово: искусство отражает и познает, выражает отношение человека к миру, передает вложенную в него информацию и т. д. Соответственно этому у него несколько взаимосвязанных функций: оно несет знания о жизни (познавательная), формирует отношение к действительности (мировоззренческая), развивает душевную восприимчивость (воспитательная), доставляет эстетическое наслаждение (гедонистическая). В разных областях художественного творчества соотношение функций различно. Литература, например, обладает более широкими возможностями познания мира, чем музыка. Музыка активнее воздействует на человеческие чувства. Даже в пределах одного вида искусства в зависимости от жанра, творческого метода художника на первый план выступает то одна, то другая функция. Так, в музыке симфонической и джазовой гедонистическое начало играет далеко не одинаковую роль.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь