Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Возникновение человечеаского общества. Единство и различие законов природы и общества.



На определенном этапе длительной эволюции природы возникает такая ее часть, как человеческое общество. Его зарождение совпадает с процессом превращения человекообразного существа в человека как сознательного существа. Следовательно, становление общества, человека и человеческого сознания — это триединый процесс, хотя каждый из них обладает относительной самостоятельностью и поэтому обозначается специальным термином.
Филогенез (от греч. phyle - племя, род, вид и genesis -происхождение, возникновение) — эволюция, историческое разви-
* Менталитет (мепталыюсть) — совокупность установок и предрасположенность индивидов социальной общности к определенному типу мышления н действии; устойчивая настроенность внутреннего мира люден, сплачивающая их в исторические и социальные общности.
166 Глава 9. Социальная онтология
тис организмов в природе, процесс становления органического мири в целом. Он протекает на основе накопления индивидуальных изменении в ходе отдельных онтогенезов', которые в свою очередь в конкретном проявлении воспроизводят филогенез.
Антропогенез (от греч. anthropos человек п genesis — происхождение) -•? процесс возникновения н становления человека как общественного существа.
Социогенез (от лат. social is — общественный и genesis — происхождение) - процесс возникновения и становления человеческого общества как иадорганнческой реальности.
Существуют различные гипотезы, объясняющие появление человека и общества3. Наиболее известна и достаточно обоснованна гипотеза, изложенная английским естествоиспытателем, основателем эволюционного учения о происхождении видов Ч. Р. Дарвниом (1809 — 1882) в труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Он показал, что человек как биологический вид ведет свое начало от человекоподобных обезьян. Процесс превращения обезьяны в человека занял примерно 3 млн лет, в течение которых наш предок приобретал человеческие черты. Непосредственный же предшественник современного человека - кроманьонец (останки впервые найдены в 1868 г. в местности Кро-Маньон, Франция), которого относят к человеческому виду, проживал сравнительно недавно: 50 -- 250 тыс. лет назад. Данные об этом получены с помощью анализа ДНК (наследственного вещества).
Что же послужило причиной выделения человека из животного мира? На этот вопрос сделал попытку дать ответ Ф. Энгельс. В работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876, впервые опубликована в 1896) он писал, что много сотен тысячелетни тому назад в жарком поясе Земли жила необычайно высокоразвитая порода человекообразных обезьян, которые иод влиянием природно-климатических условий были вынуждены изменить свой образ жизни: они перебрались на землю, в результате чего функции их передних конечностей начали существенно отличаться от функций задних. Постепенно делалась все более прямой походка, рука стала свободной. С течением времени руки превратились в орган для изготовления и использования орудий труда. Труд привел к развитию мозга, сознания и речи, так как совместная целесообразная деятельность формирует потребность общения, передачи пн
* Онто? еися — процесс становления и развития индивидуального организма от момента рождения до окончания жизни.
3 Подробнее о них см.: Алексеев В. П. Указ. соч. С. 288 - 310; Пор-шнев Б. Ф. О начале человеческой истории: Проблемы палеонсихологнн. М., 1974. С. 26 - 123.

формации. Возникли язык, символика для обозначения предметов, явлении, поступков, а следовательно, способность к абстрактному мышлению.
Необходимо отметить, что решающую роль в зарождении и становлении человека п общества сыграл не просто труд как физическая деятельность (лошадь тоже трудится), а орудийная деятельность, изготовление средств труда и труд посредством орудии. Переход от использования палки и камня к их обработке п применение их в качестве средств труда положили начало новой сфере объективной реальности - социальной, общественной.
Так дарвиновская концепция антропогенеза была дополнена теорией социогенеза Ф. Энгельса. Новые и новейшие открытия в науке не опровергли их, а лишь внесли существенные дополнения н детали. В частности, обращено внимание на то, что обнаруженные к настоящему времени стоянки древнейших предков территориально «привязаны» к зоне Великих Восточно-Африканских разломов. Именно в этом месте высокая радиация вызвала резкие изменения в наследственном фонде живых существ — мутацию. Она оказалась сильнее всех других экологических факторов антропосоциоге-неза.
Не исключено также, что тектонические, вулканические, сейсмические и радиационные катаклизмы оказывали существенное влияние на растительную и климатическую панораму прародины человека. Об этом свидетельствуют и последние данные генетики. Новые экологические условия жизнедеятельности через механизмы наследственности н естественного отбора способствовали перестройке психофизиологической организации антропоидов и создали предпосылки для зарождения труда - магистральной линии антропосоцноге-неза4. *
Таким образом, в сложном процессе становления человека и общества участвовали, тесно взаимодействуя, природно-экологические, антропологические (анатомо-физнологические), экономические и социальные факторы, существенно преобразовавшие деятельность высших антропоидов. Ведущим среди них была орудийная деятельность, сформировавшая речь и сознание.
Человеческое общество — это специфическая обособившаяся часть природы, имеющая с ней общие признаки и свойства. Но как отделившаяся часть, оно приобрело и собственные черты функционирования и, как результат, двойственную, биосоциальную сущность. Так же, как человек, общество живет, подчиняясь и всеобщим зако
1 См.: Андреев И. Л. Указ. соч. С. 31 - 32.
168 Глава 9. Социальная онтология
нам движения мира, бытия, и специфическим законам социального движения.
В истории социальной философии неоднократно сталкивались две противоположные позиции относительно взаимосвязи и различий природы и общества. Одни ученые настаивали на пх единстве и видели в них больше общего, чем отличий. Они утверждали, что развитие общества идет согласно тем же законам, что н природы, но несколько трансформированным. Например, закон борьбы за существование в природе действует в обществе как закон классовой борьбы. Эта позиция приводила авторов к различным вариантам натурализма, социал-дарвинизма, когда делались попытки с помощью законов природы объяснить действия и поступки людей.
Другая точка зрения заключалась в том, что общественное развитие рассматривалось как нечто совершенно отличное от природного. Заявлялось, что общество функционирует исключительно по особым социальным законам. Этот подход порождал социологиза-торство: абсолютизацию обособленности общества, отрыв его от природы, чрезмерное их противопоставление.
В действительности взаимоотношения природы п общества гораздо более сложные и многогранные. Прежде всего, отметим их взаимосвязь, которую можно представить, во-первых, как связь между общим и особенным, когда природа в широком смысле выступает как общее по отношению к своей части — обществу; во-вторых, как взаимную зависимость между природной средой и обществом --совокупностью социальных отношений: обе стороны, обладая относительной самостоятельностью и в некотором смысле противостоя друг другу как естественная и искусственная среда, природа и цивилизация, в то же время не утрачивают общие свойства, признаки, законы функционирования и развития. Их единство, сходство проявляется в том, что и в них действуют объективные законы, существующие независимо от воли и желания людей.
Однако законы функционирования общества и природы не совпадают. Законы общества имеют начало во времени: ведь общество когда-то возникло, оно имеет начало5. К тому же многие из них относятся не ко всем этапам его развития. Кроме общих законов, присущих любым его стадиям, есть законы специфические, характерные для отдельных этапов. Например, закон классовой борьбы действует только в антагонистических формациях, т. е. иа стадии, когда существуют враждебные классы. Законы же прнро-
5 О времени іюзіжкіїовсния общества существуют разные гипотезы. По одним из них, оно появилось около 1 млн лет тому назад, но другим - более 2 млн лет.
§ 3. Влияние общества на природу 169
ды долговечны, а некоторые даже вечны. 'Гак, закон сохранении и превращения: > нсрпш и вещества. закон несмирного тяготения вечны, потому что вечна сама материи, которая не сотиорпма и не унпч-тожпма. Далее, законы общества существуют и реализуются не иначе как через практическую деятельность люден, наделенных сознанием, знанием, волей, желаниями, которые ставят перед собой цели, защищают и выражают определенные интересы и действуют, достигая этих целей. Поэтому история общества представляет собой результат целенаправленной деятельности. В природе же властвуют стихийные силы, и законы природы выступают как законы различных сил, не осознающих свои действия и не преследующих каких-либо целей

 

45) Законы общества
как законы деятельности людей.
Фатализм и волюнтаризм

По классификации форм движения материи, предложенной еще Ф. Энгельсом н сохранившей научную состоятельность, существуют механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная формы, каждая из которых характеризует качественно различные структурные уровни развития материи. Социальная форма движения как высший и наиболее сложный уровень объективной реальности — это жизнь человеческого общества. Включая в себя все предыдущие, она является не только качественно новой формой, но и особой областью объективной реальности, коренным образом отличающейся от той, которая представлена всеми другими формами движения.
Ее специфика заключается прежде всего в том, что здесь все процессы, тенденции, события реализуются через деятельность социальных субъектов, наделенных сознанием и познанием, способными отразить эти процессы и явления в их существенных связях и отношениях. Познание связей позволяет влиять на причины и условия, их порождающие. Люди не могут отменить или запретить те или иные объективно сложившиеся процессы и отношения, но они могут познать их п воздействовать на те условия и причины, которые определяют п порождают эти отношения и их последствия, тем самым в какой-то степени регулировать и направлять общественное развитие. По мере расширения знаний о причинах п условиях формирования, функционирования и реализации этих законов и тенденций повышаются возможности людей овладевать собственными общественными отношениями. Это может поднять степень социальной свободы, которая, однако, никогда ие станет абсолютной.
Из данной специфики социальной жизни, которую реализуют субъекты, наделенные сознанием, вытекает своеобразие диалектики объективного и субъективного в социально-исторической практи-
§ 2. Законы общества как законы деятельности людей 179
кс. Оно заключается и том, что каждое отдельное действие отдельного человека детерминировано его сознанием (целями, интересами, стремлениями), по из множества действий, поступков различных людей, преследующих своп цели, формируется среднеарифметическое, некая объективная тенденция, не зависящая ни от сознания каждого человека, пи от общественного сознания людей.
Люди живут, учатся, работают, производят продукты, обменивают их и т. д. В результате складывается объективно необходимая цепь событий, цепь развития. Она и образует объективную логику истории, историческую тенденцию, не подчиняющуюся общественному сознанию, никогда не охватываемую им полностью, но существующую п реализуемую не иначе как через сознательную практическую деятельность людей.
Некоторые социологи, желая особо подчеркнуть объективность общественных законов, отмечают, что последние не зависят не только от общественного сознания, но п от самих людей. При этом исторический процесс представляется состоящим из двух сторон: 1) совокупности обстоятельств, условий, объективных отношений и процессов, выступающих как внешняя среда; 2) сознательной человеческой деятельности, воздействующей на объективные процессы. Получается своеобразный параллелизм: объективная историческая закономерность, социальная среда и сознательная человеческая деятельность ставятся рядом, автономно, будто существует некий естественно-исторический процесс и наряду с этим люди, творящие историю. Вот одно из подобных утверждений: «Жизнь общества в целом есть единство двух взаимодополняющих начал: объективных, от волн и сознания субъекта не зависящих, отношений п процессов и деятельности субъекта»3.
Из такого подхода следует, что объективные общественные законы могут не только существовать независимо от людей, но и действовать, функционировать и реализоваться без человека и человечества. Одновременно сознательная человеческая деятельность оказывается за пределами объективных законов. Противопоставление исторической закономерности и человеческой деятельности ведет к концепции существования объективных общественных законов («объективного хода событий», «хода вещей») отдельно от людей и помимо людей, из чего следует, что объективные общественные законы не есть законы деятельности и отношений людей, наделенных сознанием.
л Сагатовский В. Н., Сагатовская Л. Г. Система факторов детерминации деятельности Диалектика соотношения факторов детерминации деятельности. Красноярск, 1980. С. 6.
180 Плана 10. Общество: основы философского анализа
По объективные законы общества п есть законы собственных общественных действии и отношении людей, законы пх сознательной практической деятельности. Это единый процесс «формирования закономерности в деятельности лгодспП. Экономические законы выступают как законы пх хозяйственной деятельности, социальные законы - социальной практики. Нет и не может быть каких-либо объективных общественных законов вне люден, иначе они могли бы функционировать и без человеческого сообщества. Л это уже мистика.
Чрезмерное преувеличение, абсолютизация объективного характера общественных законов неизбежно ведет к фатализму, предопределенности. Другая крайность — волюнтаризм, отводит исключительную роль волевым усилиям в обществе, игнорируя зависимость деятельности от сложившихся объективных условий. Эта позиция порождает субъективизм и авантюризм. Па самом деле объективная логика исторического развития объективна не в том смысле, что может реализоваться независимо от существования сознательных индивидов. Она не подчинена их общественному сознанию, желаниям, пристрастиям, произволу. Независимость от сознания и волн людей и независимость от пх сознательной деятельности - далеко не одно и то же.
Иначе говоря, нужно четко различать два близких но звучанию, внешнему виду, по разных по содержанию понятия - «общественное сознание» п «сознательная деятельность». Общественное сознание - это полностью область духовного: совокупность идей, теорий, взглядов, социальных чувств, настроений, переживаний, отражающих социально-экономическую и политическую действительность общества на определенном этапе его развития. Сознательная деятельность - преимущественно область практики, чувственно-предметной активности людей: совокупность действий, поступков, поведенческих актов, различных видов практической деятельности. Сюда не входят лишь виды духовной деятельности (размышления, переживания и т. д.). В целом же деятельность носит чувственно-предметный, практический характер. Даже для осуществления разного рода духовной деятельности (интеллектуальной, теоретической, эмоционально-чувственной) необходимы практические усилия, действия, поступки.
Не случайно понятие «сознательная деятельность» чаще употребляется в социально-философской науке в значении «сознательная практическая деятельность». «Сознательная» она только в том, что каждое действие, поведенческий акт совершается с участием
Мишин В. И. Социальная закономерность. Горький, 1970. С. 16.
§ 2. Законы общества как законы деятельности людей 181
сознания. Как отмечал Оз. Энгельс, даже за еду н питье человек принимается вследствие того, что в его голове отражаются ощущения голода и жажды1. По отсюда отнюдь не делается вывод, что вес действия и поступки людей осознаются ими. Здесь также надо отличать понятия «с участием сознания» и «осознанно». Первое не предполагает осмыслении, понимания мотивов и целен поведенческого акта или действия. Они могут производиться под влиянием эмоциональных идеальных побуждении, т. е. инстинктивно, «бессознательно».
Кстати, с помощью этого же методологического приема можно отличить понятия «мораль» и «нравственные отношения», которые нередко употребляются как синонимы. Между тем они соотносятся примерно так же, как «теория» и «практика», ибо мораль область духовного, совокупность норм, правил, принципов поведения человека в обществе, которые существуют в головах люден в виде императивных требований, долженствования. Нравственные же отношения сфера практических поступков, действий в соответствии с этими нормами или вопреки им (аморальный поступок).
Важно также не смешивать понятия «индивидуальное» и «социальное», чтобы не свести одно к другому. Дело в том, что отдельные действия отдельного человека могут им осознаваться полностью, производиться сознательно, пх цели, мотивы могут быть вполне обоснованными. По из отдельных действий отдельных личностей складывается история, историческая тенденция, которая может и не осознаваться людьми или осознаваться не до конца. Отсюда своеобразное противоречие, особенность исторического процесса. С одной стороны, каждое отдельное действие совершается человеком сознательно, т. е. обязательно с участием сознания, так как он обладает сознанием п действует, преследуя определенные цели, желания, реализуя определенные интересы, потребности, имея какие-то мотивы. С другой стороны, из многообразия действий различных людей вырисовывается историческая тенденция, объективная логика истории, не зависящая от воли, сознания, намерения людей. И объясняется это тем, что происходит своеобразная метаморфоза: переход индивидуального в социальное, который обретает характер естественно-исторического процесса, подчиняющегося законам, которые не только не зависят от воли, сознания и намерений людей, но сами определяют в конечном счете сознание и намерения. В силу своей объективности они напоминают естественные, ибо функционируют с такой же необходимостью, как и последние.
л См.: Энгельс Ф. Людппг Фейербах и конец классической немецкой философии Маркс К., ГОпгсльс Ф. Сом. 2-е п.чд. Т. 21. С. 290.
182 Глава 10. Общество: основы философского анализа
В социальной философии существует точка зрения, отрицающая необходимый характер социальных законов. Согласно этой позиции историческая необходимость находит воплощение только тогда, когда она осознается людьми: «Историческая необходимость не реализуется без участия воли людей... чтобы осуществилась историческая необходимость, она должна быть осознана, люди должны решить осуществить ее»6. Получается, что если законы проявляются через сознательную, преднамеренную деятельность людей, то они принимают «сознательный характер» и в них исчезают едва ли не всякие следы стихийности. А если закономерность не осознается, то она и не осуществляется. На самом же деле она реализуется с той же необходимостью, что и при других условиях, но с большими издержками для людей.

Второй важной особенностью социальной жизни является то, что здесь процессы, тенденции, закономерности носят статистический, вероятностный характер. Это объясняется тем, что в ней действует одновременно множество разнообразных социальных сил и событий, возникает бесконечное многообразие ситуаций. Каждая из них не детерминирована какой-либо связью, между ними не существует прямой, жесткой ц однозначной зависимости.
В науке, как известно, различают законы динамические и статистические. К динамическим относятся те, в которых результат взаимодействия явлений пли процессов имеет точно определенный, однозначный характер, к статистическим - законы, в которых он носит не достоверный, а лишь вероятностный характер. Если закон, определяющий движение всей системы, точно таким же образом определяет и движение каждого ее элемента, его называют динамическим. Примером может служить первый закон механики (тело, на которое не действуют внешние силы, движется равномерно п прямолинейно). Если же он действует лишь на основе тех взаимоотношений, которые складываются между элементами и которые обусловливают движение всей системы, а не каждого элемента, то его называют статистическим. Это законы квантовой механики, общественной жизни.
Статистическую закономерность образует взаимодействие большого числа элементов, массовых явлений, каждый из которых отличает случайность. Но на каком-то количестве этих случайностей, на каком-то этапе взаимодействий обнаруживается некоторая повторяемость, некая тенденция, закономерность. Например, при метании монеты в каждом отдельном броске появление «решки» или «орла» не
6 Джноев О. И. Природа исторической необходимости. Тбилиси, 1967. С. 27, 28.
§ 2. Законы общества как законы деятельности людей 183
детерминируемо, не обусловлено, не необходимо. Но определенное количество бросков (например, 500) выявляет определенную закономерность, а именно: из 500 случаен 250 оказывается «орлом», а 250 - «решкой».
Статистические закономерности подтверждают диалектику превращения случайного в необходимость, когда через многообразие случайностей необходимое обнаруживает свое существование и реализует себя. Статистические законы вскрывают устойчивое, повторяющееся, необходимое в массовых явлениях, каждое из которых случайно, но в своей совокупности подчинено определенной закономерности.
В качестве примеров можно привести законы общественного развития: закон соответствия производственных отношений характеру н уровню развития производительных сил; оптимального соотношения экономического п социального производства; возрастания потребностей; соответствия спроса предложению товаров и услуг. Они действуют преимущественно в экономической и социальной сферах, хотя некоторые из них (в частности, возрастания потребностей) имеют общесоцпальпый характер. Существуют законы, определяющие развитие культуры: общественного накопления и преемственности культуры; взаимопроникновения и взаимообогащения культур и др.
В общественной жизни реальная история представляет собой совокупность одновременных п идущих друг за другом различных событий, человеческих действий, взаимодействий социальных групп п сил. Для исторической закономерности каждое действие, событие носит необязательный, случайный характер, хотя, разумеется, причинно обусловлено, порождено конкретными обстоятельствами, какой-то ситуацией. Но то, что каждое действие, событие детерминированы, приводит к ситуации, когда многочисленные н разнонаправленные действия людей порождают вероятностно-статистическую тенденцию, которая показывает направление исторического процесса как объективно детерминированную закономерность. «Тенденция», «направленность», «закономерность» употребляются здесь как одно-порядковые понятия, фиксирующие наличие в общественной жизни объективной логики истории.
И мы согласны с мыслью о том, что «различными реальными, а также логически возможными -- моделями-фигурами данной тенденции или направленности социальная философия как философия истории и должна главным образом заниматься»7.
7 Гречко П. К. К вопросу о предмете социальной философии / Вести. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1995. № 1. С. 15.
184 Глава 10. Общество: основы философского анализа
Нами изложена одна из наиболее распространенных точек зрения, согласно которой в обществе имеются объективные законы развития, по они носят статистический, вероятностный характер. Существует и другая, высказанная известным английским философом и социологом, создателем концепции критического рационализма, «открытого общества», теории роста научного знания К. Р. Поппером. Согласно ей никаких законов движения общества или социального развития, подобных законам движения физических тел Ньютона, нет^. В социальной жизни каждое событие является в каком-то смысле новым, даже уникальным, хотя н может относиться к тому плп иному классу событий, в действиях людей нет регулярности, повторяемости, периодичности, поэтому подлинное повторение в социальной истории невозможно: она никогда не повторяется в точности^

. Отсюда делается вывод, что не может быть единой истории человечества. Есть лишь бесконечное многообразие фактов, событий, есть реальная история каждого отдельного человека, есть история искусства, языка, традиции, есть история Египетской, Вавилонской, Персидской, Македонской, Римской империй, по единой мировой истории нет. Поэтому история не имеет какой-либо цели, у нее нет каких-либо тенденции плп направлений развития, исторической необходимости, ведущей нас к прогрессу. Считать, что история прогрессирует, значит полагать, что она движется к некой цели но определенным объективным законам. Л это псторпцпзм. Поэтому бессмысленно искать какой-то мифический, фиктивный «смысл истории», утверждает К. Р. Поппер'0.
По-своему философ понимает и тенденцию. Он не считает понятия «закон» п «тенденция» однонорядковымп. Тенденция это не закон, а всего лишь некоторое направление движения (например, рост народонаселения, технический прогресс), некое единообразие исторической последовательности плп обыкно


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь